Сейчас: 25.06.2017, 03:09





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение Совфарфор
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 10:19 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Куманец. Автор Т. Н. Демченко, П. П. Биляк. Опошня 1954 г.



DSC00275.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 10:21 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Жанровая скульптура "Всадники". Автор А. Ф. Селюченко. Опошня 1973 г.



DSC00274.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 10:23 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Макитры. Автор Н. Я. Мельниченко, Л. П. Маркова. Опошня 1973 г.



DSC00270.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 10:25 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Вазочки. Автор Н. Н. Киселева. Опошня 1972 г.



DSC00272.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 10:28 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Графин с кружечкой. Автор Ф. М. Чирвенко. Опошня, конец XIX века.



DSC00273.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 10:31 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Жанровая скульптура "Молодиці". Автор А. Ф. Селюченко. Опошня 1973 г.



DSC00277.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 10:33 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Жанровая скульптура "Хлебороб". Автор Н. Г. Пошивайло. Опошня 1974 г.



DSC00271.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 10:43 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фигурный сосуд "Баран". Автор В. О. Омельяненко. Опошня 1974 г.



DSC00279.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 30.07.2012, 15:08 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 18:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Пепельница. Опошня. Завод "Художній керамік" 1976 г.



DSC00280.JPG

DSC00281.JPG

DSC00282.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 01.08.2012, 12:34 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 18:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Остап Семенович Ночовник (1853-1913).

(Ночивник-Носик) - одна из самых интересных и загадочных личностей в истории украинской народной керамики. Его творчество относится к опошнянской школе: село Городские Мельницы, где жил знаменитый мастер, является пригородом Опошни, который вместе с окрестными селами и хуторами составляет единый крупный очаг гончарного промысла Полтавщины.

Даже название села (оно раскинулось на берегу Ворсклы) свидетельствует о тесной связи с Опошней, расположенной вверху на холмах: в древности, когда Опошня была большим казацким городком, на этом месте стояли водяные мельницы Опошни. Поселение, возникло позднее, сохранило название местности и стало одним из известных (прежде всего мисками) центров гончарства, органически связанным с Опошней.


4612.jpg
О жизни Остапа Ночовника сведений почти не сохранилось. В литературе найдете упоминания, которые требуют проверки, об участии в выставках, о приобретении его работ одним из парижских музеев, о том, что произведения мастера есть в Вене.

Сын Остапа Аврам также был гончаром. В Полтавском краеведческом музее хранится несколько его подписных тарелок, а в Государственном музее украинского народного декоративного искусства (Киев) - ряд выполненных вместе с отцом вещей. На донышке одного из подвазонников надпись зеленой глазурью: "Евстафий Ночовник и сын". Благодаря тому изделия удалось установить несколько общих изделий отца и сына - тыква, чайники и другие посудные формы.

Вероятно, что отец Остапа Семен тоже был гончаром. Это предположение вытекает из упоминания о двух Ночовниках в монографии И. Зарецкого "Гончарный промысел в Полтавской губернии" (1894).

Остап Ночовник был незаурядной творческой личностью. Среди его работ преобладают подсвечники, курильницы, странные сосуды с высоким носиком и ухом (так называемые "трубки"), изображения животных (баран) и птиц (петух, курица).

Гончарной посуды сохранилось немного (кувшины, подвазонники, тыквы, чайники).


4609.jpg
Большие по размеру изделия имеют чрезвычайно сложные прихотливые формы, вроде "скрывают" функциональное назначение вещи, превращая подсвечник в гигантское сказочное дерево, курильницу на фантастическое сооружение. В декоре преобладают характерные налепы - многолепестковые розетки с гравировкой и завитки, создающие богатую игру светотени, иллюзию вибрации поверхности, способствующую перетоку одной пластичной массы в другую.

Иногда на подсвечниках увидите изображение человеческой фигуры, оно почти сливается с основной формой. Птицы О. Ночовника имеют осложненный силуэт. Прослеживаем вариантность в решении туловища, шеи, хвоста, головы. Подставки соединяются с туловищем завитками, своеобразными "балясинами" круглым налепами или широкой ножкой тоже с завитками. Изделия покрыты бесцветной, зеленой или темно-коричневой глазурью.

Роспись лишь изредка дополняет налепы и лишена выразительности. Хотя техникой подглазурной контурной росписи Остап Семенович обладал довольно ловко, о чем свидетельствует декор столовой посуды, состоящий из обогащенных мелким "накапыванием" растительных мотивов. Один из кувшинов украшен свободно разбросанными "куриными лапками".

На первый взгляд, творчество Остапа Ночовника не связано ни с историей опошнянской керамики, ни с гончарством других регионов - так его пластика "выпадает" из общего процесса развития украинского народного искусства. Но это только на первый взгляд. Связи, хотя и косвенные, заметить можно.

Например, среди изделий Опошни начала XX вв. увидите курильницы виде церквей. Остап Ночовник делает их сложными, расширяя круг вариантов, что и обуславливает нетипичность его произведений. Это касается и зооморфной и орнитоморфной пластики, сюжетный строй которой традиционный, а в решении силуэта птицы или барана прослеживаются общие черты с тогдашней опошнянской скульптурой.


4610.jpg
Кроме упомянутых выше присущих только Ночовнику завитков и розеток, в декоре его изделий характерные для цеховой традиции глазурованной посуды вмятины и гравированные черточки. Позже - в 1950-80-х годов - эти элементы популярны в фигурных сосудах и скульптуре.

Встречаются в пластике мастера и типичные для здешних курильниц сквозные проемы. Что касается ассоциаций с работами гончаров других ячеек, то причудливые фантазии Остапа Ночовника во многом подобны изделиям П. Калашника с Хомутца на Полтавщине, подсвечников М. Тарасенко из Слобожанщины, а также в подсвечниках из Васильевки, приведенного исследователем гончарства Подолья А. Прусевич.

Однако все это отдельные общие черты. Потому что творчество Остапа Ночовника - явление исключительно самобытно. У талантливого мастера, по сути, не было ни предшественников, ни последователей. Даже его сын Аврам работал не так, как отец, а "как все", собственно, как группа представителей инновационного направления опошнянской керамики, связанной с земскими воздействиями на Опошню.

Не сразу узнается первоисточник, который стал импульсом для необычных пластических решений Остапа Ночовника. Не стоит ограничиваться ассоциациями с культовым металлом - подсвечниками, курильницы, дарохранительницами. Поиски аналогий выводят нас на тогдашнее профессиональное декоративно-прикладное искусство (образцы мастер мог видеть на выставках, в которых регулярно участвовал).

Стилистически, как справедливо отметил Александр Найден, творчество А. Ночовника является примером своеобразной проекции стиля модерн. Юрий Лащук ее истоки связывает с барокко. Противоречия здесь нет: барочная традиция, особенно на Левобережье, была сильна в народном сознании. Ночовнику удивительным образом удалось соединить ее с установками модерна. Без "памяти" о барокко его освоение модерна было бы просто невозможно.


4611.jpg
Если у некоторых опошнянских гончаров связь с модерном оказалась на уровне заимствований отдельных мотивов декора или приемов (Федор Чирвенко, Емельян Ковпак, Иван и Игнат Гладиревские), то у Остапа Семеновича видим личностную интерпретацию стиля. Он почувствовал внутреннюю сущность модерна и передал "настроение" профессионального декоративно-прикладного искусства излома веков, что проявилось в живописности композиций, построенных на сопоставлении гибких линий, в частичном нарушении симметрии, своеобразной фиксации движения пластических масс.

Главная причина появления "феномена Остапа Ночовника" (удачное выражение Юрия Лащука) в том, что народный мастер, почувствовав требования заказчика - Полтавского земства, которое активно поддерживало опошнянский промысел, - начал работать индивидуально. Имея большой природный талант, он стал настоящим художником, тогда как менее одаренные мастера в подобной ситуации эклектично объединяли различные воздействия.

Остап Семенович разработал ряд приемов, своеобразных "канонов" (подчеркиваем: собственных), которые повторяются в разных местах, но повторяются в значительном количестве вариантов.

Такой сплав мышления народного мастера с индивидуальным мировосприятием и дал миру "феномен Ночовника".

По материалам статьи Елены Клименко, кандидата искусствоведения.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.