Сейчас: 22.06.2017, 17:13





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Императорский стекольный завод.
Сообщениеlorik » 01.05.2012, 10:42 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Завод был построен в 1735 году Виллимом Эльмзелем на берегу Фонтанки. Сюда были переведены инстру­менты и мастера Ямбургского завода. В 1738 году за­вод перешел в казенное управление. В первые годы здесь работало всего 33 человека, занимавшихся обра­боткой стекла: точкой, полировкой, шлифовкой и гра­вировкой. Резную мастерскую возглавляли ставшие ма­стерами Василий Пивоваров и Дементий Войлоков. С 1736 года работал здесь приезжий мастер Крестьян Ферштель с подмастерьем сыном Иоганном.

Составлял «стекольную материю» Иоганн Шот, которого вскоре заменили русские мастера Корней Шахов и Иван Конерев. Последний мог составлять «всякого звания хрус­таль и сверх того, кроме красной, черную, белую, ва­сильковую и вишневую материю». В середине столетия завод значительно расширился. Здесь были две печи для «варения материи» и одна для мозаичных стекол. «Составлял материю» Иван Конерев, а затем к нему присоединился Петр Дружинин, прошедший обучение на Усть-Рудицкой фабрике М. В. Ломоносова и знав­ший рецептуру мозаичных составов. Резьбой стеклян­ных изделий занимались 9 человек во главе с мастерами Василием Пивоваровым и Йозефом Пилыцем.

Завод специализировался на производстве художественных из­делий, которые выполнялись по заказам двора и част­ных лиц. Часть продукции продавалась в специальной лавке на Невской «першпективе», а затем в «итальян­ском магазине». В 1774 году завод был переведен в село Назью близ Шлиссельбурга. В Петербурге была остав­лена лишь мастерская для шлифовки и полировки зер­кал и гравировки посуды.

В 1777 году предприятие было отдано «в вечное и потомственное владение» князю Г. А. По­темкину, который перевел его в село Озерки близ Пе­тербурга. В 1792 году завод снова перешел в ведение казны и стал именоваться Императорским. К этому времени там уже работали 234 человека. Завод специа­лизировался на производстве художественных изделий для двора и отчасти для внутреннего рынка. Здесь ва­рили, помимо бесцветного стекла, еще и «фиолетовую, алую, бирюзовую, желтую, зеленую, синюю, мрамор­ную и костяную материю».

Ремесленную часть завода возглавлял талантливый русский мастер Ефрем Карамышев, начавший свой послужной список с ученика под­водки стекол, а в 1800 году «за усовершенствование ху­дожеств» пожалованный коллежским советником. Он дважды и подолгу бывал в Англии, где обучался химии и минералогии, принимал участие в проектировании но­вых стекольных заводов в России, «убирал» стеклом комнаты Царскосельского, Таврического и Михайлов­ского дворцов. В это время изделия завода, выполнен­ные как из бесцветного, так и цветного стекла, украша­лись преимущественно золотой росписью. К гравиров­ке прибегали сравнительно редко и главным образом для отражения важных политических событий. Веду­щим резным мастером был в это время Василий Бара­шевский, которому помогали три подмастерья. Масте­рами «золочения посуды» были Василий Солодовников и Петр Неупокоев, под руководством которых работали 24 живописца.

Изготовляли на заводе также и детали осветительных приборов: люстр, ламп, жирандолей.

В начале XIX столетия Императорский стекольный завод находился в общем управлении с фарфоровыми. После проведенной в 1804 году реорганизации размеры его были несколько сокращены. В новом штате мастеровых предусматривались только шесть выдувальщиков, два подмастерья шлифовки и гравировки да мастер и под­мастерье живописи и золочения.

С этого времени завод переключился на изготовление уникальных произведе­ний для убранства царских резиденций, а также для подношений высоким особам.

Для проектирования форм изделий приглашались известные архитекторы А. Н. Воронихин, Тома де Томон, К. И. Росси. С 1806 по 1848 год рисунки ваз и канделябров составлял И. А. Иванов. В начале века на заводе было налажено произ­водство свинцового хрусталя. Обработкой парадных граненых изделий занимались мастера Карамышев, Мо­хов, Елисеев. Большие вазы с резными фигурами делали мастера Юрасов, Веселкин и Ротманов.

После 1861 года Императорский завод испытал большие затруднения и перешел на производство простой оби­ходной посуды для двора. В 1890-х годах слит с фарфо­ровым заводом, в качестве отделения которого просу­ществовал до 1917 года.

"Русская керамика и стекло 18-19 веков" Т.И. Дулькина, Н.А. Ашарина


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Императорский стекольный завод.
Сообщениеlorik » 01.05.2012, 11:21 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.

DSC08757.JPG

DSC08758.JPG

DSC08759.JPG

DSC08760.JPG

DSC08761.JPG

DSC08762.JPG

DSC08763.JPG

DSC08764.JPG

DSC08765.JPG

DSC08766.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Императорский стекольный завод.
Сообщениеlorik » 01.05.2012, 11:23 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.

DSC08768.JPG

DSC08767.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Императорский стекольный завод.
Сообщениеw-bronze » 05.11.2012, 17:59 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 15.10.2012, 17:39
Сообщения: 12
Страна: Россия
Город: Москва
Поблагодарили: 1 раз.
Ваза "Виноградная Лоза". Двухслойное (полихромное и бесцветное) стекло, резьба, травление, матирование. Россия, Императорский Стекольный Завод, 1915 год. Н=32 см. На основании выполненная в технике травления сигнатура: "Н II под короной 1915".
"Вазы из многослойного хрусталя, созданные мастерами Императорского стеклянного завода «по способу Галле», украшали личные апартаменты императрицы Александры Федоровны в Зимнем и Александровском дворцах. Декоративные вазы из многослойного стекла изготавливались на Императорском стеклянном заводе только по Высочайшим заказам, они включались в число ежегодных подношений Императорскому Двору к праздникам Св.Рождества и Св.Пасхи. Как правило, хрустальные вазы выполнялись в единичных экземплярах и впоследствии не копировались.""""
Именно по этому Все вазы которые сохранились до наших дней выполнены по технике Галле стоят больших денег.
В продаже их не было. Били предметы ИСЗ которые были рядовыми и продавались в Магазине. Если Вам это интересно то могу предоставить статью про ИСЗ.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
Венскаябронза.рф


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Императорский стекольный завод.
Сообщениеlorik » 06.11.2012, 11:16 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
w-bronze писал(а):
Если Вам это интересно то могу предоставить статью про ИСЗ.


Конечно интересно


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Императорский стекольный завод.
Сообщениеw-bronze » 06.11.2012, 16:36 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 15.10.2012, 17:39
Сообщения: 12
Страна: Россия
Город: Москва
Поблагодарили: 1 раз.
Императорский стеклянный завод в XVIII и XIX вв

До начала 1770-х гг. заказы императорского двора выполнял Петербургский казенный стеклянный завод.
Однако, в начале 1770-х гг. он был ликвидирован, и его место поставщика двора занял стеклянный завод близ Шлиссельбурга на реке Назье, где еще в петровское время существовали казенные кожевенные, медные и лесопильные заводы.

Управление лесопильного и стекольного (основанного в середине столетия и производившего оконное стекло и стеклянную посуду) завода было сосредоточено в одних руках – ими владел Лилиенталь.

В 1777 году завод по указу Екатерины II был передан в аренду Г. Потемкину, который перевел завод в Озерки на земли Александро-Невского монастыря. Потемкин обязался снизить цены на некоторые виды продукции, давать хорошее жалование мастерам и расширять производство, а, кроме того «привесть все художества, принадлежащие до сего завода, в лучшее совершенство». После смерти Потемкина в 1792 году предприятие вернулось в ведение казны, завод был отдан под общее управление с Императорским фарфоровым заводом и с этого времени стекольный завод стал также именоваться императорским.
В начале XIX века Императорский стеклянный завод испытывал значительные материальные затруднения. Расходы на содержание штата мастеров, необходимых для выпуска высококачественной продукции по заказу двора обременяли бюджет завода; в результате он не мог изготовлять ординарную продукцию не только дешевле, но и по ценам частных заводов, а, следовательно, не мог с ними конкурировать.
В 1802 году его директор Юсупов был уволен, а заводы переданы в управление Кабинета. Управляющий Кабинетом Д.А. Гурьев, в ведение которого поступил завод, решил реорганизовать управление, по-новому распределить рабочие силы и упорядочить оплату труда. Новое положение и штат были утверждены Александром I 13 февраля 1804 года.
В дальнейшем в управлении завода в течение первой трети XIX века значительных изменений не происходило. Новые штаты, не намного отличавшиеся от прежних, были утверждены в 1835 году.
В середине XIX века Императорский стеклянный завод оставался под управлением Кабинета, в 1844-1848 гг. он был отделен от фарфорового завода и имел своего директора; с 1848 по 1867 заводы снова были объединены. В 1851 году было закрыто зеркальное отделение, а в 1856 году появилось новое мозаичное отделение, смальты для которого производил завод.
Завод по-прежнему не только приносил доходов, но и требовал, несмотря на значительные льготы и снабжение дровами с казенных дач и дотаций от правительства. Дефицит покрывался Кабинетом под предлогом оплаты за поднесенные ко двору вещи; это продолжалось до 1853 года, когда было принято решение оплачивать штат, а остальные расходы покрывать из сумм, полученных от продажи изделий.

Свои изделия Императорский завод продавал через специальный магазин, существовавший до 1856 года, а позже сбывали при посредстве английского магазина «Никольс и Плинке», существовавшего в Петербурге. Помимо продажи через магазин, вещи отправлялись на Нижегородскую ярмарку, а, кроме того, за границу, в страны Переднего Востока (для этого изделия выполнялись специально «в восточном вкусе»).

В первой трети XIX века художественная продукция Императорского завода занимала ведущее место, хотя в изготовлении посуды серьезную конкуренцию составляли частные заводы.

Вне конкурса шли крупные декоративные изделия, предназначавшиеся для дворцовых интерьеров. К работе по составлению проектов этих вещей активно привлекались архитекторы: В 1804 – 1813 гг. проектирование стеклянных изделий на заводе занимался архитектор Тома де Томон (1754-1813); после него, до 1819 года – К.И. Росси (1775-1849), а также архитектор И.А. Иванов (1779-1848).

Однако изготовление дорогих крупных декоративных изделий по заказу двора не приносило Императорскому заводу должной прибыли.

Реформа 1861 года пошатнула положение Императорского завода, где большое количество рабочих было из крепостных.

Управление завода, опасаясь, что освобожденные от обязательного труда рабочие покинут завод, предприняла ряд мер, чтобы из удержать: им обещали сохранить дома с участками земли, учредили вспомогательную кассу, общеобразовательную школу для детей рабочих, из которой лучшие ученики поступали в заводское училище, где обучались за казенный счет, а самые талантливые из них направлялись в Академию художеств также за заводской счет.

Все эти мероприятия удерживали рабочих на заводе, но пагубно сказывались на бюджете завода, тем более что производительность труда была низкой, а попытка перейти на сдельную оплату не увенчалась успехом.

Во второй половине XIX века плохой сбыт рядовой продукции и уменьшение государственных дотаций привели к тому, что в 1862 году завод было решено продать, а так как покупателя не нашли, были приняты меры по удешевлению производства и снижению розничных цен на массовую продукцию: свинцовый хрусталь для большей части продукции был заменен известково-содовым стеклом. Это привело к уменьшению себестоимости изделий; заказы двора на простую посуду для обихода, ранее передаваемые частным заводам, получавшим от них значительную прибыль, также стали теперь выполняться Императорским заводом. К 1865 году завод вышел из кризиса, хотя и за счет ухудшения качества своих изделий.

Улучшению положения завода способствовал В. Книпер, который был его директором с 1863 по 1890 когда стеклянный завод был слит с фарфоровым и переведен на его территорию. Стеклянное отделение при Императорском фарфоровом заводе существовало до 1917 года.

_________________
Венскаябронза.рф


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.