Сейчас: 22.06.2017, 17:14





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Книги, каталоги по стеклу и хрусталю
Сообщениеlorik » 14.02.2011, 22:51 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фаина Петрякова альбом "Современное украинское художественное стекло" Киев, "Мистецтво" 1980 г.


DSC04311.JPG

DSC04312.JPG

DSC04313.JPG

DSC04314.JPG

DSC04315.JPG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги, каталоги по стеклу и хрусталю
Сообщениеvillar » 26.08.2012, 16:17 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 18:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Книга "Стекло и художник". Автор В. Ф. Рожанковский. Издательство "Наука". Москва 1971 г.


DSC00608.JPG

DSC00609.JPG

DSC00610.JPG

DSC00611.JPG

От автора:

Современные проблемы художественного стеклоделия рассматриваются в данной работе на наиболее распространенных видах изделий: массовой бытовой посуде, декоративных предметах для интерьера и мелкой пластике. Как особая отрасль декоративноприкладного искусства они составляют некое органическое целое. Все эти виды тесно связаны между собой общими условиями производства, как правило, создаются одними и теми же художниками и воспроизводятся на одних и тех же предприятиях. Тем не менее оказывается целесообразным рассматривать каждую из приведенных групп вещей по возможности отдельно, для того чтобы яснее показать их специфику в связи с общественной, художественной и экономической значимостью каждой из них.

Хронологические рамки книги взяты намеренно широко, они включают в круг исследования те явления, которые положили начало новому современному стеклу и приходятся на 80 — 90-е годы прошлого столетия. Исследование завершается разбором произведений середины 60-х годов XX века.

Отечественная искусствоведческая литература небогата работами, посвященными специально стеклу.

По первому этапу нового развития русского стекла можно назвать только одно большое издание, выпущенное в ознаменование 150-летия завода в Никольске. Фактически это славословие аристократическим владельцам предприятия, хотя здесь и можно почерпнуть некоторые данные о состоянии художественного стеклоделия того времени.

В 20-х годах А. А. Федоров-Давыдов в связи с изучением общей проблематики русского искусства промышленного капитализма первым приводит конкретный материал по стеклу того периода .

Десятилетие спустя трибуной для выступлений по вопросам художественного стекла стали журналы «Стекольная промышленность» и «Керамика и стекло». В них, среди материалов чисто технического характера, помещались краткие сведения об отдельных событиях в области художественного стеклоделия. Серию этих статей открыл Г. А. Рудин в первом номере журнала «Стекольная промышленность» за 1939 год программно-агитационной статьей «Развернуть производство художественного стекла». Автор верно нарисовал обстановку, сложившуюся в конце 30-х годов, когда в связи с достигнутым стекольной промышленностью техническим уровнем реально стал в опрос об организации выпуска высокохудожественных изделий. В следующих номерах освещались мероприятия по решению этих задач. Статья Н. Н. Качалова «Художественное стекло и опыт его производства» подытоживает этот период в советском стеклоделии, когда утвердился интерес к искусству стекла в самой широкой художественной практике и развернулись соответствующие научно-технические изыскания.

С конца 40-х годов ряд художественных журналов стал уделять значительно больше внимания стеклу. Актуальные вопросы художественного стеклоделия широко и последовательно освещаются в журнале «Декоративное искусство СССР». С того же времени советское художественное стекло становится предметом обстоятельных монографических исследований, ему посвящаются отдельные главы в книгах по более широким темам. Коллективный труд четырех известных специалистов — архитектора Е. А. Левинсона, художника Б. А. Смирнова, искусствоведа Б. А. Шелковникова и инженера Ф. С. Энтелиса относится к 1953 году. Время написания этой книги наложило на нее свой отпечаток. Но в части, касающейся технологии, выразительных особенностей, традиций и тенденций эстетических поисков стекла на данном этапе, она сохранила значение многостороннего и глубокого исследования.

Н. Н. Качалов в большой научно-популярной книге «Стекло» увлекательно рассказывает об этом материале, его истории, технологии и современной механизации массового производства стекла в Советском Союзе. Отдельная глава книги посвящена советскому художественному стеклу. События и факты здесь изложены с возможной полнотой, также привлечен большой материал в виде иллюстраций произведений различных видов художественного стекла.

Новым словом в изучаемой области явился труд С. М. Темерина. Ставя себе задачу дать общую картину развития русского прикладного искусства за советские годы вплоть до середины 50-х годов, автор справедливо задерживается больше на других видах изделий, художественному стеклу же, менее ярко и своеобразно проявившемуся в то время, отводит меньше места. Научная систематизация материала и обобщающие выводы составили ценное ядро его исследования.

Работе, проделанной тремя годами спустя Е. И. Батановой и Н. В. Вороновым, сопутствовала удача. Авторы избрали здесь более широкий круг вопросов, включив в исследование, кроме сортовой посуды и декоративных изделий, парфюмерное и тарное стекло, стеклянную бижутерию, стекло в скульптуре, монументальнодекоративном искусстве и архитектуре. В их книге советское художественное стекло впервые рассматривается на изделиях, изготовленных не только в РСФСР, но и в союзных республиках.

Все эти публикации трактуют отечественное искусство стекла оторванно от развития зарубежного стеклоделия.

Настоящее исследование имеет целью показать достижения и новые качества советского стекла как важного вида прикладного искусства. Наше стекольное дело все больше укрепляется в этом качестве в настоящее время и благодаря расширению международного культурного сотрудничества. Становится очевидным, что в изучаемой области происходит взаимообогащающий обмен ценностями, причем значение вклада советских художников все возрастает.

В связи с поставленной задачей приводятся сведения по современному состоянию художественного стекла за рубежом. Излагаемый материал, разумеется, не исчерпывает всех его проблем, так же как и не претендует на географическую полноту. Дается лишь общий обзор, позволяющий путем сопоставлений с работами наших художников выявить своеобразие советских произведений, а также очертить явления, которые представляют определенный познавательный и исторический интерес.

Автор использовал доступную ему часть более богатой иностранной литературы по художественному стеклу. Привлекалась специальная периодика и монографические работы, приведенные ниже в библиографическом списке. Многие журналы и книги претендуют на интернациональное значение, однако они не лишены тенденциозной ограниченности, проявляющейся в недостаточном освещении знаменитого чехословацкого стекла и почти полном игнорировании советского.

Работа строилась также с помощью материала и публикаций о многочисленных общих и специальных выставках. Для судеб стекла, изучаемого в I главе, существенное значение имели Всемирные выставки 1884 и 1890 года в Париже. Они стали своеобразными салонами, в которых проверялось отношение к новым произведениям стекла широкой публики.

В промежутке между двумя мировыми войнами весьма значительную роль в оживлении творческой работы художников стекла сыграли Всемирные выставки 1925 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. На последней впервые за границей экспонировалось советское художественное стекло. С 1933 года стекло составляет большие разделы миланских Триеннале — организующихся каждые три года международных смотров современного декоративно-прикладного искусства.

После окончания второй мировой войны международная выставочная деятельность разрослась до небывалых размеров. Сейчас советское художественное стекло экспонируется ежегодно на примерно 40 международных выставках и ярмарках.

Следует отметить особо важные для изучаемой темы выставки в Советском Союзе. Очередные достижения художественного стекла в нашей стране находят свое отражение на периодически устраиваемых Всесоюзных выставках декоративно-прикладного искусства. В 1963 году состоялась первая в истории отечественного стеклоделия специальная выставка, в которой приняли участие своими произведениями 15 художников и мастеров стекла. Вслед за ней стали открываться выставки изделий ведущих стекольных заводов.

Из зарубежных выставок в Москве особый интерес представляла выставка 1958 года «Чехословацкое стекло». На других выставках наша общественность ознакомилась со стеклом ГДР, Югославии, Польши, Франции, Финляндии, Норвегии и других стран.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.