Сейчас: 20.10.2017, 17:35





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Агитфаянс: авторы и клейма.
Сообщениеlorik » 03.06.2011, 16:10 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фаянс и керамика довоенного периода, особенно агитационного и вообще тематического содержания, давно вошли в сферу собирательского интереса музейных работников. А в последние годы обратили на них внимание и коллекционеры.


34.jpg
Обычно, когда речь идет об агитационно-массовом и так называемом "производственном" искусстве 1920- 1930-х годов, то едва ли не в первую очередь называют фарфор. Именно агитационный фарфор прочно занял свою нишу в рамках нового стиля, который нередко ассоциируется с понятием "русский авангард". Даже знаменитые "патриотические фаянсы", выпускавшиеся в эпоху Великой французской революции в небольшом городке центральной Франции Невер, сравнивают именно с агитационным фарфором, а не с фаянсом. В существующей литературе "агитационный фаянс" также практически не представлен. Исключение составляет монография Е. А. Бубновой "Конаковский фаянс", III глава которой, посвященная периоду с 1918 по 1945 год, слегка затрагивает эту тему.

Между тем агитационная тематика, хотя и в значительно меньшей степени, чем в фарфоре, встречается на изделиях, исполненных из фаянса, майолики и даже самой простой керамики (обожженной глины - терракоты). Причем в отличие от фарфора, в фаянсе эти предметы (посудные формы), как правило, декорированы механическими способами: трафарет с аэрографом, печать, реже деколь, а в 1930-е годы и фотокерамика, - так как были рассчитаны на массовое производство. Тиражировалась и скульптура, выпускавшаяся в этих материалах.


35.jpg
Может быть, отчасти именно поэтому сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, эти изделия встречаются значительно реже, чем прославленный агитационный фарфор. Возможно, сыграло свою роль и традиционное отношение к фаянсу как более дешевому бытовому материалу. Фаянс и керамика довоенного периода, особенно агитационного и вообще тематического содержания, давно вошли в сферу собирательского интереса музейных работников. Тем более что время от времени встречаются весьма любопытные - и с исторической, и с художественной точки зрения - экземпляры. В последние годы наметился интерес к тематическим фаянсовым изделиям 1920 - 1930-х годов и среди коллекционеров.

Если в создании агитационного фарфора инициатором выступил бывший Императорский фарфоровый завод, переименованный после октябрьской революции в Государственный фарфоровый завод, то первые фаянсовые изделия агитационной направленности были исполнены на бывшем фаянсовом заводе Ауэрбаха, основанном еще в 1809 году в селе Кузнецово Тверской губернии. В 1870 году предприятие приобрел известный промышленник М.С. Кузнецов, и оно стало именоваться Тверской фабрикой. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР 28 июня 1918 года Кузнецовская фабрика в Тверской губернии была национализирована, и в ее названии появилось слово "Государственная". В 1924 году Тверской фабрике присвоили имя М. И. Калинина, и она стала называться "Тверская фарфорофаянсовая фабрика имени М. И. Калинина в Кузнецове". Наконец, в 1931 году, в связи с переименованием города Тверь в Калинин, а поселка Кузнецово - в Конаково, предприятие получило сначала название "Конаковская фаянсовая фабрика имени М. И. Калинина", а затем, с 1937 года - "Конаковский фаянсовый завод имени М. И. Калинина". Завершая этот краткий исторический экскурс, напомню, что до 1929 года на фабрике помимо фаянса, выпускались изделия из фарфора и полуфаянса. После реорганизации она стала специализироваться исключительно на фаянсовых и майоликовых изделиях.

В 1920-х годах ассортимент продукции и ее облик на Тверской фабрике по-прежнему оставались кузнецовскими. Если в начале этого периода и были исполнены отдельные предметы агитационного характера, то они или не сохранились вовсе, или пока остаются для нас неизвестными. Возможно, к ранним произведениям относится курительный прибор с фигурой красноармейца, выполненный, скорее всего, старым заводским мастером по традиционным кузнецовским канонам: фигура красноармейца опирается на ствол дерева, который служит сигаретницей, рядом спичечница (собрание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства - ВМДПиНИ). Интересно отметить, что подобный курительный прибор с фигурой красноармейца, основанный по старой форме, выпускался в то же время на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, также входившем до революции в Товарищество М. С. Кузнецова.


36.jpg

37.jpg

38.jpg
В своей монографии Бубнова упоминает несколько декоративных блюд на тему "Север", выполненных мастером М. Овчинкиным для воспроизведения в технике аэрографа по трафарету и находившихся в момент написания книги у него в доме. Она датирует их 1920-ми годами. В экспозиции ВМДПиНИ представлены три блюда из этой серии. Не исключено, что это те же самые экземпляры, попавшие позднее в музей от родственников художника. Судя по характеру росписи, способу декорирования и присутствующим в композиции "рисунков" самолетов, они были исполнены в ознаменование известного беспосадочного перелета Москва - Северный полюс - Ванкувер (США), совершенного в 1937 году летчиками В. П. Чкаловым, Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Агитфаянс: авторы и клейма.
Сообщениеlorik » 17.06.2011, 21:44 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
В становлении нового, советского стиля в фаянсе большую роль сыграл художник Исидор Григорьевич Фрих-Хар, пришедший на Тверскую фабрику в 1926 году. Совершенно новый для него материал - фаянс - во второй половине 1920-х годов выдвигается в его творчестве на первый план. В собрании Государственного музея Керамики ("Кусково") хранится фаянсовая ваза с рельефной надписью: "Весна человечества". "1917", датированная 1927 годом (на дне авторская метка "ИФ" и дарственная надпись с датой). Это едва ли не самое раннее из известных сохранившихся произведений Фрих-Хара, исполненных в фаянсе. Ему же принадлежит сухарница с изображением серпа и снопов на фоне "хлебного поля". В коллекции Государственного музея Керамики ("Кусково") находится более качественный, хорошо проработанный экземпляр, скорее всего, один из авторских.

Публикуемая сухарница из собрания ВМДПиНИ носит упрощенный, явно тиражный характер. Все представленные предметы, как и другие хорошо известные работы Фрих-Хара 1920-х годов, не предназначенные для массового производства; скульптуры "Шашлычник-узбек", "Старый город, Туркестан"; торшер "Негр под пальмой", - весьма далеки от натурализма и салонной красивости, но при этом очень декоративны и, что особенно важно, "сделаны" в материале.


233.jpg

234.jpg
В начале 1930-х годов массовым тиражом выпускался также кувшин "Трактористка". Помимо экземпляров, хранящихся в заводском музее, есть экземпляры в Государственном музее Керамики ("Кусково") и в частной коллекции А. А. Добровинского.

В собрании Государственного музея Керамики находятся также тематические скульптуры: "Девушка и красноармеец", "Пионерка, кормящая кур", "Сидящий матрос", - исполненные Фрих-Харом в это же время. Помимо тиражируемых изделий он создал и несколько значительных выставочных произведений, в том числе барельеф "Перед Ленским расстрелом" (1930-1931) и многофигурную композицию "На южном фронте. Перед наступлением (Полевой штаб Красной Армии на маневрах)" (1932). Обе работы в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

На протяжении 1930-х годов на Тверской фабрике предпринималось несколько попыток переломить ситуацию и ввести в ассортимент выпускаемой продукции новые по тематике произведения. В 1930-ом году в качестве штатного художника на работу была принята молодая керамистка С. Б. Прессман, только что окончившая ВХУТЕИН. Во время учебы она неоднократно бывала на практике в Конакове и хорошо знала производство.

За три года работы на заводе Прессман исполнила целый ряд актуальных по тематике произведений, большинство из которых выпускалось значительным тиражом: скульптуры "Первое радио" и "Ликбез", декоративные тарелки "Спорт", "Пионеры", "Пляска" и др. О тарелках хотелось бы сказать особо, так как они до сих пор сохранились во многих домах, и к тому же необычны по технике исполнения и потому легко узнаваемы.

В их декорации художница использует не традиционную роспись, а отталкиваясь от техники перегородчатой эмали, создает рельефный контурный рисунок, заполняя - как бы заливая - его отдельные фрагменты керамическими эмалевыми красками без применения традиционного кистевого мазка. Известно около десяти различных тематических блюд Прессман, исполненных в подобной технике.


236.jpg

237.jpg
Концом 1920 - началом 1930-х годов датируются три футляра для детекторных радиоприемников, находящиеся в собрании ВМДПиНИ. Причем, у одного из них сохранился не только сам корпус, но и крышка, в которую вмонтирована рукоятка с перемещающейся по шкале стрелкой. Корпус украшен силуэтами верблюдов и пальм на фоне песчаных барханов, дополненными надписью: "От Москвы до Явы". Два других экземпляра "украшают" изображения на тему "Ликбез по радио", также идеально соответствующие утилитарному назначению самих изделий. Все сюжеты исполнены в технике аэрографа по трафарету, свидетельствующей об их если не массовом, то тиражном производстве.

Характер рисунков на одном из "радиоприемников" - головки представителей различных национальностей с наушниками, исполненные в профиль, свидетельствует о возможном авторстве все той же Прессман. Скорее всего, ею же сделана и форма самих футляров, так как в указанный период она была единственным профессиональным штатным скульптором нового поколения, работавшим на заводе, и созданные утилитарные предметы, предназначенные для массового тиражирования, решала преимущественно в духе модного тогда конструктивизма.

Важным, если не решающим этапом в истории завода стала организация в 1934 году первой художественной лаборатории во главе с Фрих-Харом. В нее вошли художники яркой творческой индивидуальности, получившие солидное художественное образование еще до октябрьской революции 1917 года и создавшие к тому времени немало интересных произведений - В. А. Фаворский, И.С. Ефимов, С. Д. Лебедева, И. М. Чайков, Г. И. Кепинов, а также молодые выпускники уже советских вузов: И. Л. Слоним, А. Зеленский, окончившие ВХУТЕМАС, М. П. Холодная , учившаяся в Киевском художественном институте, и В. А. Бесперстова, пришедшая на завод после ленинградской Академии художеств. Большинство из них впервые обратилось к керамике и не имело, или почти не имело, знаний в области технологии фаянса и специфики его как материала.

Из перечисленных художников и скульпторов только Холодная, ставшая супругой Фрих-Хара, осталась работать на заводе, прочно связав свое творчество с фаянсом. Деятельность остальных ограничивается коротким периодом с 1934 по 1935 - 1936 годы (исключение составляет только Ефимов, исполнивший на заводе несколько работ еще в 1927 году) и носит скорее экспериментальный характер: художники решали задачу обновления заводского ассортимента посуды с учетом специфики массового производства и его возможностей. Поэтому большинство рисунков делалось для выполнения способом аэрографа по трафарету, что определило их силуэтный характер, известную бедность колорита, часто монохромность изображений.


235.jpg

236-2.jpg
Деятельность художественной лаборатории Конаковского завода в 1930-х годах может стать темой серьезного самостоятельного исследования, а в этой статье хотелось бы только отметить, что работ, имеющих откровенно агитационную направленность или отражающих свершения молодого советского государства на трудовой ниве, в художественных разработках лаборатории очень мало. С некоторой натяжкой к таковым могут быть отнесены: фруктовница С. Лебедевой, "увенчанная" фигуркой девушки-спортсменки с мячом в руках (1934), отдаленно напоминающей известную скульптуру Н. Данько "Баскетболистка", "Телятница" М. Холодной (1934), "Эпроновец" И. Чайкова (фигура водолаза, держащего в руках модель корабля. 1934) и некоторые др.

Тем не менее, даже непродолжительная деятельность замечательных художников первой лаборатории на заводе принесла свои плоды. Кузнецовской продукции они противопоставили свои свежие, близкие к жизни, полные радостного мироощущения произведения, изменив само отношение к промышленному искусству.

В 1936 году в Конаково был приглашен художник-керамист Т. З. Подрябинников, имевший к тому времени значительный опыт работы на фарфоровых предприятиях. Наряду с применением подглазурной росписи растворами солей, которой он увлекся, начиная с 1927 года, Подрябинников изучал на Конаковском заводе технику декорирования фаянса печатными рисунками. Именно в этой технике "оформлены" столовый сервиз "Волга-канал" и ряд изделий, исполненных к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года.


238.jpg
Тверская фабрика на протяжении 1920 - 1930-х годов оставалась главным, но не единственным поставщиком художественного фаянса. Фаянс вырабатывали все три фарфорофаянсовые фабрики, входящие в Новгубфарфортрест: Бронницкая - "Пролетарий", с 1930-го года выпускавшая исключительно фарфор, Волховская - "Коминтерн" и Грузинская - "Красный фарфорист". В 1924 году в Центрофарфортрест, в который к этому времени входило большинство фарфорофаянсовых предприятий и Тверская фабрика в том числе, была передана Песоченская (Песочненская) фаянсовая фабрика (Ст. Песочная, Брянский округ, Западная область).

До революции она также принадлежала М. С. Кузнецову, а после по территориальному признаку была включена в округ бывших Мальцовских заводов, что , кстати, нашло отражение и в ее марке: заглавные буквы "Г", "М" и "З" расшифровываются как "Государственные Мальцовские Заводы". В первом номере журнала "Антиквариат" опубликовано блюдо с надписью: "Школа фабзавуч при Песоченской фаянсовой фабрике", в декоре которой использована, наряду с аэрографом, техника фотопечати. "Агитационное" блюдо, иллюстрирующее эту статью датировано 1926 годом. Находится в частной коллекции.

Эльвира Самецкая

Журнал "Антиквариат"


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.