Сейчас: 24.06.2017, 20:22





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Мемориальное стекло и фарфор
Сообщениеvillar » 11.05.2011, 21:23 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 18:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Большой патриотический подъем в русском обществе в первой четверти XIX века вызванный Отечественной войной 1812 года, нашел широкое отражение в самых разнообразных областях искусства.
Наряду с живописцами, скульпторами, графиками мастера прикладного искусства также откликнулись на эти события, используя технические приемы и художественные решения, свойственные тому материалу, в котором они работали.
Искусство русского классицизма приобрело в эти годы особенное величие и торжественность. Тема триумфа воплощалась не только в монументальных сооружениях, но и в многочисленных бытовых предметов - декоративных изделиях, мебели, посуде.
Строгостью и одновременно парадностью и богатством отличались, например, изделия из хрусталя - вазы, бокалы, стаканы. В них видели не просто бытовые вещи, а предметы роскоши, украшение и гордость знатного дома. Великолепно отточенная разнообразная грань дополнялась в них обильной позолотой в виде широких ободков и поясов четкого классического орнамента. Это общая торжественность стиля прекрасно вязалась с прямыми откликами на недавние военные события, делала естественным перенесение темы войны и победы в декоративное искусство.
При этом мастера прикладного искусства широко использовали, перерабатывая их, произведения изобразительного искусства - знаменитые карикатуры Теребенева, Венецианова, Иванова, портреты героев войны, образцы аллегорической и декоративный скульптур.
В Государственном Историческом музее хранится большая коллекция предметов из фарфора и стекла, посвященная теме Отечественной войны 1812 года.

DSC04977.JPG
Многие из них украшены воспроизведениями карикатур на Наполеона и его армию. Выполненные в 1813-1814 годах, эти сатирические картинки широко распространялись в виде гравюр, обычно раскрашивавшихся от руки. На произведения прикладного искусства карикатуры перекочевали несколько позже - в 20-30-х годах XIX века.
Хороша коллекция стеклянных стаканов с гравированными карикатурами. На одном из таких стаканов воспроизведена карикатура Теребенева "Русский Сцевола". В центре композиции крестьянин, отрубающий себе руку с ненавистным клеймом Наполеона, которое накладывалось на пленных при зачислении их во французскую армию. Тонкими гравировальными колесиками мастер передает мельчайшие детали рисунка. В то же время сочетание матового изображения со сверкающей поверхностью хрусталя создает своеобразный декоративный эффект.
В фарфоре карикатуры воспроизводились иначе. В коллекции музея имеется прекрасный чайный сервиз завода Гарднера, относящийся к первой четверти XIX века. Сервиз прост и изящен. По белому фону на поверхности изделия даны полихромные карикатуры по рисункам Теребенева. Благодаря ярким и сочным краскам росписи и контрасту с белой блестящей поверхностью фарфора эти карикатуры приобрели большую выразительность. Хорошо чувствуя специфику фарфора, художник меняет композицию оригинала, обогащает ее новым живописным решением.

DSC04979.JPG
Ближе к графике - изображение карикатур на кружках молочного стекла. Здесь также применена яркая красочная роспись, но с ограниченной цветовой гаммой. Хороша кружка с теребеневской карикатурой на Наполеона. Яркими красками - синей, красной, черной - на ней изображен Наполеон, лихо отплясывающий русскую. Справа крестьянин подстегивает его кнутом, а слева молодой парень подыгрывает на дудке. Под изображением надпись: "Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши-ка, басурман, под нашу дудку". В такой же манере выполнены кружки с карикатурой И. Иванова "Наполеон формирует новую армию из калек и уродов", с карикатурным изображением бегства Наполеона на возке и т. д.
Несколько особняком стоит чайная чашка завода Гарднера с изображением проводов ополченца 1812 года. В немного наивной, близкой к народной росписи манере мастер перенес на тулово кружки содержание известной картины художника И. В. Лучанинова, изображающей старика крестьянина, который благословляет уходящего в ополчение сына.
Другая большая группа предметов - это вещи с портретами полководцев - участников войны 1812 года.
В фарфоре портретные изображения мы видим главным образом на чашках. Характерная для классицизма строгость и простота форм оттеняется торжественным и богатым декором: по золоченой поверхности тонкой цировкой нанесены скрещенные мечи и шлемы или по белому фону - золотые пальметки, трубы, сабли. Портретные изображения, обычно выполненные гризайлью - коричневым по белому, прекрасно вписываются в овальные медальоны. Преобладают портреты М. И. Кутузова с гравюры С. Кардели, атамана Платова с оригинала художника Ромбауэра, Кульнева и других.
Портреты полководцев часто встречаются и на декоративных тарелках.
Большинство этих изделий выпускалось известными заводами Гарднера, Попова и императорским заводом в первой четверти XIX века.
В художественном стекле портреты встречаются на декоративных вазах, стаканах, графинах и чаще всего на хрустальных бокалах. Для этого использовался очень характерный для стеклянных изделий того времени прием: в хрустальный бокал с гранями вделывался овальный медальон из молочного стекла. На таком медальоне коричневой и черной краской писался портрет. Этим достигалась четкость и яркость изображений на таком трудном материале, как стекло.
Часто, кроме портретов полководцев, на молочные медальоны золотом наносились надписи в честь того или иного события из истории войны, например: "Ликуй, Москва - в Париже росс!", или "Париж взят 19 марта 1814 года" и другие.

DSC04980.JPG
Большая интересная группа предметов связана с именем скульптора Ф. Толстого, с его медалями в память войны 1812 года. "Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее, в восторге души я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника: я дерзнул представить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов", - писал Толстой. События войны запечатлены в этих медалях в виде аллегорических групп из двух-трех фигур, мастерски вписанных в круглую форму медальона. С восковых слепков, сделанных Ф. Толстым для медалей, на императорском фарфоровом заводе неоднократно воспроизводились фарфоровые медальоны. В собрании Исторического музея хранится большая серия медальонов, выполненная в бисквите в 1912 году, к столетнему юбилею Отечественной войны. Воспроизводились эти популярные медальоны и в стекле. Один из них мы видим на вазочке из бесцветного хрусталя с розовым и голубым цветом. В фигурной рамке с золотой отводкой на голубом фоне высоким рельефом изображены две аллегорические фигуры воинов в античных одеждах, олицетворяющие бегство Наполеона за Неман.
Прост и красив хрустальный стакан "Битва Бородинская". На белом фоне медальона в технике печати дано изображение воина, одержавшего победу над тремя поверженными у его ног врагами. Сюжеты медальонов Толстого воспроизводились и на декоративных тарелках с желтым цветом.
Все стеклянные изделия, о которых говорится выше, сделаны были на двух крупнейших русских заводах: Бахметевском (в Пензенской губернии) и Петербургском. Мы знаем имена некоторых мастеров. На Бахметевском заводе работал вышедший из крепостных Алексей Петрович Вершинин, непревзойденный русский мастер стеклоделия первой половины XIX века. С Петербургским заводом связано имя художника П. Е. Рокштуля (1754 - 1824).
150-летие Отечественной войны 1812 года заставляет с чувством благодарности вспомнить не только имена героев и непосредственных участников войны, но и тех художников и мастеров, в большинстве своем оставшихся неизвестными, которые сумели в произведениях прикладного искусства навсегда запечатлеть славные героические страницы жизни русского народа.

Н. Булочкин, С. Селиверстова 1962 г.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.