Сейчас: 25.06.2017, 09:52





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Трипольская Елизавета Илларионовна
Сообщениеvillar » 11.01.2011, 00:22 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 18:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Трипольская Елизавета Илларионовна (Ларионовна, Романовна, Родионовна)


Tripolskaya.jpg


Трипольская Елизавета Илларионовна родилась 19(31) ноября 1881 года в селе Опошня Полтавской губернии в семье богатых помещиков имевших владения в Опошне и Зенькове.

С юности девушка начинает лепить из глины небольшие фигурки крестьян. В 1896 году юная керамистка с серебряной медалью оканчивает училище в Полтаве. По некоторым данным, дядей Елизаветы был известный украинский пейзажист Михаил Иванович Холодовский (1855 – 1956 гг.). Очевидно, именно он рекомендовал свою племянницу Василию Алексеевичу Волкову, который тогда преподавал в Полтавском институте благородных девиц. У Василия Алексеевича девушка получила начальное профессионально-художественное образование, а дальше, с 1897 года, продолжила изучать искусство пластики в мастерских скульпторов Л. Шервуда, В. Беклемишева, Р. Баха; в Петербургской художественной школе Общества поощрения художников; у графиков А. Ционглинского, Д. Кардовского в Петербурге. А в 1903 году художница уже принимает участие в художественной выставке в Полтаве.

В это время, как раз на рубеже 1890-х – 1900-х годов, в Опошне, наравне с Миргородом, экспериментальным путем налаживался выпуск фарфоровых и фаянсовых изделий. Вероятно, контакт Василия Григорьевича Кричевского, который в это время работал в Полтаве над проектом здания Полтавского земства, Елизаветы Трипольской и администрации Опошнянского училища происходил постоянно. Тем более что в дальнейшем Трипольская планировала отливку своих скульптур на базе Миргородской художественно-промышленной школы, что, скорее всего, было для нее привычным делом, учитывая, что она была наследницей больших поместий, и, возможно, как тогда было принято, входила в попечительские советы.

В это же время она едет в Париж, где продолжает обучение в студии Н. Аронсона и в мастерской Вьежаля (1906 – 1907 гг.), где обучается искусству обработки мрамора. После возвращения, вдохновенная, она в 1907 году создает модель девушки-украинки и красавца-водяного для фонтана перед зданием Полтавского земства.

Исследователь А.В. Нименко так описывал проект этой монументально-декоративной скульптуры: “Девушка идет по воду. Водяной, который вдруг выбегает ей навстречу, переворачивает ведра красавицы, набирает в рот воды и с юмором запускает ей в лицо струю. Проект фонтана был должным образом оценен и одобрен для сооружения. Скульптор вылепила и отформовала в своей миргородской мастерской из гипса фигуры девушки и водяного, но по каким-то причинам фонтан так и не был сооружен”.

В течение 1904 – 1909 годов Елизавета Трипольская работает с различными материалами. В эти годы появляются: «Портрет мальчика» 1908 г. (мрамор), которая экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге; терракотовые бюсты девушек, анималистическая скульптура (изображение собак, свиней, коров), бюсты сельских мужиков „Дядька Кривонос”, „Крестьяне”, молодиц – „Цокотуха” (1909 г.), которая со временем получила Куинджевскую премию.

Гипсовый этюд „Свинья” и бронзовая статуэтка „Английский хорт” (1910), были впервые выставлены на третьей выставке картин группы художников в Киеве в 1910 г. Уже в следующем году она дебютирует на весенней выставке в Петербургской академии художеств с „Головкой ребенка” (1910, мрамор) и на четвертой выставке украинских художников со скульптурами из глины „Застыдилась”, „Паниматка”, Дядька Кривонос”. Эти скульптуры стали настоящими событиями художественной жизни Украины того времени.

В это время Трипольская живет в собственном имении в Зенькове. Именно здесь она создает в январе 1912 года свои скульптуры „Осетин” (гипс), „Панна” (гипс) и „Крестьянин” (глина).

В 1916 – 1917-м году появляются ее скульптуры в бронзе „Былиночка”, „Шутит”(“Жартує” укр.), „Катерина”. В 1918-м была выполнена майоликовая группа – „На ярмарке”. В этом же году произведения Трипольской экспонируются на Первой выставке Общества деятелей украинского пластического искусства в Киеве.

В 1914-м году она выполнила еще один почетный заказ – модель пьедестала для памятника Екатерине II в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).

В 1918-м художница пробует свои силы в майолике, которая в дальнейшем станет судьбой всей ее жизни. Все это время она работает в Полтаве и Киеве. В этот период гончары Опошни по ее эскизам создают фигурки „Украинская свадьба”, которые затем вошли в историю отечественной керамологии.

В 1920-х годах Елизавета Илларионовна была командирована ВХУТЕИНом в Баку. Возможно, стажировка совмещалась с ее обучением в Высшем художественно-техническом институте, открытом в Петербурге в 1922 году на базе Академии художеств.

С 1922 года она уже постоянно проживает в столице Азербайджана, где выполняет барельефы и горельефы „Земледелие”, „Музыка”, „Прометей”, „Наука” для столичных интерьеров Академии Наук Азербайджанской ССР; фигуру рабочего к памятнику 26-ти бакинским комиссарам в Баку (1923 г., не сохранился). Была автором модели памятника В.И. Ленину (бронза, керамика), установленного в 1927 году в Ашхабаде, столице Туркменской ССР.

В 1927 году Трипольская, вероятно в качестве еще студентки ВХУТЕИНа, выполнила для Ломоносовского фарфорового завода несколько скульптур: „Восточная женщина”, „Афганка” („Восточная женщина, закутанная в чадру” и „Восточная женщина, снимающая чадру”), „Восточный носильщик (Амбал)”.

В течение 1928 – 1933 годов Е. Трипольская работает на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, где, среди прочего, создала так называемые „Туркменские шахматы”, один экземпляр которых, был подарен Советским правительством президенту США Ф. Рузвельту. С ее участием здесь было создано около 30 образцов росписи чайной посуды, которые отражали революционные события и новую бытовую культуру советской эпохи (преобладали изображения работниц в платках, рабочих с молотом, тракторов, станков). Торговые организации отказывались заказывать посуду с таким оформлением. Но, тем не менее, благодаря этим скульптурам, Трипольская стала известна на весь бывший Советский Союз.

00136q54.jpeg

00134es9.jpeg
Сохранились данные, что скульптор с 1928 года была членом Союза художников Азербайджана, творила в русле соцреализма. Выполняла бюсты официальных деятелей, произведение „Победа” (1949 г.). Умерла Елизавета Трипольская в Баку в 1958 году. Неизвестно, где находится могила выдающейся опошнянки, и остались ли у нее наследники. В России произведения Трипольской хранятся в Государственном русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее Дмитровского фарфорового завода.

Благодарим автора сайта http://poltavahistory.org.ua
Бояренцева Сергея Михайловича за предоставленный материал


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.