Альбом «Русская керамика и стекло 18-19 веков»
Дулькина Т.И, Ашарина Н.А.
В альбоме представлены изделия из фарфора, фаянса и стекла многих русских заводов 18-19 веков. Имеется подробный каталог с указанием предмета, изготовителя, года, размеров и с воспроизведением клейма.
Предисловие
Каждый музей подобен айсбергу, одна его часть доступна широкому зрителю, а другая — скрыта от него до времени. Особенно верным это сравнение оказывается для Государственного Исторического музея, в фондах которого хранятся не только бесценные реликвии прошлого, но и подлинные шедевры художественного творчества. Музей славится своими коллекциями русского декоративно-прикладного искусства XVII— XX веков, хранящимися в различных запасниках. Собрание керамики и стекла ГИМ — одно из крупнейших в стране. Пожалуй, трудно найти другую коллекцию, где бы вместе хранились столь различные между собой по материалу, назначению, времени и месту производства экспонаты. Здесь представлена вся цепь превращений глины, начиная от простейших гончарных изделий и кончая тончайшим фарфором.
Разнообразен и характер самих вещей. Наряду с утилитарными здесь встречаются и предметы декоративного убранства, архитектурные и печные изразцы, керамические панно. Самостоятельный раздел составляет коллекция стекла, где кашли отражение все этапы развития и совершенствования этого материала. Внушительны хронологические и территориальные рамки коллекции. Отдельные образцы ее восходят еще к XIV— XVI векам, а основная масса относится к четырем последним столетиям. Здесь вместе встретились также представители различных национальных школ. Китайские селадоны соседствуют с итальянской майоликой, а дельфтский фаянс — с мейсенским и севрским фарфором.
Но основное ядро собрания и его главную ценность составляют отечественные керамика и стекло XVII—XX веков. Собранные вместе образцы промышленного производства, изделия народных мастеров и уникальные произведения советских художников позволяют проследить пути развития русской керамики и стекла, выявить основные направления и художественную специфику этого вида прикладного искусства.
В данном альбоме публикуется лишь та часть коллекции, которая связана с промышленным производством. Это стекло, фарфор и фаянс русских мануфактур и заводов.
Рубеж XVII — XVIII веков стал поворотным моментом в истории русского искусства. С этого времени ведут свою родословную многие его формы и жанры. Серьезные изменения наблюдаются и в декоративно-прикладном искусстве, хотя на первый взгляд оно подверглось меньшей трансформации, чем, например, архитектура и живопись. Но внимательно приглядевшись мы обнаруживаем серьезные сдвиги и здесь. Наряду с традиционными видами, основанными на ручном труде мастера-ремесленника появились новые, где конечный результат являлся плодом коллективных усилий. Рождалась русская художественная промышленность. И едва ли не первой ее отраслью стало стеклоделие, возникшее в XVII веке и окрепшее в первой половине XVIII столетия. Затем появились майоликовые и фарфоровые производства.
Коллекция ГИМ располагает уникальными образцами, отражающими самый ранний пап развития русской стекольной и керамической промышленности. Редчайшие кубки Измайловского и Ямбургского заводов, майолика завода Афанасия Гребенщикова, первые отечественные изделия из фарфора показывают, как происходило освоение европейской художественной культуры в России. Барокко было первым европейским стилем, в систему которого включилось русское искусство. И потому отечественные мастера довольно широко интерпретировали его художественную концепцию. В их восприятии этого стиля было много здорового народного чувства. Но с другой стороны, русские стеклоделы и керамисты, подчиняясь требованиям времени, на данном этапе часто отрицали национальную традицию, оглядываясь на европейские образцы. Позже, когда они в совершенстве овладеют материалом, эта зависимость будет не столь очевидной.
Во второй половине XVIII столетия происходят размежевание и оформление двух направлений в русской художественной керамике и стекле.
И собрание ГИМ, пожалуй, как никакое другое, характеризует их. Продукция отечественных фарфоровых, фаянсовых и стекольных заводов работавших для нужд двора, хотя и имеет свою специфику в частностям но в целом очень близка к изделиям европейских заводов. Особенно наглядно это видно на примере императорских стекольного и фарфорового заводов.
Другое направление в русской керамике и стекле выросло и развилось из слияния национальных традиций и технических достижений первой половины XVIII века. В ГИМ хранятся уникальные по своей полноте и обширности коллекции русского народного стекла и гжельской майолики XVIII столетия. Это продукция небольших предприятий мануфактурного типа, работавших на широкий рынок. Заимствовав у Гребенщикова технологию майоликового производства, гжельские мастера вернулись к излюбленным гончарным формам XVII века кумганам, кувшинам, квасникам. То же самое наблюдается и в стекле, но там дело обстояло несколько сложнее. Стеклоделие не имело в России до XVII века сколько-нибудь сложившейся традиции, и поэтому русские мастера, постигнув тонкости мастерства, обратили свои взоры к гончарным изделиям. Вот почему народное стекло и керамика XVIII века по размерам, пропорциям и силуэту так близки между собой.
Много общего у гжельской майолики и народного стекла в орнамен тике, начиная с ее сюжетов и кончая композиционным строем и даже техникой росписи. Одинакова в них и любовь к повествованию и рассказу. Только на стекле эта тема развивалась в живописном оформлении, а в майолике в скульптурном. Стеклянная и майоликовая мелкая пластика исходят из традиций народной игрушки, где главное — лаконизм и выразительность образных средств.
Промежуточным звеном между двумя полюсами керамического и стеклодельного искусства второй половины XVIII века является продукция частных заводов Мальковых и Гарднера. Здесь очень долго звучали ноты стиля барокко, который неохотно сдавал свои позиции классицизму, уже безраздельно царившему в изделиях императорских заводов. Особенно это хорошо видно на примере мальцовского резного стекла, прекрасно представленного в коллекции музея. Барочное по форме и средствам выражения, оно было народным по содержанию и миру образов,
Первая половина XIX столетия отмечена в истории русской керамики и стекла как время бурного строительства заводов и усовершенствования технологии производства. Этому в значительной степени способствовали и протекционистская политика государства и система регулярных мануфактурных выставок, ставших своеобразной школой для их участников. Широкий рынок стал предметом конкуренции, в которой участвовали почти все заводы. Исключение составляли лишь императорские, работавшие не по законам коммерции, а для двора.
Поэтому коллекция их изделий в ГИМ гораздо скромнее, так как основная масса вещей осела в Петербурге. Но зато деятельность частных подмосковных заводов в собрании отражена довольно полно и разнообразно. Все они, хотя и работали в рамках господствующих стилей, имели свою ярко выраженную специфику. Требования моды преломлялись здесь через вкусы покупателей, на которых ориентировался тот или иной завод. Полому вполне понятно здесь преобладание утилитарных, функционально оправданных вещей, более камерных по характеру, чем холодные помпезные изделия казенных заводов.
Отвлеченная рассудочность ампира в них уступает место романтической интимности. Ярко выраженный демократический характер носит и мелкая пластика частных заводов. Героями фарфоровой скульптуры стали не отвлеченно идеализированные народные типажи, лепленные с античных образцов, а русские горожане и крестьяне во всей их жизненной достоверности.
Самостоятельную область русского керамического искусства составляют полуфаянс, фаянс и фарфор гжельских заводов. Гжельские мастера долго оставались верными народной традиции в понимании формы, цвета, орнамента.
Стекло XIX века по своей структуре более однородно, чем керамика. Вещи, адресованные демократической среде, отличались от тех, что предназначались социальной верхушке, лишь более скромным декором и худшим качеством стекла.
Во второй половине XIX столетия происходят серьезные сдвиги в русском керамическом и стекольном производстве. С отменой крепостного права почва уходит из-под ног у таких убыточных предприятий, какими были императорские и ряд частных заводов, основанных на крепостном труде.
Лидируют теперь многочисленные заводы Мальцовых и Кузнецова, ставшие монополистами рынка. Апогей их развития приходится на то время, когда в искусстве господствовали эклектика и натурализм. Но было бы несправедливым умалчивать о достижениях этого времени. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен были непременными условиями, необходимыми, чтобы выиграть борьбу за рынок. На характере изделий этих заводов отразилось и значительное расширение круга их потреби гелей за счет широких демократических слоев города.
В начале XX века, став массовым, фарфор и хрусталь не представляли уже для художников эстетического интереса. В поисках новых решений они обратились к грубой материальности глины, которая более соответствовала тенденциям времени. Этот этап отразился в майоликах Врубеля, заключающих альбом.