Сейчас: 01.05.2017, 02:22





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Экспериментальная мастерская художественной керамики
Сообщениеlorik » 03.08.2012, 11:47 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Экспериментальная мастерская художественной керамики Института архитектуры Академии строительства и архитектуры УССР.

В истории украинского искусства работа творческой группы под руководством талантливого организатора, художника-технолога Нины Ивановны Федоровой стала яркой страницей. Творческое содружество художников, архитекторов, технологов, народных мастеров во многом определило современное лицо декоративной и архитектурной керамики. Коллектив мастерской более четырех десятилетий был генератором идей в декоративном искусстве, разрабатывал и внедрял новые технологии, прокладывал пути развития и применения керамики в отделке архитектурных сооружений.

Мастерская была основана в 1944 году по инициативе искусствоведа Пантелеймона Мусиенко и с поддержкой профессора, будущего президента Академии архитектуры Украины Владимира Заболотного.

П. Мусиенко и Н. Федорова были воспитанниками Межигорского техникума керамики и стекла, а возглавлял учебное заведение в 1923-30 годах Василий Седляр. Выпускник Украинской Академии искусств (мастерская Михаила Бойчука - основателя национальной школы монументальной живописи) В. Седляр вместе с однокурсниками Оксаной Павленко, Павлом Иванченко, Иваном Падалкой создали вдохновенную творческую атмосферу, в которой формировались и росли неординарные личности.

Седляр как и Бойчук исповедовал изучение студентами как классического мирового наследия изобразительного искусства, так и национальной народной традиции. О его лекции П. Мусиенко писал: «Это был праздник мысли. Он сам был пьян от любви к искусству и опьянил нас. Искусство было его мечтой, стихией и призванием».

Бойчукисты - это генерация художников-идеалистов, которые искренне поверили в новые идеалы, в назначении искусства служить делу революции. Тридцать седьмой год уничтожил их веру, а многим оборвал жизнь.

Именно школа и закалка Межгорье определили жизненный путь Н. Федоровой, П. Мусиенко и их единомышленников. Молодая упорная творческая молодежь керамического техникума училась вдохновенно и настойчиво. Студенты должны освоить азы изобразительного искусства и досконально знать технологию керамического производства, чтобы стать специалистами широкого профиля.

Глубокие знания, полученные в Межгорье, и опыт работы в школе народных мастеров (экспериментальные мастерские при Киевском государственном музее украинского искусства на территории Киево-Печерской лавры, основанные в 1934 году по инициативе Наркомпроса УССР с целью создания экспонатов для будущих выставок в Москве, Ленинграде , Киеве) был продолжен, творчески осмыслен и обогащен в «софиевской гончарной».

Сначала заведение называлось Экспериментальной мастерской художественной керамики Института архитектуры Академии строительства и архитектуры УССР. С 1963 года мастерская была подчинена Киевскому зональном научно-исследовательскому институту экспериментального проектирования (КиевЗНИИЭП) и имела название Лаборатории архитектурно-художественной керамики.

Коллектив работал в маленьком одноэтажном домике на территории заповедника «София Киевская», и поэтому мастерскую часто называли «софиевской мастерской», «софиевской гончарной» или просто «мастерской Нины Федоровой», которую она возглавляла с 1946 по 1985 годы.

Главным направлением деятельности учреждения было участие в восстановлении разрушенного войной Киева, создании нового архитектурно-художественного облика города. Усилия архитекторов, технологов, художников, искусствоведов были направлены на поиски новых технологий керамического производства, на формирование нового художественного стиля.

В основу деятельности коллектива легли три принципа: ориентация на традиции украинской народной керамики, новаторский подход в их применении, творческое сотрудничество народных мастеров, художников-профессионалов, технологов и архитекторов. И надо признать, что применение синтетических подходов к делу, творческое содружество многих специалистов принесли впечатляющие результаты. Керамика, разработанная в мастерской и внедренная в архитектурно-строительную практику, зазвучала по-новому. В сочетании с архитектурой керамику – декоративно-художественные и облицовочные элементы - использовали как драгоценность.

Всем стали известны такие образцы оформления как орнаментальная плитка для декорирования жилых зданий на Крещатике, интерьеры гостиниц «Днепр» (разрушен в конце 1990-х годов), «Киев», «Русь», «Золотой колос», Дом кино, средняя школа № 51 в Киеве, подземные станции метрополитена «Крещатик» и «Нивки», Киевский речной вокзал и кинотеатр «Украина», гостиницы «Черное море» в Одессе и «Тарасова гора» в Каневе подобное.

Керамические панно «Земля, флюиды жизни и расцвета мирам Вселенной посылай» работа Людмилы Мешковой с 1986 года украшает холл в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

Нина Федорова была выдающимся технологом, ею создана широкая гамма цветных полив - черная, красная, оттенки бирюзово-серебристой, серебристо-перламутровой. Красители мастерской Нины Ивановны стали ее визиткой. Именно в мастерской произошло создание красной глазури (на основе меди), спектр которой вобрал Червонное золото, цвет спелой вишни и горячей крови.

В сентябре 1960 года Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов опубликовало изобретение Федоровой под названием «Глазурь красного цвета на основе соединений меди» (удостоверение на рационализаторское предложение № 1 от 31 октября 1961 г.). В мастерской было возрождено древнее искусство росписи блестящими поливами, изобретены морозостойкие поливы и поливы восстановительного огня.


Вторым, не менее важным, направлением деятельности лаборатории стала вдохновенная работа в декоративной объемной пластике и скульптуре малых форм. В мастерской расцвел и вступил в силу талант выдающихся художников-керамистов народного художника Украины Л. И. Мешковой, заслуженных художников Украины Г. С. Севрук и О. Грудзинской, заслуженного мастера народного творчества Е. С. Железняка, известных художников декоративной керамики Г . Г. Шарай, Я. И. Падалки, Ф. И. Алексеенко, С Ю. Кацимона, А. Д. Масехиной, М. М. Маринченко.

Лучшие работы мастеров Нина Федорова, понимая их художественную ценность, сразу же передавала в Музей украинского народного декоративного искусства. Поэтому музей имеет полное сборние произведений мастерской - более 1500. Работы творческого центра представлены в Международном музее керамики в Женеве, украшают экспозиции музеев мира, частные коллекции. Десятки персональных выставок мастеров лаборатории прошли на территории Украины и бывшего Советского Союза. Работы, созданные под крышей «софиевской гончарной», неоднократно принимали участие в республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках - в Праге, Монреале, Будапеште, Софии, Варшаве подобное.

«От развлечений - к знаниям» - один из девизов Нины Ивановны. В мастерской всегда было интересно, все новости археологии, математики, истории, архитектуры становились предметом обсуждения и дискуссий ячейки. Эксперимент, поиск, развитие - вот что было характерно для атмосферы 1970-х годов.

Известные в Украине деятели культуры любили бывать в маленьком домике на территории Софиевского заповедника. Заходили запросто, как домой, Максим Рыльский и Михаил Стельмах, Платон Майборода и Дмитрий Гнатюк, Олесь Гончар и Иван Кавалеридзе, Григорий Чухрай и Иван Драч. В мастерской любили работать художники Татьяна Яблонская и Сергей Отрощенко.

Сергей Параджанов, отправляя поздравительные открытки, писал: «Уважаемые обожаемые ...». Через теплую ауру мастерской прошли искусствоведы, историки, археологи, музейники, просто обычные киевляне и гости столицы. Человечность, приветливость, вдохновение в работе и жизни хозяйки мастерской Нины Ивановны Федоровой привлекали к «софиевской гончарной», окутывали творческой атмосферой, завораживали. И каждый получал свою долю вдохновения. Мастерская стала своеобразным духовно-творческим мостиком, который соединил прошлое и настоящее.

Искусствовед Юрий Легкий вспоминает: «Вся атмосфера, которая существовала в керамической мастерской, была атмосферой тихого обожания или благоговения перед какими-то далекими святынями. Имеется в виду уважение к культуре, времени, опыта, мастерства. Все это не очень афишировалось, но существовало ».

Почти 40 лет работал маленький, но очень мощный творческий коллектив «гончарной». Его руководитель и главный вдохновитель Нина Федорова не получила почетных званий и титулов, государственных наград и почестей. Но она имела больше - наслаждение от творческого труда и признание специалистов и современников.

По материалам статьи Ирины Бекетовой


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Экспериментальная мастерская художественной керамики
Сообщениеvillar » 05.08.2012, 11:41 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Заведующая экспериментальной мастерской художественной керамики Киевского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования Нина федорова 1972 г.



New0651.JPG



Оксана Грудзинская, Николай Коломиец. Панно в итерьере станции метро "Хрещатик" 60-е гг.


New0650.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Экспериментальная мастерская художественной керамики
Сообщениеvillar » 05.08.2012, 11:48 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Казак Мамай". Железняк Емельян Савельевич 1962 г.


New0648.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.