Сейчас: 09.12.2016, 23:13





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Экспериментальная мастерская художественной керамики
Сообщениеlorik » 03.08.2012, 11:47 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Экспериментальная мастерская художественной керамики Института архитектуры Академии строительства и архитектуры УССР.

В истории украинского искусства работа творческой группы под руководством талантливого организатора, художника-технолога Нины Ивановны Федоровой стала яркой страницей. Творческое содружество художников, архитекторов, технологов, народных мастеров во многом определило современное лицо декоративной и архитектурной керамики. Коллектив мастерской более четырех десятилетий был генератором идей в декоративном искусстве, разрабатывал и внедрял новые технологии, прокладывал пути развития и применения керамики в отделке архитектурных сооружений.

Мастерская была основана в 1944 году по инициативе искусствоведа Пантелеймона Мусиенко и с поддержкой профессора, будущего президента Академии архитектуры Украины Владимира Заболотного.

П. Мусиенко и Н. Федорова были воспитанниками Межигорского техникума керамики и стекла, а возглавлял учебное заведение в 1923-30 годах Василий Седляр. Выпускник Украинской Академии искусств (мастерская Михаила Бойчука - основателя национальной школы монументальной живописи) В. Седляр вместе с однокурсниками Оксаной Павленко, Павлом Иванченко, Иваном Падалкой создали вдохновенную творческую атмосферу, в которой формировались и росли неординарные личности.

Седляр как и Бойчук исповедовал изучение студентами как классического мирового наследия изобразительного искусства, так и национальной народной традиции. О его лекции П. Мусиенко писал: «Это был праздник мысли. Он сам был пьян от любви к искусству и опьянил нас. Искусство было его мечтой, стихией и призванием».

Бойчукисты - это генерация художников-идеалистов, которые искренне поверили в новые идеалы, в назначении искусства служить делу революции. Тридцать седьмой год уничтожил их веру, а многим оборвал жизнь.

Именно школа и закалка Межгорье определили жизненный путь Н. Федоровой, П. Мусиенко и их единомышленников. Молодая упорная творческая молодежь керамического техникума училась вдохновенно и настойчиво. Студенты должны освоить азы изобразительного искусства и досконально знать технологию керамического производства, чтобы стать специалистами широкого профиля.

Глубокие знания, полученные в Межгорье, и опыт работы в школе народных мастеров (экспериментальные мастерские при Киевском государственном музее украинского искусства на территории Киево-Печерской лавры, основанные в 1934 году по инициативе Наркомпроса УССР с целью создания экспонатов для будущих выставок в Москве, Ленинграде , Киеве) был продолжен, творчески осмыслен и обогащен в «софиевской гончарной».

Сначала заведение называлось Экспериментальной мастерской художественной керамики Института архитектуры Академии строительства и архитектуры УССР. С 1963 года мастерская была подчинена Киевскому зональном научно-исследовательскому институту экспериментального проектирования (КиевЗНИИЭП) и имела название Лаборатории архитектурно-художественной керамики.

Коллектив работал в маленьком одноэтажном домике на территории заповедника «София Киевская», и поэтому мастерскую часто называли «софиевской мастерской», «софиевской гончарной» или просто «мастерской Нины Федоровой», которую она возглавляла с 1946 по 1985 годы.

Главным направлением деятельности учреждения было участие в восстановлении разрушенного войной Киева, создании нового архитектурно-художественного облика города. Усилия архитекторов, технологов, художников, искусствоведов были направлены на поиски новых технологий керамического производства, на формирование нового художественного стиля.

В основу деятельности коллектива легли три принципа: ориентация на традиции украинской народной керамики, новаторский подход в их применении, творческое сотрудничество народных мастеров, художников-профессионалов, технологов и архитекторов. И надо признать, что применение синтетических подходов к делу, творческое содружество многих специалистов принесли впечатляющие результаты. Керамика, разработанная в мастерской и внедренная в архитектурно-строительную практику, зазвучала по-новому. В сочетании с архитектурой керамику – декоративно-художественные и облицовочные элементы - использовали как драгоценность.

Всем стали известны такие образцы оформления как орнаментальная плитка для декорирования жилых зданий на Крещатике, интерьеры гостиниц «Днепр» (разрушен в конце 1990-х годов), «Киев», «Русь», «Золотой колос», Дом кино, средняя школа № 51 в Киеве, подземные станции метрополитена «Крещатик» и «Нивки», Киевский речной вокзал и кинотеатр «Украина», гостиницы «Черное море» в Одессе и «Тарасова гора» в Каневе подобное.

Керамические панно «Земля, флюиды жизни и расцвета мирам Вселенной посылай» работа Людмилы Мешковой с 1986 года украшает холл в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

Нина Федорова была выдающимся технологом, ею создана широкая гамма цветных полив - черная, красная, оттенки бирюзово-серебристой, серебристо-перламутровой. Красители мастерской Нины Ивановны стали ее визиткой. Именно в мастерской произошло создание красной глазури (на основе меди), спектр которой вобрал Червонное золото, цвет спелой вишни и горячей крови.

В сентябре 1960 года Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов опубликовало изобретение Федоровой под названием «Глазурь красного цвета на основе соединений меди» (удостоверение на рационализаторское предложение № 1 от 31 октября 1961 г.). В мастерской было возрождено древнее искусство росписи блестящими поливами, изобретены морозостойкие поливы и поливы восстановительного огня.


Вторым, не менее важным, направлением деятельности лаборатории стала вдохновенная работа в декоративной объемной пластике и скульптуре малых форм. В мастерской расцвел и вступил в силу талант выдающихся художников-керамистов народного художника Украины Л. И. Мешковой, заслуженных художников Украины Г. С. Севрук и О. Грудзинской, заслуженного мастера народного творчества Е. С. Железняка, известных художников декоративной керамики Г . Г. Шарай, Я. И. Падалки, Ф. И. Алексеенко, С Ю. Кацимона, А. Д. Масехиной, М. М. Маринченко.

Лучшие работы мастеров Нина Федорова, понимая их художественную ценность, сразу же передавала в Музей украинского народного декоративного искусства. Поэтому музей имеет полное сборние произведений мастерской - более 1500. Работы творческого центра представлены в Международном музее керамики в Женеве, украшают экспозиции музеев мира, частные коллекции. Десятки персональных выставок мастеров лаборатории прошли на территории Украины и бывшего Советского Союза. Работы, созданные под крышей «софиевской гончарной», неоднократно принимали участие в республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках - в Праге, Монреале, Будапеште, Софии, Варшаве подобное.

«От развлечений - к знаниям» - один из девизов Нины Ивановны. В мастерской всегда было интересно, все новости археологии, математики, истории, архитектуры становились предметом обсуждения и дискуссий ячейки. Эксперимент, поиск, развитие - вот что было характерно для атмосферы 1970-х годов.

Известные в Украине деятели культуры любили бывать в маленьком домике на территории Софиевского заповедника. Заходили запросто, как домой, Максим Рыльский и Михаил Стельмах, Платон Майборода и Дмитрий Гнатюк, Олесь Гончар и Иван Кавалеридзе, Григорий Чухрай и Иван Драч. В мастерской любили работать художники Татьяна Яблонская и Сергей Отрощенко.

Сергей Параджанов, отправляя поздравительные открытки, писал: «Уважаемые обожаемые ...». Через теплую ауру мастерской прошли искусствоведы, историки, археологи, музейники, просто обычные киевляне и гости столицы. Человечность, приветливость, вдохновение в работе и жизни хозяйки мастерской Нины Ивановны Федоровой привлекали к «софиевской гончарной», окутывали творческой атмосферой, завораживали. И каждый получал свою долю вдохновения. Мастерская стала своеобразным духовно-творческим мостиком, который соединил прошлое и настоящее.

Искусствовед Юрий Легкий вспоминает: «Вся атмосфера, которая существовала в керамической мастерской, была атмосферой тихого обожания или благоговения перед какими-то далекими святынями. Имеется в виду уважение к культуре, времени, опыта, мастерства. Все это не очень афишировалось, но существовало ».

Почти 40 лет работал маленький, но очень мощный творческий коллектив «гончарной». Его руководитель и главный вдохновитель Нина Федорова не получила почетных званий и титулов, государственных наград и почестей. Но она имела больше - наслаждение от творческого труда и признание специалистов и современников.

По материалам статьи Ирины Бекетовой


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Экспериментальная мастерская художественной керамики
Сообщениеvillar » 05.08.2012, 11:41 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Заведующая экспериментальной мастерской художественной керамики Киевского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования Нина федорова 1972 г.



New0651.JPG



Оксана Грудзинская, Николай Коломиец. Панно в итерьере станции метро "Хрещатик" 60-е гг.


New0650.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Экспериментальная мастерская художественной керамики
Сообщениеvillar » 05.08.2012, 11:48 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Казак Мамай". Железняк Емельян Савельевич 1962 г.


New0648.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.