Сейчас: 11.12.2016, 13:53





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ] 
На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение Совфарфор
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 02.08.2012, 08:54 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Генетическая ориентация на традиции очерчивает круг художественных вкусов опошнянских гончаров: снова широко применяется стилизованный растительный орнамент. Свойственные искусству старых мастеров Опошни декоративная сила, красочность, богатство композиционных решений характерные для продукции «Художественного керамика».

Произведения мастеров артели экспонировались на выставках изделий народных художественных промыслов (Полтава, Киев, Москва). В 1958 г. их работы экспонировались на Международной художественной выставке в Марселе (Франция), и были отмечены Почетной грамотой и премией.

В декабре 1960 г. артель «Художественный керамик» было реорганизовано в завод «Художественный керамик», подчиненный Министерству легкой промышленности. В начале 1962 г. по приказу № 54 Управления художественных промыслов, Опошнянский промкомбинат был объединен с заводом «Художественный керамик».

Новосозданное предприятие называлось «Опошнянский завод художественных изделий «Художественный керамик»». Это объединение способствовало консолидации сил и ресурсов для дальнейшего развития и совершенствования производства, т. е. происходил процесс дальнейшей индустриализации традиционного промысла и перевод его на рельсы промышленного производства.

Художественные качества опошнянской керамики были должным образом оценены: 1967 г. завод наградили на ВДНХ (Москва) Дипломом II степени. Многие мастера завода приняли участие во Всеукраинском конкурсе на создание лучшей детской игрушки (грамотами и премиями на этом конкурсе были отмечены И. Билык, А. Селюченко, Т. Демченко, М. Назарчук, Г. Пошивайло.

Механизация и электрификация производства привели к все большему углублению специализации рабочих: если раньше гончар сам выполнял все операции, начиная от проектирования и формирования изделий и заканчивая обжигом, то теперь появился целый ряд новых профессий (гончары, рисовальщицы, ангобувальники, глазуровщики).

Растет также количество рабочих вспомогательных профессий: электротехники, механики, трактористы, лаборанты и т. п..

В начале 1970-х на «Художественном керамике» работало около 330 человек. Изделия мастеров завода, изысканные по форме, мастерски и ярко декорированы, хорошо технологически выполнены, имели заслуженную популярность и пользовались большим спросом как на внутренних рынках, так и за рубежом (в 1967 г. предприятие экспортировало свои изделия в Канаду, Данию, Бельгию, ГДР, Италию, Румынию, Японию, Венгрию).

Новая эпоха в культурной жизни завода «Художественный керамик» началась в 1968 г. с приходом на предприятие главного художника Петра Ганжи. Энергичный, влюбленный в народное искусство, молодой художник начал настоящую революцию на предприятии, стремясь поднять на высшую ступень престиж гончарного ремесла, показать лучшие достижения Опошнянского керамического искусства в Украине и в мире. В 1969 году по его инициативе провели первую выставку опошнянских гончаров. Свои работы представили 12 мастеров. Выставка экспонировалась сначало в Полтаве, потом в Харькове и произвела настоящий фурор в художественных кругах.

Именно начиная с 1970-х гг. к керамике начинают относиться как к искусству, а не как к ремеслу, и в этом огромная заслуга опошнянских художников. Результатом данной выставки стало принятие в Союз художников Украины в 1970 г. семи опошнянских мастеров: Билык И., Билык В., Биляк В., Ганжи П., Никитченко В., Пошивайло Г., Селюченко О..

На Всесоюзной выставке самодеятельного и народного декоративно-прикладного искусства (Москва, 1970) году опошнянские художники овладели всеми медалями: золотой - М. Пошивайло, серебряной - И. Билык и бронзовой - В. Никитченко.

1970 г. на заводе «Художественный керамик» вступила в строй художественно-экспериментальная лаборатория - творческие мастера здесь работали над восстановлением и совершенствованием традиций формы и росписи в Опошнянской керамике, создавали собственные формообразующие и орнаментальные композиции. Деятельность творческой лаборатории имела огромное влияние на формирование самосознания и поднятия престижа труда гончара.

Двум творческим мастерам завода - И. Билык и А. Селюченко 1971 г. было присвоено почетное звание заслуженных мастеров народного творчества УССР; в 1972 году еще шесть мастеров стали членами Союза художников Украины (Н. Билык-Пошивайло, Г. Кирячок, Т. Демченко , М. Китриш, В. Омельяненко, М. Пошивайло).

Таким образом, 1970-е гг. были в истории «Художественного керамика» годы незаурядного расцвета: возрастала роль и значение профессии гончара, выпускались качественные высокохудожественные керамические изделия, увеличивался выпуск массовой продукции, расширялись производственные площади, совершенствовалась технология керамического производства, внедрялись новейшие научные разработки, происходил обмен опытом с украинскими и зарубежными коллегами, продукция предприятия экспортировалась уже в 23 страны мира. В этот период удалось совместить две, казалось бы, несовместимые вещи: искусство и производство.

В 1979 началась, а в 1984 завершилась реконструкция завода. В действие ввели 6400 квадратных метров производственных площадей, оснащенных мощным отечественным и импортным оборудованием. Существенно изменилась сама структура предприятия: цех размола материалов (ЦРМ), цех сырца, цех формовки изделий на шпиндельных станках, цех отливки в гипсовых формах, цех обжига керамических изделий, вспомогательные службы, творческо-экспериментальная лаборатория.

Реконструкция способствовала значительному улучшению условий труда рабочих. Возросла производительность труда, резко снизилась себестоимость изделий, повысилась их качество. Несмотря на пресловутый «вал» и массовое производство, не были забыты и имели возможность развиваться и работать мастера-художники. Их произведения широко представляли искусство Украины на международных выставках в Бельгии, Канаде, Югославии, Польши, Венгрии, Нидерландах, США, Норвегии, Великобритании и других странах мира.
Опошнянская керамика заняла почетное место в престижных музейных собраниях мира.

В 1986 г. при заводе «Художественный керамик» был открыт филиал Решетиловского художественно-промышленного технического училища (ХПТУ-28), который готовил гончаров-формовщиков, мастериц, лепщикив, традиционные гончарные профессии. Всего, за время своего существования (до 1994 года) училище подготовило и выпустило многих известных ныне художников-керамистов: М. Дидковский, М. Варвинский, С. Островной, Н. Дубинка, В. Лобойченко, А. Коваленко, А. Мороховец, И. Мирко, В. Шкурпела и многие другие, для которых глина стала сущностью жизни.

10 марта 1986 года администрация завода «Художественный керамик» предоставила помещения (две комнаты а административном корпусе) для Музея гончарства в Опошне. Мастера, сотрудники и администрация завода помогали сотрудникам музея в собирательской и научной работе. В музей был передан целый ряд лучших образцов традиционной опошнянской керамики, которые ныне хранятся в фондах Национального музея-заповедника украинского гончарства.

В 1989 году Опошнянский завод «Художественный керамик» стал одним из главных инициаторов и учредителей проведения в поселке Дня гончара - праздника почитания гончарных традиций края, посвященного 60-летию создания завода, которое, впоследствии, стало традиционным.

Начиная с конца 1980-х - начале 1990-х гг. завод охватывает общий кризис, связанный со сменой общественно-политической структуры общества и переходом на рыночную систему хозяйствования.

По материалам статьи Татьяны Зиненко


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 17.09.2012, 11:16 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Ваза большая, высота около 58 см. Опошня.


DSC00732.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 21.09.2012, 17:22 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Лиса". Керамика. Опошня. Высота 20,5 см.


DSC00895.JPG


DSC00896.JPG


DSC00897.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 19.04.2013, 18:20 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Куманец. Опошня, ручная роспись.
Высота около 23 см.


DSC03010.JPG


DSC03011.JPG


DSC03012.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 18.05.2013, 18:31 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Художник-керамист Р. Т. Чабаненко. 60-70-е года XX-го века.


DSC043953.jpg



Скульптурная композиция "Весілля" (Свадьба).


DSC044051.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.