Сейчас: 04.12.2016, 12:09




Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ] 
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение Совфарфор
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:19 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Куманец. Автор Т. Н. Демченко, П. П. Биляк. Опошня 1954 г.



DSC00275.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:21 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Жанровая скульптура "Всадники". Автор А. Ф. Селюченко. Опошня 1973 г.



DSC00274.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:23 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Макитры. Автор Н. Я. Мельниченко, Л. П. Маркова. Опошня 1973 г.



DSC00270.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:25 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Вазочки. Автор Н. Н. Киселева. Опошня 1972 г.



DSC00272.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:28 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Графин с кружечкой. Автор Ф. М. Чирвенко. Опошня, конец XIX века.



DSC00273.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:31 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Жанровая скульптура "Молодиці". Автор А. Ф. Селюченко. Опошня 1973 г.



DSC00277.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:33 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Жанровая скульптура "Хлебороб". Автор Н. Г. Пошивайло. Опошня 1974 г.



DSC00271.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:43 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фигурный сосуд "Баран". Автор В. О. Омельяненко. Опошня 1974 г.



DSC00279.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 30.07.2012, 14:08 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Пепельница. Опошня. Завод "Художній керамік" 1976 г.



DSC00280.JPG


DSC00281.JPG


DSC00282.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 01.08.2012, 11:34 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Остап Семенович Ночовник (1853-1913).

(Ночивник-Носик) - одна из самых интересных и загадочных личностей в истории украинской народной керамики. Его творчество относится к опошнянской школе: село Городские Мельницы, где жил знаменитый мастер, является пригородом Опошни, который вместе с окрестными селами и хуторами составляет единый крупный очаг гончарного промысла Полтавщины.

Даже название села (оно раскинулось на берегу Ворсклы) свидетельствует о тесной связи с Опошней, расположенной вверху на холмах: в древности, когда Опошня была большим казацким городком, на этом месте стояли водяные мельницы Опошни. Поселение, возникло позднее, сохранило название местности и стало одним из известных (прежде всего мисками) центров гончарства, органически связанным с Опошней.


4612.jpg


О жизни Остапа Ночовника сведений почти не сохранилось. В литературе найдете упоминания, которые требуют проверки, об участии в выставках, о приобретении его работ одним из парижских музеев, о том, что произведения мастера есть в Вене.

Сын Остапа Аврам также был гончаром. В Полтавском краеведческом музее хранится несколько его подписных тарелок, а в Государственном музее украинского народного декоративного искусства (Киев) - ряд выполненных вместе с отцом вещей. На донышке одного из подвазонников надпись зеленой глазурью: "Евстафий Ночовник и сын". Благодаря тому изделия удалось установить несколько общих изделий отца и сына - тыква, чайники и другие посудные формы.

Вероятно, что отец Остапа Семен тоже был гончаром. Это предположение вытекает из упоминания о двух Ночовниках в монографии И. Зарецкого "Гончарный промысел в Полтавской губернии" (1894).

Остап Ночовник был незаурядной творческой личностью. Среди его работ преобладают подсвечники, курильницы, странные сосуды с высоким носиком и ухом (так называемые "трубки"), изображения животных (баран) и птиц (петух, курица).

Гончарной посуды сохранилось немного (кувшины, подвазонники, тыквы, чайники).


4609.jpg


Большие по размеру изделия имеют чрезвычайно сложные прихотливые формы, вроде "скрывают" функциональное назначение вещи, превращая подсвечник в гигантское сказочное дерево, курильницу на фантастическое сооружение. В декоре преобладают характерные налепы - многолепестковые розетки с гравировкой и завитки, создающие богатую игру светотени, иллюзию вибрации поверхности, способствующую перетоку одной пластичной массы в другую.

Иногда на подсвечниках увидите изображение человеческой фигуры, оно почти сливается с основной формой. Птицы О. Ночовника имеют осложненный силуэт. Прослеживаем вариантность в решении туловища, шеи, хвоста, головы. Подставки соединяются с туловищем завитками, своеобразными "балясинами" круглым налепами или широкой ножкой тоже с завитками. Изделия покрыты бесцветной, зеленой или темно-коричневой глазурью.

Роспись лишь изредка дополняет налепы и лишена выразительности. Хотя техникой подглазурной контурной росписи Остап Семенович обладал довольно ловко, о чем свидетельствует декор столовой посуды, состоящий из обогащенных мелким "накапыванием" растительных мотивов. Один из кувшинов украшен свободно разбросанными "куриными лапками".

На первый взгляд, творчество Остапа Ночовника не связано ни с историей опошнянской керамики, ни с гончарством других регионов - так его пластика "выпадает" из общего процесса развития украинского народного искусства. Но это только на первый взгляд. Связи, хотя и косвенные, заметить можно.

Например, среди изделий Опошни начала XX вв. увидите курильницы виде церквей. Остап Ночовник делает их сложными, расширяя круг вариантов, что и обуславливает нетипичность его произведений. Это касается и зооморфной и орнитоморфной пластики, сюжетный строй которой традиционный, а в решении силуэта птицы или барана прослеживаются общие черты с тогдашней опошнянской скульптурой.


4610.jpg


Кроме упомянутых выше присущих только Ночовнику завитков и розеток, в декоре его изделий характерные для цеховой традиции глазурованной посуды вмятины и гравированные черточки. Позже - в 1950-80-х годов - эти элементы популярны в фигурных сосудах и скульптуре.

Встречаются в пластике мастера и типичные для здешних курильниц сквозные проемы. Что касается ассоциаций с работами гончаров других ячеек, то причудливые фантазии Остапа Ночовника во многом подобны изделиям П. Калашника с Хомутца на Полтавщине, подсвечников М. Тарасенко из Слобожанщины, а также в подсвечниках из Васильевки, приведенного исследователем гончарства Подолья А. Прусевич.

Однако все это отдельные общие черты. Потому что творчество Остапа Ночовника - явление исключительно самобытно. У талантливого мастера, по сути, не было ни предшественников, ни последователей. Даже его сын Аврам работал не так, как отец, а "как все", собственно, как группа представителей инновационного направления опошнянской керамики, связанной с земскими воздействиями на Опошню.

Не сразу узнается первоисточник, который стал импульсом для необычных пластических решений Остапа Ночовника. Не стоит ограничиваться ассоциациями с культовым металлом - подсвечниками, курильницы, дарохранительницами. Поиски аналогий выводят нас на тогдашнее профессиональное декоративно-прикладное искусство (образцы мастер мог видеть на выставках, в которых регулярно участвовал).

Стилистически, как справедливо отметил Александр Найден, творчество А. Ночовника является примером своеобразной проекции стиля модерн. Юрий Лащук ее истоки связывает с барокко. Противоречия здесь нет: барочная традиция, особенно на Левобережье, была сильна в народном сознании. Ночовнику удивительным образом удалось соединить ее с установками модерна. Без "памяти" о барокко его освоение модерна было бы просто невозможно.


4611.jpg


Если у некоторых опошнянских гончаров связь с модерном оказалась на уровне заимствований отдельных мотивов декора или приемов (Федор Чирвенко, Емельян Ковпак, Иван и Игнат Гладиревские), то у Остапа Семеновича видим личностную интерпретацию стиля. Он почувствовал внутреннюю сущность модерна и передал "настроение" профессионального декоративно-прикладного искусства излома веков, что проявилось в живописности композиций, построенных на сопоставлении гибких линий, в частичном нарушении симметрии, своеобразной фиксации движения пластических масс.

Главная причина появления "феномена Остапа Ночовника" (удачное выражение Юрия Лащука) в том, что народный мастер, почувствовав требования заказчика - Полтавского земства, которое активно поддерживало опошнянский промысел, - начал работать индивидуально. Имея большой природный талант, он стал настоящим художником, тогда как менее одаренные мастера в подобной ситуации эклектично объединяли различные воздействия.

Остап Семенович разработал ряд приемов, своеобразных "канонов" (подчеркиваем: собственных), которые повторяются в разных местах, но повторяются в значительном количестве вариантов.

Такой сплав мышления народного мастера с индивидуальным мировосприятием и дал миру "феномен Ночовника".

По материалам статьи Елены Клименко, кандидата искусствоведения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.