Сейчас: 04.12.2016, 12:10




Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ] 
На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение Совфарфор
 Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 16.06.2012, 11:09 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Майолика Полтавщины, ее яркая декоративность и радостная возвышенность как будто определены «лирической» природой этого края. Уже в XVII - XVIII вв. здесь было развито гончарство. Из многих его ячеек наибольшую славу получила Опошня, где во второй половине XIX в. производство майолики достигает блестящего расцвета.

Среди местных изделий преобладают изразцы, игрушки и посуда.

Своеобразные формы посуды отмечаются хорошими пропорциями, округлостью и плавной текучестью. Отдельные детали (шейка, носик, ручка) органично сочетаются с туловищем. Кроме посуды для повседневного употребления, изготавливалась праздничная, в обычные дни украшала интерьер дома, вносила красоту в суровые будни крестьянина. Это - миски, макитры для компота, различные кувшины, тыквы, бочонки, фляги и кувшины, а также фигурные изделия в виде барана, льва, совы, петуха. Их формы более требовательны и разнообразны, обогащенные пластическими украшениями и яркой роскошной росписью.

Опошнянские кувшины имеют красивую шейку, поделенную, по старой традиции, на концентрические валики. Она заканчивается слегка развернутым бортиком, профиль которого напоминает чашечку цветка. Бочонок менее вытянут, чем черниговский, и имеет четыре ножки обтекаемой формы, облегчающие массу изделия.

Старая Опошня широко использовала пластические украшения посуды. Об этом свидетельствуют кувшины XVII и XIX вв.

На одном из них в центре туловища - рельефное изображение бюста женщины и лепные украшения. Другой имеет носик в виде головки барана с раскрытой пастью.

Яркая и жизнерадостная роспись опошнянских изделий выполнялась по красному, реже белому, ангобу. Он густо заполнял поверхность предмета, почти не оставляя свободного фона.

Геометрическая, растительная и животная орнаментация отмечается большим разнообразием мотивов и очень часто применяется в сочетании с фляндровкой. Роспись посуды хорошо сочетается с формой. Она то подчеркивает отдельные элементы формы, то растекается по ее поверхности странными узорами.

Среди изделий Опошнизначительное место занимает скульптура в виде игрушек-свистулек. В них чувствуется наблюдательность мастера, тонко замеченные характерные особенности и смешные стороны поведения животного. Пластическое изображение дополняется здесь чертами сказочности, веселой праздничности и народного юмора.

Мастера Опошни создали в скульптуре и остросатирические образы: "надутый" господин, мешковато сидящий на коне, «важная» барыня с курицей под рукой и др..

Украинская народная статуэтка остро высмеивает тогдашнюю действительность.

В 1929 году начала работать известная керамическая артель «Красный керамик» в Опошне на Полтавщине, объединившая прекрасных мастеров и своими изделиями - бытовой посудой, декоративными вазами, куманцами, игрушками - снискала себе широкую известность и признание. Усилиями двух поколений художников в Опошне сложилась оригинальная система росписей, которая наиболее ярко проявилась в творчестве М. Каши, О. Селюченко, М. Тягун и других.

Практически все производство художественной керамики сосредоточилось в гончарных артелях «Художественный керамик», «Красный керамик».

Массовое изготовление традиционной керамической скульптуры малых форм связывается прежде всего с Опошней, где на заводе «Художественный керамик» работали в основном народные мастера, в том числе такие известные, как Иван Билык, Настя Билык-Пошивайло, Трофим Демченко, Матрена Назарчук, Гаврило Пошивайло, Александра Селюченко и другие.

Орнамент изделий составляют нарядные растительные мотивы, выполненные техникой "рижкування"(техника керамической росписи, когда ангобы наносят на изделие, пользуясь рожком, позже резиновой грушей с наконечником-иглой), с изображением птиц и зверей. Украшением быта стали рисованные полтавские дзбанки, бочонки, вазы.

Путем различного варьирования традиционной скульптурной формы и применения многочисленных вариантов росписи (в пределах Опошнянского стиля) мастера завода «Художественный керамик» дают большое количество оригинальных художественных решений.

Значительное место занимает керамическая игрушка в производстве опошнянской фабрики. Е. Селюченко создавала не только традиционных всадников, но и красноармейцев, партизан. Ее дочь О. Селюченко - автор композиций на историко-революционную тематику, а также на сюжеты басен Е. Гребенки, Л. Глебова, И. Франко. М. Диденко известна причудливыми кукушками, лошадками, Н. Пошивайло - многофигурными композициями.


"Куманець-баклажка" Опошня 17 век.

DSC09250.JPG



"Куманець" Опошня 19 век.

DSC09251.JPG



Артель "Художественная керамика" с. Опошня, фото 1936 года

4367.jpg



"Глечик". Артель "Художественная керамика с. Опошня, фото 1936 года.

4368.jpg



Тарелка. Артель "Художественная керамика" с. Опошня, фото 1936 года.

4369.jpg



Декоративная ваза. Работа Веры Москаленко 1937 г.

4370.jpg



Декоративная ваза. Работа Веры Москаленко 1937 г.

4371.jpg



Декоративня тарелка с рельефным орнаментом. Работа Веры Москаленко 1937 г.

4372.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 16.06.2012, 12:34 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Баклажка. Опошня 1948 г.

DSC09249.JPG



Бочонок и жбанчик "Сова". с. Опошня. Артель "Художественный керамик" 1952 г.

DSC09243.JPG



"Куманець" Василий и Параска Биляк. Опошня 1960-е гг.

DSC09246.JPG



Майоликовые изделия Опошни. Завод "Художественный керамик" 1960-е гг.

DSC09245.JPG



Сосуд "Баран". Т. Н. Демченко. Опошня 1967 г.
Сосуд "Собака" И. А. Билык. Опошня 1966 г.

DSC09244.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 18.06.2012, 17:25 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Барильце". П. П. Биляк. Опошня 1949 г.
"Куманець". Г. Н. Пошивайло. Роспись подглазурная ангобами. Опошня 1949 г.


4373.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 18.06.2012, 18:20 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Куманец (большой). В. А. Биляк с. Опошня, Полтавская обл. 1978 г.
Куманец (малый). Т. Н. Демченко с. Опошня, Полтавская обл. 1977 г.


4375.jpg



Подсвечник. В. А. Омельяненко. Опошня, Полтавская обл. 1978 г.


4376.jpg



Декоративный сосуд-скульптура "Баран" В. А. Омельяненко. Опошня, Полтавская обл. 1978 г.


4377.jpg



Бочонок (барило). В. А. Биляк. Опошня, Полтавская обл. 1977 г.
Бочоночек (барильце). Т. Н. Демченко, Н. М. Штанько. Опошня, Полтавская обл. 1978 г.


4378.jpg




Композиция "Козаки". Г. Н. Пошивайло. Опошня, Полтавская обл. 1978 г.


4379.jpg



Игрушки. А. С. Билык-Пошивайло. Опошня, Полтавская обл. 1978 г.


4380.jpg




Композиция "Сорочинская ярмарка"(Фрагмент). А. С. Билык-Пошивайло. Опошня, Полтавская обл. 1978 г.


4381.jpg


DSC00268.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 19.06.2012, 13:57 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Вазы агитация.


P9290067.JPG


P9300182.JPG



Еще

0023422.jpg






Фото с блога Олени Щербань. olenasunny.blogspot.com


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеvillar » 28.06.2012, 10:39 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Баранець" Опошня, 60-70-е года.
Высота 21 см.

Спасибо за помощь в атрибуции Щербань Олене Васильевне.


DSC09383.JPG


DSC09381.JPG


DSC09384.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:07 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Подсвечник. Автор В. И. Билык. Опошня 1974 г.


DSC00267.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:11 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фигурный сосуд "Лев". В. А. Биляк. Опошня 1974 г.



DSC00266.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:13 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Куманец. Автор Г. Н. Пошивайло. Опошня 1951 г.


Вложения:
DSC00278.JPG

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Опошни
Сообщениеlorik » 30.07.2012, 09:17 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
"Тыква". Автор Г. С. Тягун, З. П. Линник. Опошня 1958 г.



DSC00276.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.