Сейчас: 10.12.2016, 16:40





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Керамика Скопина
Сообщениеlorik » 28.11.2011, 14:45 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.

Археологические раскопки показывают, что местные жители с XII в. использовали богатые залежи светлых глин для изготовления различной утвари: гончарной посуды для крестьянского быта, печных труб, кирпича, черепицы.
Пластические свойства глины способствовали развитию скульптурных навыков у мастеров. Во второй половине XIX в. в Скопине появилась производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Простые гончарные изделия, дополненные лепными деталями, сделали скопинский промысел выдающимся явлением русской народной культуры.

Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Сосуды живописно украшали богатой лепниной с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Изделия были цветными: глазуровались поливами различных оттенков коричневого, жёлтого, зелёного, серо-синего цвета, которые создавали оригинальную переливчатую цветовую гамму, построенную на тонких тоновых переходах

В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.



03. Скопин. На фабрике. Музей.jpg


скопин2.jpeg


скопин9.jpeg


скопин1.jpeg


скопин4.jpeg


скопин5.jpeg


скопин18.jpeg



Вложения:
04. Скопин. На фабрике. Музей.jpg

02. Скопин. На фабрике. Музей.jpg

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Скопина
Сообщениеvillar » 25.12.2011, 20:39 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Сосуды советских времен, высота около 41 см.


DSC07130.JPG


DSC07131.JPG


DSC07132.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Скопина
Сообщениеvillar » 24.06.2012, 17:51 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
В России, в отличие от западных стран, народное искусство еще не ушло окончательно, более того, несмотря на кризисную ситуацию, оно все еще питало живую традицию и иногда, именно в этот период, переживало неожиданные вспышки расцвета.

Так, во второй половине XIX в. вплоть до первых дней революции активно действовали гончарные мастерские в г. Скопине Рязанской губернии. Начало этому положили братья Оводовы, которые от выделки простой гончарной посуды перешли к созданию сосудов скульптурной формы. Им стали подражать другие гончары, которых в Скопине было множество. Работы производились на ручном гончарном круге, причем скульптурные формы лепились прямо от руки. Тем не менее, несмотря на примитивность технических средств, работы скопинских мастеров имели огромный успех. Их собирали не только русские коллекционеры, но и за рубежом, особенно в Германии.

Самым удивительным в этих произведениях кажется не столько действительно замечательное мастерство, сколько мотивы скульптурных композиций, их ярко выраженная языческая трактовка в период, когда от язычества, казалось, не должно уже было остаться и следа. Но народные традиции и верования удивительно живучи, они сохраняются нетронутыми на протяжении многих сотен лет.

В скопинских сосудах в самых причудливых сочетаниях встречаются фигуры людей, зверей, птиц, насекомых, рыб и каких-то неведомых чудовищ. Тем не менее при сложном нагромождении деталей эти сосуды свидетельствуют о высокоразвитом чувстве пропорциональных соотношений скопинских мастеров.

Созданные исключительным по силе и смелости воображением, эти сосуды всегда сохраняют свой утилитарный смысл и функциональную логику. «Многоэтажное» сооружение в виде двух сов-кариатид, несущих кубок, похожий на сказочный «терем и завершающийся крышкой в виде диковинного цветка, на котором сидит загадочная птичка (выполняющая роль держалки на крышке), — это удивительно цельно решенный сосуд, все декоративные детали которого утилитарны и очень удобны в употреблении.

При всей сказочной фантастике в сосудах Скопина нет маскировки бытовых функции. Мастер убежден, что декоративное и функциональное неразрывны, причем первое скорее всего служит обогащению именно функциональной задачи.

Так возникают своеобразные, исполненные удивительной жизненной силы произведения: здесь ручка может оказаться змеей, кусающей зверя, а лапа поднятая в защиту от нападения, — носиком для слива.

Функциональность переходит в изображение, и наоборот.

Птицы, медведи, львы, совы, кентавры с луками и дубинками, созданные, по-видимому, по лубочным картинкам о Полкане-богатыре, человеческие фигуры в самых диковинных и фантастических сочетаниях представляли, вероятно, любопытный фон, на котором развивалась бытовая индустрия капиталистической России.

К. Н. Пруслина


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Керамика Скопина
Сообщениеlorik » 27.07.2012, 09:23 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Скопинская керамика, Скопинский гончарный художественный промысел, традиционный русский народно-художественный промысел в Рязанской области. Своим возникновением обязан глине, залегающей в больших кол-вах в окрестностях города Скопина.

Глиняная посуда в местах, где позднее появился Скопин, делалась ещё во времена Киевской Руси. В этой посуде взбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640: тогда в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара — Дёмка Киреев, сын Берников. Скопинский гончарный промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половину 19 в. в Скопине появилось производствово глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину.

Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. В 1902 и 1913 Скопинская керамика экспонировалась на кустарных выставках и была неоднократно отмечена наградами, в 1900 она была представлена на выставке в Париже.

Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрич. Изделия глазуровались цветными поливами разл. оттенков коричневого, жёлтого, зелёного, серо-синего цвета. В нач. 20 в. в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это ЗАО "Скопинская художеств. керамика".

Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Ассортимент изделий разнообразен:квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов, также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов. Фигурная Скопинская керамика различными тиражами выпускается способом литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы с последующей ручной доработкой.

На скопинской фабрикеке художественной керамики ведётся иссл. работа в области новых технологий, применения новых материалов. Изделия скопинского художеств. промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Yahoo [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.