Сейчас: 05.12.2016, 16:30




Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 28.04.2011, 10:32 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Завод Гарднера — один из первых частных фарфоровых заводов в России, основан в селе Вербилки бывшего Дмитровского уезда Московской губернии в 1766 году.

На протяжении всего времени существования был лучшим частным заводом. Производил фарфоровую посуду и скульптуру, фаянсовую и опаковую посуду.

Завод Гарднера начал выпускать фаянс в период 1829 — 1832 годов. Это была столовая и чайная посуда высокого качества, декорированная живописью, и в технике переводной печати, часто с докраской.

Гарднеровское производство считалось одним из трех крупнейших фаянсовых производств России наряду с заводами братьев Ауэрбах, Тереховых и Киселева. В 1849 году было освоено производство высшего сорта фаянса опака. В 1853 году братья Владимир и Александр Гарднеры в связи с участием в выставке в Петербурге и успехом опаковой посуды получили право ставить на своих изделиях государственный герб.

Продан М. С. Кузнецову в 1890 году. Изделия из фарфора XVIII века отличаются разнообразием форм, сочными живописными мотивами, чаще всего цветочного характера. Нередки изделия с разнообразными типами ажура. Скульптура этого периода носит подражательный характер.



Мордовка, Линейный казак, Калужская крестьянка. Скульптуры из серии "Народы России". 1880 - 1890-е гг.
Бисквит, роспись.
Высота "Мордовка 24.2 см., "Линейный казак" 27 см., "Калужская крестьянка" 23.9 см.

В серию скульптур "Народы России" вошли изображения не только крупных народов, но и "диких", живших в отдаленных труднодоступных в то время местах:"Мезенские самоеды", "Юраки", "Обдорские остяки" и другие. Кроме того, серия показывает различие этнографических костюмов русского народа. Так в скульптуре "Калужская крестьянка" показан костюм, отличающийся от курских, рязанских, воронежских костюмов колоритом, рисунками тканей, отделок, вышивок. В серии есть и типы служилых людей, как "Линейный казак" в своих ярких своеобразных одеждах.


DSC04823.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 28.04.2011, 11:08 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Грузинки". Скульптура из серии "Народы России" 1880 - 1890-е гг.
Бисквит, роспись.
Высота 28.4 см.

В конце XVIII века началось этнографическое исследование России. Ученые Российской Академии наук отправлялись в дальние экспедиции. Тогда начали издаваться различные этнографические труды. В 1776 году был издан труд академика Н. Георги "Описание всех в Российском государстве обитающих народов" с рисунками, гравюрами и акварелями, отразившими разнообразие населения России. Созданием серии скульптур на основе этих рисунков занимались на Императорском фарфоровом заводе, а в 1860 - 1890-е годы и на заводе Гарднера, затем на заводе Кузнецова. Отдельные фигурки и группы составили яркий хоровод. Скульптурная композиция "Грузинки" выполнена как жанровая сценка, показывающая особенности национальных костюмов этого народа.


DSC04826.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 28.04.2011, 18:44 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Скульптура "Ищутся". 1880 - 1890-е годы. Бисквит. Роспись.
Высота 17,4 см.

Фарфоровая пластика частных заводов в XIX веке связана с развитием бытового жанра. Народная тематика получает особое развитие в 1860 - 1870-е годы. Разнообразны изображаемые сценки быта крестьян, купечества, мещан, уличных торговцев, разночинцев. Постепенно трактовка сюжетов становится реалистичной, приобретая черты юмора, язвительной сатиры на действительность. Во второй половине XIX века и завод Гарднера обращается к народной теме в скульптуре, создавая различные композиции на темы крестьянского труда и быта, детских игр и забав, иллюстрируя в фарфоровой скульптуре многие литературные произведения XIX века. В таких композициях действие, движение, жест, поза - главные выразительные средства.


DSC04843.JPG



Тарелка "Троице-Сергиева лавра". 1830 - 1850-е годы. Фаянс. Надглазурная роспись.
Диаметр 23 см.

Фаянсовая посуда была более доступна широким слоям населения России. Ее формы просты и неприхотливы. В украшении фаянсовой посуды использовали традиционную ручную роспись и новые механические способы - печать. Тарелки часто превращались в декоративные предметы. Помещение достоверного пейзажа-вида на зеркале придавало им вид настенной картинки.
Тарелка с видом Троице-Сергиевой лавры очень проста по форме. Борт ее покрыт голубой краской, а вокруг пейзажа написан цветочный венок. Архитектура лавры передана достаточно точно и непосредственно.


DSC04830.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 29.04.2011, 11:16 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Сухарница Георгиевского сервиза. 1778 г.
Диаметр 28 см.

Тарелка Владимирского сервиза 1784 г.
Диаметр 23 см.

Для завода Гарднера выполнение заказа на "орденские" сервизы было важным событием. Сервизы богаты и разнообразны по количеству предметов, причудливости форм и декоративной росписи, в которую включены изображения знаков и отличий русских воинских орденов.
Сухарница сделана в виде ажурной корзины с волнистым краем, которую оплетает зеленая ветка с черно-желтой полосатой лентой и Георгиевским крестом на ней. Более просты по форме мелкие тарелки со слегка изогнутым волнистым краем. Декор их составляют орденская лента, стелющаяся по борту, и орденская звезда на зеркале предмета.


DSC04846.JPG



Суповая миска 1830-1850-е гг.
Высота 35 см.

Суповая миска входит в набор столовой фаянсовой посуды, отличающейся конструктивностью форм. Белая поверхность лишена росписей. Вазообразная форма миски украшена сложно изогнутыми ручками, выполненными в виде веточек с листьями. Куполообразная граненая крышка завершена тиснеными листьями и ручкой из переплетенных стеблей. Белизна поверхности, сияние глазури исиливают торжественность и нарядность предмета.


DSC04850.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 29.04.2011, 18:28 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Кувшин. 1850-е гг. Надглазурная роспись.
Высота 27,0 см.

Гарднеровский завод был одним из первых фарфоровых заводов, освоивших массовый выпуск различных бытовых изделий. Поэтому наряду с фарфором там широко использовался более дешевый его заменитель - тонкий фаянс. Внешне он похож на фарфор, обладает многими его прекрасными качествами, кроме белоснежности и прозрачности. Кувшин воспроизводит форму, характерную для этого типа посуды как в фарфоре, так и в фаянсе. Редкое своеобразие и художественную выразительность придает ему ручная роспись. Букет цветов, построенный на тонкой нюансировке тонов, свободно и непринужденно размещен на выпуклости кувшина. Художник тонко чувствует роль живописного пятна, его соотношение с белым фоном.


DSC04892.JPG




Предметы из кофейного сервиза. 1870-е гг. Надглазурная роспись.
Высота кофейника 17,0 см, чашки 3,8 см, диаметр блюдца 11,4 см.

Сервиз украшают идиллические сцены из сельской жизни. На всех его предметах повторяются изображения двух девушек в крестьянской одежде: сидящих за прялкой, пасущих коз, вяжущих снопы, отдыхающих. Строгая форма, четкий силуэт предметов, спокойная зеленоватая гамма фона позволяют акцентировать внимание на неярком декоративном пятне росписи.


DSC04898.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 30.04.2011, 12:59 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Чайно-кофейный сервиз. 1813 -1814 гг.

Рисунки выполнены по лубочным листам художников И. Теребенева. А. Венецианова. И. Иванова.


DSC04912.JPG


DSC04914.JPG


DSC04915.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 30.04.2011, 13:26 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Блюдо овальное. 1770-е годы.
Фарфор. Надглазурная, полихромная роспись.


DSC04910.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 30.07.2012, 10:36 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Чайная пара.



New0591.JPG


New0592.JPG


New0593.JPG



Еще чайная пара.


New0594.JPG


New0595.JPG


New0596.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 31.07.2012, 09:36 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Сухарница



New0614.JPG


New0615.JPG


New0616.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Гарднера
Сообщениеvillar » 31.07.2012, 17:14 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Завод Гарднера стал первым в России частным предприятием по производству фарфора. Завод был основан в 1766 г. в с. Вербилки Московской губернии обрусевшим английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером и принадлежал его потомкам до 1892 года.

Успех завода с начала его деятельности обусловлен тем, что Гарднеру была известна технология изготовления фарфора, для производства которого на заводе использовалась прекрасная глина из-под г. Глухова в Украине (впоследствии эта местность стала сырьевой базой для всей российской фарфоровой промышленности), а также глина из Сибири и кварц с Соловецких островов.

На протяжении всего периода существования завод считался лучшим из частных заводов России, на котором производились различные фарфоровые изделия. В 1829 - 1833 гг. на заводе был освоен выпуск простого фаянса, а с середины 1840-х годов - высший сорт фаянса, так называемый опак, или непрозрачный фарфор.

Как коммерческое предприятие завод выпускал изделия двух категорий: для широкой продажи - сравнительно дешевые и простые и для узкого круга богатых покупателей - ценные, художественные вещи, часто на заказ.

Первые расписывались только цветами, кое-где разбросанными по поверхности посуды. Обычно это отдельные небольшие цветочки по краям и букет или один большой цветок посередине. Фон всегда белый, ценные кобальт и золото отсутствуют.

Ценные вещи похожи на западноевропейские изделия, однако это сходство никогда не было следствием копирования, изделия всегда отличались свободной творческой работой, особым характером. Среди этих изделий наибольшее внимание привлекают четыре орденских столовых сервиза, выполненных по заказу Екатерины II для приемов во дворце в орденские дни кавалеров соответствующих орденов. Первый сервиз, Георгиевский был выполнен в 1778 году. В 1780 г. были выполнены сервизы Александровский и Андреевский. В 1785 г. был закончен заказанный в 1783 г. Владимирский сервиз, большой и ценный.

В основу форм всех четырех сервизов положены формы большого столового сервиза, приподнесенного Фридрихом II Екатерине II, производства Берлинского завода, но значительно переработаные. Они имеют более живой и энергичный профиль. После выпуска этих сервизов на заводе остались гипсовые формы и модели, по которым было произведено значительное количество изделий, иногда несколько переработанных. Эти изделия расписаны отдельными цветами вместо орденов и гирляндами или простыми декоративными лентами вместо орденских лент.

В конце 18 ст. завод Гарднера выпускал много других как сервизов, так и отдельных вещей, почти всегда с росписью цветами и очень редко с бытовыми сценами. Часто встречаются вещи с вензелями заказчиков. Сплошных фонов почти нет, золото применялось сравнительно редко. Цвета черепка переходят от белого и желтоватого в 1770-х гг. чисто белого конце столетия.

Указанные тенденции сохраняются и в начале 19 в., Поскольку настоящей границей в стилистической направленности русского фарфора стали события 1812 г. и победа в Отечественной войне, которая вызвала большой подъем в различных кругах российского общества; ощутимым было также влияние западноевропейской моды.

Перед российской керамической промышленностью возникла необходимость выпускать продукцию пышную, парадную, даже помпезную. Это ярко отразилось в изделиях в стиле ампир с их величественными, причудливыми формами, богатой позолотой, насыщенными красками, пышными сплошными росписями. Такая продукция выпускалась на заводе Гарднера в 10-х - 20-х гг 19 в. для состоятельных покупателей.

В 80-е - 90-е гг. 19 века большое место отводилось механическим средствам декорирования (декалькомании), хотя очень популярной оставалась ручная роспись по фарфору, так называемые скорописные техники.

В 18 в. на заводе Гарднера уделялось главное внимание выпуску посуды и гораздо меньше - скульптуре, однако мелкая пластика выпускалась с первых лет существования завода. В ней ощутимо влияние модной мейсенского скульптуры, но к концу века предпочтение отдается национальной российской тематике.

Существенную помощь заводу в этом деле оказала книга "Волшебньий фонарь", вышедшая в 1817 г. Рисунки, выполненные краской, изображали жителей городов разных профессий. По этим рисункам была выполнена серия фигур, выпущенных большим тиражом.

Характерные особенности гарднеровськои скульптуры этого периода - удлиненные пропорции фигур и четкие геометрические формы подставок, блестящая глазурь. Во второй трети столетия пропорции становятся естественными, подставки украшаются орнаментами рококо или изготавливаются в виде земли, глазирования меняется сплошным матовым росписью надглазурные красками по бисквита, благодаря чему декоративность меняется иллюзорностью.

Тематика этой малой скульптуры сохраняет предыдущую народную направленность, в ней отражаются все виды народного труда и быта того времени, переданы с большим вниманием к изображаемой натуры.

С 1870-х годов характер скульптуры меняется: трактовка становится более рутинной распространяются новые сюжеты, западноевропейского типа. Между тем, влияние гарднеровской скульптуры на частные российские фарфоровые заводы было очень большим, и даже когда некоторые заводы (например, Попов) достигали в производстве мелкой пластики более высоких результатов, наибольшее значение принадлежало заводу Гарднера, скульптура которого служила образцом для других предприятий.

Продукция завода всегда отличалась прекрасными техническими качествами, хорошей живописью и самостоятельной трактовкой орнаментальных мотивов с широким привлечением народных узоров и сюжетов. Все это создавало ей самостоятельный национальный характер.

Только в конце столетия завод стал терять свое значение. В техническом отношении он перестал быть первым, а в художественном отношении значительно снизил свой ​​уровень, не мог составлять конкуренцию менее ценной продукции Кузнецовых. После перехода завода в 1892 году к М. С. Кузнецову значение завода уменьшилось, несмотря на увеличение производства.

По материалам статьи О. И. Хасановой "Завод Ф. Я. Гарднера, его изделия в фондах ХИМ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.