Сейчас: 07.12.2016, 12:32





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Завод Попова
Сообщениеvillar » 27.04.2011, 22:11 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Завод А. Г. Попова приобретен им у К. Мелли в 1811 году (основан последним в 1804 году). Находился в селе Горбуново бывшего Дмитровского уезда Московской губернии. Существовал до 1870-х годов. Выпускал только фарфор: посуду и скульптуру. Для фарфоровой посуды характерна роспись в технике гризайль.

В скульптуре преобладал народный типаж. Наряду с заводом Гарднера был лучшим частным фарфоровым предприятием России XIX века. За участие в выставке промышленных изделий 1831 года удостоен малой золотой медали. В 1833 году А. Г. Попов получил орден св. Станислава 4 степени, а в 1839 и 1841 годах его сын Дмитрий за участие в выставках награжден был орденами св. Анны 3 степени и св. Владимира 4 степени.

Завод Попова к середине XIX века оставался одним из ведущих предприятий России. Поповские изделия строго следовали изменениям стиля.

Посуда этого периода, теряя классические формы, приобретает изломанную линию силуэта, волнистую поверхность, рельефный декор, многочисленные рокайльные завитки. Одновременно создается много так называемой трактирной посуды.

Скульптура этого времени очень разнообразна по тематике, отражает разные социальные явления. Каждая фигурка отличается индивидуальностью и удивительным мастерством исполнения.


Предметы из столового сервиза. Рюмочная передача, круглая сухарница, соусник, ромбовидная тарелка. Первая половина XIX века.
Сервиз включает предметы столового назначения: разнообразные по формам тарелки - круглые, овальные, ромбовидные, треугольные, квадратные; различные соусники, сухарницы, рюмочные и бутылочные передачи. Мастера добились ампирной строгости и простоты в этих бело-золотых предметах, которые отличают отточенность формы, контструктивная простота и четкость золотого рисунка. Широкий волнообразный узор подчеркивает края сосудов, изящная виноградная лоза стелется по зеркалу тарелок и тулову соусников и передач. Центр зеркала акцентирует сложная многолепестковая розетка. Сочетание белого и золота придает сервизу парадность, строгую нарядность и тонкую изящность.


DSC04815.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Попова
Сообщениеvillar » 28.04.2011, 10:17 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Чашечка. третья четверть XIX века.
Высота 6 см.

Маленькая чашечка завода Попова создана в XIX веке. Ее форма проста и изящна. Роспись придает сосуду нарядность. На серо-коричневом фоне располагаются букеты цветов, выписанные умелой и тонкой кистью. Золочение внутренней поверхности скрывает белизну фарфора и усиливает впечатление драгоценности предмета.



DSC04824.JPG




Чашка с блюдцем, полоскательница, чайник. Первая половина XIX века.

Чайная посуда выпускалась отдельными предметами и целыми сервизами, включая различные по величине чайники, молочники, сахарницы, полоскательницы, большие и маленькие чашки, блюдца, бокалы.
Произведения завода Попова отличает чаще всего некоторая нагруженность росписью и позолотой. Цветовой строй произведений чайного сервиза строится на сочетании широких коричневых полей, ограниченных золотыми обводками, и белых бордюров с золотыми лилиями. Украшением сосудов являются пейзажные композиции, помещенные в медальонах и распостраненные в то время.


DSC04829.JPG



Бокал с крышкой и блюдцем. Завод Попова. Середина XIX века.
Высота бокала 13 см., диаметр блюдца 11 см.

Завод Попова в первой половине XIX века был ведущим предприятием наряду с заводами Гарднера и Корнилова. В середине столетия мастера завода продолжали совершенствовать пластику и декор сосудов. Тонкость фарфора бокала с видом Московского Кремля чувствуется в стройной форме сосуда. На блюдце и бокале глубокий тон синего фона оттенен золотым узором. Откликаясь на требования моды, мастера вводят иной по характеру узор, более прихотливый и свободно вьющийся, напоминающий орнаменты рококо XVIII века, сохраняя при этом классическую строгость формы и излюбленные в украшении архитектурные виды.


DSC04854.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Попова
Сообщениеvillar » 29.04.2011, 19:07 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Солонка. Середина XIX в. Надглазурная роспись, золочение.
Высота 11,0 см.

Солонку характеризует несколько тяжеловесная форма в стиле ложного рококо с обилием позолоты и лепных деталей и тончайший декор из полихромных букетов на цветном фоне. Подобные солонки удачно дополняли огромные расписные "хлебосольные" блюда, которыми славился завод Попова. Яркая и красочная роспись солонки напоминает по своей расцветке и тщательности исполнения шитье бисером и знаменитые колокольцовские шали и платки. Сочный фон изделий, яркие краски росписи, выразительный рисунок, превосходно написанные цветы привлекали внимание к продукции этого завода.


DSC04894.JPG



Скульптура "Дама в кринолине" 1840-е - 1850-е гг. Роспись.
Высота 9,8 см.

Скульптура исполнена по литографии из французских журналов. Ее характеризует изящество, грациозность формы, гармонично сочетающейся с народной и изысканной гаммой росписи, в которой преобладают розовые и желтые тона, характерные для пластики этого завода. Только у Попова изготовляли статуэтки, изображавшие франтов и изящных женщин, словно сошедших с картинок модных в то время журналов. Как и народные типы, они воплощали идеал своего времени, отражали наблюдения и пристрастия их создателей.


DSC04896.JPG



Блюдо. Середина XIX в. Надглазурная роспись, золочение.
Диаметр 45,0 см.

Как никакое другое фарфоровое предприятие России этот завод славился живописно расписанными "хлебосольными" блюдами огромных размеров. Они предназначались для поднесения в торжественных случаях хлеба и соли по русскому обычаю. Чтобы изготовить такие блюда, требовался высокий уровень технического мастерства, так как при обжиге крупные вещи деформировались. Блюда обычно изготовлялись с цветным бортом и расписывались цветами.
Блюдо украшено полихромными букетами цветов в рокайльных обрамлениях, образованных рельефными позолоченными завитками.


DSC04901.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Попова
Сообщениеvillar » 30.04.2011, 12:54 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Скульптурная группа "Коломбина и Панталоне". Середина XIX века.


DSC04931.JPG



Сахарница. 1-я треть XIX века.
Высота 8 см.


DSC04921.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Попова
Сообщениеvillar » 30.04.2011, 13:04 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Сервиз "Эгоист". Первая треть XIX века.
Надглазурная роспись в технике гризайль


DSC04907.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Завод Попова
Сообщениеvillar » 31.07.2012, 17:46 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
В начале 1800-х гг на фарфоровой фабрике Франца Гарднера в Вербилках наблюдается временный упадок производства, некоторые иностранные работники покидают своего хозяина. Ушел и комиссионер Гарднера - Карл Милли, который 1806 г. в с. Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии, в 30 км от завода Гарднера, основал свой завод. Но производство работало плохо и 1811 г. было продано купцу Алексею Гавриловичу Попову. После смерти Попова в 50-х гг заводом владели его потомки, а в начале 1870-х годах он был продан и до своего закрытия в 1875 г. сменил несколько владельцев.

Так что, в начале своей деятельности А. Попов был наследником технических достижений Гарднера, но в художественном отношении стремился к самостоятельности. Завод производил только фарфор высокого качества. Лаборатория завода разработала свою собственную палитру красок очень насыщенных и красивых тонов. Кстати, рецепты красок после закрытия завода были проданы на завод братьев Корниловых, а в 1922 г. переданы их потомком Государственном фарфоровом заводе в Петрограде.

По преданию, А. Попов начал с торговли посудой и сумел изучить вкусы своих покупателей. Ответом на их спрос стали художественные изделия, наиболее яркие и выразительные в отношении их национального характера сравнению со всеми другими российскими заводами XIX в. Хотя, когда завод начинал работать, Попов обращался к немецким и французским образцам.

Алексей Гаврилович подбирал на завод талантливых скульпторов и живописцев, сам вникал во все мелочи художественной части, обсуждал новые модели и уместными указаниями направлял деятельность своих художников. Высокое качество изделий и умение отразить в них такие черты художественного темперамента, которые характерны для русских вообще, обеспечили Поповскому фарфору особую любовь среди коллекционеров XX ст.

Характерными особенностями поповской скульптуры, особенно той, которая изображает русские типы, является ее реалистичность, наполненная глубоким лирическим чувством. В этом отношении завод Попова остался непревзойденным. Расписывали скульптуру в технике «гризайль» (с фр. - Серый) - это вид декоративной живописи, выполненной в разных оттенках какого-либо одного цвета, чаще серого. В посуде характерны декоративность, тонкое чувство колорита, любовь к ярким, чистым, сильным краскам, к смелому выразительному рисунку. Особенно прославилась так называемая Поповская трактирная посуда с ее полусферическими чашками очень удачных пропорций с лаконичной выразительной росписью.

Наиболее распространенная марка за все время существования завода - соединенные буквы «А» и «П», выполненные синей краской подглазурные или в тесте (белые). Встречаются также изделия и без клейма (из-за этого очень трудно идентифицировать предметы).

Фарфор завода Попова получил всеобщее признание на различных промышленных выставках. За участие в выставке промышленных изделий 1831 г. он был отмечен малой золотой медалью. В 1833 г. А. Попов получил орден Св. Станислава IV степени, а в 1839 и 1841 гг его сын, Д. А. Попов, за участие в выставках был награжден орденами Св. Анны III степени и Св. Владимира IV степени.

По материалам статьи О. И. Хасановой "Завод А. Г. Попова и его иделия в коллекции Харьковского исторического музея"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.