Сейчас: 11.12.2016, 13:53





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение Совфарфор
 Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 24.03.2011, 14:00 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
В сложной жизни России рубежа XIX — XX вв. фигура М. С. Кузнецова воспринимается удивительно цельно и органично, так как династия Кузнецовых и сама выросла из среды мастеров народного фарфора. Никто, наверное, яснее, чем он, не видел всех трудностей, стоявших перед русской промышленностью.

Вместе с тем редко кто из купцов умел так, как он, обходить все препятствия и заставлять служить своему делу самые, казалось бы, неблагоприятные обстоятельства.

С фамилией Кузнецовых в русской фарфоровой промышленности встречаешься уже в 1810 г. По преданию, их богатство пошло от убийства и ограбления проезжего купца Яковом Васильевичем, тогда еще бесфамильным кузнецом Гжельской волости. Он-то и основал первый фарфоровый завод. Впоследствии он и его сыновья, Терентий и Анисим, приняли фамилию Кузнецовых.

В 30-х годах XIX в. Терентий Кузнецов строит более крупный завод в Дулеве Владимирской губернии, а в 50-х годах приобретает хорошо в то время известный фарфоровый завод Сафронова. Его наследник, Сидор Терентьевич Кузнецов, продолжает дело отца, прикупая новые заводы и расширяя производство.

Но особенный размах и почти монопольный контроль над всей российской керамической продукцией. предприятие Кузнецовых приобрело с 1864 г., когда все заводы перешли к сыну С. Т. Кузнецова — Матвею Сидоровичу.

Последний в 1870 г. купил у Ауэрбаха его знаменитый фаянсовый завод, в 1891 г. к нему перешел еще более известный завод Гарднера, в 1911 г. его собственностью становятся завод «Товарищества Мальцевых» и другие предприятия. В 1899 г. М. С. Кузнецов основал «Товарищество Кузнецовых», основное ядро которого составляли его сыновья и ближайшие родственники.

Слово «кузнецовщина» издавна слывет синонимом базарной безвкусицы и пошлости. Правда, в последнее время в среде художественной интеллигенции появились защитники Кузнецова, требующие пересмотра этого отношения. Ряд его поклонников, и среди них немало художников-керамистов, утверждают, что он был истинным хранителем народных традиций. В данном случае одинаково правы и неправы и те и другие.

Прежде всего представляется неверным сам термин «кузнецовщина», обозначающий как бы целое течение в искусстве. Как мы уже говорили, Кузнецов — промышленник, сумевший во второй половине XIX в. скупить почти все значительные керамические предприятия России.

Руководствуясь прежде всего интересами сбыта своей продукции, он проявляет огромную предприимчивость, практическую сметку и сноровку. Кузнецов поставлял фарфор не только всей России, но и успешно конкурировал с предприятиями на Востоке и в Европе. Заветной мечтой его было, вытеснив всех конкурентов, стать единственным в мире поставщиком фарфоровой и всей керамической продукции.

Для нас совершенно несущественны собственные вкусы М. С. Кузнецова, так как не ими он руководствовался, организуя свое производство (судя по убранству его собственного дома, он тяготел к псевдорусскому стилю, но это могло быть и рекламой, тем более что подарочный сервиз для одного близкого ему лица он заказал во Франции).

Важно, что его многочисленные заводы были капиталистическими предприятиями, продукция которых не должна была затовариваться, а следовательно, им руководили прежде всего коммерческие соображения.

В «Товариществе Кузнецова» был свой штат специалистов, ведавших сбытом продукции в той или иной области и даже стране. Запросами Петербурга ведал Т. С. Новиков, спрос Москвы изучал М. М. Макаров, сбытом товаров на народных ярмарках ведали В. П. Демин, К. Л. Виноградов, И. В. Серов и т. д. Один из сыновей М. С. Кузнецова должен был находиться в курсе последних технических и художественных новостей Европы, другой ведал рынками Востока.

В результате изделия заводов «Товарищества» могли потрафить всем вкусам от мужика до императорского двора. Более того, даже мечта Кузнецова стать всемирным поставщиком изделий, выполненных в глине, казалась осуществимой. Жители Средней Азии, Афганистана и даже Турции уже предпочитали его «восточные» товары всем прочим, а в ряде областей Восточного Китая начинали находить, к радости хитрого купца, его товары более «китайскими», чем местное производство. Дело оставалось за Европой. И вот в музеях заводов Кузнецова можно обнаружить настоящие коллекции западного фарфора самых разных стран Европы. Ему было мало письменной информации и фотографий, его специалисты должны были вникнуть в сущность запросов различных стран, для того чтобы создавать продукцию, отвечающую вкусам европейцев.

Без всяких колебаний ввел Кузнецов в художественное оформление изделий имитацию и подделку, что и послужило поводом впоследствии считать слова «кузнецовщина» и «дурной вкус» синонимами.

Но в то же время он держал своих стипендиатов в Строгановском училище и школе Общества поощрения художеств и был участником, а подчас и организатором конкурсов на лучшие изделия, исполненные в искусстве глины. Начиная с 90-х годов XIX в. в журналах «Искусство и художественная промышленность», «Вестник рисования» и других можно встретить различные объявления и справки, где сообщается о подобных мероприятиях Кузнецова. Причем речь идет о создании как сервизов, так и отдельных предметов. Материал, в котором доложен быть выполнен предмет, его размеры, назначение, а порою и стиль строго оговаривались.

Учитывая вкусы и потребности народной среды, а также все возрастающий интерес коллекционеров разных стран к традиционной народной посуде, на предприятиях Кузнецова бывшие владельцы знаменитых гжельских заводиков, которые чаще всего были одновременно и художниками, такие, как Гулины, Рачкины, уже в качестве служащих «Товарищества» продолжали писать по старинке, вручную, создавая яркие цветастые росписи, сохраняя особую русскую «агашку». Последнее обстоятельство и дает повод для иных называть Кузнецова «хранителем русских народных традиций».

Особый интерес представляет тот факт, что на заводах Кузнецова работали выдающиеся русские художники. Правда, чаще всего они трудились не по заданию Кузнецова, а над созданием своих собственных уникальных композиций.

Все сказанное позволяет нам еще раз со всей решительностью заявить, что «кузнецовщины» как единого художественного течения нет и не могло быть, а был предприниматель, капиталист, зажавший в свой кулак почти все фарфоро-фаянсовые заводы России, с самым разным стилистическим почерком и художественным лицом. В том, что в сложившейся мешанине стилей мы все же можем найти некую, едва ли положительную общность, виноват не Кузнецов, а объективные условия развития русского капитализма и рожденная этими условиями эпоха художественного безвременья.

К. Н. Пруслина



Фаянсовый предмет из туалетного набора.


DSC03355.JPG


DSC03356.JPG



DSC03357.JPG


DSC03358.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 24.03.2011, 14:35 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Спичечница, фаянс.


DSC04549.JPG


DSC04547.JPG


DSC04550.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 24.03.2011, 14:37 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Еще спичечница, фаянс.


DSC04553.JPG


DSC04552.JPG


DSC04556.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 24.03.2011, 15:12 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Лоток фарфоровый из туалетного набора с необычной для Кузнецова росписью.


CIMG6147.JPG


CIMG6148.JPG


CIMG6149.JPG


CIMG6150.JPG


CIMG6153.JPG


CIMG6154.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
СообщениеKaraMyrza » 25.03.2011, 17:41 
Не в сети
Частый гость
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:40
Сообщения: 62
Поблагодарили: 6 раз.
Блюдо


Вложения:
DSC03931.JPG

DSC03932.JPG

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 20.04.2011, 13:20 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Бисквит


Изображение 001.jpg


Изображение 008.jpg


Изображение.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 29.04.2011, 12:00 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Чашка с блюдцем и молочник. 1889 - 1900-е годы.
Чашка - 5 см., молочник - 9.4 см., диаметр блюдца 14.5 см.

Композиция чашки с блюдцем и молочника строится на содинении легкости и незаметной изменчивости формы сосудов с мягким блеклым голубоватым тоном и мелкого рисунка цветочных гирлянд, вьющихся по горловине молочника, по краям крышки, чашки и блюдца, от которых вниз спускаются отдельные букетики цветов стонкими веточками-усиками. Неспокойная рельефная поверхность сосудов выявлена и золотой легкой росписью, прихотливой по рисунку, и изменением тональной силы голубоватого фона, переходящего в почти белый, и в изгибающихся лентах рельефа. Эти как бы смятые поверхности и приемы украшения сосудов являются признаками модерна начала XX века.


DSC04835.JPG



Бокалы. 1889-1900-е годы.
Высота бокала с крышкой 11.5 см., бокала без крышки 10.5 см.

Среди чайной подарочной посуды на протяжении XIX века были распостранены высокие чашки и бокалы с крышками или без них. Расширяющиеся кверху или цилиндрические, с бочкообразной, смятой или рельефной нижней частью, плавно изогнутые и стройные, с плоскими или колоколообразными крышками, с рельефными, тиснеными ручками бокалы украшались разнообразными мотивами, разработанными в росписи фарфоровой чайной посуды. Оба бокала украшены в манере, свойственной кузнецовским росписям. Легко и быстро написанные букетики с тонкими веточками, с легкой прописью золотой краской ложатся по цветному или белому фону кажущегося хрупким фарфора.


DSC04841.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 29.04.2011, 13:40 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Чашка с блюдцем и бокал с крышкой. 1889 - 1900-е годы. Подглазурная и надглазурная роспись.
Высота чашки 8 см, бокала 13,3 см, диаметр блюдца 14 см.

Объединив в своем товариществе огромное количество фарфоровых предприятий, Кузнецовы использовали достижения и традиции заводов Гарднера, Попова, Корнилова и мелких крестьянских заводов Гжели.
Формы и приемы росписи чашки с блюдцем и бокала традиционны для последних десятилетий XIX века. Наиболее частым приемом декорировки фарфоровых изделий, выполнявшихся в живописных заведениях, был "мушель", примененный и на чашке с блюдцем: в белых медальонах на вишневом фоне написаны букетики полевых цветов и колосьев. На бокале с крышкой этот прием усложнен. Пышные букеты цветов дополнены цветочными гирляндами, свободно стелющимися по цветному фону.


DSC04855.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 30.04.2011, 13:11 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Тарелка глубокая. 1850-е годы.
Фаянс, подглазурная печать.
В росписи изображен эпизод Крымской войны - сдача турецкой крепости Карс.


DSC04916.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Кузнецовский фарфор, фаянс
Сообщениеvillar » 09.06.2011, 22:45 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Тарелочка в стиле шинуазри Кузнецов в Твери.


DSC05155.JPG


DSC05156.JPG


DSC05157.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.