Сейчас: 09.12.2016, 23:13





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 
На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение Совфарфор
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 23.06.2012, 20:49 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Семейка :)


DSC06522.JPG


DSC06524.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 08.08.2012, 18:53 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
В 1946 г. во Львове на месте небольшой артели была открыта Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика, где с 1949 г. работает специализированный керамический цех.

С 1956 г. начинает выпускать продукцию Львовский керамический завод республиканского производственного объединения «Укрстройкерамика». Здесь наряду со строительной и санитарно-технической керамикой изготавливают сувениры, выполняют монументально-декоративные композиции. Специалистов высшей квалификации с 1947 г. начинает готовить Львовский государственный институт прикладного искусства.

Просматривается методика и качественный уровень подготовки мастеров художественной керамики во Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша.

Одной из весомых предпосылок возрождения и последующего развития искусства декоративной керамики на Львовщине стали традиции народного искусства.

Определенное значение имело также наличие опыта промышленного производства профессиональной декоративной керамики в конце XIX - начале XX вв.

В конце XIX в. на нынешней территории Львовской области насчитывалось около трех десятков гончарных ячеек.
Самые известные из них - Сокаль, Потелич, Николаев, Гаваретчина, Шпиколосы, Белый Камень, Судовая Вишня, Старая Соль и др..

В 50-х годах ассортимент продукции фабрики, где концентрируются основные творческие силы, не отличается особым разнообразием. Это художественные детали для светильников, рамки для зеркал, вазы, пепельницы, статуэтки, терракотовые бюсты и прочее. В формообразовании, орнаментально декоративном решении доминирует эклектичный стиль, который проявляется и в архитектуре.

На фабрике тиражировались многочисленные произведения, которые по сути были станковой скульптурой малых форм. Реалистично моделированные портретные изображения, статуэтки, многофигурные композиции, часто по сказочным сюжетам, конечно покрывались одноцветной глазурью, реже расписывались полихромно.

В керамическом цехе работали известные в будущем скульпторы В. Борисенко, Я. Чайка, Л. Гром и др.. Они, в частности, авторы скульптурных композиций «Руслан и Людмила» (1959), «Сказка о золотой рыбке» (1950), «Лебедь, рак и щука» (1950), которые находятся сегодня в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла АН УССР во Львове.

Несмотря на господство в керамических изделиях 50-х годов декоративных форм классицизма, художники часто обращались к традициям украинской народной майолики, с присущими ей технологическими приемами - "ритованого" рисунка, рисованием цветными глинами-ангобами, фляндруванием, нередко - с полихромным растительным орнаментом.

Конец 50-х - начало 60-х годов - это уже постепенный отход от эклектики, обращение к ясной конструктивно-логической основе формообразования, к естественным свойствам материала, которые и диктуют преимущественно характер его применения в конкретных ситуациях. Поиски нового стиля, стимулировались стремлением избавиться нарочитой парадности, надуманности, массивности формы, искаженного и суженного понимания реализма, охватили практически все виды искусства, в том числе и декоративно-прикладное.

Начало 60-х годов - это период коренной реорганизации материально-технической базы на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике. В 1963 году внедряется новая технология производства из каменной массы и шамота.

Это, с одной стороны, усложняет задачи, поставленные перед керамистами, с другой - в значительной мере предопределяет самобытность их произведений, открывает новые перспективы творческого поиска.

Свидетельством растущей популярности искусства керамики стала организация специальных выставок «Львовская керамика» в 1961, 1963, 1967 и в 1972 гг.. Наряду с опытными мастерами старшего поколения к участию в выставках широко привлекалась студенческая молодежь. Сопоставление традиционного и новаторского подходов способствовало возникновению творческих диспутов - движущих сил дальнейшего развития.

В середине 60-х годов на фабрике используется майолика с традиционными приемами декорирования, но чаще - каменная масса и шамот, что потребовало создания специальных красителей, новых принципов декорирования, определенных оптимальных температурных режимов обжига. Основная работа в этом направлении была проведена технологом, а позже главным инженером предприятия И. Малышко.

Впервые в отечественной практике им освоен технологический процесс, который предусматривает только один обжиг керамических изделий: соли и цветные эмали, разработанные по специальным рецептам, наносились на сырой черепок.

Упорный многолетний труд И. Малышко и его последователей - мастеров-технологов имел большое значение для будущего львовской профессиональной керамики, определил его высокий технологический уровень, значительные потенциальные возможности, конкурентоспособность на всесоюзном и международном уровнях.

В течение 60-х годов художники-керамисты создали в соответствии со спецификой технологических процессов много новых форм изделий и оригинальных вариантов декора. Творческие поиски и эксперименты основывались на богатых местных традициях, что означало не только изучение наследия народной керамики, но и других, издавна развитых в регионе видов искусства - вышивки, ткачества, художественного стекла, резьбы по дереву, обработки металла и кожи, изобразительного и устного фольклора.

Изделиям, которые проектировались керамистами для серийного производства в период 60-х годов, присущи конструкции из простых, изящных по силуэту и пропорциональным сопоставлениям форм, лаконичный декор геометрического характера.

В работах художников чувствуется бережное отношение к материалу, стремление выявить его природную красоту. Во многих случаях лаконизм в использовании выразительных средств и очевидная аскетизация композиции объясняются своеобразной реакцией на излишества эклектичного стиля.

В 60-х годах на фабрике тиражируется и разнообразная фигурная посуда.

Популярными, например, становятся "лембики" - традиционная зооморфная пластика. Над их созданием плодотворно работают Я. Захарчишин, В. Кондратюк, И. Малышко, М. Гладкий, Я. Шеремета и др..

Над созданием антропоморфной посуды успешно работают В. Кондратюк, Я. Шеремета, М. Гладкий, Г. Кичула, Я. Захарчишин и др..

Наряду с фигурной пластикой, которая имеет определенное утилитарное назначение, они выполняют зооморфную и антропоморфную керамическую скульптуру малых форм.

Керамические статуэтки, тиражируемые в цехе фабрики, различные по форме - от работ, близких к станковой скульптуре, к декоративно трактуемым, созвучным произведениям народных мастеров.

Примером скульптурного подхода к керамической пластике может служить композиция Я. Захарчишина «Девушка с мячом» (1966), выдержанная в реальных пропорциях. Формы ее обобщенные, однако соответствующие анатомическому строению. Достоверно переданы черты лица, чувствуется динамика движения. Выявлению пластических качеств способствует одноцветное покрытие глазурью.

Более декоративно трактованные человеческие фигуры в композиции «Трио музыки» (художник М. Гладкий, 1966). В данном случае автор сохраняет основные пропорции человеческого тела, но не прибегает к анатомической обработке деталей.

Выразительные пластические ходы определяют характер движения обобщенных по форме фигур музыкантов, которые словно сливаются в единое целое с музыкальными инструментами. Лицо и руки лишь слегка обозначены. Мягкую, живую пластику удачно дополняет тонкий гравированный рисунок черт лица, деталей костюма, инструментов.

Характерную для керамики декоративную форму имеет произведение Я. Шеремета «У нашего Омелька небольшая семейка ...» (1968). Реальные пропорции анатомическая достоверность здесь практически отсутствуют. Наряду с этим автор достигает другого уровня изобразительности, свойственного народному примитиву, в частности керамической игрушке. Диспропорции и деформации усиливают внутреннюю выразительность образа.

Фигуры, которые являются отдельными частями большого пластического ансамбля, активно взаимодействуют с окружающим пространством, а сама композиция может в нем свободно трансформироваться. При изысканном пластическом моделировании важное значение придается росписи, выполненной на теплом охристом фоне серой, коричневой и голубой красками.

Параллельно с созданием посудоподобных, зооморфных и антропоморфных форм львовские керамисты осваивают новые виды изделий.

В конце 60-х годов растущей популярностью пользуются расписанные или декорированные рельефом плакетки, пласты, блюда, настенные украшения, в которых керамика нередко сочетается с деревом, металлом, ткачеством. Приобретают популярность керамические подсвечники.

Львовские художники обращаются к росписи плоских округлых блюд. В изделиях первой половины 60-х годов преобладали традиционные растительные орнаментальные мотивы, нередко в сочетании с портретами и фигурными композициями. В росписи ангобовыми красками, художники с помощью контурного рисунка определяли плоскости, которые заполняли определенной краской. Изображение трактовалось реалистично, с соблюдением соответствующих пропорциональных соотношений, отличалось скрупулезной графической прорисовкой деталей.
Характерными примерами могут служить декоративные тарелки И. Томчука «Довбуш» (1961), «На Украине» (1963), А. Соболева «Народный ансамбль» (1964) и др..

Следует отметить, что в период 60-х годов керамические блюда декорировались в основном росписью. В последующее десятилетие такие изделия, особенно выставочного характера, чаще имеют рельефное изображение, становятся основой для активной пластической композиции.

Декоративные пласты и плакетки конца 50-х - начала 60-х годов близки к скульптурному рельефу. Тонкое моделирование портретных и фигурных изображений, сохранение реальных пропорций и анатомического строения сроднило их со станковыми произведениями. Изделия в основном покрывались одноцветной глазурью, которая подчеркивала доминирующее значение пластики. Форма их самая разнообразная, но очертания всегда мягкие, углы сглажены, закруглены.

Характерными примерами могут служить композиции Я. Захарчишина «Лилея» (1963), Б. Горбалюка «Думы мои, думы мои ...» (1965), 3. Березы "Бандуристка» (1965) и др..

Во второй половине 60-х годов характер выразительных средств, используемых керамистами, меняется. При этом творческие поиски идут в двух направлениях. С одной стороны художники декоративно трактуют монохромный скульптурный рельеф. Основное внимание уделяется обобщению и стилизации форм, динамике и выразительности пластических ходов (декоративные пласты П. Лининского «Дмитрий Дедько, витязь Галицкой земли», 1965; «Ярослав Осмомысл», 1966; Я. Шеремета «Лев», 1966 и др.)..

Наряду с этим керамисты обращаются к образам народного гончарства, используют присущие ему пластический язык и цветовое решение. Яркий пример - декоративный пласт Р. Петрука «Гончар» (1968). Изображение человеческой фигуры в данном произведении приближено к народному примитиву. Реальность пропорций нарушена, однако не в ущерб декоративному образу, проникнутому гротескными интонациями. Использование простого гравированного орнамента, градаций светло-серой, охристой и темно-зеленой краски усиливает эмоциональную наполненность образа.

Львовская керамика в 60-е годы зарекомендовала себя как значительное явление декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем чувствовалась некоторая разрозненность направлений творческого поиска. Часть авторов, преимущественно старшего поколения, сохранила верность традиционным пластическим решениям и средствам декорирования. Некоторые художники ориентировались на лучшие произведения зарубежных коллег, находясь под влиянием их замыслов и идей.

Всеобщее внимание привлекли работы группы молодых керамистов, недавних выпускников института - Т. Драгана, А. Бокотея, Б. Галицкого, М. Савки-Кругловой и др.. Их отличало тонкое чувство и понимание внутренней природы материала, умение мастерски использовать его пластические, цветовые и фактурные свойства. Изучая традиции народного искусства, художники находили оригинальные формы и средства создания эмоционально наполненного декоративного образа.

Т. Драган одним из первых избрал путь поиска новых принципов формообразования декоративной керамической пластики. Художник осваивает различные материалы и технологические приемы. С одинаковым успехом он работает с терракотой, шамотом, каменной массой, фаянсом и фарфором.

Заметным явлением в львовской керамике 60-х годов стало творчество М. Савки-Кругловой.

Художница развивает традиции народной скульптуры. Ее произведениям присущ повествовательно изобразительный характер - сюжетные сцены дополняются преимущественно элементами пейзажа, различными атрибутами. Воссоздавая своеобразное театрализованное зрелище, декоративная пластика активно контактирует с окружающей средой.

Наивно-натуралистические мотивы в творчестве художника-профессионала глубоко осмыслены. Они воспринимаются как средство самовыражения, образного воспроизведения окружающего мира. Сложное и многоплановое ассоциативное действие определяет эмоциональное богатство декоративных композиций («Довбуш», 1969; «Свадьба», 1968; «Тени забытых предков», 1969; «Матери», 1969, и др.)..

Активное введение цвета придает своеобразие произведениям М. Савки-Кругловой в портретном жанре. Эти работы неоднозначны. С одной стороны, полихромность свойственна керамическому материалу, с другой - она чужда реалистической скульптурной форме. Но при этом в эмоционально наполненных, психологических портретах достигается образная целостность («Автопортрет с сыном", 1969; «Бабушка и внук», 1969; «Молодые люди», 1970; «Подруга», 1970, и др.)..

Львовскую керамику 60-х годов представляет наряду с другими и творчество художников Т. Левкива, А. Курочки и М. Курочки. Их персональные выставки состоялись в 1970, 1971 годах и стали итогом активной творческой деятельности.

Одной из популярных форм декоративной керамики во второй половине 60-х годов становятся большие вазы на пол. Такие вещи оригинальные по композиции, выполненные львовскими керамистами Б. Горбалюком, Т. Драганом, 3. Масляк, М. Гладким и другими, украшали многочисленные общественные интерьеры. Активному контакту с архитектурным окружением способствовала их подчеркнуто архитектоническая конструкция, лаконичность в использовании пластического и цветового декора, его выразительная ритмическая организация, умелое использование фактуры.

Первые композиции, выполненные для конкретных объектов, показали, что декоративная керамика способна эффективно функционировать в масштабах архитектурного пространства. Для экстерьера и интерьера общественных зданий стали проектироваться разнообразные по форме произведения.

Из монографии "Львовская керамика" О. М. Голубец. Перевод с укр. мой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 18.08.2012, 14:55 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Ваза или Чаша. ЛКСФ Высота 18,5 см.


DSC00499.JPG


DSC00501.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 06.10.2012, 14:33 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Лев с шаром. Каменная масса. Львов.
Длина около 28 см., высота 17,5 см.


New0693.JPG


DSC01042.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 16.10.2012, 12:31 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Настенная плакетка с Т. Г. Шевченко "Думи мої, думи". Ну чем не агитация :) ?
Длина 35,5 см., высота 22 см.


DSC01146.JPG


DSC01148.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 06.04.2013, 20:40 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Штоф с гербом города Львова. В тесте буквы З. Б.
Высота 25,5 см.


DSC02758.JPG


DSC02760.JPG


DSC02761.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 12.04.2013, 11:40 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Кружка. Гуцульский танец. Высота около 16,5 см.
На донышке в тесте цифра 6 или 9.


DSC02800.JPG


DSC02802.JPG


DSC02804.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 22.09.2013, 16:05 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Плакетка "В честь 200-летия основания Севастополя"


DSC06188.JPG


DSC06189.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Львовская керамика
Сообщениеvillar » 20.10.2013, 16:27 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Вазочка декоративная. Львовская керамика. Высота около 18,5 см.


DSC06704.JPG


DSC06705.JPG


DSC06707.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу Пред.  1, 2


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.