Сейчас: 07.12.2016, 12:31





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Стекло "в стиле Э. Галле"
Сообщениеlorik » 21.12.2012, 20:09 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
В конце XIX - начале XX века в европейском искусстве ведущим стилем можно назвать модерн (moderne - современный, новейший, "сецессион", "ар нуво"). В художественном наследии выразительным и ярким явлением стало воплощение в стекле этого стиля. Модерн (продлился всего два десятилетия) стал синонимом неповторимости и рукотворности.

Старейшим стекольным предприятием России является Гусевский хрустальный завод, который начал свою деятельность в 1756 году. Особенностью гусевского производства было то, что идя в ногу с европейской модой декорирования и внедряя новейшие достижения в области технологии стекла, мастера привносили в искусство художественного стекла что-то свое. Поэтому в заводской коллекции большое количество образцов западного производства, их привозили с всемирных художественно-промышленных выставок, с европейских стекольных фирм, покупали во французских и английских магазинах.

Можно выделить произведения из стекла в стиле модерн, которые были выполнены на мануфактуре Эмиля Галле и изделия "в стиле Галле", которые после его смерти были изготовлены на различных производствах. Эмиль Галле (1846 - 1904) - ведущий французский художник стекла в стиле модерн. В своей работе Галле прибегал к разным техникам декора: роспись, которую сочетал с гравировкой, шлифовкой, травлением. Но известность он приобрел благодаря произведениям, которые были выполнены в оригинальной технике резьбы, травление и гравировка по многослойному стеклу. До 1895 года изделия выполнялись в Мейзентале на стекольном заводе по его эскизам. Но в 1894 году Галле в Нанси открыл свою мануфактуру. После этого появляется понятие "стекло в стиле Галле" в искусствоведении XX столетия, а термин "техника Галле" входит в историю стекла.

Химическую обработку плавиковой кислотой многослойного стекла, вот что, подразумевает техника Галле.

Технику резьбы и гравировки по многослойному стеклу использовал художник вначале в своих изделиях.

Произведения в духе символизма преобладали в его искусстве. В декоре сосудов растения были представлены как точное повторение ботанических форм и трактовались как олицетворение душевного состояния. Лилия символизировала чистоту, мак - забвение... Галле придавал изделиям особую выразительность, гравируя на них строки поэтов: М. Метерлинка, А. Рембо, П. Верлена.

Техника была очень трудоемкой, это не давало возможности выпускать большого количества произведений, которые могли бы удовлетворить растущий спрос. Поэтому художник в 1897 году применил (впервые) кислотную гравировку по накладному многослойному стеклу, это позволило поставить производство на поток. Путем насыпания плотным слоем цветной стеклянной крошки на плитку, где происходила раскатка горячего стеклянного набора, получал Галле накладное стекло. Цветная стеклянная крошка вплавлялась в стекло на разную глубину после повторного разогрева. Таков был способ производства изделий из 2-х, 3-х и более слоев цветного стекла.

К мягким живописным переходам в стекле приводила химическая обработка поверхности травлением. Для этого на поверхность рисунка Галле наносил асфальтовый лак, и мягкой кистью свободную поверхность обрабатывал плавиковой кислотой, вначале протравляя самые глубокие места. Протравливались участки фона на меньшую глубину после вторичного вскрытия лаком, пока художника не устраивал результат. Поэтому Галле мог получать поверхность с целой гаммой полутонов, от коричневого до розового даже с одним слоем накладного цветного стекла. Широкий спектр цветов использовал Галле в своих произведениях. Его любимые сочетания: серебристо-фиолетовые, золотисто-фиолетовые, болотно-коричневые, золотисто-красные цвета. В 1933 году мануфактура Галле была закрыта, причина - финансовый кризис.

Можно разделить на четыре группы все произведения мануфактуры Галле:
1) экспериментальные авторские работы, на которых часто встречаются поэтические цитаты;
2)изделия из прозрачного стекла с росписью эмалями, на которых прослеживается индивидуальный стиль художника;
3)вазы серийной продукции, орнаментика и формы которых повторялись часто, но в разных вариантах (найти два одинаковых изделия очень трудно);
4)изделия из накладного стекла сложные по технике и рисунку, полихромные, с растительным декором, на них присутствует личная подпись Галле.

Известность и коммерческий успех принесло серийное производство настольных ламп и ваз из 2-х, 3-х слойного стекла в технике травления кислотой.

На изделиях мануфактуры после смерти Галле, с 1904 по 1907 гг. ставилась марка "Galle" со звездочкой, а позже звездочка отсутствует.

Изделия фирмы Братьев Даум в Нанси особенно выделяются среди последователей Э. Галле. Два брата Антуан и Огюст, при стекольном заводе в Нанси создали художественное ателье и там разрабатывали новые формы изделий из стекла. Самостоятельностью в решении цвета, форм, техники нанесения декора отличались эскизы ателье. Растительные мотивы декора отличались тщательностью и безукоризненным исполнением, они точно воспроизводили ботанические формы (как и Э. Галле). На Всемирной выставке в Брюсселе в 1897 году фирма получила официальное признание. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже А. Даум (как и Э. Галле) получил высшую награду - Гран-при. Качество изделий фирмы Даум снизилось к 1914 г.

И в России в начале XX века подражали "стилю Галле". Этого не избежал и Гусевский хрустальный завод. Здесь изготовляли изделия в технике Галле из "разноцветного составного хрусталя". К 1900 г. относятся первые опыты с глубоким травлением по многослойному стеклу. На этих изделиях на основании оттиснуто круглое клеймо, в центре шестиконечная звезда и надпись: "Ю. С. Нечаевъ - Мальцовъ". А с 1914 года изготовление изделий "в стиле Галле" налаживает уже новый хозяин П. Н. Игнатьев. В производстве были использованы и техника травления по многослойному стеклу, и доводка резьбой. Два или три изделия одной формы, но разных цветов вставлялись одно в другое. Основным был бесцветный слой стекла (он более толстый), цветное стекло в виде тонких внешних и внутренних слое. Потом в печи изделие разогревалось и слои сплавлялись. Основы будущего рисунка размечали на поверхности и вскрывали специальным составом, защищая от кислоты. Кислоту наносили на остальные участки изделия, она стравляла фон и делала его матовым. Контуры рисунка другого цвета появлялись на вазе после снятия состава. На специальных колесах на изделиях подправляли рельеф и контуры декора, обозначая мелкие детали: узор на крыльях мотыльков, очертания цветов, прожилки листьев.

Наиболее часто использовались в гусевском стекле в "стиле Галле" пейзажные и флоральные мотивы. На изделиях с пейзажами рисунок всегда плавный, нет резких переходов на стекле, гладкая поверхность изделия, без выступающих рельефов. Это очень сложная техника, т. к. кислота разъедает поверхность стекла очень быстро и поэтому работать кистью надо очень точно и ровно, чтобы не нарушить плавные переходы тональности слоев. На изделиях с флоральными мотивами чаще всего использовали излюбленные модерном ирисы, маки, лилии, тюльпаны, болотные травы и колокольчики, ветки с плодами смородины, винограда и малины, цветы яблони. Эти рисунки очень часто дорабатывались резьбой.

Очень редко изображались сюжетные композиции, подводный мир и мотыльки.

Формы изделий, которые выпускались на Гусевском хрустальном заводе, аналогичны тем, что были разработаны с 1890 по 1910 гг. на фирмах Галле и Братьев Даум. Это форма корзинки, флакона, шаровидная и стволовидная формы.

Все изделия гусевского стекла в "стиле Галле" были выпущены малыми сериями, т. к. технология требовала большого мастерства и навыков.

В годы советской власти на заводе был налажен массовый выпуск изделий в технике Галле. Эти изделия украшались символикой. Их выпускали до конца 1950-х годов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.