Сейчас: 04.12.2016, 12:08




Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Гусевской хрустальный завод
Сообщениеlorik » 03.10.2012, 20:21 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Гусевской хрусталь

Уникальным явлением в культуре древней Владимирской земли стало строительство в 1756 году Гусевского хрустального завода, основанного купцом Акимом Мальцовым - представителем династии известных русских стеклопромышленников. Разместившись в лесистой равнине с разбросанными по ней реками, озерами, болотами и лугами, завод положил начало развитию крупнейшего центра отечественного стеклоделия.

В период становления, являя собой кустарное производство, основной продукцией Гусевского хрустального завода была массовая посуда из зеленого и бесцветного стекла. В небольших количествах на заводе выпускали шлифованные и гравированные «хрустальные» кубки, штофы. Многие годы определение принадлежности некоторых высокохудожественных изделий с гравированным сюжетом к «мальцовскому» производству вызывало сложности, т. к. в XVIII веке отсутствовала практика клеймения стекла. В настоящее время принадлежность подобных изделий к тому или иному заводу исследователи определяют методом сопоставления и художественного анализа.

В начале XIX века завод становится крупнейшим предприятием по производству изделий из стекла и хрусталя. Наибольшей популярностью пользовалась продукция из бесцветного хрусталя с алмазной гранью. Рюмки, бокалы, креманки, вазы с широкой гранью и подшлифовкой отличались чистотой, прозрачностью, единством форм и содержания. Появился термин «мальцовский хрусталь», который являлся синонимом не только качества, но и художественных достоинств изделий Гусевского хрустального завода. Сложившиеся на протяжении многовековой истории стеклоделия приемы обработки хрусталя геометрическими гранями стали своеобразными канонами, на основе которых развивались разновидности алмазных рисунков. Появилась знаменитая «мальцовская» алмазная грань, которая легла в основу развития нового направления в искусстве декорирования хрусталя. Так, среди ассортимента выпускаемой продукции Императорского стекольного завода упоминаются сервизы с «старомальцовской и новомальцовской резьбой», которые употреблялись в Зимнем дворце, Царском Селе, Гатчине. Гусевские мастера создали также алмазный рисунок в виде растительного орнамента «светлое растение».

Достаточно быстро гусевские мастера освоили разновидность алмазной грани «русский камень», которая впервые появилась на ИСЗ в 1820-е годы. Призматическая резьба в виде восьмигранника широко применялась для обработки парфюмерных наборов. Заказчиками аптекарской и парфюмерной продукции мальцовских заводов были такие известные фирмы, как «фабрика Рале», «Товарищество Г. Брокар и К», «Товарищество С. Чепелевецкий с сыновьями» и другие. Значительную долю в ассортименте завода составляли многопредметные сервизы, исполняемые по заказу и действующему прейскуранту.

Во второй половине XIX века граненый хрусталь был доступен широким слоям населения и стал предметом повседневного спроса. Журнал Министерства Внутренних Дел отмечал, что «завод представляет собою образцовое учреждение не только в губернии, но и в целой России. Справедливо пользуется заслуженным доверием покупателей. Изделия завода представляют собой образцовые произведения как по чистоте хрусталя, так и по изящным рисункам, разнообразию сортов. Получают вещи от самых высоких до самых низких цен, доходящих до 0,5 копеек за штуку. Этим самым завод удовлетворяет покупателей бедных и богатых...»

Мальцовское производство быстро реагировало на новые достижения в области стеклоделия, внедряя разработки французских и английских стеклоделов, новшества богемских и австрийских производств. Со дня образования на заводе параллельно с выпуском дорогостоящих предметов производили в больших объемах бытовой хрусталь и простое стекло, в то время как в европейских центрах стеклоделия эти сферы производства редко соприкасались. Данное отличительное качество способствовало становлению самобытной художественной школы стеклоделия. Гусевской хрусталь благодаря использованию определенных элементов рисунков алмазной грани, неповторимой матовой гравировки стал узнаваем.

Несмотря на то что в XIX веке бесцветный хрусталь с алмазной гранью был наиболее востребован в быту и производстве, на Гусевском хрустальном заводе выпускали достаточное количество изделий из цветного стекла, славившегося широкой цветовой палитрой, великолепной фактурой, чистотой и глубиной цвета. Разработка рецептов цветных стекол на заводе связана с именем В. Н. Рябова - представителя династии гусевских стекловаров. Из широкого спектра цветовой гаммы особое место занимали урановые и рубиновые стекла. Урановые красители использовались для получения желто-зелено-синей гаммы. Рубиновое стекло подразделялось на «золотое», «малиновое» и «пурпурное». «Рубин с золотом» и «рубин с пурпуром» варили на основе хрустальной массы, а «малина» или «медный рубин» - на простом стекле.

На Всероссийской мануфактурной выставке 1829 года гусевским заводом были продемонстрированы изделия «нового изобретения» - это посуда в технике «нацвет». Сверх прозрачного стекла накладывалось цветное, которое обрабатывалось алмазным рисунком. Спрос на накладное стекло никогда не ослабевал. Благодаря постоянному совершенствованию цветовой палитры и богатому опыту варки цветного стекла выпускали изделия из двух-, трехслойного стекла с нацветом.

В начале XX века значительно расширились технические возможности обработки изделий. Хрусталь стал широко применяться в декоративном убранстве интерьеров. Разнообразнее стала цветовая гамма изделий. Особой популярностью в начале XX века пользовались изделия из стекла, имитирующие ювелирные и поделочные камни - авантюрин, опал, малахит, яшму, бирюзу и др. Появились новые приемы декора - иризация, цветные люстры, обильная роспись золотом и серебром, травление по многослойному стеклу. Так, в 1910-е годы на Гусевском хрустальном заводе был освоен выпуск изделий в стиле «галле». Практически все предметы, выполненные в технике многослойного стекла, имели сигнатуру Ю. С. Нечаева-Мальцова (владельца ГХЗ с 1880 по 1913 годы), а с 1913 года при новом владельце - сигнатуру «Ю. С. НМнкъ». «Фирменный» знак говорил о том, что на Гусевском хрустальном заводе не только в совершенстве владели техникой «галле», но и привнесли в нее неповторимые элементы национальной культуры.

Излюбленными сюжетами гусевских мастеров были горные, лесные и речные пейзажи, которые органично сочетались с стволовидной и конусовидной формой изделий, а также с колоритом цвета. Промышленное производство ваз в технике «глубокого травления» (технике «галле») продолжалось и в советское время, но во многом уступало красоте и качеству изделий «мальцовского» периода.

Со второй половины XIX века на заводе, помимо изделий с ручным исполнением, стали выпускать дешевую прессованную посуду машинного производства. Декор широкого ассортимента изделий из бесцветного и цветного стекла, выполненный методом прессования, не только подражал сложным рисункам алмазной грани, но и имел собственную нарядную фактуру. Многие элементы украшения прессованных изделий были возможны только при использовании этой технологии.

На рубеже XIX-XX веков Гусевской хрустальный завод по разнообразию методов и приемов украшения стекла не знал себе равных. Так, старейшая техника живописи по стеклу в эпоху модерна достигла своего совершенства. Непрерывные плавные причудливо изогнутые линии в сочетании с цветочной композицией придавали изысканность и утонченность любому изделию.

Мальцовские заводы наполнили рынок широким ассортиментом изделий, соответствовавших покупательской способности различных слоев общества. Деление продукции на большое количество категорий отделки воплотилось в знаменитые «мальцовские» прейскуранты, которые были рассчитаны не только на хрусталь, но и на простое, тонкое стекло высокого качества. Одинаковые прейскурантные формы изделий украшались различными рисунками алмазной грани, гравировкой или гильоширным рисунком, выполненным на специальных машинах. Нередко в одном изделии сочетались различные техники нанесения декора: алмазная грань и гравировка, травление с живописью и др.

До 1930-х годов на заводе продолжали выпускать изделия по дореволюционным «мальцовским» прейскурантам. Рисунки на изделиях массовой продукции имели свои номера. Широко практиковалась живопись на молочном и «глушеном» стекле эмалевыми и силикатными красками, а также глубокое травление по многослойному стеклу. Поиски нового стиля отразились в освоении современной темы: появилась роспись агитационного характера, тематические изделия. В больших количествах выпускалась прессованная посуда.

1950—1960-е годы в истории Гусевского хрустального завода отмечены расцветом художественного мастерства хрустальщиков. В производство был внедрен выпуск цветных изделий, окрашенных редкоземельными красителями. Массовая продукция из «глушеного» и цветного прозрачного стекла была отмечена различными наградами. Наряду с расширением производства сортовой посуды стали осваивать выпуск высокохудожественных изделий. Большие вазы из хрусталя и накладного стекла, декоративные кубки в оправе, сувенирная продукция поражали своей монументальностью, чистотой и качеством стекломассы, красивой алмазной гранью. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе гусевской хрусталь был отмечен бронзовой медалью.

Завод один из первых стекольных предприятий начал выпуск высокохудожественных изделий малой серии. Данное направление связано с именами целой плеяды талантливых художников по стеклу.

В настоящее время Гусевской хрустальный завод является крупнейшим отечественным предприятием по производству промышленного и художественного стекла. При внедрении современных технологических линий и новых образцов продукции специалисты предприятия учитывают опыт и традиции гусевских мастеров стекла, создавших отличный от других центров стеклоделия особый неповторимый русский стиль.

Пак Надежда Трофимовна
старший научный сотрудник Музея хрусталя г. Гусь-Хрустальный


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Гусевской хрустальный завод
Сообщениеvillar » 03.11.2012, 13:35 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Скульптура "Птицы". Художник В. Муратов. Гусевский хрустальный завод.


DSC01632.JPG


Ваза из набора "Старый Таллин". Художник В. Муратов. Гусевский хрустальный завод.


DSC01635.JPG


Декоративное блюдо "Тянь-Шань". Художник Е. Рогов. Гусевский хрустальный завод.


DSC01637.JPG


Подсвечники. Художник Е. Рогов. Гусевский хрустальный завод.


DSC01639.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Гусевской хрустальный завод
СообщениеAlexxxey » 16.04.2016, 10:56 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 27.02.2016, 17:09
Сообщения: 1
Страна: Россия
Город: Москва
Поблагодарили: 0 раз.
Гусевской хрустальный завод недавно возродили по приказу губернатора Орловой. Был взят кредит и запущен один цех. Варят конечно мало по сравнению с тем, что было. Купить хрусталь можно в магазинах Императорского фарфора или в интернет-магазине hrustal-market.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.