Сейчас: 11.12.2016, 13:55





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Специальные термины по технологии стеклоделия.
Сообщениеvillar » 20.06.2012, 23:04 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Баночка — заготовка — начальный набор нужного количества стеклянной массы в конце стекловыдувной трубки в виде небольшого пузырька.

Банка — («пулька») второй набор или вторая стадия выдувания, когда достигается объем заготовки, близкий к размеру електроколбы в 1000 ватт.

Алмазная огранка — способ отделки стеклянных изделий. Алмазная грань наносится вручную на абразивных камнях с жалом, специально заточенных под определенным углом. Глубокие грани полируются.

Бесцветное стекло — распространенный (и дешевый) вид стекла. Сырьем для производства стекла есть главные, или так называемые материалы для изготовления стекла (песок кварцевый, сода, мел, каолин, доломит, поташ, свинцовый сурик и др.) и вспомогательные материалы, придают стеклу определенные свойства: прояснение, обесцвечивание и т. д.

Выдувание — специфический способ формирования стекла с помощью стекловыдувной трубки для изготовления полых изделий. На протяжении веков использовалось только ручное выдувание. Значительные успехи в механизации выдувания достигнуты в XX ст. Сконструирована и используется также трубка - «самодувка». Большие серии изделий из стекла изготавливаются на выдувных и пресовыдувных автоматах.

Глушенное стекло (заглушенное) - малопрозрачное стекло. В зависимости от степени заглушенности различают молочное (наиболее заглушенное), агатовое и др.. Как сырье для уменьшения прозрачности применяют различные фосфорные и фтористые соединения, оксиды свинца и т. д.

Гутное стекло (от нем. Die Hütte - здание, в котором находится стекловаренная печь). Первые упоминания об отечественных(украинских) стекольных мастерских - гутах встречаются в документах XV-XVI вв., то есть намного позже существования стеклоделия в Киевской Руси. При трактовке термина различают три аспекта. Первый связан с традиционной склонностью исследователей все древнее украинское стекло называть гутным, исходя из распространенного в древности названия стекольных мастерских. Гутными называют также только те старые изделия, получили свое завершение у стекловаренной печи. Третий взгляд возник по принципу аналогии: гутным стеклом называют также изделия современных мастеров-стеклодувов. Срок указывает прежде всего на особенности технологии производства, суть которой заключается в том, что формирование изделия происходит без использования специальных форм и поэтому называется свободным выдуванием, или свободным формированием.

Гравировка (от фр. gгаvег — вырезать, высекать) — самый тонкий вид шлифования. Выполняется с помощью медного колеса или абразивного круга. Рисунки сложные по композиции. В прошлом это преимущественно пейзажи, портреты, растительный орнамент. Гравированный декор может быть как полированным, так и матовым.

Золочение — способ декорирования стекла. Используется препарат жидкого золота. Рисунки наносятся кистью, пером, штампиком. Изделия покрыты препаратом золота, сушатся, затем выжигаются при температуре 600° С. Самые распространенные мотивы декора при золочении: "усики", отводки, ленточки, звездочки, листочки, виньетки и др.

Иризация (от фр. ігіsег — радужная оболочка) — способ декорирования стекла, при котором всей поверхности изделия придается вид перламутра или старого оконного стекла с радужными переливами. Декорирование основано на способности паров летучих соединений некоторых металлов образовывать на поверхности разогретого изделия пленку, что придает стеклу блеск разных цветов и оттенков в зависимости от состава смеси. Для осуществления иризации разогретые изделия укладывают в муфель, куда подается через трубку пар иризуючей смеси, попадая на поверхность изделия, сгорает, образуя радужную пленку.

Цветная крошка — один из приемов декорирования стекла в горячем состоянии. Заключается в том, что "баночку" обкатывают или посыпают крошкой из цветного стекла.

Кракле (от франц. cгаquиег — трескаться, растрескиваться, иногда употребляют "мороз") — способ и вид декорирования стеклянных изделий. Прием, основанный на резком, почти мгновенном охлаждении поверхности заготовки, при котором внутренняя поверхность ее остается горячей, что позволяет продолжать выдувания. Заготовку подогревают, и процесс повторяют несколько раз. На поверхности заготовки появляется много трещин, расходящихся в разные направления, образуя сетчатый узор. Трещины оплавлюют или заготовку сверху покрывают тонким слоем бесцветного стекла и продолжают выдувать изделие. Кракле обогащает фактуру стекла. Для резкого охлаждения стекло опускают в воду, мокрые опилки или песок.

Криолитовое стекло — молочно-белое (иногда с сероватым оттенком) глушенное стекло. Оно образуется благодаря введению в шихту криолита или других фтористых соединений.

Малахитовое стекло (стекло "под малахит") — один из видов глушенного стекла зеленого цвета с темно-или светло-зелеными прожилками, которое напоминает натуральный минерал малахит. Изготавливается из двух различных по составу, стекломасс: стекла зеленого, прозрачного и непрозрачного, глушенного. Стекломассы смешиваются в расплавленном состоянии.

Миллефиори (от итал. millefiori — тысяча цветов) — способ декорирования. Широко использовался венецианскими мастерами. Его технология сложна: тонкие стеклянные палочки свариваются, разрезаются, затем раскладываются на металлической плите, на которой несколько раз прокачивают заготовку. Кусочки вплавляются в основное стекло. Формирование заканчивается обычным способом.

Моллирование (от франц. moller — течь, размягчаться) — формирование стекла, чаще скульптуры. близкое к прессованию, заключается в заполнении огнеупорной формы размягченной стекломассой.

"Наборка" — начальное извлечение порции раскаленного стекла. Для этого нагретый конец трубки слегка погружают в материал и поворачивают вокруг. На трубке собирается комок стекла, в которое вдувают воздух и несколько раз нагревают, внося через отверстие в печь. После обработки заготовка имеет вид яйцевидного пузыря с толстыми стенками — образуется "баночка".

Накладное стекло — представляет собой комбинацию бесцветных и тонких двух или более слоев стекла разного цвета, соединенных между собой в процессе выдувания. Самый простой способ изготовления: непосредственно возле стекловаренной печи на баночку из стекла определенного цвета набирается слой стекла одного, двух или трех других цветов. Можно использовать прием в обратном порядке: выдувается цилиндр из стекла наружного слоя, затем внутри его раздувается баночка из стекла другого цвета, которое сплавляется с первым пластом. Для того чтобы получить равномерный цветной слой, используется метод "лейки". Из цветного или бесцветного стекла выдувают тонкостенный пузырь. Стеклодувную трубку держат в вертикальном положении пузырем вверх и из нее извлекают воздух. Верхняя часть пузыря втягивается внутрь, образуется двустенная «лейка», которая устанавливается в специальную форму, после чего стеклодувная трубка отделяется. Одновременно производится вторая баночка из бесцветного или цветного стекла, которую вставляют в "лейку" и сильно раздувают, слои стекла сплавляются, после чего внешнюю стенку "лейки" отделяют. Далее изготовление идет обычным способом. При изготовлении изделий особое внимание уделяется коэффициента термического расширения стекла. Они должны быть одинаковы или близкими друг к другу. При нарушении этих условий изделия получаются низкой механической и термической стойкости.

Люстрование (от франц. lustre - глянец, блеск) — способ декорирования стекла с помощью люстровых красок. Они образуют на поверхности изделия тоненькую прозрачную пленку, что придает ему металлический радужный блеск. Люстровые краски могут быть бесцветные или цветные — красные, синие, зеленые, желтые. На поверхность изделия они наносятся кистью в виде полосы или сплошь покрывают весь предмет. Закрепляют краски с помощью обжига при температуре 800 ° С

Налепы — один из приемов декорирования изделий. На поверхность почти готового изделия крепятся отдельные детали, пластические украшения из цветной, бесцветной стекломассы в виде нитей, печатей, капель, шипов, гребней, фигурных ручек и т.п..

Пескоструйное декорирование — способ обработки поверхности стекла путем обдува песком с помощью специального аппарата. Декоративный эффект заключается в том, что песок с повышенной скоростью попадает на поверхность изделия. Стекло теряет блеск, делается матовым, полупрозрачным.

Воздушные пузырьки — способ декорирования в виде специально введенных в массу стекла газовых включений. Заготовку выдувают в форме, внутренние стенки которой имеют иглы-шипы, расположенные в определенном порядке, через них подается воздух. Вследствие такой обработки в стенках изделия образуются углубления, наполненные воздухом. Сверху наносится слой стекломассы, и изделию окончательно придается форма. Углубления, находящиеся под внешним слоем стекла, иногда создают определенный рисунок. Пузырьки увеличивают блеск и игру света в массе, иногда они находятся гнездами или по всей поверхности изделия.

Рифление (вальцовка) (от. англ. riffle — желобок, канавка) — способ горячей обработки стекла, который заключается в предании поверхности стекла ребристости. Достигается это следующим образом: заготовку опускают в предварительно подготовленную форму с прорезями и продолжают выдувание. Желобки, которые образовались во время обработки, остаются и после завершения формирования предмета. Поворотом заготовки в форме желобка закручиваются на спирали. Заготовку с ребрышками можно перенести в форму с гладкой поверхностью и продолжить выдувать. При этом стеклодувную трубку с изделием оборачивают вокруг своей оси. Выпуклые грани на внешней поверхности сглаживаются, а изнутри остаются, создавая оптический эффект.

Стеклопорошок — материал для декорирования стекла. Порошок изготавливается из так называемого легкоплавногостекла. Размер зерен до 1 мм. Используется так: стеклопорошок рассыпается на металлическую плиту в определенном порядке, по рисунку, затем по нему прокатывают почти готовое изделие. Порошок прилепляется к горячей поверхности и после дополнительного нагрева оплавляется. Порошок может быть разных цветов.

Стеклоткань — специальный материал для декорирования стекла. Стеклоткань накладывается на поверхность почти готового изделия и приплавляется к нему. Затем изделие окончательно выдувают. Основной эффект достигается при использовании цветной стеклоткани различных ткацких переплетений.

Стеклянная нить — известный с древних времен прием формирования и декорирования стекла. Основан на способности стекла в расплавленном состоянии вытягиваться в тонкие нити. Чем выше температура стекломассы, чем жидче ее консистенция, тем тоньше нить можно вытянуть. Нить наносится на изделие в виде сеток, спиралей, концентрических кругов и т.д. Таким образом: в металлическую форму с продольными канавками вставляют цветные стеклянные дротики. В форму вносят заготовку и выдувают изделие. Цветные дротики приплавляются к поверхности, образуя узор. В зависимости от размещения стеклянных нитей узор может быть горизонтальный, вертикальный, путаный, спиралевидный. Кроме того, нити бывают одноцветные, двухцветные и трехцветные.

Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло — стекло обычного состава, только с примесью цинка. Сульфид железа, образующийся в нем вследствие химической реакции, придает стеклу разнообразных расцветок: от нежно-розового до темно-коричневого, даже черного. Одновременно с этим процессом, в зависимости от количества в стекле железа, сульфид цинка образует многочисленные молочно-белые кристаллы, разжижающие цвет. Изменением дозировки железа и сульфата цинка, вариантами температуры, чередованием охлаждения и нагрева можно достичь различных эффектов.

Травление — способ декорирования стекла, при котором после нанесения различных рисунков, орнаментов поверхность изделия обрабатывается раствором плавиковой кислоты, которая в определенных условиях растворяется. Частые мотивы декора: цветы, орнаменты, пейзажи, портретные изображения, памятники архитектуры.

Фотопечать — выполняется несколькими способами. Один из них — нанесение изображения непосредственно на изделие — такой: поверхность изделия покрывают светочувствительной эмульсией, на которую накладывают негативную фотопленку с изображением и зажигают сильный источник света. Полученный отпечаток покрывают слоем специальной мастики и проявляют. Затем изображение слегка присыпают керамической краской, которая легко пристает к стеклу. Для закрепления краски изделие обжигают при температуре 560-580 СС. Мастика выгорает, а керамическая краска приплавляется к поверхности. Фотопечать может быть монохромной. Тематика изображений разнообразна.

Холодная обработка стекла — разные способы обработки изделий после охлаждения и закалки: шлифовка, гравировка, огранка, полировка.

Фляндровка — прием декорирования, при котором на еще горячие изделие накладываются полосы стеклянных нитей. Затем с помощью инструмента, напоминающего расческу, они соединяются через равные промежутки по всей поверхности, возникает волнистый узор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google Adsense [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.