Сейчас: 29.04.2017, 01:42





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Книги, каталоги по стеклу и хрусталю
Сообщениеlorik » 14.02.2011, 21:51 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фаина Петрякова альбом "Современное украинское художественное стекло" Киев, "Мистецтво" 1980 г.


DSC04311.JPG


DSC04312.JPG


DSC04313.JPG


DSC04314.JPG


DSC04315.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги, каталоги по стеклу и хрусталю
Сообщениеvillar » 26.08.2012, 15:17 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Книга "Стекло и художник". Автор В. Ф. Рожанковский. Издательство "Наука". Москва 1971 г.


DSC00608.JPG


DSC00609.JPG


DSC00610.JPG


DSC00611.JPG



От автора:

Современные проблемы художественного стеклоделия рассматриваются в данной работе на наиболее распространенных видах изделий: массовой бытовой посуде, декоративных предметах для интерьера и мелкой пластике. Как особая отрасль декоративноприкладного искусства они составляют некое органическое целое. Все эти виды тесно связаны между собой общими условиями производства, как правило, создаются одними и теми же художниками и воспроизводятся на одних и тех же предприятиях. Тем не менее оказывается целесообразным рассматривать каждую из приведенных групп вещей по возможности отдельно, для того чтобы яснее показать их специфику в связи с общественной, художественной и экономической значимостью каждой из них.

Хронологические рамки книги взяты намеренно широко, они включают в круг исследования те явления, которые положили начало новому современному стеклу и приходятся на 80 — 90-е годы прошлого столетия. Исследование завершается разбором произведений середины 60-х годов XX века.

Отечественная искусствоведческая литература небогата работами, посвященными специально стеклу.

По первому этапу нового развития русского стекла можно назвать только одно большое издание, выпущенное в ознаменование 150-летия завода в Никольске. Фактически это славословие аристократическим владельцам предприятия, хотя здесь и можно почерпнуть некоторые данные о состоянии художественного стеклоделия того времени.

В 20-х годах А. А. Федоров-Давыдов в связи с изучением общей проблематики русского искусства промышленного капитализма первым приводит конкретный материал по стеклу того периода .

Десятилетие спустя трибуной для выступлений по вопросам художественного стекла стали журналы «Стекольная промышленность» и «Керамика и стекло». В них, среди материалов чисто технического характера, помещались краткие сведения об отдельных событиях в области художественного стеклоделия. Серию этих статей открыл Г. А. Рудин в первом номере журнала «Стекольная промышленность» за 1939 год программно-агитационной статьей «Развернуть производство художественного стекла». Автор верно нарисовал обстановку, сложившуюся в конце 30-х годов, когда в связи с достигнутым стекольной промышленностью техническим уровнем реально стал в опрос об организации выпуска высокохудожественных изделий. В следующих номерах освещались мероприятия по решению этих задач. Статья Н. Н. Качалова «Художественное стекло и опыт его производства» подытоживает этот период в советском стеклоделии, когда утвердился интерес к искусству стекла в самой широкой художественной практике и развернулись соответствующие научно-технические изыскания.

С конца 40-х годов ряд художественных журналов стал уделять значительно больше внимания стеклу. Актуальные вопросы художественного стеклоделия широко и последовательно освещаются в журнале «Декоративное искусство СССР». С того же времени советское художественное стекло становится предметом обстоятельных монографических исследований, ему посвящаются отдельные главы в книгах по более широким темам. Коллективный труд четырех известных специалистов — архитектора Е. А. Левинсона, художника Б. А. Смирнова, искусствоведа Б. А. Шелковникова и инженера Ф. С. Энтелиса относится к 1953 году. Время написания этой книги наложило на нее свой отпечаток. Но в части, касающейся технологии, выразительных особенностей, традиций и тенденций эстетических поисков стекла на данном этапе, она сохранила значение многостороннего и глубокого исследования.

Н. Н. Качалов в большой научно-популярной книге «Стекло» увлекательно рассказывает об этом материале, его истории, технологии и современной механизации массового производства стекла в Советском Союзе. Отдельная глава книги посвящена советскому художественному стеклу. События и факты здесь изложены с возможной полнотой, также привлечен большой материал в виде иллюстраций произведений различных видов художественного стекла.

Новым словом в изучаемой области явился труд С. М. Темерина. Ставя себе задачу дать общую картину развития русского прикладного искусства за советские годы вплоть до середины 50-х годов, автор справедливо задерживается больше на других видах изделий, художественному стеклу же, менее ярко и своеобразно проявившемуся в то время, отводит меньше места. Научная систематизация материала и обобщающие выводы составили ценное ядро его исследования.

Работе, проделанной тремя годами спустя Е. И. Батановой и Н. В. Вороновым, сопутствовала удача. Авторы избрали здесь более широкий круг вопросов, включив в исследование, кроме сортовой посуды и декоративных изделий, парфюмерное и тарное стекло, стеклянную бижутерию, стекло в скульптуре, монументальнодекоративном искусстве и архитектуре. В их книге советское художественное стекло впервые рассматривается на изделиях, изготовленных не только в РСФСР, но и в союзных республиках.

Все эти публикации трактуют отечественное искусство стекла оторванно от развития зарубежного стеклоделия.

Настоящее исследование имеет целью показать достижения и новые качества советского стекла как важного вида прикладного искусства. Наше стекольное дело все больше укрепляется в этом качестве в настоящее время и благодаря расширению международного культурного сотрудничества. Становится очевидным, что в изучаемой области происходит взаимообогащающий обмен ценностями, причем значение вклада советских художников все возрастает.

В связи с поставленной задачей приводятся сведения по современному состоянию художественного стекла за рубежом. Излагаемый материал, разумеется, не исчерпывает всех его проблем, так же как и не претендует на географическую полноту. Дается лишь общий обзор, позволяющий путем сопоставлений с работами наших художников выявить своеобразие советских произведений, а также очертить явления, которые представляют определенный познавательный и исторический интерес.

Автор использовал доступную ему часть более богатой иностранной литературы по художественному стеклу. Привлекалась специальная периодика и монографические работы, приведенные ниже в библиографическом списке. Многие журналы и книги претендуют на интернациональное значение, однако они не лишены тенденциозной ограниченности, проявляющейся в недостаточном освещении знаменитого чехословацкого стекла и почти полном игнорировании советского.

Работа строилась также с помощью материала и публикаций о многочисленных общих и специальных выставках. Для судеб стекла, изучаемого в I главе, существенное значение имели Всемирные выставки 1884 и 1890 года в Париже. Они стали своеобразными салонами, в которых проверялось отношение к новым произведениям стекла широкой публики.

В промежутке между двумя мировыми войнами весьма значительную роль в оживлении творческой работы художников стекла сыграли Всемирные выставки 1925 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. На последней впервые за границей экспонировалось советское художественное стекло. С 1933 года стекло составляет большие разделы миланских Триеннале — организующихся каждые три года международных смотров современного декоративно-прикладного искусства.

После окончания второй мировой войны международная выставочная деятельность разрослась до небывалых размеров. Сейчас советское художественное стекло экспонируется ежегодно на примерно 40 международных выставках и ярмарках.

Следует отметить особо важные для изучаемой темы выставки в Советском Союзе. Очередные достижения художественного стекла в нашей стране находят свое отражение на периодически устраиваемых Всесоюзных выставках декоративно-прикладного искусства. В 1963 году состоялась первая в истории отечественного стеклоделия специальная выставка, в которой приняли участие своими произведениями 15 художников и мастеров стекла. Вслед за ней стали открываться выставки изделий ведущих стекольных заводов.

Из зарубежных выставок в Москве особый интерес представляла выставка 1958 года «Чехословацкое стекло». На других выставках наша общественность ознакомилась со стеклом ГДР, Югославии, Польши, Франции, Финляндии, Норвегии и других стран.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.