Сейчас: 31.03.2017, 02:37





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Мейсенская фарфоровая мануфактура
Сообщениеlorik » 21.04.2013, 11:20 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Мейсенский фарфор – первые в Европе изделия из настоящей твердой фарфоровой массы, которые производились в немецком городе Мейсен (Саксония) в замке Альбрехтсбург, начиная с 1710 г.

Заслуга открытия способа производства этого фарфора принадлежит Йогану Фридриху Бегтеру, который пришел к нему в результате длительных экспериментов и поисков. Он сотрудничал с ученым, физиком и минерологом В. Е.Чирнхаузом, который досконально изучал недра Саксонии и помог Бетгеру в выборе высококачественных гончарных глин.

В 1708 г. Бетгер начинает изготавливать первые образцы керамики из красной каменной массы. Она была очень твердой, и после обжига ее можно было шлифовать, полировать и расписывать цветными эмалями, декорировать рельефными узорами. Бетгер продолжил поиски белой глины, и она была найдена неподалеку от Дрездена в Ауе. Это был настоящий каолин, который в смеси с полевым шпатом, кварцем и песком дал возможность Бетгеру создать первый в Европе твердый фарфор, который ничем не отличалсяот китайского.

Первый период деятельности мануфактуры, который продолжался до 1720 г. (до смерти Бетгера) назывался бетгеровским. В этот период изготавливали преимущественно прикладные предметы, украшенные пластичными растительными мотивами. Появляются также вещи, расписанные черным лаком, золотом и серебром в стиле китайского фарфора.

После смерти Бетгера на мануфактуре начинает работать талантливый художник по фарфору Херольд. Его приход знаменовал начало живописного периода. Он достиг совершенства фарфоровой массы, керамических красок и позолоты. Колористическая гамма мейсенского фарфора значительно обогащается: появляются синий, красный, пурпуровый, зеленый цвета, а также новая, внедренная Херольдом металлическая краска перламуттерлюстер, которая давала фиолетовый цвет разной тональной насыщенности. Ассортимент изделий был очень большим – сервизы, вазы, туалетные наборы, оправы для часов и т.д.

До 1740 г. формы преимущественно заимствовали с китайского фарфора. Роспись также имела китайские и японские образцы. Но постепенно на Мейсенской мануфактуре вырабатывается новый стиль, в котором преобладают европейские декоративные рокайльные мотивы. Херольд основал сплошные цветные покрытия – голубые, красные, желтые, темно-фиолетовые, оставляя резерв овальной или круглой формы, в котором рисовались различные декоративные мотивы – цветы, пейзажи, жанровые сценки. Большую группу составляют изделия, расписанные исключительно золотом по белому фону фарфора.

В конце 20-х годов 18 в. в Мейсене начинают выпускать сервизы, которые получают названия по главному декоративному мотиву: сервизы с драконом, желтым тигром, «луковый» , который был расписан мотивами граната, сервиз «летающий пес» и т.д.

Сервизы, которые выполнялись по заказу вельмож, украшались еще и гербами. В большом количестве выпускали декоративные вазы. Большой популярностью пользовались и мелкие предметы – табакерки, туалетные наборы, оправы для женских сумочек.

Расцвет мейсенской фарфоровой скульптуры связан с деятельностью Й. И. Кендлера. В его творчестве ярко проявились черты изысканного и причудливого стиля рококо. Пластический декор каждого изделия отличался исключительной пышностью, тонким моделированием пластичных деталей, неиссякаемой фантазии, и с точки зрения технологии был чрезвычайно сложным.

В 1730 гг. по проектам Кендлера были изготовлены 2 сервиза по заказам министра Сулковского и графа Брюль. Каждый из этих сервизов имел около 2 тысяч предметов: тарелки, миски, полумиски, супницы, соусники, декоративные вазы, ажурные корзинки, канделябры, украшены фигурами нимф, амуров, различных фантастических существ.СервизБрюла назван сервизом «Белого лебедя» на каждом его предмете было изображение белого лебедя, а некоторые предметы (соусники) были сделаны в виде белого лебедя.

Благодаря деятельности Херольда и Кендлера мейсенский фарфор стал всемирно известным, и его традициям следовали на всех европейских фарфоровых предприятиях.

В 1756 г. во время Семилетней войны фабрика была почти полностью уничтожена.

Производство возобновляется с 1760 г., но стиль классицизма с его сухими формами не способствовал дальнейшему успешному развитию производства. Роспись утрачивает декоративность, копируются античные орнаментыи картины известных художников, снижаются художественные качества фарфоровой скульптуры.

С 1774 г. Мейсенскую мануфактуру возглавил К. Марколини, который приложил немало усилий для возобновления высокого уровня мейсенского фарфора.

В этот период в производство внедряются так называемые кружевные фигурки: одежда изкружева или тюля покрывается жидкой фарфоровой массой и укладывается на фарфоровую фигуру. В процессе обжига кружево выгорало, а фарфор сохранял эффект кружевных драпировок.

В 1780 – 1790 гг. мейсенский фарфор начинает следовать стилю декорировки севрского мягкого фарфора, керамики Веджвуда. После смерти Кендлера уровень пластики снижается. Фигурки и группы скульптора В. М. Асье характеризуются чрезмерной драматизацией, покрыты сплошной росписью и не проявляют благородной красоты материала.

В 19 в. Мейсенская фабрика переживает тяжелые времена., и только в конце 19 – в начале 20 ст. в эпоху сецессии она снова находит свой стиль. В этот период используются новые способы украшения: роспись в технике пат-сюр-пат (паста на пасту) на нежном охристо-фиолетовом фоне. Широко использовалась селадоновая полива, которая дает интересный декоративный эффект, а также потечные и кристаллические поливы.

Снова большое место отводится пластике, особенно анималистической. В этой отрасли работали О. Пильц, П. Вальтер, М. Езер. Если в 18 в. в изображении животныхили птиц подчеркивался их хищный характер, то в начале 20 в. скульпторов больше интересует декоративность их вида – цвет перьев, шерсти, манера поведения, часто комическая.

Сервизы отличаются простыми цельными формами, изысканным декором, в котором своеобразно интерпретируются мотивы природы, например, «Кленовый сервиз» с изображением стилизованных птичьих крыльев. Декор в этих сервизах почти монохромный, исполненный селадоновой золотисто-коричневой краской, которая подчеркивает характер материала.

После второй мировой войны Мейсенская фабрика возобновила свое производство только к 1960-м годам. Марка Мейсенского фарфора – два перекрещенных меча синего цвета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.