Сейчас: 03.12.2016, 08:46




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Мейсенская фарфоровая мануфактура
Сообщениеlorik » 21.04.2013, 11:20 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Мейсенский фарфор – первые в Европе изделия из настоящей твердой фарфоровой массы, которые производились в немецком городе Мейсен (Саксония) в замке Альбрехтсбург, начиная с 1710 г.

Заслуга открытия способа производства этого фарфора принадлежит Йогану Фридриху Бегтеру, который пришел к нему в результате длительных экспериментов и поисков. Он сотрудничал с ученым, физиком и минерологом В. Е.Чирнхаузом, который досконально изучал недра Саксонии и помог Бетгеру в выборе высококачественных гончарных глин.

В 1708 г. Бетгер начинает изготавливать первые образцы керамики из красной каменной массы. Она была очень твердой, и после обжига ее можно было шлифовать, полировать и расписывать цветными эмалями, декорировать рельефными узорами. Бетгер продолжил поиски белой глины, и она была найдена неподалеку от Дрездена в Ауе. Это был настоящий каолин, который в смеси с полевым шпатом, кварцем и песком дал возможность Бетгеру создать первый в Европе твердый фарфор, который ничем не отличалсяот китайского.

Первый период деятельности мануфактуры, который продолжался до 1720 г. (до смерти Бетгера) назывался бетгеровским. В этот период изготавливали преимущественно прикладные предметы, украшенные пластичными растительными мотивами. Появляются также вещи, расписанные черным лаком, золотом и серебром в стиле китайского фарфора.

После смерти Бетгера на мануфактуре начинает работать талантливый художник по фарфору Херольд. Его приход знаменовал начало живописного периода. Он достиг совершенства фарфоровой массы, керамических красок и позолоты. Колористическая гамма мейсенского фарфора значительно обогащается: появляются синий, красный, пурпуровый, зеленый цвета, а также новая, внедренная Херольдом металлическая краска перламуттерлюстер, которая давала фиолетовый цвет разной тональной насыщенности. Ассортимент изделий был очень большим – сервизы, вазы, туалетные наборы, оправы для часов и т.д.

До 1740 г. формы преимущественно заимствовали с китайского фарфора. Роспись также имела китайские и японские образцы. Но постепенно на Мейсенской мануфактуре вырабатывается новый стиль, в котором преобладают европейские декоративные рокайльные мотивы. Херольд основал сплошные цветные покрытия – голубые, красные, желтые, темно-фиолетовые, оставляя резерв овальной или круглой формы, в котором рисовались различные декоративные мотивы – цветы, пейзажи, жанровые сценки. Большую группу составляют изделия, расписанные исключительно золотом по белому фону фарфора.

В конце 20-х годов 18 в. в Мейсене начинают выпускать сервизы, которые получают названия по главному декоративному мотиву: сервизы с драконом, желтым тигром, «луковый» , который был расписан мотивами граната, сервиз «летающий пес» и т.д.

Сервизы, которые выполнялись по заказу вельмож, украшались еще и гербами. В большом количестве выпускали декоративные вазы. Большой популярностью пользовались и мелкие предметы – табакерки, туалетные наборы, оправы для женских сумочек.

Расцвет мейсенской фарфоровой скульптуры связан с деятельностью Й. И. Кендлера. В его творчестве ярко проявились черты изысканного и причудливого стиля рококо. Пластический декор каждого изделия отличался исключительной пышностью, тонким моделированием пластичных деталей, неиссякаемой фантазии, и с точки зрения технологии был чрезвычайно сложным.

В 1730 гг. по проектам Кендлера были изготовлены 2 сервиза по заказам министра Сулковского и графа Брюль. Каждый из этих сервизов имел около 2 тысяч предметов: тарелки, миски, полумиски, супницы, соусники, декоративные вазы, ажурные корзинки, канделябры, украшены фигурами нимф, амуров, различных фантастических существ.СервизБрюла назван сервизом «Белого лебедя» на каждом его предмете было изображение белого лебедя, а некоторые предметы (соусники) были сделаны в виде белого лебедя.

Благодаря деятельности Херольда и Кендлера мейсенский фарфор стал всемирно известным, и его традициям следовали на всех европейских фарфоровых предприятиях.

В 1756 г. во время Семилетней войны фабрика была почти полностью уничтожена.

Производство возобновляется с 1760 г., но стиль классицизма с его сухими формами не способствовал дальнейшему успешному развитию производства. Роспись утрачивает декоративность, копируются античные орнаментыи картины известных художников, снижаются художественные качества фарфоровой скульптуры.

С 1774 г. Мейсенскую мануфактуру возглавил К. Марколини, который приложил немало усилий для возобновления высокого уровня мейсенского фарфора.

В этот период в производство внедряются так называемые кружевные фигурки: одежда изкружева или тюля покрывается жидкой фарфоровой массой и укладывается на фарфоровую фигуру. В процессе обжига кружево выгорало, а фарфор сохранял эффект кружевных драпировок.

В 1780 – 1790 гг. мейсенский фарфор начинает следовать стилю декорировки севрского мягкого фарфора, керамики Веджвуда. После смерти Кендлера уровень пластики снижается. Фигурки и группы скульптора В. М. Асье характеризуются чрезмерной драматизацией, покрыты сплошной росписью и не проявляют благородной красоты материала.

В 19 в. Мейсенская фабрика переживает тяжелые времена., и только в конце 19 – в начале 20 ст. в эпоху сецессии она снова находит свой стиль. В этот период используются новые способы украшения: роспись в технике пат-сюр-пат (паста на пасту) на нежном охристо-фиолетовом фоне. Широко использовалась селадоновая полива, которая дает интересный декоративный эффект, а также потечные и кристаллические поливы.

Снова большое место отводится пластике, особенно анималистической. В этой отрасли работали О. Пильц, П. Вальтер, М. Езер. Если в 18 в. в изображении животныхили птиц подчеркивался их хищный характер, то в начале 20 в. скульпторов больше интересует декоративность их вида – цвет перьев, шерсти, манера поведения, часто комическая.

Сервизы отличаются простыми цельными формами, изысканным декором, в котором своеобразно интерпретируются мотивы природы, например, «Кленовый сервиз» с изображением стилизованных птичьих крыльев. Декор в этих сервизах почти монохромный, исполненный селадоновой золотисто-коричневой краской, которая подчеркивает характер материала.

После второй мировой войны Мейсенская фабрика возобновила свое производство только к 1960-м годам. Марка Мейсенского фарфора – два перекрещенных меча синего цвета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.