Сейчас: 07.12.2016, 12:32





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Мы превратим весь мир в цветущий сад
Сообщениеlorik » 14.10.2012, 16:01 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
«Мы превратим весь мир в цветущий сад»

В марте 1918 года Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Наркомпроса. Перед заводом поставили задачу: вырабатывать агитационный фарфор, совершенный по форме, безупречный в техническом исполнении.

И уже к ноябрю художники завода Мария Лебедева, Александра Щекотихина, Михаил Адамович, Зинаида Кобылецкая, Вениамин Белкин и другие создают серию агитационных произведений, начало которой положило блюдо художественного руководителя завода Сергея Чехонина с изображением герба РСФСР в обрамлении цветов.

Тарелки, чашки, блюда, подносы и лотки, взятые из императорских кладовых «белья», были расписаны в соответствии с духом времени. При этом императорская марка затушевывалась, а рядом ставилась новая, советская – с серпом и молотом.

Василий Кузнецов и Наталья Данько начали создавать первую советскую жанровую скульптуру.

С легкой руки пролетарского писателя Максима Горького, посетившего завод в мае 1920 года и лично отобравшего образцы агитационного фарфора для показа на зарубежных выставках, коллекцию вывезли за границу.

Рига, Гельсингфорс (Хельсинки), Берлин, Стокгольм, Ревель (Таллин) – везде огромный успех! Такой, что по служебной записке Ленина в Совнарком о придании производству художественного фарфора завода «исключительно экспортного характера» Наркомвнешторг забрал себе весь фарфор.

После Международной Парижской выставки 1925 года, где ГФЗ был награжден золотой медалью, по просьбе западных коллекционеров завод трижды повторял все представленные там изделия.

В России этот фарфор можно было увидеть в витринах магазинов на Кузнецком мосту в Москве и на Невском проспекте в Петрограде.

«В самые тяжелые месяцы Гражданской войны, когда Юденич стоял под Петроградом и конина считалась лакомством, в осажденном городе фарфоровый завод ни на один день не прервал работу, – писала художник и очевидец событий Елена Данько. – Кто помнит Петроград тех лет – выщербленные пустыни мостовых, погруженные в тьму и холод безлюдные дома, а в окнах иглистые звездочки, следы недавних пуль, – тот помнит и фарфоровую витрину на проспекте 25 Октября (Невском проспекте. – Прим. авт.).

Там на белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель «РСФСР». Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и новые шахматы «Красные и белые».

На большом блюде была надпись в венке из цветов: «Мы превратим весь мир в цветущий сад». Прохожие останавливались перед витриной и подолгу глядели на фарфор. Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась советская страна в страшных боях с голодом, с разрухой, с интервенцией».

Галина Агаркова


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.