Сейчас: 25.05.2017, 22:14





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Красные драконы на Лесной улице
Сообщениеvillar » 05.09.2012, 22:21 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Могло показаться, что революция 1917 года нанесет русскому фарфору непоправимый удар. Частное фарфоровое производство практически прекратилось, а Государственный фарфоровый завод (быв. Императорский) хотя и продолжал работать, оказался в крайне тяжелом положении: большая часть рабочих из-за голода бросила завод и ушла в деревню, кроме того, кончились запасы английского каолина и финляндского шпата и пришлось пользоваться местными материалами более низкого качества. Тем более поразительно, что годы технического упадка оказались годами наивысшего художественного расцвета русского фарфора.

Революционное искусство принесло новые темы и новые формы и вывело художественный фарфор из почти полувековой полосы застоя. Произошел своего рода уникальный синтез современного мироощущения с весьма традиционным рафинированным исполнением, новых "грубых" тем с крайне изысканными и даже жеманными внешними формами. Это создало своеобразный и неповторимый стиль, где сам материал органически соединил почти несоединимое: эстетизм "Мира искусств" и конструктивизм, последние достижения живописи и приемы
народного творчества. Здесь — главная заслуга художников завода во главе с Сергеем Чехониным.

Прикладное искусство первых послереволюционных лет замышлялось как агитационно-массовое, и многие фарфоровые тарелки и блюда были украшены портретами большевистских вождей, монограммами "РСФСР" и лозунгами: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Да здравствует власть Советов!", "Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала!"

Эти лозунги причудливо соединялись с условными фигурами рабочих и гирляндами и букетами цветов, столь привычными на фарфоровых тарелках. Но если искусство было агитационным, едва ли все же оно смогло стать массовым. Это было невозможно уже в силу самой специфики и дороговизны фарфорового производства.

В двадцатые годы продукция завода была восьма невелика, и отдельные предметы стоили очень дорого. Так, небольшая статуэтка стоила 7 рублей золотом, что в годы нэпа было весьма значительной суммой. Таким образом, агитационный фарфор остался достоянием узкой группы любителей. Шло время, и без того немногочисленные хрупкие предметы бились или бесследно пропадали, тем более, что время было достаточно суровым к произведениям искусства.

Даже в музее Государственного фарфорового завода и крупнейшем керамическом музее Кусково фарфор послеоктябрьской эпохи был представлен весьма ограниченно. Наиболее интересному периоду русского фарфора грозило забвение. Однако этого не произошло.

В Москве есть коллекция, где советский фарфор двадцатых годов представлен с наивозможной полнотой, причем коллекция эта все время пополняется. По мнению специалистов, многие вещи в ней являются уникальными и отсутствуют в государственных музеях. Она дает богатейшие возможности для исследователя советского искусства первых лет революции.

Коллекция принадлежит Петру Данилову, сорок пять лет посвятившему собиранию фарфора, живописи, мебели и других произведений искусства. По профессии он инженер коммунального хозяйства, однако с юности, как он говорит, "любил красивые вещи и, собирая их, на них учился".Он учился очень настойчиво, так что его коллекция постепенно приобрела характер как бы сколка с определенных культурных эпох, а не просто собрания красивых, но случайных вещей.

С большой благодарностью он вспоминает Сергея Николаевича Тройницкого, крупнейшего знатока искусства XVIII века, дружба и помощь которого во многом определили его интересы. Вся коллекция размещена в двух не очень больших комнатах, на Лесной улице, где живет Данилов со своей женой. Среди мебели эпохи Екатерины II и Павла I, портретов пудреных стариков, иранских ваз, хрупких тарелок с красными драконами и мелодичных старинных часов громоздкий и насупленный хозяин движется с изяществом слона в фарфоровой лавке.

Советским фарфором Данилов начал заниматься в сороковых годах, когда тот был, можно оказать, "в загоне" и никто им особенно не интересовался. Сейчас у него представлено более тридцати художников и скульпторов. Вот сервиз "Черная роза" работы Сергея Чехонина, удивительно совершенного и тонкого рисовальщика, очень чувствующего фарфор. Вот его же блюдо "Печаль" с датой 1921 — год страшного голода в Поволжье. На блюде — женщина, в тоске склоняющая голову. Блюдо — недавнее приобретение Данилова, он дважды ездил за ним в Ленинград и все-таки заполучил в сюю коллекцию. Много интересных работ Кобылецкой, Щекатихиной, Потоцкой, Масягина, Нарбута, Добужинского.

Некоторые тарелки украшены такими надписями: "Пусть, что добыто силою рук трудовых, не проглотит ленивое брюхо" или "Ум не терпит неволи" — это живо вводит в неповторимую атмосферу двадцатых годов. Есть в коллекции статуэтки Кустодиева, Н. Данько, Кузнецова, Матвеева.

Из западноевропейского фарфора наиболее привлекают внимание два мейсенских сервиза — "Красные драконы" и "Ватто-сервиз". Сервиз "Красные драконы" был сделан по заказу саксонского короля Августа III и так ему понравился, что он распорядился изготовлять сервиз только для королевского двора, лишь в XX веке Мейсенский завод начал массовый выпуск "Красных драконов".

Андрей Амальрик.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google Adsense [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.