Сейчас: 11.12.2016, 13:54





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Агитфаянс: авторы и клейма.
Сообщениеlorik » 03.06.2011, 15:10 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фаянс и керамика довоенного периода, особенно агитационного и вообще тематического содержания, давно вошли в сферу собирательского интереса музейных работников. А в последние годы обратили на них внимание и коллекционеры.


Комментарий к файлу: Курительный прибор. 1920-е гг. Тверская фарфорофаянсовая фабрика.
34.jpg


Обычно, когда речь идет об агитационно-массовом и так называемом "производственном" искусстве 1920- 1930-х годов, то едва ли не в первую очередь называют фарфор. Именно агитационный фарфор прочно занял свою нишу в рамках нового стиля, который нередко ассоциируется с понятием "русский авангард". Даже знаменитые "патриотические фаянсы", выпускавшиеся в эпоху Великой французской революции в небольшом городке центральной Франции Невер, сравнивают именно с агитационным фарфором, а не с фаянсом. В существующей литературе "агитационный фаянс" также практически не представлен. Исключение составляет монография Е. А. Бубновой "Конаковский фаянс", III глава которой, посвященная периоду с 1918 по 1945 год, слегка затрагивает эту тему.

Между тем агитационная тематика, хотя и в значительно меньшей степени, чем в фарфоре, встречается на изделиях, исполненных из фаянса, майолики и даже самой простой керамики (обожженной глины - терракоты). Причем в отличие от фарфора, в фаянсе эти предметы (посудные формы), как правило, декорированы механическими способами: трафарет с аэрографом, печать, реже деколь, а в 1930-е годы и фотокерамика, - так как были рассчитаны на массовое производство. Тиражировалась и скульптура, выпускавшаяся в этих материалах.


Комментарий к файлу: Курительный прибор. 1920-е гг. Дмитровский фарфоровый завод.
35.jpg


Может быть, отчасти именно поэтому сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, эти изделия встречаются значительно реже, чем прославленный агитационный фарфор. Возможно, сыграло свою роль и традиционное отношение к фаянсу как более дешевому бытовому материалу. Фаянс и керамика довоенного периода, особенно агитационного и вообще тематического содержания, давно вошли в сферу собирательского интереса музейных работников. Тем более что время от времени встречаются весьма любопытные - и с исторической, и с художественной точки зрения - экземпляры. В последние годы наметился интерес к тематическим фаянсовым изделиям 1920 - 1930-х годов и среди коллекционеров.

Если в создании агитационного фарфора инициатором выступил бывший Императорский фарфоровый завод, переименованный после октябрьской революции в Государственный фарфоровый завод, то первые фаянсовые изделия агитационной направленности были исполнены на бывшем фаянсовом заводе Ауэрбаха, основанном еще в 1809 году в селе Кузнецово Тверской губернии. В 1870 году предприятие приобрел известный промышленник М.С. Кузнецов, и оно стало именоваться Тверской фабрикой. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР 28 июня 1918 года Кузнецовская фабрика в Тверской губернии была национализирована, и в ее названии появилось слово "Государственная". В 1924 году Тверской фабрике присвоили имя М. И. Калинина, и она стала называться "Тверская фарфорофаянсовая фабрика имени М. И. Калинина в Кузнецове". Наконец, в 1931 году, в связи с переименованием города Тверь в Калинин, а поселка Кузнецово - в Конаково, предприятие получило сначала название "Конаковская фаянсовая фабрика имени М. И. Калинина", а затем, с 1937 года - "Конаковский фаянсовый завод имени М. И. Калинина". Завершая этот краткий исторический экскурс, напомню, что до 1929 года на фабрике помимо фаянса, выпускались изделия из фарфора и полуфаянса. После реорганизации она стала специализироваться исключительно на фаянсовых и майоликовых изделиях.

В 1920-х годах ассортимент продукции и ее облик на Тверской фабрике по-прежнему оставались кузнецовскими. Если в начале этого периода и были исполнены отдельные предметы агитационного характера, то они или не сохранились вовсе, или пока остаются для нас неизвестными. Возможно, к ранним произведениям относится курительный прибор с фигурой красноармейца, выполненный, скорее всего, старым заводским мастером по традиционным кузнецовским канонам: фигура красноармейца опирается на ствол дерева, который служит сигаретницей, рядом спичечница (собрание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства - ВМДПиНИ). Интересно отметить, что подобный курительный прибор с фигурой красноармейца, основанный по старой форме, выпускался в то же время на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, также входившем до революции в Товарищество М. С. Кузнецова.


Комментарий к файлу: Декоративное блюдо "Север" 1937 г. Конаковский фаянсовый завод.
36.jpg


Комментарий к файлу: Декоративное блюдо "Север" 1937 г. Конаковский фаянсовый завод.
37.jpg


Комментарий к файлу: Декоративное блюдо "Север" 1937 г. Конаковский фаянсовый завод.
38.jpg


В своей монографии Бубнова упоминает несколько декоративных блюд на тему "Север", выполненных мастером М. Овчинкиным для воспроизведения в технике аэрографа по трафарету и находившихся в момент написания книги у него в доме. Она датирует их 1920-ми годами. В экспозиции ВМДПиНИ представлены три блюда из этой серии. Не исключено, что это те же самые экземпляры, попавшие позднее в музей от родственников художника. Судя по характеру росписи, способу декорирования и присутствующим в композиции "рисунков" самолетов, они были исполнены в ознаменование известного беспосадочного перелета Москва - Северный полюс - Ванкувер (США), совершенного в 1937 году летчиками В. П. Чкаловым, Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Агитфаянс: авторы и клейма.
Сообщениеlorik » 17.06.2011, 20:44 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
В становлении нового, советского стиля в фаянсе большую роль сыграл художник Исидор Григорьевич Фрих-Хар, пришедший на Тверскую фабрику в 1926 году. Совершенно новый для него материал - фаянс - во второй половине 1920-х годов выдвигается в его творчестве на первый план. В собрании Государственного музея Керамики ("Кусково") хранится фаянсовая ваза с рельефной надписью: "Весна человечества". "1917", датированная 1927 годом (на дне авторская метка "ИФ" и дарственная надпись с датой). Это едва ли не самое раннее из известных сохранившихся произведений Фрих-Хара, исполненных в фаянсе. Ему же принадлежит сухарница с изображением серпа и снопов на фоне "хлебного поля". В коллекции Государственного музея Керамики ("Кусково") находится более качественный, хорошо проработанный экземпляр, скорее всего, один из авторских.

Публикуемая сухарница из собрания ВМДПиНИ носит упрощенный, явно тиражный характер. Все представленные предметы, как и другие хорошо известные работы Фрих-Хара 1920-х годов, не предназначенные для массового производства; скульптуры "Шашлычник-узбек", "Старый город, Туркестан"; торшер "Негр под пальмой", - весьма далеки от натурализма и салонной красивости, но при этом очень декоративны и, что особенно важно, "сделаны" в материале.


Комментарий к файлу: И. Г. Фрих-Хар "Трактористка". Начало 1930-х гг. Конаковская фаянсовая фабрика.
233.jpg


Комментарий к файлу: И. Г. Фрих-Хар. Сухарница. Конец 1920-х гг. Тверская фарфоро-фаянсовая фабрика.
234.jpg


В начале 1930-х годов массовым тиражом выпускался также кувшин "Трактористка". Помимо экземпляров, хранящихся в заводском музее, есть экземпляры в Государственном музее Керамики ("Кусково") и в частной коллекции А. А. Добровинского.

В собрании Государственного музея Керамики находятся также тематические скульптуры: "Девушка и красноармеец", "Пионерка, кормящая кур", "Сидящий матрос", - исполненные Фрих-Харом в это же время. Помимо тиражируемых изделий он создал и несколько значительных выставочных произведений, в том числе барельеф "Перед Ленским расстрелом" (1930-1931) и многофигурную композицию "На южном фронте. Перед наступлением (Полевой штаб Красной Армии на маневрах)" (1932). Обе работы в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

На протяжении 1930-х годов на Тверской фабрике предпринималось несколько попыток переломить ситуацию и ввести в ассортимент выпускаемой продукции новые по тематике произведения. В 1930-ом году в качестве штатного художника на работу была принята молодая керамистка С. Б. Прессман, только что окончившая ВХУТЕИН. Во время учебы она неоднократно бывала на практике в Конакове и хорошо знала производство.

За три года работы на заводе Прессман исполнила целый ряд актуальных по тематике произведений, большинство из которых выпускалось значительным тиражом: скульптуры "Первое радио" и "Ликбез", декоративные тарелки "Спорт", "Пионеры", "Пляска" и др. О тарелках хотелось бы сказать особо, так как они до сих пор сохранились во многих домах, и к тому же необычны по технике исполнения и потому легко узнаваемы.

В их декорации художница использует не традиционную роспись, а отталкиваясь от техники перегородчатой эмали, создает рельефный контурный рисунок, заполняя - как бы заливая - его отдельные фрагменты керамическими эмалевыми красками без применения традиционного кистевого мазка. Известно около десяти различных тематических блюд Прессман, исполненных в подобной технике.


Комментарий к файлу: С. Б. Прессман. Блюдо "Пионеры". Начало 1930-х гг. Конаковская фаянсовая фабрика.
236.jpg


Комментарий к файлу: Т. З. Подрябинников. Блюдо "ВСХВ". 1939 г. Конаковский фаянсовый завод.
237.jpg


Концом 1920 - началом 1930-х годов датируются три футляра для детекторных радиоприемников, находящиеся в собрании ВМДПиНИ. Причем, у одного из них сохранился не только сам корпус, но и крышка, в которую вмонтирована рукоятка с перемещающейся по шкале стрелкой. Корпус украшен силуэтами верблюдов и пальм на фоне песчаных барханов, дополненными надписью: "От Москвы до Явы". Два других экземпляра "украшают" изображения на тему "Ликбез по радио", также идеально соответствующие утилитарному назначению самих изделий. Все сюжеты исполнены в технике аэрографа по трафарету, свидетельствующей об их если не массовом, то тиражном производстве.

Характер рисунков на одном из "радиоприемников" - головки представителей различных национальностей с наушниками, исполненные в профиль, свидетельствует о возможном авторстве все той же Прессман. Скорее всего, ею же сделана и форма самих футляров, так как в указанный период она была единственным профессиональным штатным скульптором нового поколения, работавшим на заводе, и созданные утилитарные предметы, предназначенные для массового тиражирования, решала преимущественно в духе модного тогда конструктивизма.

Важным, если не решающим этапом в истории завода стала организация в 1934 году первой художественной лаборатории во главе с Фрих-Харом. В нее вошли художники яркой творческой индивидуальности, получившие солидное художественное образование еще до октябрьской революции 1917 года и создавшие к тому времени немало интересных произведений - В. А. Фаворский, И.С. Ефимов, С. Д. Лебедева, И. М. Чайков, Г. И. Кепинов, а также молодые выпускники уже советских вузов: И. Л. Слоним, А. Зеленский, окончившие ВХУТЕМАС, М. П. Холодная , учившаяся в Киевском художественном институте, и В. А. Бесперстова, пришедшая на завод после ленинградской Академии художеств. Большинство из них впервые обратилось к керамике и не имело, или почти не имело, знаний в области технологии фаянса и специфики его как материала.

Из перечисленных художников и скульпторов только Холодная, ставшая супругой Фрих-Хара, осталась работать на заводе, прочно связав свое творчество с фаянсом. Деятельность остальных ограничивается коротким периодом с 1934 по 1935 - 1936 годы (исключение составляет только Ефимов, исполнивший на заводе несколько работ еще в 1927 году) и носит скорее экспериментальный характер: художники решали задачу обновления заводского ассортимента посуды с учетом специфики массового производства и его возможностей. Поэтому большинство рисунков делалось для выполнения способом аэрографа по трафарету, что определило их силуэтный характер, известную бедность колорита, часто монохромность изображений.


Комментарий к файлу: Корпус для детекторного радиоприемника. Начало 1930-х гг. Конаковская фаянсовая фабрика.
235.jpg


Комментарий к файлу: Декоративное блюдо 1926 г. Песоченская фаянсовая фабрика.
236-2.jpg


Деятельность художественной лаборатории Конаковского завода в 1930-х годах может стать темой серьезного самостоятельного исследования, а в этой статье хотелось бы только отметить, что работ, имеющих откровенно агитационную направленность или отражающих свершения молодого советского государства на трудовой ниве, в художественных разработках лаборатории очень мало. С некоторой натяжкой к таковым могут быть отнесены: фруктовница С. Лебедевой, "увенчанная" фигуркой девушки-спортсменки с мячом в руках (1934), отдаленно напоминающей известную скульптуру Н. Данько "Баскетболистка", "Телятница" М. Холодной (1934), "Эпроновец" И. Чайкова (фигура водолаза, держащего в руках модель корабля. 1934) и некоторые др.

Тем не менее, даже непродолжительная деятельность замечательных художников первой лаборатории на заводе принесла свои плоды. Кузнецовской продукции они противопоставили свои свежие, близкие к жизни, полные радостного мироощущения произведения, изменив само отношение к промышленному искусству.

В 1936 году в Конаково был приглашен художник-керамист Т. З. Подрябинников, имевший к тому времени значительный опыт работы на фарфоровых предприятиях. Наряду с применением подглазурной росписи растворами солей, которой он увлекся, начиная с 1927 года, Подрябинников изучал на Конаковском заводе технику декорирования фаянса печатными рисунками. Именно в этой технике "оформлены" столовый сервиз "Волга-канал" и ряд изделий, исполненных к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года.


Комментарий к файлу: С. Б. Прессман. "Первое радио". Начало 1930-х гг. Конаковская фаянсовая фабрика.
238.jpg


Тверская фабрика на протяжении 1920 - 1930-х годов оставалась главным, но не единственным поставщиком художественного фаянса. Фаянс вырабатывали все три фарфорофаянсовые фабрики, входящие в Новгубфарфортрест: Бронницкая - "Пролетарий", с 1930-го года выпускавшая исключительно фарфор, Волховская - "Коминтерн" и Грузинская - "Красный фарфорист". В 1924 году в Центрофарфортрест, в который к этому времени входило большинство фарфорофаянсовых предприятий и Тверская фабрика в том числе, была передана Песоченская (Песочненская) фаянсовая фабрика (Ст. Песочная, Брянский округ, Западная область).

До революции она также принадлежала М. С. Кузнецову, а после по территориальному признаку была включена в округ бывших Мальцовских заводов, что , кстати, нашло отражение и в ее марке: заглавные буквы "Г", "М" и "З" расшифровываются как "Государственные Мальцовские Заводы". В первом номере журнала "Антиквариат" опубликовано блюдо с надписью: "Школа фабзавуч при Песоченской фаянсовой фабрике", в декоре которой использована, наряду с аэрографом, техника фотопечати. "Агитационное" блюдо, иллюстрирующее эту статью датировано 1926 годом. Находится в частной коллекции.

Эльвира Самецкая

Журнал "Антиквариат"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google Adsense [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.