Сейчас: 22.02.2017, 15:31





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Антонина Пашкевич отметила юбилей выставкой в Музее
Сообщениеlorik » 02.06.2011, 11:29 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фарфоровая охота


Пашкевич.jpg


Антонина Пашкевич отметила юбилей выставкой в Музее декоративного искусства

Автор: Наталья Лебедева

От работ, выставленных в вестибюле второго и третьего этажей, не оторвать глаз. То, что она создала с 1978 года по сегодняшний день, — это не просто и не только Красота. В каждое изделие заложена нетривиальная, несуетная и не "на потребу" мысль мастера. И оттого, что это все еще и умно и содержательно, впечатление праздника, которое создает нарядный авторский фарфор, усиливается многократно.

Сюжеты Древней Греции и Египта читаются на многих вазах, сервизах и фарфоровых скульптурах — здесь сонм богов и героев предстает не только в великолепном художественном оформлении и сюжетной глубине. Изделия выводят из глубины нашего подсознания древние архетипы, семиотические знаки и символы. А между тем вся эта красота много лет создавалась художницей в стенах лаборатории славного Рижского фарфорового завода, бывшего Кузнецовского. А училась Антонина в Абрамцевском художественно–промышленном училище под Москвой на отделении "керамика". Старинная, уважаемая школа.

— Дипломную работу делала в шамоте, — вспоминает художница, — но практику проходила уже в фарфоре, работая под Новгородом. Потом поступила на художественный факультет, на отделение скульптуры малых форм Московского технологического института. Дипломную работу делала в дереве.

Встретила в Москве рижанина, вышла за него замуж и переехала в 1978 году в Ригу. Почти сразу стала участвовать в выставках с работами по дереву, а потом и по бронзе. В этом же году пришла работать в художественную лабораторию Рижского фарфорового завода, где художница–скульптор Вера Вейса пристрастила меня к бронзе, к медальерному искусству.

Я сделала медали с портретами всех моих друзей, родных и несколько лет участвовала в медальерных выставках. А потом вдруг "опомнилась" — ведь я же на фарфоровом заводе работаю! Это же очень интересный, красивый и благородный материал. Так и начала в основном работать в фарфоре.

До того времени все, что касалось производства фарфора и что от меня требовалось по службе, делала. Но не создавала авторских изделий. А потом пошло–поехало… Ведь в наши "плохие" советские времена у заводских художников были безграничные возможности работать еще и творчески, для себя. Всегда существовали творческие дни и творческие командировки за счет завода. Полностью оплачивались поездки в любой конец бывшего Союза, чтобы у художника всегда была "пища для творчества".

И при такой заботе грех было не творить. К тому же у всех художников была возможность выкупать у завода свои творческие работы, заплатив только скромную сумму за материал и обжиг, и участвовать с ними в выставках.

Очень много работ мы дарили заводскому музею — любили свой музей, гордились своим заводом. А когда я стала в 1995–м "много" говорить о том, что жалко, мол, приходящее в упадок производство, меня выгнали. Я не очень–то и переживала — какой смысл оставаться на пепелище… Ведь когда закрыли заводские туннельные печи и фарфор перестали обжигать, художникам нечего стало делать.

Я продолжила работать в фарфоре в собственной мастерской. Купила печи для обжига, материалы.

— Эти необычные сервизы родились еще во время вашей работы на заводе? А изделия с мифологическими сюжетами?

— Да, мне тогда понравились тетрапаковые формы, и я сделал несколько сервизов, посвященных тетрапаку. И эти античные сюжеты тоже начали воплощаться в лаборатории "фарфорки".

Мне нравится подход древних греков к рисунку, скульптуре, соразмерность по отношению к человеку. Обожаю греческие краснофигурные и чернофигурные вазы. Когда увидела в Эрмитаже эту выставку, так и влюбилась в эти изделия. Они такие тонкие! Античные предметы на картинках — это совсем не то, что увидеть их "живьем".

Я не копировала античность, но создавала изделия "по мотивам", подражая форме и сюжетам. Греки работали в глине, а не в фарфоре, поэтому ручки у ваз и амфор были толстые, ведь глина — не очень прочный материал, а сосуды нагружали как следует. Фарфор несравненно прочнее, поэтому можно делать ручки тоньше, изящнее.

— А этот роскошный обеденный сервиз 1979–го "Охота" вы тоже, конечно, сделали на заводе?

— Посмотрите, это сразу видно по обжигу — заводской обжиг, конечно, более качественный. Там же у нас работали целые лаборатории химиков и технологов, которые подгоняли коэффициент спекания черепка к коэффициенту спекания глазури. Если они не совпадают, глазурь может отлетать, давать трещины. Масса нюансов, это же вообще сложное производство. И где у меня обжиг более качественный — это заводские изделия.

А сейчас я покупаю качественные глазури — датские или чешские — с одним коэффициентом спекания, а массу фарфоровую покупаешь в другом месте, и почти невозможно, чтобы все это совпало.

Сервиз "Охота" мне заказали из ЦК партии и совмина. У них были охотничьи домики, которые они захотели снабдить посудой с сюжетами на охотничью тему. И я сразу подумала, что нужно "идеологизировать" тему — нарисовать на фарфоре охотников разных советских республик, изобразить соколиную охоту.

Стала делать эскизы, а потом подумала: что же я столько времени буду посвящать нелюбимым темам? Сделаю–ка я Древнюю Грецию, изображу Артемиду–охотницу, Пана. И, к моему удивлению, цэковцы с совминовцами одобрили именно этот сюжет!

— А где ваши изделия хранятся?

— В основном у меня дома. Есть в латвийских художественных фондах, у коллекционеров разных стран, в запасниках этого музея. Птиц в древнеегипетском стиле подарили императору Японии во время его визита к нам два года назад…

"Вести Сегодня" № 27.
Источник http://www.ves.lv


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.