Сейчас: 11.12.2016, 00:17





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Антонина Пашкевич отметила юбилей выставкой в Музее
Сообщениеlorik » 02.06.2011, 11:29 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фарфоровая охота


Пашкевич.jpg


Антонина Пашкевич отметила юбилей выставкой в Музее декоративного искусства

Автор: Наталья Лебедева

От работ, выставленных в вестибюле второго и третьего этажей, не оторвать глаз. То, что она создала с 1978 года по сегодняшний день, — это не просто и не только Красота. В каждое изделие заложена нетривиальная, несуетная и не "на потребу" мысль мастера. И оттого, что это все еще и умно и содержательно, впечатление праздника, которое создает нарядный авторский фарфор, усиливается многократно.

Сюжеты Древней Греции и Египта читаются на многих вазах, сервизах и фарфоровых скульптурах — здесь сонм богов и героев предстает не только в великолепном художественном оформлении и сюжетной глубине. Изделия выводят из глубины нашего подсознания древние архетипы, семиотические знаки и символы. А между тем вся эта красота много лет создавалась художницей в стенах лаборатории славного Рижского фарфорового завода, бывшего Кузнецовского. А училась Антонина в Абрамцевском художественно–промышленном училище под Москвой на отделении "керамика". Старинная, уважаемая школа.

— Дипломную работу делала в шамоте, — вспоминает художница, — но практику проходила уже в фарфоре, работая под Новгородом. Потом поступила на художественный факультет, на отделение скульптуры малых форм Московского технологического института. Дипломную работу делала в дереве.

Встретила в Москве рижанина, вышла за него замуж и переехала в 1978 году в Ригу. Почти сразу стала участвовать в выставках с работами по дереву, а потом и по бронзе. В этом же году пришла работать в художественную лабораторию Рижского фарфорового завода, где художница–скульптор Вера Вейса пристрастила меня к бронзе, к медальерному искусству.

Я сделала медали с портретами всех моих друзей, родных и несколько лет участвовала в медальерных выставках. А потом вдруг "опомнилась" — ведь я же на фарфоровом заводе работаю! Это же очень интересный, красивый и благородный материал. Так и начала в основном работать в фарфоре.

До того времени все, что касалось производства фарфора и что от меня требовалось по службе, делала. Но не создавала авторских изделий. А потом пошло–поехало… Ведь в наши "плохие" советские времена у заводских художников были безграничные возможности работать еще и творчески, для себя. Всегда существовали творческие дни и творческие командировки за счет завода. Полностью оплачивались поездки в любой конец бывшего Союза, чтобы у художника всегда была "пища для творчества".

И при такой заботе грех было не творить. К тому же у всех художников была возможность выкупать у завода свои творческие работы, заплатив только скромную сумму за материал и обжиг, и участвовать с ними в выставках.

Очень много работ мы дарили заводскому музею — любили свой музей, гордились своим заводом. А когда я стала в 1995–м "много" говорить о том, что жалко, мол, приходящее в упадок производство, меня выгнали. Я не очень–то и переживала — какой смысл оставаться на пепелище… Ведь когда закрыли заводские туннельные печи и фарфор перестали обжигать, художникам нечего стало делать.

Я продолжила работать в фарфоре в собственной мастерской. Купила печи для обжига, материалы.

— Эти необычные сервизы родились еще во время вашей работы на заводе? А изделия с мифологическими сюжетами?

— Да, мне тогда понравились тетрапаковые формы, и я сделал несколько сервизов, посвященных тетрапаку. И эти античные сюжеты тоже начали воплощаться в лаборатории "фарфорки".

Мне нравится подход древних греков к рисунку, скульптуре, соразмерность по отношению к человеку. Обожаю греческие краснофигурные и чернофигурные вазы. Когда увидела в Эрмитаже эту выставку, так и влюбилась в эти изделия. Они такие тонкие! Античные предметы на картинках — это совсем не то, что увидеть их "живьем".

Я не копировала античность, но создавала изделия "по мотивам", подражая форме и сюжетам. Греки работали в глине, а не в фарфоре, поэтому ручки у ваз и амфор были толстые, ведь глина — не очень прочный материал, а сосуды нагружали как следует. Фарфор несравненно прочнее, поэтому можно делать ручки тоньше, изящнее.

— А этот роскошный обеденный сервиз 1979–го "Охота" вы тоже, конечно, сделали на заводе?

— Посмотрите, это сразу видно по обжигу — заводской обжиг, конечно, более качественный. Там же у нас работали целые лаборатории химиков и технологов, которые подгоняли коэффициент спекания черепка к коэффициенту спекания глазури. Если они не совпадают, глазурь может отлетать, давать трещины. Масса нюансов, это же вообще сложное производство. И где у меня обжиг более качественный — это заводские изделия.

А сейчас я покупаю качественные глазури — датские или чешские — с одним коэффициентом спекания, а массу фарфоровую покупаешь в другом месте, и почти невозможно, чтобы все это совпало.

Сервиз "Охота" мне заказали из ЦК партии и совмина. У них были охотничьи домики, которые они захотели снабдить посудой с сюжетами на охотничью тему. И я сразу подумала, что нужно "идеологизировать" тему — нарисовать на фарфоре охотников разных советских республик, изобразить соколиную охоту.

Стала делать эскизы, а потом подумала: что же я столько времени буду посвящать нелюбимым темам? Сделаю–ка я Древнюю Грецию, изображу Артемиду–охотницу, Пана. И, к моему удивлению, цэковцы с совминовцами одобрили именно этот сюжет!

— А где ваши изделия хранятся?

— В основном у меня дома. Есть в латвийских художественных фондах, у коллекционеров разных стран, в запасниках этого музея. Птиц в древнеегипетском стиле подарили императору Японии во время его визита к нам два года назад…

"Вести Сегодня" № 27.
Источник http://www.ves.lv


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.