Сейчас: 21.02.2017, 05:15





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Советский агитационный фарфор из фондов Музеев Кремля
Сообщениеlorik » 31.05.2011, 12:28 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
В фондах Оружейной палаты имеется небольшая, но ценная коллекция советского агитационного фарфора. Это серия тарелок, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова в 1920—1922 годах. Коллекция поступила в Оружейную палату в числе многих музейных предметов в 1939 году. Их выявил на складе Отдела материально-технического снабжения Кремля и принял на хранение старейший сотрудник музея главный хранитель Н. Н. Захаров.
Большинство росписей тарелок посвящено пятилетию Советской власти и датировано 1922 годом. Все они ярко отражают исторические события первых лет Советского государства и средствами изобразительного искусства, подобно красочному плакату, эмоционально, наглядно, в доходчивой форме пропагандируют идеи Советской власти.
Наряду с острым политическим содержанием тематики, росписи фарфоровых изделий отличаются высоким художественным мастерством. Богатство орнаментальных мотивов, радостная яркая цветовая гамма хорошо соответствуют духу времени.

Комментарий к файлу: А. Щекотихина-Потоцкая. Тарелка. 1921
1.jpg


В 1921 году А. В. Щекотихиной-Потоцкой была выполнена тарелка с эмблемой и лозунгом: «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот».
Лозунг является прямым откликом на основную задачу, поставленную В.И. Лениным перед трудовой молодежью, — «учиться, учиться, и еще раз учиться». Исполненный в духе 20-х годов, этот лозунг служит одним из основных элементов декора тарелки. Он написан различными шрифтами. Буквы разного цвета и размера, расположены свободно. Это несколько непривычно в фарфоре. Такой прием привлекает внимание к шрифтовой части композиции и заставляет прочитать лозунг и запомнить его. Но зрительным центром композиции является все-таки предметная часть: книги, занимающие центр зеркала тарелки, серп, удачно положенный тонкой и легкой линией по внутренней границе борта, и молот с длинной рукояткой, проходящей по диаметру, на котором, как на главной оси, держится вся композиция.

Комментарий к файлу: М. Адамович. Тарелка. 1922
2.jpg


В несколько иной творческой манере решена М. Адамовичем композиция росписи на тарелке, выпущенной заводом в честь III Интернационала. Центр композиции составляют богато декорированные серп и молот, от которых концентрическими лучами идут полосы орнамента и шрифтов. Внутреннее кольцо образует теист «25 октября 1917 года», а по борту тарелки размещен лозунг: «Да здравствует 3 интернационал» и даты: «1917—1922». Шрифты по своему графическому построению характерны для 20-х годов. Они выполнены в строгой, но вместе с тем торжественной манере.
Колористическое решение росписи тарелки определяет красный цвет, активность которого подчеркнута небольшими вкраплениями фиолетового и ярко-зеленого. Черный цвет шрифтов и обрамления молота придает росписи строгость и упорядоченность.
Красочная рельефная композиция, созданная в юбилейный год Советской власти, привлекает интересным замыслом и мастерством исполнения.
Одна из самых своеобразных и интересных тарелок — тарелка, расписанная художником М. Адамовичем в 1922 году.

Комментарий к файлу: Неизвестный художник. Тарелка. 1922
3.jpg


Главное место в композиции росписи этой тарелки занимает портрет В. И. Ленина, перерисованный Адамовичем с одного из наиболее удачных штриховых набросков вождя, сделанных художником Н. Альтманом. Портрет выполнен лаконично, выразительно, живо.
Вокруг портрета изображены: красная пятиконечная звезда с серпом и молотом, перечеркивающая черное пятно царского двуглавого орла и символизирующая победу над самодержавием; сложенный лист бумаги с надписью: «Красная газета»; слово «Ленин», расположенное как бы на обложке брошюры; «РСФСР», составленное из крупных ярких букв с нарисованными в них цветами. Кроме того, на поле тарелки размещены лист переучетной карточки на трудовой паек за первый квартал 1921 года, печать лавки № 4 Володарского района Петрограда — красноречивые признаки революционного времени, времени борьбы, трудностей и побед. По борту тарелки разбросаны разные по размеру, цвету и построению буквы лозунга: «Кто не работает, тот не ест».
Союзу рабочих и крестьян посвящена юбилейная тарелка с изображением рабочего и крестьянина у наковальни с надписью: «25 акт. 1917—1922».

Комментарий к файлу: С. Чехонин. Тарелка. 1922
4.jpg


По вертикальной оси внутренней части тарелки изображена крупная цифра «V», знаменующая пятилетие Советской власти, а под ней - пятиконечная звезда. С одной стороны звезды — рабочий с молотом на плече, с другой — крестьянин. Они приветствуют друг друга братским рукопожатием.
Роспись сравнительно сдержанна по цвету — светлая, легкая. В основном это голубовато-фиолетовая гамма сближенных между собой цветов с вкраплениями коричнево-охристых, приглушенных зеленых, серых оттенков. Композиционно-декоративные достоинства тарелки выявлены больше всего в рисунке — ритмическом, немного кубизированном.
Подобной тарелки с изображением крестьянина и рабочего мы не встречали ни в одном музее, где нам приходилось бывать. Художник, расписавший тарелку, пока неизвестен. Нам кажется, что по своему композиционному решению, манере исполнения и колориту красок она напоминает тарелку художника В. Белкина «Сеятель» из собрания музея фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. В связи с этим можно предположить, что именно Белкин, который много работал для Ленинградского фарфорового завода, является автором этой росписи.
Важному событию для страны и мирового революционного движения— IV конгрессу Коминтерна—посвящена роспись на тарелке С.В. Чехонина — ведущего художника завода.
По темному кобальтовому фону борта тарелки великолепным «чехонинским» шрифтом написано: «Привет 4-му конгрессу — мировому вождю пролетариата!». Золото букв в сочетании с глубоким цветом кобальта выглядит очень эффектно и нарядно. С неповторимым чехонинским мастерством нарисованы и скомпонованы буквы «РСФСР». Две буквы «Р», фланкирующие группу, составлены из цветочных гирлянд; центральная, самая высокая буква «Ф» — из гибких зеленых побегов, напоминающих колосья, и две промежуточные буквы «С» — из лент в виде серпа. Чувствуется почерк большого художника, который очень умело, гармонично сочетает монограмму и лозунг с художественными элементами украшения.
Чехониным выполнена еще одна тарелка из собрания Оружейной палаты с надписью «Мы превратим весь мир в цветущий сад». С большим мастерством вписан в круг свободно и прихотливо скомпонованный букет. Эту роспись отличает изощренная свобода графического исполнения и большая декоративность.
Коллекция агитационного фарфора из собрания Оружейной палаты была представлена в Государственной Третьяковской галерее на юбилейной выставке 1967 года «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» и включена в каталог этой выставки.
Описанные здесь произведения относятся к лучшим образцам агитационно-художественного фарфора и хорошо дополняют коллекцию декоративно-прикладного искусства нашего музея.

А.И. Скороварова


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.