Сейчас: 10.12.2016, 16:36





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Советский агитационный фарфор из фондов Музеев Кремля
Сообщениеlorik » 31.05.2011, 12:28 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
В фондах Оружейной палаты имеется небольшая, но ценная коллекция советского агитационного фарфора. Это серия тарелок, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова в 1920—1922 годах. Коллекция поступила в Оружейную палату в числе многих музейных предметов в 1939 году. Их выявил на складе Отдела материально-технического снабжения Кремля и принял на хранение старейший сотрудник музея главный хранитель Н. Н. Захаров.
Большинство росписей тарелок посвящено пятилетию Советской власти и датировано 1922 годом. Все они ярко отражают исторические события первых лет Советского государства и средствами изобразительного искусства, подобно красочному плакату, эмоционально, наглядно, в доходчивой форме пропагандируют идеи Советской власти.
Наряду с острым политическим содержанием тематики, росписи фарфоровых изделий отличаются высоким художественным мастерством. Богатство орнаментальных мотивов, радостная яркая цветовая гамма хорошо соответствуют духу времени.

Комментарий к файлу: А. Щекотихина-Потоцкая. Тарелка. 1921
1.jpg


В 1921 году А. В. Щекотихиной-Потоцкой была выполнена тарелка с эмблемой и лозунгом: «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот».
Лозунг является прямым откликом на основную задачу, поставленную В.И. Лениным перед трудовой молодежью, — «учиться, учиться, и еще раз учиться». Исполненный в духе 20-х годов, этот лозунг служит одним из основных элементов декора тарелки. Он написан различными шрифтами. Буквы разного цвета и размера, расположены свободно. Это несколько непривычно в фарфоре. Такой прием привлекает внимание к шрифтовой части композиции и заставляет прочитать лозунг и запомнить его. Но зрительным центром композиции является все-таки предметная часть: книги, занимающие центр зеркала тарелки, серп, удачно положенный тонкой и легкой линией по внутренней границе борта, и молот с длинной рукояткой, проходящей по диаметру, на котором, как на главной оси, держится вся композиция.

Комментарий к файлу: М. Адамович. Тарелка. 1922
2.jpg


В несколько иной творческой манере решена М. Адамовичем композиция росписи на тарелке, выпущенной заводом в честь III Интернационала. Центр композиции составляют богато декорированные серп и молот, от которых концентрическими лучами идут полосы орнамента и шрифтов. Внутреннее кольцо образует теист «25 октября 1917 года», а по борту тарелки размещен лозунг: «Да здравствует 3 интернационал» и даты: «1917—1922». Шрифты по своему графическому построению характерны для 20-х годов. Они выполнены в строгой, но вместе с тем торжественной манере.
Колористическое решение росписи тарелки определяет красный цвет, активность которого подчеркнута небольшими вкраплениями фиолетового и ярко-зеленого. Черный цвет шрифтов и обрамления молота придает росписи строгость и упорядоченность.
Красочная рельефная композиция, созданная в юбилейный год Советской власти, привлекает интересным замыслом и мастерством исполнения.
Одна из самых своеобразных и интересных тарелок — тарелка, расписанная художником М. Адамовичем в 1922 году.

Комментарий к файлу: Неизвестный художник. Тарелка. 1922
3.jpg


Главное место в композиции росписи этой тарелки занимает портрет В. И. Ленина, перерисованный Адамовичем с одного из наиболее удачных штриховых набросков вождя, сделанных художником Н. Альтманом. Портрет выполнен лаконично, выразительно, живо.
Вокруг портрета изображены: красная пятиконечная звезда с серпом и молотом, перечеркивающая черное пятно царского двуглавого орла и символизирующая победу над самодержавием; сложенный лист бумаги с надписью: «Красная газета»; слово «Ленин», расположенное как бы на обложке брошюры; «РСФСР», составленное из крупных ярких букв с нарисованными в них цветами. Кроме того, на поле тарелки размещены лист переучетной карточки на трудовой паек за первый квартал 1921 года, печать лавки № 4 Володарского района Петрограда — красноречивые признаки революционного времени, времени борьбы, трудностей и побед. По борту тарелки разбросаны разные по размеру, цвету и построению буквы лозунга: «Кто не работает, тот не ест».
Союзу рабочих и крестьян посвящена юбилейная тарелка с изображением рабочего и крестьянина у наковальни с надписью: «25 акт. 1917—1922».

Комментарий к файлу: С. Чехонин. Тарелка. 1922
4.jpg


По вертикальной оси внутренней части тарелки изображена крупная цифра «V», знаменующая пятилетие Советской власти, а под ней - пятиконечная звезда. С одной стороны звезды — рабочий с молотом на плече, с другой — крестьянин. Они приветствуют друг друга братским рукопожатием.
Роспись сравнительно сдержанна по цвету — светлая, легкая. В основном это голубовато-фиолетовая гамма сближенных между собой цветов с вкраплениями коричнево-охристых, приглушенных зеленых, серых оттенков. Композиционно-декоративные достоинства тарелки выявлены больше всего в рисунке — ритмическом, немного кубизированном.
Подобной тарелки с изображением крестьянина и рабочего мы не встречали ни в одном музее, где нам приходилось бывать. Художник, расписавший тарелку, пока неизвестен. Нам кажется, что по своему композиционному решению, манере исполнения и колориту красок она напоминает тарелку художника В. Белкина «Сеятель» из собрания музея фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. В связи с этим можно предположить, что именно Белкин, который много работал для Ленинградского фарфорового завода, является автором этой росписи.
Важному событию для страны и мирового революционного движения— IV конгрессу Коминтерна—посвящена роспись на тарелке С.В. Чехонина — ведущего художника завода.
По темному кобальтовому фону борта тарелки великолепным «чехонинским» шрифтом написано: «Привет 4-му конгрессу — мировому вождю пролетариата!». Золото букв в сочетании с глубоким цветом кобальта выглядит очень эффектно и нарядно. С неповторимым чехонинским мастерством нарисованы и скомпонованы буквы «РСФСР». Две буквы «Р», фланкирующие группу, составлены из цветочных гирлянд; центральная, самая высокая буква «Ф» — из гибких зеленых побегов, напоминающих колосья, и две промежуточные буквы «С» — из лент в виде серпа. Чувствуется почерк большого художника, который очень умело, гармонично сочетает монограмму и лозунг с художественными элементами украшения.
Чехониным выполнена еще одна тарелка из собрания Оружейной палаты с надписью «Мы превратим весь мир в цветущий сад». С большим мастерством вписан в круг свободно и прихотливо скомпонованный букет. Эту роспись отличает изощренная свобода графического исполнения и большая декоративность.
Коллекция агитационного фарфора из собрания Оружейной палаты была представлена в Государственной Третьяковской галерее на юбилейной выставке 1967 года «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» и включена в каталог этой выставки.
Описанные здесь произведения относятся к лучшим образцам агитационно-художественного фарфора и хорошо дополняют коллекцию декоративно-прикладного искусства нашего музея.

А.И. Скороварова


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Yahoo [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.