Сейчас: 03.12.2016, 08:43




Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 "Басурманские" головы.
Сообщениеlorik » 30.05.2011, 17:39 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
"Басурманские" головы.

В истории русского фарфора существует множество образов и тем, неожиданно возникших и столь же внезапно исчезнувших. Но есть и такие, которые сохраняли свою популярность на протяжении столетий. Например, "турки" и "турчанки". Фигурные кружки с их изображением производились на многих частных фарфоровых предприятиях с конца XVIII до начала XX столетия.


Комментарий к файлу: Кружка-голова турчанки. З-д Гарднера 1770-1780-е гг.
21.jpg


Фигурные сосуды вошли в моду в России во второй половине XVIII века, чему немало способствовали быстро развивающиеся отношения с Англией. Непродолжительный интерес Екатерины II ко всему английскому поддержала не только верхушка аристократии, но и провинциальное дворянство, в Россию хлынули английские товары и предметы искусства - живопись, ткани, мебель, часы, посуда. Тогда же в Россию попали керамические фигурные кувшины и кружки. Скульптурно оформленные сосуды были чрезвычайно популярны в Англии того времени, их многообразие поражает: сосуды в виде животных, в частности очень распространен был сосуд-медведь со съемной головой-крышкой, кувшины с горельефными изображениями мифологических сюжетов, сцен охоты, сельских праздников и баталий. Выпускались кружки-портреты исторических личностей. Наиболее любимы и популярны были кружки в виде женских и мужских голов, вакханок, сатиров.
Особое место в этом ряду занимают кружки-тоби, представляющие собой фигуру добродушного джентльмена в треугольной шляпе-крышке с кружкой или кувшином пива в руках. Нередко на таких кружках была поясняющая или шуточная надпись. Весь облик этого "солидного" буржуа с толстым животиком и простоватой улыбкой на пухлых губах преисполнен легкой иронии.

Комментарий к файлу: Кружка-голова турка. З-д Гарднера 1770-1780-е гг.
22.jpg


Неудивительно, что именно эти шутейные сосуды в последней четверти XVIII столетия быстро завоевали популярность в России и послужили образцами для изделий многих частных керамических заводов на всем протяжении следующего, XIX века. Наиболее известны фаянсовые кружки-тоби заводов Ауэрбаха в Тверской губернии и братьев Тереховых и Киселева в Гжели. Подобные сосуды выпускались и из фарфора: отдавая дань моде, в 30-х годах XIX века их производил известный фарфоровый завод купца С. Батенина в Санкт-Петербурге. Как и английские, русские тоби были не только предметами для украшения дома, но и объектами коллекционирования. Со временем кружки-тоби претерпели изменения в соответствии со вкусами российского потребителя, и называть их стали на российский манер - "объедалами" и "опивалами", а английские надписи заменили русскими: "Пей, да дело разумей", "Самый лучший квас", "Самый лучший портрет".
Одним из первых в России выпуск фарфоровых фигурных сосудов наладил завод Франца Яковлевича Гарднера. Умный, предприимчивый, мгновенно реагирующий на спрос, предприниматель не упустил возможности обогатить российский рынок повторами кружек-тоби и, чутко уловил модные поветрия, быстро расширил ассортимент "игрушек" для взрослых. Наряду с любезными сердцу заводчика - уроженца Британии - юмористическими фигурами веселых англичан, во второй половине 1770-х годов появились совершенно иные образы - турок в шароварах и длинном халате, подпоясанном широким цветным поясом, с пышной чалмой на голове и турчанка в столь же живописном восточном наряде.

Комментарий к файлу: Кружка-голова турчанки. Неизвестный частный завод. 1820-30-е гг.
23.jpg


Кружки в виде фигур турка и турчанки, большеголовые, несколько тяжеловесные и приземистые, по своему характеру еще очень близки к прототипу - английскому тоби. Но в них уже есть и существенное отличие - они лишены даже намека на юмористический подход.
Турецкая тема в фарфоровой скульптуре и фигурных сосудах возникла не случайно. Шла война между Россией и Турцией за обладание Крымом. Победа России, а затем и подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора праздновались с небывалым размахом. В 1775 году Москва украшалась соответственно случаю. В оформлении улиц, площадей, зданий присутствовали восточные мотивы. Лучшим архитекторам Москвы В. И. Баженову и М. Ф. Казакову было поручено строительство целого комплекса увеселительных павильонов на Ходынском поле. Эти строения должны были символизировать южные города и крепости, завоеванные Россией. Звуки недавней победы превращались в реальные образы.
Крупнейший частный завод не мог не откликнуться на столь знаменательные события, Мастера завода Ф. Я. Карднера стремились создать образ пусть и поверженного, но все еще сильного и опасного противника. Образ турка воплотился в кружке-голове с пышной чалмой, украшенной полумесяцем, и с характерными чертами лица: крупным крючковатым носом, пышными черными усами, глазами навыкате. Парная кружка - голова турчанки - представляет собой гордую чернобровую красавицу в драгоценном головном уборе. Скульптурно оформленные кружки-головы турок и турчанок стали своеобразным гимном в фарфоре славным победам русского оружия. Крупные, эффектно расписанные сосуды завода Ф. Я. Гарднера представляли собой сувениры, служившие напоминанием о недавних сражениях.

Комментарий к файлу: Кружка-голова турчанки. Завод Н. Сипягина. 1820-е гг.
24.jpg


Стоит упомянуть о том, что мастера завода Ф. Я. Гарднера черпали вдохновение не только в английских фигурных сосудах: прообразами кружек-голов турка и турчанки послужили и фигуры из Десертного сервиза, выполненного для Екатерины II на Берлинской Королевской фарфоровой мануфактуре (1770 - 1772 гг.) и подаренного ей прусским королем Фридрихом II. Среди предметов, входивших в этот шедевр немецких мастеров, достаточно упомянуть 120 тарелок, расписанных сценами на темы русско-турецкой войны, и наиболее нас интересующее скульптурное настольное украшение, изображающее "Северную Семирамиду" на Олимпе в окружении народов России, преклоненных перед ее троном. Одна из скульптур изображает военные трофеи и пленных турок. По приказу Екатерины II подарок прусского короля несколько дней был выставлен в Зимнем дворце для всеобщего обозрения, и практически сразу же на заводе Ф. Я. Гарднера были выполнены, хотя и на крайне низком технологическом уровне, скульптурные группы пленных турок, очень близкие по композиции к берлинскому прототипу.
Одновременно, а может быть, и чуть раньше, на заводе начали делать курительные трубки в виде голов турок и турчанок. Ярко расписанные, они, как и кружки, пользовались большим спросом. Подобные сувениры выпускались заводом не только в последней четверти XVIII века, но и в начале XIX столетия.
Турецкую тему подхватили, а затем переработали и развили многие частные заводы Московской губернии, в особенности многочисленные керамические заведения Гжели, возникшие в первой четверти XIX века. Несомненно, гарднеровский завод -старейшее частное предприятие - служил для вновь создаваемых мелких заводов эталоном качества, а его изделия, особенно фарфоровые фигурки, - образцами для подражания.
Интерес к турецкой теме не угасал на протяжении всего XIX века. Это было связано с увлечением восточной экзотикой, но и с политикой России на Балканах и ее перманентной борьбой с Турцией за контроль над черноморскими проливами. Каждая следующая война вызывала в народе всплеск патриотических настроений, что незамедлительно отражалось во многих областях искусства.

Комментарий к файлу: Кружка-голова турка. Неизвестный частный завод. 1820-30-е гг.
25.jpg


Так, в 1820 - 1830-х годах "восточная" тематика вновь становится актуальной для России. Очередная победа над турками в войне 1828 - 1829-х годов, а затем и временное улучшение отношений между двумя странами (Николай I даже оказал помощь турецкому султану в борьбе против мятежного правителя Египта) стимулировали интерес обывателя, на который без промедления реагировали многочисленные частные заводы, наполняя рынок "турецким" товаром. Мода на все "турецкое" захлестнула быт русского дворянства - в городских особняках и загородных усадьбах устраивались гостиные в восточном стиле и специальные курительные комнаты с мягкими диванами и пушистыми восточными коврами; стало модным курить трубки с длинными турецкими чубуками, носить роскошные шелковые халаты и фески. Турки в экзотических нарядах появились на фарфоровых тарелках и чайных парах, выпускались фарфоровые фигуры в ярких восточных одеждах, фигурные курильницы и флаконы с пышным орнаментальным декором, яркие насыщенные цвета росписи дополнялись обильной позолотой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: "Басурманские" головы.
Сообщениеlorik » 31.05.2011, 18:22 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Особым качеством по-прежнему отличались изделия завода Ф. Гарднера. Они были необычайно привлекательны и пользовались огромным спросом. Небольшие фарфоровые частные предприятия немедленно заимствовали и творчески перерабатывали все самые интересные находки этого завода. При этом каждое предприятие стремилось создать что-то свое, неповторимое и оригинальное.

Комментарий к файлу: Кружка-голова турчанки. З-д Храпунова-Нового. 1890-е гг.
27.jpg


Так, основанный в 1818 году в деревне Кузяево Богородского уезда завод братьев Новых прославился фигурами-курильницами в виде сидящих в высоких креслах турка и турчанки с длинными трубками и опахалами в руках. Дым выходил через отверстие в трубках и изо рта фигурок. Неудивительно, что такие забавные, с секретом, изделия завода братьев Новых пользовались огромным спросом, выпускались в большом количестве и повторялись на других заводах. Об этом можно судить по большому числу экземпляров, сохранившихся в музейных и частных коллекциях, время от времени появляются они и на отечественном антикварном рынке. Не меньшей популярностью пользовались также фигурные кружки в виде голов турок и турчанок завода братьев Новых. Они встречаются во многих собраниях и отличаются сравнительно высокими техническими и художественными качествами. Выпускали фигурные кружки и на частном заводе В. А. Всеволожского и И. П. Поливанова в Богородском уезде, перешедшем в 1818 году Н. М. Сипягину, заводе А. Кирьякова Московского уезда, С. Т. Кузнецова в Риге, перешедшем в 1864 году М. С. Кузнецову, и других. К сожалению многие кружки не маркированы, что затрудняет их временную и локальную атрибуцию. Дату выпуска можно определить лишь приблизительно, основываясь на наличии марок на отдельных предметах, а также на исторических событиях, подхлестнувших интерес к турецкой теме. Пики этого интереса приходятся на 1850-е годы (Крымская война) и вторую половину 1870-х годов (война за освобождение Балкан от турецкого владычества). Патриотический подъем, вызванный Балканской войной и идеей единения славянских народов, был настолько велик, что интерес к турецкой теме не угасал до конца XIX столетия, о чем свидетельствуют многочисленные изделия завода Кузнецовых и Я. Храпунова-Нового из музейных собраний России.

Комментарий к файлу: Кружка-голова турчанки. З-д Кузнецова в Риге. 1850-60-е гг.
28.jpg


XIX век был в культуре России и Европы периодом поиска нового художественного языка. На волне романтизма возник интерес к экзотическим темам, выраженным в необычных образах. Восток с его сказочной роскошью, утопающий в дыму кальянов, коврах и шелках, привлекал и художников и зрителей. В России интерес к турецкой культуре был особенно пристальным. В русском сознании она тесно сплеталась с культурой Византии, в которой наши архитекторы и живописцы искали истоки русской национальной культуры. Не случайно именно на 1830-е годы, время, когда в русском искусстве складывается "русско-византийский" стиль, приходится и всплеск интереса к турецкой теме в русском фарфоре. Экзотические кружки-головы турок отражают этот устойчивый интерес, достигший своего пика в 70-е годы XIX столетия. Для большинства русской интеллигенции культура русского народа была столь же малоизвестной и экзотичной, как и культура далекой Турции. Впрочем, рассматриваемые кружки были рассчитаны на вкусы зажиточного крестьянина , купца средней руки, мелкого чиновника, да и производили их преимущественно на так называемых крестьянских заводах. Турецкие образы были переосмыслены в русле русских народных традиций. Грозный турок с крючковатым носом и надменная восточная красавица конца XVIII столетия постепенно превращаются в курносых, румяных русских крестьян, выряженных в экзотические уборы. "Турки" обретают курчавые окладистые бороды и становятся похожими на лихих ямщиков. Уменьшаются размеры кружек, они уже не столь монументальны. Особенно заметны изменения в характере росписи. В изделиях завода Гарднера виртуозно переданы во всем восточном великолепии драгоценные ткани и камни. В изделиях частных заводов узорная парча превращается в привычный для русского крестьянина ситчик с мелким многоцветным растительным орнаментом, а тюрбан на женских головках напоминает традиционный русский повойник.

Комментарий к файлу: Кружка-голова турчанки и турка. З-д Кузнецова в Риге. 1870-80-е гг.
29.jpg


К концу столетия характер росписи меняется: фактически исчезает прежняя полихромия, роспись, в меру упрощенная, сводится к мелким штрихам золотом на сохраняющей белизну фарфоровой поверхности. В изделиях завода Кузнецовых в Риге тщательная живописная разделка поверхностей уступает место росписи крупными локальными пятнами. Изменяется и композиция: кружки несколько увеличиваются по высоте: у персонажей появляются шея и плечи, в удлиненных лицах полностью исчезают славянские черты.
Наиболее часто на антикварном рынке встречаются кружки второй половины XIX века завода С. Т. и М. С. Кузнецовых в Риге, что и неудивительно: сохранившиеся в изрядном количестве фигурные кружки-головы турок и турчанок создавались как сувениры и памятные подарки и вряд ли использовались по прямому назначению. Хорошо сохранившиеся поздние экземпляры с крышками-тюрбанами можно приобрести за 300 - 500 долларов.
Наряду с продукцией завода Кузнецовых в антикварных салонах магазинах время от времени появляются не только единичные экземпляры, но и небольшие коллекции кружек первой половины и середины XIX века, изготовленные на так называемых крестьянских заводах района Гжели. Сравнительно хорошего качества, чаще всего с утерянными крышками, они стоят от 500 долларов и выше - в зависимости от сохранности и наличия марки известного завода.
И уж совсем редким везением можно считать появление "турка" конца XVIII столетия, но все же такие удачи еще случаются. Так, несколько лет назад на антикварном рынке появилась не расписанная кружка-голова турка завода Ф. Я. Гарднера, которая была практически сразу же приобретена частным коллекционером. Говорить об оценке подобных редкостей сложно, но можно предположить, что стоимость подобных вещей очень высока.

Елена Ворушилина.
Журнал "Антиквариат"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.