Сейчас: 10.12.2016, 16:36





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Мемориальное стекло и фарфор
Сообщениеvillar » 11.05.2011, 20:23 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Большой патриотический подъем в русском обществе в первой четверти XIX века вызванный Отечественной войной 1812 года, нашел широкое отражение в самых разнообразных областях искусства.
Наряду с живописцами, скульпторами, графиками мастера прикладного искусства также откликнулись на эти события, используя технические приемы и художественные решения, свойственные тому материалу, в котором они работали.
Искусство русского классицизма приобрело в эти годы особенное величие и торжественность. Тема триумфа воплощалась не только в монументальных сооружениях, но и в многочисленных бытовых предметов - декоративных изделиях, мебели, посуде.
Строгостью и одновременно парадностью и богатством отличались, например, изделия из хрусталя - вазы, бокалы, стаканы. В них видели не просто бытовые вещи, а предметы роскоши, украшение и гордость знатного дома. Великолепно отточенная разнообразная грань дополнялась в них обильной позолотой в виде широких ободков и поясов четкого классического орнамента. Это общая торжественность стиля прекрасно вязалась с прямыми откликами на недавние военные события, делала естественным перенесение темы войны и победы в декоративное искусство.
При этом мастера прикладного искусства широко использовали, перерабатывая их, произведения изобразительного искусства - знаменитые карикатуры Теребенева, Венецианова, Иванова, портреты героев войны, образцы аллегорической и декоративный скульптур.
В Государственном Историческом музее хранится большая коллекция предметов из фарфора и стекла, посвященная теме Отечественной войны 1812 года.

Комментарий к файлу: Кружка с воспроизведением карикатуры И. Тербенева на Наполеона. Молочное стекло. Бахметьевский завод. Первая четверть XIX в.
DSC04977.JPG


Многие из них украшены воспроизведениями карикатур на Наполеона и его армию. Выполненные в 1813-1814 годах, эти сатирические картинки широко распространялись в виде гравюр, обычно раскрашивавшихся от руки. На произведения прикладного искусства карикатуры перекочевали несколько позже - в 20-30-х годах XIX века.
Хороша коллекция стеклянных стаканов с гравированными карикатурами. На одном из таких стаканов воспроизведена карикатура Теребенева "Русский Сцевола". В центре композиции крестьянин, отрубающий себе руку с ненавистным клеймом Наполеона, которое накладывалось на пленных при зачислении их во французскую армию. Тонкими гравировальными колесиками мастер передает мельчайшие детали рисунка. В то же время сочетание матового изображения со сверкающей поверхностью хрусталя создает своеобразный декоративный эффект.
В фарфоре карикатуры воспроизводились иначе. В коллекции музея имеется прекрасный чайный сервиз завода Гарднера, относящийся к первой четверти XIX века. Сервиз прост и изящен. По белому фону на поверхности изделия даны полихромные карикатуры по рисункам Теребенева. Благодаря ярким и сочным краскам росписи и контрасту с белой блестящей поверхностью фарфора эти карикатуры приобрели большую выразительность. Хорошо чувствуя специфику фарфора, художник меняет композицию оригинала, обогащает ее новым живописным решением.

Комментарий к файлу: Чашка с росписью по мотивам картины И. Лучанинова "Проводы ополченца". Фарфор. Завод Гарднера. Первая четверть XIX века.
DSC04979.JPG


Ближе к графике - изображение карикатур на кружках молочного стекла. Здесь также применена яркая красочная роспись, но с ограниченной цветовой гаммой. Хороша кружка с теребеневской карикатурой на Наполеона. Яркими красками - синей, красной, черной - на ней изображен Наполеон, лихо отплясывающий русскую. Справа крестьянин подстегивает его кнутом, а слева молодой парень подыгрывает на дудке. Под изображением надпись: "Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши-ка, басурман, под нашу дудку". В такой же манере выполнены кружки с карикатурой И. Иванова "Наполеон формирует новую армию из калек и уродов", с карикатурным изображением бегства Наполеона на возке и т. д.
Несколько особняком стоит чайная чашка завода Гарднера с изображением проводов ополченца 1812 года. В немного наивной, близкой к народной росписи манере мастер перенес на тулово кружки содержание известной картины художника И. В. Лучанинова, изображающей старика крестьянина, который благословляет уходящего в ополчение сына.
Другая большая группа предметов - это вещи с портретами полководцев - участников войны 1812 года.
В фарфоре портретные изображения мы видим главным образом на чашках. Характерная для классицизма строгость и простота форм оттеняется торжественным и богатым декором: по золоченой поверхности тонкой цировкой нанесены скрещенные мечи и шлемы или по белому фону - золотые пальметки, трубы, сабли. Портретные изображения, обычно выполненные гризайлью - коричневым по белому, прекрасно вписываются в овальные медальоны. Преобладают портреты М. И. Кутузова с гравюры С. Кардели, атамана Платова с оригинала художника Ромбауэра, Кульнева и других.
Портреты полководцев часто встречаются и на декоративных тарелках.
Большинство этих изделий выпускалось известными заводами Гарднера, Попова и императорским заводом в первой четверти XIX века.
В художественном стекле портреты встречаются на декоративных вазах, стаканах, графинах и чаще всего на хрустальных бокалах. Для этого использовался очень характерный для стеклянных изделий того времени прием: в хрустальный бокал с гранями вделывался овальный медальон из молочного стекла. На таком медальоне коричневой и черной краской писался портрет. Этим достигалась четкость и яркость изображений на таком трудном материале, как стекло.
Часто, кроме портретов полководцев, на молочные медальоны золотом наносились надписи в честь того или иного события из истории войны, например: "Ликуй, Москва - в Париже росс!", или "Париж взят 19 марта 1814 года" и другие.

Комментарий к файлу: Бокал с мемориальной надписью. Хрусталь. Первая четверть XIX в.
DSC04980.JPG


Большая интересная группа предметов связана с именем скульптора Ф. Толстого, с его медалями в память войны 1812 года. "Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее, в восторге души я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника: я дерзнул представить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов", - писал Толстой. События войны запечатлены в этих медалях в виде аллегорических групп из двух-трех фигур, мастерски вписанных в круглую форму медальона. С восковых слепков, сделанных Ф. Толстым для медалей, на императорском фарфоровом заводе неоднократно воспроизводились фарфоровые медальоны. В собрании Исторического музея хранится большая серия медальонов, выполненная в бисквите в 1912 году, к столетнему юбилею Отечественной войны. Воспроизводились эти популярные медальоны и в стекле. Один из них мы видим на вазочке из бесцветного хрусталя с розовым и голубым цветом. В фигурной рамке с золотой отводкой на голубом фоне высоким рельефом изображены две аллегорические фигуры воинов в античных одеждах, олицетворяющие бегство Наполеона за Неман.
Прост и красив хрустальный стакан "Битва Бородинская". На белом фоне медальона в технике печати дано изображение воина, одержавшего победу над тремя поверженными у его ног врагами. Сюжеты медальонов Толстого воспроизводились и на декоративных тарелках с желтым цветом.
Все стеклянные изделия, о которых говорится выше, сделаны были на двух крупнейших русских заводах: Бахметевском (в Пензенской губернии) и Петербургском. Мы знаем имена некоторых мастеров. На Бахметевском заводе работал вышедший из крепостных Алексей Петрович Вершинин, непревзойденный русский мастер стеклоделия первой половины XIX века. С Петербургским заводом связано имя художника П. Е. Рокштуля (1754 - 1824).
150-летие Отечественной войны 1812 года заставляет с чувством благодарности вспомнить не только имена героев и непосредственных участников войны, но и тех художников и мастеров, в большинстве своем оставшихся неизвестными, которые сумели в произведениях прикладного искусства навсегда запечатлеть славные героические страницы жизни русского народа.

Н. Булочкин, С. Селиверстова 1962 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Yahoo [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.