Сейчас: 11.12.2016, 13:53





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Турыгинский фарфоровый завод
Сообщениеvillar » 10.05.2011, 18:54 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.

Комментарий к файлу: Кувшин. Полуфаянс с кобальтовой росписью. Гжель 1867 г.
DSC04968.JPG



Проблема существования в современных условиях производств, сочетающих машинный труд и ручную работу мастеров-художников, представляет особый интерес. Такие предприятия обладают большей гибкостью и возможностью легче модернизировать продукцию без коренной перестройки всего производственного цикла, а следовательно, и с меньшими экономическими потерями. Одно из наиболее интересных предприятий такого типа - Турыгинский фарфоровый завод Московской области, расположенный близ станции Гжель. Творческая деятельность талантливых художников, работающих в Гжели, - это последовательное развитие народных традиций прошлого, и в то же время - замечательный пример жизни современного народного искусства в нелегких для него условиях преобладания машинного труда. Мы имеем здесь дело со сложением советских традиций на основе народного мастерства.

Комментарий к файлу: Н. Бессарабова. Кружка. Фарфор. 40-е гг. XX века.
DSC04969.JPG


У гжельского фарфора с подглазурной кобальтовой росписью на белом фоне, выпускаемого Турыгинским заводом, интересная судьба. На рубеже веков (конец XVIII - начало XIX века) старая гжельская майоликовая посуда, расходившаяся по всей Российской империи на протяжении XVIII века, была вынуждена уступить место привозному английскому фаянсу, более прочному, легкому и дешевому. Как бы в ответ появляется изобретенный русскими мастерами гжельский полуфаянс с синей подглазурной росписью. Ему уступают первое место и фаянс и майолика. Тонкий и твердый, ослепительно белый, он воспринимается как самый красивый материал. "Фарфоровость" старого гжельского полуфаянса и была положена в основу создания советского гжельского фарфора после Великой Отечественной войны. Советский ученый Александр Борисович Салтыков в тесном содружестве с талантливой художницей Наталией Ивановной Бессарабовой, в совместной работе с мастерицами завода, в 40-х годах наметил художественные принципы нового вида советского фарфора - гжельского. А. Салтыков и Н. Бессарабова обратились к традиционным кистевым приемам старой ручной гжельской росписи. В ранних работах Н. Бессарабова непосредственно идет от старого гжельского полуфаянса. Но это отнюдь не механическое подражание, а результат искреннего и творческого "переживания" современным художником чудесных изделий XVIII - первой половины XIX века.

Комментарий к файлу: Л. Азарова. Кувшин "Розы". Фарфор 1963 г.
DSC04970.JPG


... Белый фон чуть-чуть просвечивающего фарфора и синий кобальт, то густой, плотный, почти черный, то легкий, прозрачный, нежно-голубоватый. В "соседстве" они усиливают друг друга: звонче становится белый и глубже - синий цвет, нанесенный размашистым и плавным мазком чуть коснувшейся фарфора кисти. Синие цветы, синие листья. Откровенная условность цвета, как бы противостоящая красно-коричнево-зеленым, "теплым" тонам "натурального" растительного царства. И тем не менее эта "удаленность" от прямого, "лобового" изображения природы дает толчок самым широким образным ассоциациям. Не "зимняя" ли это гамма? Не напоминают ли чем-то спокойные контуры гжельских сосудов смягченные глубоким сугробом плавные линии оврага? Может быть, в этом поэтическом "подсказе" - секрет успеха эксперимента советских исследователей?
Богатство современной Гжели - это изделия 40-х годов: ставшие классическими произведения Н. Бессарабовой, Т. Дунашовой и других мастериц завода. Это - известный дискообразный, пузатенький чайник-кумганчик, кругленькие вазочки-горшочки, любимые всеми кружки: их утяжеляющееся книзу, чуть поднятое подставкой тело легко несет на себе великолепный сказочный цветок.

Комментарий к файлу: Л. Азарова. Штоф "Кактусы". Фарфор. 1964 г.
DSC04971.JPG


Замечательной подглазурной кобальтовой росписи нет по существу ни на каком другом фарфоровом предприятии Советского Союза. С кобальтовой росписью связано основное творчество художников гжельского фарфора. Они находят в ней богатейшие возможности для осуществления своих замыслов. Эта роспись подсказывает все новые решения, - их трудно исчерпать до конца. Однако дело не ограничивается только ею. Серьезные экспериментальные работы проводил научно-исследовательский институт художественной промышленности, в котором когда-то работали А. Салтыков и Н. Бессарабова. Много думала над традициями старой Гжели художница Института Л. Шушканова. В конце 50-х годов она провела интересную работу. Лаконичная и обобщенная пластика, спокойные монументальные формы сосудов, главным образом больших декоративных ваз, красивая гамма коричневатых, бледно-фиолетовых, желтых, зеленых тонов заставляли вспоминать о старой гжельской майолике. Однако перспективная работа не нашла дальнейшего развития.
Творчество наследниц Н. Бессарабовой - художниц Л. Азаровой и Н. Квитницкой, опытного мастера-живописца Т. Дунашовой - новая страница в истории гжельского фарфора.

Комментарий к файлу: Л. Азарова. Кувшин с кружкой. Фарфор 1964 г.
DSC04972.JPG


Одна из бесспорных удач Л. Азаровой - небольшой кувшинчик для молока с широкой коротенькой шейкой, чуть приподнятой спереди, и темно-синей ручкой у самого горлышка. Форма его хорошо сочетается с росписью. Роспись - свободно брошенные крупные "розаны". Богатство оттенков синего цвета, как бы выходящего из глубины сияющего фарфора, легкие контурные линии выразительно передают прелесть только что распустившегося цветка.

Комментарий к файлу: Л. Азарова 1964 г.
DSC04973.JPG


Графинчик "Штоф" создан художницей в нескольких вариантах росписи. Хорошо "улегся" на плоской стенке сосуда "Петушок". Его молодит, уберегает от налета пряничности или этнографичности любовно-шутливое отношение к нему художника. "Кактусы" декоративны, в меру условны, хорошо вяжутся с формой вещи. Иногда слышишь вопрос: не чужие ли "кактусы" в Гжели? Но ведь когда-то и розы, и тюльпаны, и виноградные гроздья, львы, и барсы тоже были для русского человека привозной, а то и вовсе невиданной диковинкой. Тем не менее они не только органически вошли в народное искусство, но и получили свою, оригинальную, неповторимо-национальную выразительность. Так почему же не "расцветать" кактусам на гжельском фарфоре?
Красиво созданная Н. Квитницкой трехярусная разборная "мелажница" - сосуд для различных "закусей". Ее чуть вздувающееся, как бы перехваченное поясками тулово очень скульптурно; роспись - свободного рисунка ромбы, похожие на синие самоцветы, усиливают энергичный характер формы.

Комментарий к файлу: Н. Бессарабова. Бокал подарочный. Фарфор. 1964 г.
DSC04974.JPG


Необыкновенной простотой, достигаемой лишь совершенством художественного мастерства, отличается "подарочный бокал" - одна из последних вещей ветерана гжельского фарфора Наталии Ивановны Бессарабовой. Цветок на круто изогнутом стебельке, несколько крошечных листочков - чувствуешь, что он родился из-под кисти мгновенно.
Важен для Гжели и вопрос о мелкой пластике. Художники стоят здесь перед трудной задачей. "Камерная скульптура сейчас не нужна!" - такое утверждение слышно всюду. Его часто повторяют, особенно когда не хотят затруднять себя и подумать над этой проблемой. А задуматься есть над чем. Выпускавшиеся заводом в 50-х годах скульптурные композиции ничем не отличались от весьма распространенных фарфоровых фигурок других предприятий.
В скульптурах Л. Азаровой и Н. Квитницкой самого последнего времени находят более органичное претворение народные приемы: очень спокойная, нерасчлененная форма, дающая лишь намек на основные, объемы, "дорисовывается" синим цветом скупым контуром; иногда сплошь покрываются отдельные участки поверхности. Большинство композиций убедительны в своих размерах. Они - для наших квартир. Однако все эти вещи - скорее только удачное начало. В хороших, интересных фигурках Азаровой и Квитницкой еще не хватает "примет времени", таких ярких в старых русских "фарфоровых" куклах. Как мы видим, на Турыгинском фарфоровом заводе во многом сохраняется характер народного производства прошлого - великолепный творческий труд мастериц, от руки расписывающих каждую вещь. Однако этот труд, в отличие от прошлого, прилагается уже не к случайной вещи, приглянувшейся где-то на базаре "хозяину". Сейчас ручная кистевая роспись как бы "завершает" замысел художника на образце, специально созданном именно для гжельского фарфора, для замечательной подглазурной кобальтовой росписи, с желанием сделать ассортимент изделий завода богатым, разнообразным, соответствующим реальным жизненным потребностям общества. Но не только этим отличается Турыгинский завод от других наших фарфоровых заводов.
Творчество заводского художника все более переключается на разработку рисунков для таких техник, как деколь, печать, трафарет. Ручная роспись занимает на предприятиях все меньшее место. Изделия одной партии, одного образца получаются совершенно одинаковыми, ничем друг от друга не отличающимися. А из рук гжельских мастериц вещи выходят всегда чуть-чуть разными, как будто бы каждый раз заново рождающимися. Каждая кружка, каждый гжельский кувшин - это маленький шедевр, в своем роде уникальный и неповторимый.
Гжельская кистевая роспись - замечательное искусство. Но не на всех современных вещах она радует. Например, удачная роспись кувшина Н. Квитницкой несколько проигрывает от несовершенства рисунка, особенно стеблей и "усиков". Более вялой стала линия; живой кистевой мазок, рисующий форму "одним махом", иногда заменяется робким выписыванием. В чем же дело? Видимо, причина здесь в том, что искусство виртуозной кистевой росписи, которой в совершенстве владеют Т. Дунашова, М. Будашкина, Т. Еремина и некоторые другие мастерицы завода, стало достоянием лишь немногих; остальные же "рисуют" цветочек, неуверенно "тянут" линии стебельков, раскрашивают осторожно розаны и гвоздики. Конечно, не каждый человек может стать художником, но мастерству гжельской росписи можно научиться в процессе самой работы. Есть смысл специализировать рядовых мастериц на одном рисунке, выполняемом от руки, по легкому намеку припороха. Очень скоро мастерица будет писать чуть ли не с закрытыми глазами, быстро и красиво; появится радость легкого выполнения работы, рука сама пойдет свободно, линия "запоет".

И. Крюкова 1965 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.