Сейчас: 05.12.2016, 16:30




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Керамика Белоруссии
Сообщениеvillar » 09.05.2011, 14:24 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Керамика Белоруссии

Гончарное дело является одним из традиционных ремесел Белоруссии. Дошедшие до нас памятники культуры (Коложская и Нижняя церкви в Гродно и другие) свидетельствуют о том, что уже в XII веке наряду с развитым гончарным ремеслом на территории нынешней БССР существовало производство архитектурной керамики - разноцветных поливных фасонных плиток или фигурных деталей. Они использовались как облицовочный материал преимущественно в отделке культовых сооружений. Мозаичный пол Нижней церкви выложен, например, из плиток желтого, зеленого и красно-коричневого цветов. Декоративностью и разнообразием форм отличается также старинная посуда, покрытая цветными глазурями: жаровни, подсвечники и т. д.
Как эти традиции развились в дальнейшим, можно видеть на примере искусства XVII века, когда белорусские гончары изготовляли не только полихроморельефные изразцы, но и скульптуру. Известно, что белорусские мастера Игнат Максимов из Копыси и Степан Иванов из Мстиславля участвовали в создании керамического убранства многих московских сооружений (Крутицкого теремка, церквей Григория Неокессарийского на Полянке, Успения в Гончарах и др.)

Комментарий к файлу: A. Сафьяник Свистулька "Пани" (Витебск. обл.)
DSC04951.JPG


Но, говоря о белорусской керамике, нельзя не учитывать тех конкретных исторических условий, которые повлияли на ее развитие. Тяжелый социальный, национальный и религиозный гнет, сковывавший творческие силы народа, приводил к неравномерному развитию его материальной и духовной культуры: наряду с высоким подъемом искусство белорусов переживало также и периоды упадка. Именно в таком состоянии находилась, например, народная керамика накануне революции. После победы октября и изгнания интервентов с белорусской земли жизнь в республике пошла по-новому. Однако многое из того, что было создано в годы пятилеток, подверглось разрушению во время варварского нашествия гитлеровских полчищ в 1941 году, уничтоживших на временно оккупированной земле миллионы людей и огромные материальные и художественные ценности. Все эти причины объясняют, почему в настоящее время мы не имеем возможности видеть всего богатства традиций высокой культуры керамики Белоруссии. Однако и то немногое, что сохранилось до наших дней, настолько своеобразно, что привлекает внимание даже искушенного зрителя. Сейчас на базе народных промыслов здесь работает несколько керамических заводов, но старинные художественные традиции унаследовали преимущественно гончары-кустари. Они трудятся группами или в одиночку в городках и деревнях, издавна славящихся хорошим месторождением глин. Кустари делают традиционные изделия: горшки, жбанки и гладыши для молока, слоики для варенья, игрушки, а также печные трубы. Они используют старинную технологию закалки в горнах, имеющих очень древнюю конструкцию, или делают простой "поливной товар".

Комментарий к файлу: П. Вечорко. "Обедают" (Брестская обл.)
DSC04952.JPG


Гончарная посуда белорусов отличается строгой простотой и целесообразностью, имеет красивые пропорции. Теперь ее украшают очень скромно (главным образом средствами пластики), поскольку гончарам довольно трудно бывает приобрести хорошие красители для росписи. В Белоруссии насчитывается около двухсот гончаров, работающих примерно в 10 - 15 пунктах; но еще 18 лет назад керамику делали в двухстах поселках. Повсеместное развитие промысла объяснялось исключительным увеличением спроса на бытовые изделия после войны и малой мощностью местной промышленности. Интересно отметить, что тогда кустари делали не только типично народную, традиционную утварь, но и посуду фабричного типа: чайники,чайные чашки, пепельницы, чернильницы, сахарницы и т. п. Теперь в ассортимент снова входят лишь традиционные бытовые предметы. Художественные изделия являются большой редкостью. Среди них особенно интересна белорусская народная керамическая скульптура. К ней относятся игрушка-свистки в виде коников, уточек, петушков, декоративные сосуды и произведения пластики станкового характера. Народная скульптура ценна не только своими художественными, но и как свидетель тесной связи искусства соседних братских народов. В общих чертах игрушек нетрудно обнаружить близость к аналогичным изделиям украинских и русских гончаров. Но здесь очевидны и отличия. Белорусские игрушки более скромны по отделке. Они своеобразны по тематике. Производство игрушек до 1950-х годов бытовало повсеместно. Среди игрушечников особенно выделялись К. Жилинская и В. Высоцкий из Брестской области и И. Ковалевский и И. Сосновский из Минской области. Интересна жанровая скульптура, отражающая различные события из жизни ремесленников и крестьян. В ее тематике также много общего с русской народной керамической скульптурой. Обычно изображались свадьбы, гуляния, музыканты и т. п., а также сцены из трудовой жизни народа (например, гончары за работой и т. п.). Но по пластике эта скульптура отличалась от русской большей монументальностью. Фигуры делались массивными, даже несколько неуклюжими, хотя образы людей были даны очень тепло, с мягким юмором. Подобная скульптура и теперь еще встречается во многих районах Белоруссии. Особенно выделяются работы А. Сафьяник из Витебской области, И. Пачковского из г. Борисова Минской области и П. Вечерко из Брестской области. В отличие от игрушек мелкая пластика станкового характера дольше существует в быту, потому что носит как бы уникальный характер: она не является "товаром" и делается мастерами для себя, "для забавы" (то есть для украшения своего жилища) или для подарков родственникам и знакомым, которые ее бережно сохраняют. От многих мастеров мне приходилось слышать также о заказах местных любителей искусства. Для них старались особенно. В таких работах преобладал анималистический жанр. Гончары чаще всего лепили баранов и львов, причем, поскольку живых львов никто из них в глаза не видел, звери получались фантастически неправдоподобными, забавными. Особенной популярностью эта скульптура пользовалась в окрестностях Минска, гг. Борисове, Ивенце, Смиловичах и др.
Кустари-гончары до сих пор работают совершенно самостоятельно, без художественного руководства, поэтому их творчество развивается как бы по особым внутренним законам, и его изучение открывает много для тех, кто интересуется современным народным искусством. Оно показывает, что народному художественному мышлению по-прежнему присущ значительный элемент фантастики, однако в целом оно очень обогатилось и стало более реалистическим. В скульптуре, например, стало больше точных деталей, помогающих углублению образной характеристики. Появились новые современные темы. В умении сочетать традиционные элементы с чертами нового проявляется очень тонкий художественный вкус мастеров. Произведения народных мастеров покоряют большой убедительностью, что в значительной мере объясняется их тесным непосредственным контактом с покупателями. Ведь колхозники и горожане, покупающие на базаре у них немудреные свистульки и посуду, - это обычно люди той же среды, тех же привычек, что и сами мастера. Поэтому, делая именно так, а не иначе, гончары совершенно убеждены, что поступают правильно. Неразрывной связью ремесленников с жизнью трудового народа объясняется и то, что им совершенно чуждо чувство раздвоенности, неуверенности, и то, что в их работах нет и никакой надуманности. Именно этими качествами современная народная керамика Белоруссии интересна как для профессионалов-художников, искусствоведов, так и для широкого круга любителей. В качестве декоративных изделий она могла бы занять достойное место и в современном быту. К сожалению, неправильная финансовая политика по отношению к народным мастерам постепенно приводит к тому, что они перестают заниматься своим искусством. Искусство уходит из жизни, почти не оставив следа в коллекциях музеев, специальной литературе и т. п., и большинству молодежи, оно мало известно.

И. Елатомцева 1963 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.