Сейчас: 24.03.2017, 06:20





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Керамика Белоруссии
Сообщениеvillar » 09.05.2011, 14:24 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1489
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Керамика Белоруссии

Гончарное дело является одним из традиционных ремесел Белоруссии. Дошедшие до нас памятники культуры (Коложская и Нижняя церкви в Гродно и другие) свидетельствуют о том, что уже в XII веке наряду с развитым гончарным ремеслом на территории нынешней БССР существовало производство архитектурной керамики - разноцветных поливных фасонных плиток или фигурных деталей. Они использовались как облицовочный материал преимущественно в отделке культовых сооружений. Мозаичный пол Нижней церкви выложен, например, из плиток желтого, зеленого и красно-коричневого цветов. Декоративностью и разнообразием форм отличается также старинная посуда, покрытая цветными глазурями: жаровни, подсвечники и т. д.
Как эти традиции развились в дальнейшим, можно видеть на примере искусства XVII века, когда белорусские гончары изготовляли не только полихроморельефные изразцы, но и скульптуру. Известно, что белорусские мастера Игнат Максимов из Копыси и Степан Иванов из Мстиславля участвовали в создании керамического убранства многих московских сооружений (Крутицкого теремка, церквей Григория Неокессарийского на Полянке, Успения в Гончарах и др.)

Комментарий к файлу: A. Сафьяник Свистулька "Пани" (Витебск. обл.)
DSC04951.JPG


Но, говоря о белорусской керамике, нельзя не учитывать тех конкретных исторических условий, которые повлияли на ее развитие. Тяжелый социальный, национальный и религиозный гнет, сковывавший творческие силы народа, приводил к неравномерному развитию его материальной и духовной культуры: наряду с высоким подъемом искусство белорусов переживало также и периоды упадка. Именно в таком состоянии находилась, например, народная керамика накануне революции. После победы октября и изгнания интервентов с белорусской земли жизнь в республике пошла по-новому. Однако многое из того, что было создано в годы пятилеток, подверглось разрушению во время варварского нашествия гитлеровских полчищ в 1941 году, уничтоживших на временно оккупированной земле миллионы людей и огромные материальные и художественные ценности. Все эти причины объясняют, почему в настоящее время мы не имеем возможности видеть всего богатства традиций высокой культуры керамики Белоруссии. Однако и то немногое, что сохранилось до наших дней, настолько своеобразно, что привлекает внимание даже искушенного зрителя. Сейчас на базе народных промыслов здесь работает несколько керамических заводов, но старинные художественные традиции унаследовали преимущественно гончары-кустари. Они трудятся группами или в одиночку в городках и деревнях, издавна славящихся хорошим месторождением глин. Кустари делают традиционные изделия: горшки, жбанки и гладыши для молока, слоики для варенья, игрушки, а также печные трубы. Они используют старинную технологию закалки в горнах, имеющих очень древнюю конструкцию, или делают простой "поливной товар".

Комментарий к файлу: П. Вечорко. "Обедают" (Брестская обл.)
DSC04952.JPG


Гончарная посуда белорусов отличается строгой простотой и целесообразностью, имеет красивые пропорции. Теперь ее украшают очень скромно (главным образом средствами пластики), поскольку гончарам довольно трудно бывает приобрести хорошие красители для росписи. В Белоруссии насчитывается около двухсот гончаров, работающих примерно в 10 - 15 пунктах; но еще 18 лет назад керамику делали в двухстах поселках. Повсеместное развитие промысла объяснялось исключительным увеличением спроса на бытовые изделия после войны и малой мощностью местной промышленности. Интересно отметить, что тогда кустари делали не только типично народную, традиционную утварь, но и посуду фабричного типа: чайники,чайные чашки, пепельницы, чернильницы, сахарницы и т. п. Теперь в ассортимент снова входят лишь традиционные бытовые предметы. Художественные изделия являются большой редкостью. Среди них особенно интересна белорусская народная керамическая скульптура. К ней относятся игрушка-свистки в виде коников, уточек, петушков, декоративные сосуды и произведения пластики станкового характера. Народная скульптура ценна не только своими художественными, но и как свидетель тесной связи искусства соседних братских народов. В общих чертах игрушек нетрудно обнаружить близость к аналогичным изделиям украинских и русских гончаров. Но здесь очевидны и отличия. Белорусские игрушки более скромны по отделке. Они своеобразны по тематике. Производство игрушек до 1950-х годов бытовало повсеместно. Среди игрушечников особенно выделялись К. Жилинская и В. Высоцкий из Брестской области и И. Ковалевский и И. Сосновский из Минской области. Интересна жанровая скульптура, отражающая различные события из жизни ремесленников и крестьян. В ее тематике также много общего с русской народной керамической скульптурой. Обычно изображались свадьбы, гуляния, музыканты и т. п., а также сцены из трудовой жизни народа (например, гончары за работой и т. п.). Но по пластике эта скульптура отличалась от русской большей монументальностью. Фигуры делались массивными, даже несколько неуклюжими, хотя образы людей были даны очень тепло, с мягким юмором. Подобная скульптура и теперь еще встречается во многих районах Белоруссии. Особенно выделяются работы А. Сафьяник из Витебской области, И. Пачковского из г. Борисова Минской области и П. Вечерко из Брестской области. В отличие от игрушек мелкая пластика станкового характера дольше существует в быту, потому что носит как бы уникальный характер: она не является "товаром" и делается мастерами для себя, "для забавы" (то есть для украшения своего жилища) или для подарков родственникам и знакомым, которые ее бережно сохраняют. От многих мастеров мне приходилось слышать также о заказах местных любителей искусства. Для них старались особенно. В таких работах преобладал анималистический жанр. Гончары чаще всего лепили баранов и львов, причем, поскольку живых львов никто из них в глаза не видел, звери получались фантастически неправдоподобными, забавными. Особенной популярностью эта скульптура пользовалась в окрестностях Минска, гг. Борисове, Ивенце, Смиловичах и др.
Кустари-гончары до сих пор работают совершенно самостоятельно, без художественного руководства, поэтому их творчество развивается как бы по особым внутренним законам, и его изучение открывает много для тех, кто интересуется современным народным искусством. Оно показывает, что народному художественному мышлению по-прежнему присущ значительный элемент фантастики, однако в целом оно очень обогатилось и стало более реалистическим. В скульптуре, например, стало больше точных деталей, помогающих углублению образной характеристики. Появились новые современные темы. В умении сочетать традиционные элементы с чертами нового проявляется очень тонкий художественный вкус мастеров. Произведения народных мастеров покоряют большой убедительностью, что в значительной мере объясняется их тесным непосредственным контактом с покупателями. Ведь колхозники и горожане, покупающие на базаре у них немудреные свистульки и посуду, - это обычно люди той же среды, тех же привычек, что и сами мастера. Поэтому, делая именно так, а не иначе, гончары совершенно убеждены, что поступают правильно. Неразрывной связью ремесленников с жизнью трудового народа объясняется и то, что им совершенно чуждо чувство раздвоенности, неуверенности, и то, что в их работах нет и никакой надуманности. Именно этими качествами современная народная керамика Белоруссии интересна как для профессионалов-художников, искусствоведов, так и для широкого круга любителей. В качестве декоративных изделий она могла бы занять достойное место и в современном быту. К сожалению, неправильная финансовая политика по отношению к народным мастерам постепенно приводит к тому, что они перестают заниматься своим искусством. Искусство уходит из жизни, почти не оставив следа в коллекциях музеев, специальной литературе и т. п., и большинству молодежи, оно мало известно.

И. Елатомцева 1963 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.