Сейчас: 10.12.2016, 16:39





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Гончарство Опошни в 1893-1918 гг.
Сообщениеlorik » 22.04.2011, 13:41 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Гончарство Опошни в 1893-1918 гг.

Отличительной особенностью истории Опошнянского гончарства последнего десятилетия XIX - начала ХХ века является внимание и мероприятия деятелей Полтавского губернского земства с целью поддержания его в сложных экономических условиях. Народное гончарство менялось под его непосредственным влиянием (земство – гончарство). За четверть века «сосуществования» земства и Опошнянского гончарства произошли также и преобразования в обратном направлении (гончарство – земство).

Деятельность Полтавского губернского земства относительно Опошнянского гончарства исследовали, главным образом, искусствоведы, которые обращали внимание преимущественно на формы и декор изделий. В докторской диссертации «Украинская народная керамика XIX-ХХ века» (1969) Юрий Лащук впервые высказал мысль о том, что в учебном процессе гончарных школ и в практике художественных промыслов Украины имело место соотношение традиций и новаторства, земские инициативы способствовали появлению в опошнянской гончарной традиции изменений, в частности новых орнаментов, форм, доминирующее значение декоративных качеств по отношению к утилитарным. Через два десятка лет этот тезис был повторен в диссертациях и статьях учеников Юрия Лащука - представителей искусствоведческой керамологии - Елены Клименко и Ростислава Шмагало.
В диссертационном исследовании «Народная керамика Опошни (к проблеме традиций и инноваций в народных художественных промыслах)» Елена Клименко отметила, что начиная со второй половины XIX века в опошнянской керамике прослеживается два направления - «традиционное», в котором ощущаются давние истоки и «инновационное» , дополненное рядом новых элементов, возникших вследствие деятельности представителей Полтавского губернского земства.

Несколько в ином ракурсе находятся научные исследования опошнянских керамологов, которые обратили внимание преимущественно на исторические моменты. В частности в монографии Олеся Пошивайло «Из опыта работы по поддержке и развитию гончарства Опошни во второй половине XIX - начале ХХ веков» на основе земских публикаций впервые детально охарактеризованы мероприятия Полтавского губернского земства по поддержке Опошнянского гончарства, в частности деятельность гончарных учебных мастерских. В публикациях Елены Щербань на основе упомянутых источников, их исследовано детально, основной акцент сделан на специфике их работы, достижениях и недостатках.

С этнологической точки зрения исследуемая тема до сих пор не была объектом специального научного исследования. Научная новизна данной студии заключается в том, что впервые осуществлен этнологический анализ взаимовлияния Опошнянского гончарства и мероприятий по его поддержке Полтавского губернского земства.

Целью этого исследования является освещение взаимодействия и взаимовлияния между опошнянским кустарным гончарством и инициативами деятелей Полтавского губернского земства по его поддержке.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1893 года - начала активизации действий Полтавского губернского земства на опошнянское гончарство, вызванное исследованием Ивана Зарецкого «Гончарный промысел в Полтавской губернии» до 1918 года - года прекращения работы земства. Ее методику составляют логико-аналитические, сравнительно-исторические, структурно-функциональные методы и метод критического анализа литературы и источников.

Полтавское губернское земство всячески способствовало развитию кустарных промыслов, в частности гончарства, поскольку в этой отрасли производства была задействована значительная часть населения губернии.

Поддержка кустарничества была одной из государственных мер по сдерживанию массовой безработицы и своеобразной формой предотвращения социального взрыва. Через малоземелье крестьян распространенным на Полтавщине стало явление, когда именно кустарные промыслы давали основной доход для крестьянских хозяйств. Под влиянием тогдашних распространенных народнических идей, в русле которых подчеркивалось своеобразие традиционно-бытовой культуры украинского народа, земские деятели активно интересовались и исследовали состояние кустарных промыслов, в частности гончарства в губернии.

Исследования гончарства Полтавщины агронома, профессора Харьковского университета Анастасия Зайкевича (1879 г.), этнографа, статиста Виктора Василенко (1880-1890 гг.), помимо других важных аспектов, обнаружили и основные потребности крупнейшего очага крестьянских промыслов Полтавской губернии - Опошни. Внимание Полтавского губернского земства именно к гончарству Опошни было не случайно, а вызванное рядом факторов.

Среди которых: наличие в городке большого количества гончаров, мастерство которых достигло высокого уровня; богатые залежи опошнянских глин и их высокое качество. Определенную роль играла и перспектива потенциальной доходности гончарного производства.

По мнению деятелей Полтавского губернского земства, опошнянское гончарство в конце XIX века начало приходить в упадок. Основным способом его поддержки, путем распространения новых для кустарей технологических знаний и облегчения закупки сырья и сбыта готовых изделий, на перспективу было решено организовать гончарные учебные образцовые мастерские. Но начать решили с организации выставок кустарной продукции, поскольку наладить их работу было проще, где кустари уже имели бы возможность знакомиться с новациями. Первая в губернии выставка кустарных промыслов действовала в Опошне на протяжении с 31 августа по 3 сентября 1890. По выражению члена-корреспондента Полтавского сельскохозяйственного союза Виктора Василенко она была неудачной, ибо «Из опошнянского района представили на выставку свои произведения около десятка кустарей, в том числе известные Ефименко и Чирвенко, получившие несколько наград на предшествовавших выставках, между тем в Опошне с Поповкой и Мисскими Млинами наберется до тысячи человек кустарей по многим промыслам ». Для данного исследования важен факт, что по крайней мере с 1882 года, некоторые из зажиточных опошнянских гончаров начали вывозить свои изделия на выставки всероссийского значения и получать награды. Это значит, что они уже были готовы к восприятию будущих новаций, которые вводит земство. Ведь на выставках начали обогащаться новыми техническими знаниями, распространяемыми там. Например, об отмучивании глины, использовании кобальта для глазури. Однако, таких гончаров среди около 300 работавших в то время в Опошне, было всего несколько - Федор Чирвенко, Игнат Гладиревский, Иван Гладиревский, Ефименко.

Для описания состояния гончарства в Опошне, предшествовавшего мерам Полтавского губернского земства, воспользуюсь главным источником - трудом керамолога, члена Императорского Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и Московского археологического общества Ивана Зарецкого (1857-1932). Он содержит наиболее полное описание Опошнянского гончарства: сырья, технологии производства, ассортимента продукции, орудий и инструментов, условий жизни гончаров. Кроме того исследователь зафиксировал орнаментальные мотивы, терминологию, подал сравнительную характеристику отдельных ячеек и собрал уникальную коллекцию глиняных изделий, образцов глин т.д. Отмечу, что уровень проведенных им исследований, кстати, по инициативе Полтавского губернского земства, был высоким. Интересно, что опыта керамологичных студий исследователь не имел, образование получил в домашних условиях.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Гончарство Опошни в 1893-1918 гг.
Сообщениеlorik » 23.04.2011, 13:27 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
С 1887 года, после раскопок курганов близ села Лихачевка, что неподалеку Опошни и активной «собирательской» работы, он стал известным в российских научных кругах как археолог. С 1889 до 1893 года Иван Зарецкий работал одновременно в Полтавском институте благородных девиц настройщиком фортепиано и сотрудником Полтавского губернского земства. К моменту изучения Опошнянского гончарства им была опубликована статья на археологическую тематику. Не удержусь чтобы не подать цитату земских деятелей о том, что исследование Ивана Зарецкого «Гончарный промысел в Полтавской губернии» (1893 г.) «выдающееся по обилию материала и необыкновенной точности наблюдения», изучал исследователь «с особенной тщательностью и ... часто с артистическим мастерством ».

Иван Зарецкий отметил, что первенство на Полтавщине принадлежит опошнянскому гончарству. Подаю краткое описание гончарной технологии в Опошне согласно его записям, которые способствуют пониманию изменений, что произошли в дальнейшем под влиянием Полтавского губернского земства. Поэтому, хоть и забегая вперед, буду подавать материалы для сравнения. Значение большинства терминов, представленные исследователем, можно уточнить в труде Олеся Пошивайло «Иллюстрированный словарь народной гончарской терминологии Левобережной Украине: Гетманщина» (1993).

В 1893 году в Опошне работало 288 гончаров. Для большинства из них занятия гончарством было единственным источником дохода. Иван Зарецкий отметил, что опошнянские кустари использовали глину преимущественно одного сорта, хотя им были известны свойства различных глин из окрестностей городка. В частности добывали также и фаянсовую глину, с ознакомлением свойств и на использование которой земские деятели в первую очередь акцентировали внимание во время деятельности учебной мастерской в 1894-1899 годах.

Добывали глину в открытых карьерах (если глина залегала на небольшой глубине) или глубоких колодцах - «дудках». Добыча и транспортировка ее была очень тяжелым трудом, поэтому нередко гончары работали вместе. Во время добычи глины «дудками», выбирали не весь ее пласт, оставляя верхнюю часть для закрепления верхних слоев, предотвращая возможность их обрушения. Когда глину добывали открытым способом, пласт так же не выбирали полностью, засоряя верхним суглинком. По мнению Ивана Зарецкого добыча гончарной глины происходила нерационально. Таким способом, в том числе, опошнянские кустари добывали глину минимум до конца 1950-х годов!

Подготовка глины к работе также требовала значительных затрат времени и физической силы гончара, которому помогала вся семья. Собраную глину или оставляли на месте добычи или перевозили на свой двор, где она должна «вылежаться» по крайней мере 2-3 месяца. Потом ее секли заступом и разбивали деревянным «молотом» на небольшие куски, поливали водой, накрывали старой одеждой, рядном или рогожей - чтобы «перепрела».

Размокшую глину переворачивали лопатой, перебирали руками, отбирая мягкую, достаточно размокшую и отбрасывали посторонние примеси. Затем лепили круглые глиняные «шары» весом 20-32 кг. Большинство гончаров ячейки, за исключением нескольких богатых, которые имели отдельную мастерскую, работали в доме в котором жила семья, поэтому от повышенной влажности дом гончара служил сравнительно недолго. Шар глины перебивали дубиной, расплескивая ее на тонкий «блин», на который клали другой шар, разбивали и так пока набивали достаточную кучу, которую «строгали» с помощью железного (иногда изготовленного из старой косы) «стружка».

Поструганую глину заливали водой. Не менее чем через полсуток глину качали, выбирая посторонние примеси. Секли «проволокой», удаляя мелкие корешки, траву. После этого сбивали глиняные «кома» в соответствии с величиной будущих изделий. Если не учитывать время, когда глина «вылеживалась», на подготовку телеги глины к работе один человек тратил не меньше недели.

По мнению Ивана Зарецкого, отмучивание глины и домешивание к ней посторонних веществ опошнянскими гончарами не практиковалось, поскольку отнимало много времени. В действительности же такая технология не была традиционной для местного гончарства, поскольку местные гончарные глины в этом не нуждались. Только состоятельные опошнянские гончары Федор Чирвенко и Иван Гладиревский, которые могли позволить себе использовать наемную рабочую силу, под влиянием опыта стажировки на заводе Фока, иногда это практиковали. Кстати их Иван Зарецкий называл «звездами первой величины гончарного производства».

Главным устройством в работе гончара был гончарный круг. К концу XIX века у опошнянских гончаров еще сохранялись Шленские круги (архаичные), но они преимущественно пользовались греческими. Они состояли из трех главных частей: деревянного верхнего круга - «верхняка», нижнего круга - «спидняк», которые соединялись между собой осью - «веретеном», изготовленным из твердых пород дерева. Федор Чирвенко в то время использовал железную ось. Большинство гончаров эту новацию не воспринимали, одной из причин этому было то, что такая ось по сравнению с деревянной стоила значительно дороже. Гончарный круг прикрепляли к скамье с помощью деревянной дощечки - «конек», в отверстии на краю которого вращалось веретено (иногда для уменьшения трения в ямку подкладывали кожу). Нижняя часть «веретена», если она была деревянной, зачастую опиралась на деревянную «порплицю». Изготовляли круги зачастую сами гончары, иногда - местные столяры. Они могли служить до 25 лет. В движение их приводили ногами.

Опошнянские гончары делились на горшочников (147), мисочников (68) и посудников (28). Кроме них были еще кирпичники (45). Ассортимент местных гончарных изделий был широким: «горшки», «покрышки», «миски», «рынки», «ставчикы» (для кулича), «кувшины», «тыквы», «бочонки», «бараны», «баночки» , «Куришко», «носатки», «ночники», «мазнички», «покривцы» (крышки к ульям), «формы» (для изготовления свечей), «шарики» (для нагрева воды), «изразцы», игрушки: «конь без пана и с паном», «конь с тремя головами», «утка», «барышня», «барышня с ребенком». Лишь четыре гончара изготовляли нетипичную для ячейки продукцию. Гончар-горшечник А. Шкребела изготовлял дымоходы на дома, Т. Хлонь - дренажные трубы. Следуя изделиям завода Фока, Федор Чирвенко изготовлял изделия в гипсовых формах. Иван Гладиревский создавал целые композиции, используя гипсовые формы и изготовлял садово-парковые скульптуры.

Большинство посуды изготавливали из одного комка глины. Долепливали преимущественно только «уши». Глиняные изделия орнаментировали, поливали поливами, изготовленными преимущественно на основе свинца. Для оттеснения на изразцах узора, формирование кирпича, использовали специальные «формы». Готовые изделия сушили на деревянных досках - «Пьятрах», закрепленных под потолком в доме. Для сравнения: основным способом формирования глиняных изделий, которому обучали в Опошнянской гончарной образцовой учебной мастерской было производство их с помощью гипсовых форм и изготовление самих этих форм. Создание изделий в гипсовых формах было легче и продуктивнее чем лепка или изготовление на гончарном круг.

Главным инструментом при работе гончара был деревянный гончарный ножик. Ножи были разные по форме и размерам. Среди других инструментов, гончар-горшочник имел щеточки, изготовленные из щетины для нанесения широких полосок орнамента. Для узких использовали щеточки из связанных воедино трех-четырех гусиных перьев. Не снимая только изготовленное изделие с круга, гончар рисовал на нем концентрические прямые и волнистые линии. Черные - «опиской», белые - «побилом», красные - «глейком». Над полосками он делал широкие и короткие мазки и пятна - «кляксы» и «яблочки».

olenasunny.blogspot.com


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Yahoo [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.