Сейчас: 10.12.2016, 16:40





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Фарфор первых лет октябрьской революции
Сообщениеvillar » 25.03.2011, 15:26 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Фарфор первых лет октябрьской революции.

Авт. Н. В. Булочкин, Н. А. Ашарина.

В отделе керамики государственного ордена Ленина исторического музея собран богатейший материал, отражающий все важнейшие этапы развития русского керамического и стекольного производства.
Наиболее традиционной по характеру и ранней по времени является значительная коллекция изразцов, рассказывающая об эволюции изразечного искусства 16-18 вв.

Здесь нашли свое место «красные» рельефные изразцы 16 века, «муравленые» и пятицветные – 17 в., полихромные расписные 18 века.

Собрание музея – единственное в Советском Союзе, где наиболее полно и разнообразно представлена продукция первых керамических и стекольных заводов России, созданных по европейскому образцу. Здесь хранится стекло завода Юлия Койэта и Измайловского казенного завода 17 века, майолика завода Афанасия Гребенщикова 18 века и первые фарфоровые изделия, связанные с именем изобретателя русского фарфора Д.И. Виноградова.

Особенностью собрания музея является то. Что уникальные парадные сервизы, вазы кубки Императорских фарфорового и стекольного заводов 18-19 вв. соседствуют здесь с массовой посудой частных заводов. В отделе представлены образцы почти всех русских фарфоровых и стекольных заводов 18-19 вв.: фарфоровых – Гарднера, Попова, Батенина, Корниловых, Кузнецова, стекольных – Бахметьева, Орлова, Мальцевых и крестьянских заводов Гжельского керамического района.

Но подлинной жемчужиной собрания является коллекция народной керамики и стекла 18-19 вв. Уникальные по своей обширности и полноте коллекции Гжельской майолики и полуфаянса, керамики Скопина, русского гутного и расписного стекла не знают себе равных. Если в других музеях страны эти редчайшие произведения народных мастеров в лучшем случае исчисляются десятками, то в Историческом музее – сотнями.

Коллекции народной керамики Украины, республик Кавказа и Средней Азии знакомят с традициями керамического искусства у различных народов нашего многонационального государства.

История советского фарфора. Фаянса и стекла также нашла свое место в фондах Исторического музея.

Открывает этот период небольшая, но достаточно выразительная коллекция советского агитационного фарфора 1918-1923 годов, дающая возможность ближе познакомиться с искусством первых лет советской власти и ощутить всю многогранность влияния Октябрьской революции на русское изобразительное искусство.

Советский агитационный фарфор – значительное и яркое явление в истории русского декоративно-прикладного искусства.

Рожденный Великим Октябрем, он стал художественным документом эпохи. Его политическое и эстетическое достоинства были настолько высоки, что не став еще в полном смысле историей, он был уже предметом изучения и собирательства.

Шел 1918 год. Кольцо интервенции все тесней сжималось вокруг молодой республики Советов, поднимала голову внутренняя контрреволюция, в стране царили голод и разруха. А В.И. Ленин в это время разрабатывает план монументальной пропаганды. Весной 1918 года был издан правительственный декрет о пропаганде идей революции силами монументального искусства. Согласно этому плану искусство должно было стать активной силой в создании нового социалистического общества, новой культуры. Вместо памятника эпохи царизма должны были возникнуть новые, посвященные революционерам, прогрессивным ученым и писателям. Но перед искусством стояли и более близкие и насущные задачи – пропагандировать идею революции. Художественные силы Москвы и Петрограда были призваны оформлять революционные празднества. Агитпоезда, плакаты, окна РОСТА.

Был привлечен к агитационной работе и бывший Императорский фарфоровый завод, который 23 марта 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров передавался в ведение Наркомата просвещения. Уже в 1918 году завод выполнял государственный заказ. Первое скульптурное изображение вождя мирового пролетариата К. Маркса было выполнено в фарфоре В. В. Кузнецовым, который с 1914 года руководил скульптурным отделом завода. Трудность этой работы заключалась, во-первых, в новизне тематики и, во-вторых, в том, что приходилось работать исключительно по портретам и фотографиям. Новым в этих произведениях была только тематика, исполнение же было традиционным, и потому образы оказались неубедительными.

Новая тематика требовала новых средств выражения, и они были найдены.

В том же 1918 году на должность художественного руководителя Государственного фарфорового завода был приглашен С. В. Чехонин, с именем которого и связано рождение советского агитационного фарфора. Широко известный до революции как книжный график и участник выставок «Мира искусства», С. В. Чехонин работал также в области керамики и эмали, был хорошо знаком с художественными промыслами. Он привлек в живописный цех при заводе талантливых художников. Несмотря на огромные трудности с сырьем и топливом, художественная жизнь завода не приостановилась. Художники расписывали так называемое «белье», т. е. фарфоровые изделия, сделанные еще до революции и оставшиеся нерасписанными.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Фарфор первых лет октябрьской революции
Сообщениеvillar » 26.03.2011, 15:52 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
В 1918 году С. В. Чехонин создает несколько росписей на тарелках, единственным украшением которых является черный шрифт надписей "Ум не терпит неволи", "Борьба родит героев", "Что добыто силой рук трудовых, не проглотит ленивое брюхо", "Кто не с нами, тот против нас". Устойчивые черные буквы, компактно расположенные по борту тарелок и дополненные скромными растительными мотивами, усиливают эмоциональное воздействие лозунгов. Талант Чехонина-графика превратил надпись в декоративный элемент, созвучный революционной эпохе, бескомпромиссной и суровой.

Дальнейшим этапом в формировании стиля агитационного фарфора было сближение его с плакатом и оформлением революционных праздников. Тарелка "Красная лента" Чехонина (1918 г.) вьющимся по борту кумачевым полотнищем передает атмосферу праздничного убранства улиц.

Мотив оформления арки Генерального штаба к первой годовщине Октября был перенесен в роспись тарелки "Земля трудящимся" Н. Альтмана. В зеленое поле вписан красный ромб с помещенным в нем изображениями мощных заводских труб, серпа и колоса, а весь борт занимает красная надпись. Монументальная манера росписи, свойственная оформительскому искусству, здесь подчеркивает важность и существенность темы.

Н. Альтманом создан так же рисунок с портрета В. И. Ленина, вошедший в качестве самостоятельного элемента в композицию росписи тарелки М. Адамовича "Кто не работает, тот не ест". Помимо портрета Ильича, там изображена еще трудовая карточка, газета и красная звезда поверх черного орла и монограмма РСФСР.

Прыгающие буквы надписи, наскакивающие друг на друга предметы передают беспокойный, напряженный ритм времени.

Большое значение в оформлении художественного фарфора приобрела советская эмблематика. Серп, молот и шестеренка, так же как и надпись, часто являются единственным мотивом росписей тарелок, как это видно на тарелке С. Чехонина, и тогда смысловое содержание росписи становится особенно емким. Иногда, наоборот, текст тактично вплетается в орнамент или энергично поддерживается им. Росписи становятся все более красочными и декоративными.

Тарелка Чехонина с золотой эмблемой среди пышного орнамента из цветов и плодов заставляет вспомнить цветочную роспись на крестьянском фарфоре. Она агитирует и эмблематикой, и радостными мажорными красками, сочностью орнамента.

Празднованию второй годовщины Октября были посвящены росписи двух тарелок, выполненные Р. Ф. Вильде, художником старшего поколения, руководившим в прошлом живописной мастерской завода. Каждая из этих росписей очень декоративна и отлична от другой, хотя сопровождается одной надписью "Победа трудящихся". На одной мы видим алый развевающийся флаг с надписью, серп, молот и пшеничный колос. По синему борту вьется золотой орнамент с вплетенными в него изображениями орудий труда. Но, пожалуй, более удачной является роспись второй тарелки. Чистый колорит росписи, умелое расположение надписи по борту и золотая эмблема в венке из васильков и колосьев, перевитом алой лентой, создают удивительно цельное и ясное произведение, может быть даже слишком уравновешенное для того времени.

Художники разных творческих индивидуальностей работали над революционной тематикой, и каждый имел свои излюбленные мотивы, свою собственную манеру. Тарелки, расписанные З. В. Кобылецкой в 1920 году для делегатов VIII съезда Советов, отличаются свойственной этой художнице любовью к растительному орнаменту. Надпись "Да здравствует VIII съезд Советов" прерывается изображением листьев, колосьев, желудей, да и сами буквы скорее напоминают хоровод листьев, кружащихся в вихре.

А. Р. Голенкина выражает пафос революции в образе красного всадника, мчащегося над пылающими городами с факелом в руке и надписью: "Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала". В традиционной восточной манере решает О. Т. Татевосьян роспись тарелки к III Конгрессу Коминтерна.

Языки пламени и пестрые разноцветные буквы, теснящиеся на бортах тарелок Г. В. Вычегжанина, очень верно передают энергичный смысл лозунгов: "Пропади буржуазия, сгинь капитал" и "Да здравствует всемирная гражданская война".

В 1921 году страна Советов вступает в новый этап мирного строительства. Накал страстей, свойственный предыдущему периоду, постепенно сменяется планомерной созидательной работой, жизнь возвращается в мирное русло. Изделия Государственного фарфорового завода все более подчиняются новым задачам - украшать быт.

Художники расписывают сервизы и отдельные предметы сюжетами и мотивами, не связанными с революционной борьбой. К агитационной теме они обращаются теперь в связи со знаменательными датами и юбилеями. Среди работ этого периода обращает на себя внимание блюдо "Да здравствует пятая годовщина Красной армии", где на зеркале изображена красная звезда, окруженная казалось бы беспорядочными мазками, вглядевшись в которые, можно увидеть фигуры матроса и красноармейца в буденовке.

В первые годы после победы Октябрьской революции Государственный завод выпускал много фарфоровой скульптуры. Фарфоровая скульптура - искусство камерное и ему не под силу задачи, стоящие перед монументальным искусством. Тем не менее в фарфоровой пластике 20-х годов нашел отражение подлинный пафос революции - были созданы замечательные скульптуры, изображающие людей эпохи революции.

Своеобразным этапом в создании советской фарфоровой скульптуры была фигурка "Красногвардеец", выполненная В. В. Кузнецовым в 1918 году. Спокойная постановка фигуры, уравновешенность, чистота линий и гармоничность образа делают это произведение незаурядным и в своем роде классическим.

В несколько иной манере развивала революционную тематику Н. Я. Данько, с именем которой связаны самые значительные работы того времени. Она как бы выхватывала из толпы первых попавшихся людей и воплощала их в фарфоре. Ее герои, как правило, самые обычные люди, порой решенные даже несколько наивно, но вместе с тем они представляют героев пролетарской революции во всей жизненной достоверности. Вот ее "Партизан в походе", простой деревенский парень, вразвалку шагающий по снегу, за его плечами винтовка. На подставке слова из поэмы Александра Блока "Двенадцать": "Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг".

Интересно художественное решение образов матросов у Н. Данько. Один из них, "Матрос с цветком" нарочито безмятежно прогуливается с цветком в зубах, а другой - "Матрос со знаменем" картинно застыл, как перед объективом фотоаппарата. А ведь может быть завтра им предстоит совершить героический подвиг во имя революции. И опять верное наблюдение, характерный образ эпохи. Н. Данько и не пытается придать своим матросам героический вид, а хочет видеть в них простых людей во всей их жизненной конкретности.

Художницей были созданы так же и образы женщин революционной эпохи. Вот "Работница, вышивающая знамя", привычно склонившаяся над работой. От нее веет спокойствием и домовитостью, хотя ей доверено большое, ответственное дело. А другая - "Милиционерка", задорная девушка, искренняя и непосредственная, вышла с винтовкой на улицы, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Иное дело "Работница, говорящая речь", это уже образ новой женщины, сознательной и активной участницы революционной борьбы. Но поза ее очень женственная и лишена аффектации,казалось бы неизбежной при решении подобной темы.

Обзор скульптуры революционной эпохи был бы неполным без знаменитых шахмат Данько "Красные и Белые".

Здесь художница решает уже не конкретные задачи, а создает отвлеченные образы. "Красные" являются несомненной удачей художницы. Красный король - это рабочий-молотобоец, А королева - крестьянка, пешка - жница со снопом. Все эти герои близки и понятны Данько и потому они получились убедительными. "Белые" решены в духе аллегории - король - скелет с мячом, королева - женщина с рогом изобилия, пешка - скованная цепями женщина. При создании скульптор использовал иную манеру лепки, более сложную и беспокойную, отличную от спокойной манеры "красных". В фигурах Данько перед зрителем предстают участники революции, гражданской войны, созидатели новой жизни.

Советский агитационный фарфор - незабываемое и яркое искусство, рожденное Октябрьской революцией. Он не только свидетель этой эпохи, но и активный борец за идей революции. Он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам. Выставленные в витринах на улицах голодного и холодного Петрограда, эти тарелки, чашки, фигурки были по словам Е. Данько, "вестью из прекрасного будущего, за которое билась Советская страна в страшных боях с голодом, разрухой и интервенцией".

Новые идеи, новые чувства требовали нового, понятного и доступного всем и в то же время красочного языка. Талантливая группа художников во главе с Чехониным создала в фарфоре новый стиль, созвучный революционному времени. Но нельзя сказать, чтобы он появился вне связи с традициями русского художественного фарфора. Политическая тематика никогда не была чужда ему, на какого бы потребителя он не был рассчитан. События русско-турецких войн XVIII века нашли отражение в скульптурных работах Императорского фарфорового завода и завода Ф. Гарднера.

Война 1812 года долгое время была сюжетом росписей на русском фарфоре, будь то портреты участников войны или карикатуры на Наполеона. Поэтому появление агитационного фарфора не случайное, а скорее закономерное явление в истории русского художественного фарфора. Что же касается самого стиля, то и здесь несмотря на все новаторства художники широко обращались к традициям крестьянского фарфора XIX века,очарованные свежестью его красок, смелость композиций, искренностью и непосредственностью образов. Именно благодаря своей близости к народному искусству, агитационный фарфор обрел жизненную силу, был понятен широким слоям народа и вызывает большой интерес в наше время.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.