Сейчас: 23.04.2017, 10:06





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Фарфор заводов Тюрингии
Сообщениеlorik » 04.03.2011, 19:35 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фарфор заводов Тюрингии

Собрание фарфора Тюрингии в Эрмитаже, довольно значительное по количеству (245), представляет несомненный интерес и по своему составу. Оно включает изделия 18 века и несколько предметов первой половины 19 века производства девяти мануфактур Тюрингии, а также близлежащей мануфактуры Теттау (Верхняя Франкония), тесно связанной с тюрингскими.

Собрание Эрмитажа позволяет по достоинству оценить художественно-историческое значение тюрингского фарфора в целом и отдельных, наиболее крупных мануфактурах: Клостер-Фейльсдорфа, Лимбаха, Фолькштедта, Готы.

Коллекция тюрингского фарфора начала формироваться с 1918 года. В дореволюционном Эрмитаже фарфор западноевропейского производства был представлен лишь четырьмя крупнейшими мануфактурами - Мейсена, Вены, Берлина и Севра. Изделий так называемых малых заводов не было ни в Зимнем дворце, ни в Эрмитаже.

Большое количество фарфора поступило в Эрмитаж в 1918 - 1920-х годах из частных коллекций, главным образом через Отдел охраны памятников искусства и старины.Самое значительное собрание фарфора - коллекция А. С. Долгорукова - было передано в Эрмитаж в 1918 году; в его составе, кроме фарфора крупнейших мануфактур, находились и лучшие образцы почти всех малых заводов, в том числе и тюрингских. Несомненный интерес представляет тюрингский фарфор из коллекции В. Н. Аргутинского-Долгорукого, где особенно много фигур мануфактуры Клостер-Фейльсдорфа, и среди них - речайшая серия "Народы Леванта", а также отдельные фигуры из серии "Итальянская комедия". Поступила коллекция в 1919, 1921 и 1924 годах.

Кроме этих двух крупнейших коллекций, составивших ядро собрания тюрингского фарфора, в Эрмитаж через Музейный фонд в разное время поступила пластика, посуда и различные изделия из известных собраний Евдокимовых, Паскевича, Олив. Позднее приобретались отдельные вещи из коллекции Сомова, Слонима, Явича и других. Много ценных экспонатов из музеев Штиглица и Общества поощрения художеств поступило в эрмитажное собрание в 1920-е годы. не лишен интереса вопрос о том, каким путем попали в Россию ценные и чрезвычайно редкие фигуры производства мануфактуры Клостер-Фейльсдорфа.

Известно, что Фейльсдорф в поисках рынков сбыта не ограничивался продажей своей продукции в самой Германии. Посуда экспортировалась и в дальние страны, в том числе в Турцию. В этом отношении Фейльсдорф не отличался от других еворпейских мануфактур, десятками тысяч поставлявших в Турцию чашечки для кофе.

Можно предположить, что изделия этого производства отправлялись и в Россию, хотя фигуры Фейльсдорфа, вероятно, в то время не особенно интересовали русского покупателя, т. к. не могли соперничать с мейсенскими.
Эрнст Крамер, изучавший фейльсдорфские архивы, обнаружил документы, касающиеся некоего Фишера, который в 1791 - 1797 годах был арендатором мануфактуры в Клостер-Фейльсдорфе. По ним было установлено, что Фишер, основавший в Гатчине, под Петербургом, фарфоровую фабрику, вывез в Россию несколько ящиков с фигурами производства Фейльсдорфа. Таким образом появились в России в конце 18 века фигуры Клостер-Фейльсдорфа, разошедшиеся по многим коллекциям.

Кстати, данные о появлении Фишера в России после 1797 года интересны еще и потому, что помогают уточнить дату основания частной фабрики фарфора в Гатчине. Из архивных документов Императорского фарфорового завода в Петербурге было известно лишь то, что в ведение завода, в качестве его филиала, перешла Гатчинская фарфоровая фабрика Фишера, купленная в казну у наследников после смерти владельца в 1799 году. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существование фабрики Фишера в Гатчине ограничивается 1797 - 1799 годами.
Из изделий Фейльсдорфской мануфактуры, имеющихся у частных собирателей, известны следующие: уникальная фигура из серии "Народы Леванта" (собр. Б. А. Шелковникова, Ленинград), а также Венера из серии "Семь планет" малого размера (из собр. К. А. Сомова, ныне - в частной коллекции в Москве). Возможно, фигуры, привезенные Фишером, имеются и в других собраниях. Неизвестно, в частности, местонахождение фигуры мадонны из группы "Распятие", парной к фигуре апостола Иоанна, поступившей в Эрмитаж из коллекции Явича; прежде обе эти фигуры принадлежали Евдокимовым.

Характеризуя фарфоровое производство Тюрингии в целом, следует отметить, что его зарождению и развитию благоприятствовали экономические условия. В 60 - 80-е годы 18 века, когда одна за другой основывались фарфоровые мануфактуры Тюрингии, в большинстве немецких государств уже существовали фарфоровые предприятия. Однако, возникая чаще всего по воле владетельных князей, заботившихся не столько о процветании нового производства, сколько о поддержании престижа своего двора, они оказывались менее жизнеспособными, чем тюрингские. Из-за отсутствия твердой экономической базы многие из этих предприятий не оправдывали себя и вскоре прекращали существование. Кроме того, они не имели тех естественных предпосылок для развития, которыми располагала Тюрингия с ее природными богатствами, благоприятными для фарфорового производства, - местными материалами и топливом.

Хотя фарфоровые предприятия Тюрингии и не достигли в художественном и техническом отношении того совершенства. которым отличаются изделия наиболее известных мануфактур Германии - Мейсена, Нимфенбурга, Франкенталя, они тем не менее сыграли значительную роль в истории фарфорового производства. Основанные частными предпринимателями, располагавшими, как правило, весьма ограниченными средствами, тюрингские мануфактуры должны были создавать не предметы роскоши, а сравнительно недорогие изделия, доступные широкому кругу покупателей и потому быстро завоевавшие популярность. И все же многое из того, что создано на тюрингских мануфактурах, по своему художественному значению не уступает произведениям ведущих мануфактур Германии. Многочисленные фарфоровые предприятия Тюрингии (а их к концу 18 в. насчитывалось уже 13) и в настоящее время занимают немаловажное место в экономике страны.

В фарфоровых изделиях Тюрингии сильны художественные традиции народного творчества, и это придает им неповторимую самобытность. Своими успехами тюрингские мануфактуры во многом обязаны творческим исканиям и достижениям мастеров разных специальностей, часто остававшихся безыменными, которые в значительной мере вдохновлялись местными художественными традициями. У истоков фарфорового производства в Тюрингии находилось производство фаянса и стекла, как это часто бывало в то время, когда фарфор только зарождался.
Возникновение фарфоровой промышленности в Тюрингии характеризует одна особенность, которая роднит его с русским и итальянским производством: оно возникло совершенно самостоятельно,без помощи и содействия беглых мастеров и арканистов из других немецких государств. Подобно Д. И. Виноградову, который изобрел фарфор в 1740-х годах в Петербурге, студент Георг Генрих Махелейд в Зитцендорфе и стеклодел Готхельф Грейнер в Катцхютте, независимо друг от друга и от своих предшественников, открыли необходимые для изготовления фарфора материалы и нашли способ его производства. Как результат их изысканий и изобретений возникли фарфоровые мануфактуры в Готе (1757), Клостер-Фейльсдорфе (1760), Фолькштедте (1760), Валлендорфе(1764), Лимбахе (1772), Гроссбрейтенбахе(1777), Ильменау (1777), Гере (1780), Рауэнштейне (1783) и другие.

Все перечисленные мануфактуры, одни - большим количеством экспонатов, другие - лишь несколькими образцами, представлены в собрании Эрмитажа. В самой Германии богатые коллекции тюрингского фарфора имеются в музеях Эйзенаха, Лейпцига, Эрфурта, Веймара, Готы.

Однако, несмотря на существование довольно крупных коллекций тюрингского фарфора, он не стал еще предметом отдельных исследований, не получил отражения в специальных публикациях, какими могли бы стать каталоги наиболее значительных музейных собраний.

Многие годы тюрингский фарфор вообще не привлекал внимания исследователей. После выхода в свет в 1909 году фундаментаольного труда Грауля и Курцвелли почти не появлялось ни специальных статей, ни книг о тюрингском фарфоре. Лишь в последние годы изучением фарфора Клостер- Фейльсдорфа занялся Эрнст Крамер и опубликовал несколько статей, посвященных этой мануфактуре. Кроме того, вышли две небольшие книги. Одна из них представляет собой краткий очерк по истории Фейльсдорфской мануфактуры и обзор ее деятельности в наши дни; работа эта появилась в связи с 200-летием существования фарфоровой мануфактуры в Клостер-Фейльсдорфе (1760 - 1960). Другая книга, автором которой является Хельмут Шерф, директор музея Тюрингии в Эйзенахе, вышла в серии публикаций памятников из собрания этого музея; в ней имеется обзорная статья и репродукции фарфора разных мануфактур Тюрингии с краткими аннотациями.

Что касается эрмитажной коллекции тюрингского фарфора, то она была мало изучена и почти не публиковалась. Лишь в последние годы напечатано три статьи в журналах: две - о фигурах Клостер-Фейльсдорфской мануфактуры и одна - о фигурах Фейльсдорфа и Лимбаха.

Именно из-за недостаточной изученности фафора Тюрингии необходимость полной публикации эрмитажной, весьма значительной. коллекции тюрингского фарфора кажется вполне своевременной.

Атрибутируя многие вещи эрмитажного собрания, автор использует всю ту литературу, которая имелась в его распоряжении, приводит литературу о моделях почти всех включенных в каталог фигур, за исключением тех, которые в литературе не получили отражения.

В этой работе, в какой-то мере удалось осветить остававшиеся до сих пор неясными обстоятельства происхождения некоторых вещей. Во всех случаях, когда в литературе встречается устаревшая или заведомо неправильная атрибуция, в каталоге это указано.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Фарфор заводов Тюрингии
Сообщениеlorik » 05.03.2011, 20:42 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Гота

Фарфоровая мануфактура Готы была основана в 1757 году Вильгельмом-Теодором Ротбергом. Немало пришлось ему поработать, чтобы прийти к удовлетворительным результатам. Лишь после того как в 1772 году удалось привлечь на мануфактуру искусных мастеров-живописцев Христиана Шульца, Иоганна-Георга Габеля и Иоганна-Адама Брэма, производство достигло расцвета, который обеспечил ему ведущее место среди предприятий Тюрингии. В течение длительного времени эти мастера являлись арендаторами мануфактуры. По имеющимся данным, Шульц усовершенствовал массу и глазурь. Благодаря великолепным росписям изделия Готы приобрели популярность.

Среди живописцев мануфактуры появляются и новые имена: Шмидт, исполнявший сюжетные композиции, пейзажи, цветы, Рюгер - мастер пейзажа, Фрей, писавший цветы, арабески и орнаментальные композиции.
В 1802 году, через шесть лет после смерти Ротберга, мануфактуру купил наследный принц Август Гота-Альтенбургский и передал в аренду своему приближенному Эгидиусу Хеннебергу, который присоединился к прежним арендаторам, но постепенно отстранил своих партнеров и с 1813 до 1834 года являлся единоличным руководителем мануфактуры. В дальнейшем, в течение длительного времени, вплоть до 1881 года, производство оставалось во владении его наследников.

Очень интересно раннее произведение Готы - ароматник на тагане. Этот уникальный предмет из серовато-желтой массы с росписью лиловой, желтой и зеленой красками, сближающей его с фаянсом, характерен для первых, еще весьма несовершенных изделий, дошедших до нас в единичных экземпляров. Эрмитажный ароматник особенно ценен тем, что в нем прослеживаются элементы стиля рококо, не получившего развития в производстве Готы. Но, вместе с тем, в ароматнике уже можно отметить отдельные черты стиля Людовика XVI, в дальнейшем нашедшего широкое применение в изделиях мануфактуры. Этот стиль и определяет художественные достижения Готы, продукция которой тогда не имела себе равных среди мануфактур Тюрингии. В эрмитажном собрании этот период представлен характерными предметами, очень разнообразными по декору. В последней четверти 18 - начале 19 века мануфактура выпускала преимущественно тет-а-теты, солитеры, подарочные чашки с крышками - для кофе и шоколада, разнообразные вазы. Роспись предметов этого времени отличается омобой чистотой и свежестью красок. Распространенными были чашки с силуэтными портретами, вензелями и памятными, надписями, а также с аллегорическими сценами. Среди экспонатов, датируемых началом 1780-х годов, выделяется подносик сердцевидной формы для двух шоколадных чашек (чашки не сохранились), расписанный пурпуром, привлекающий внимание совершенством линий. При всей тщательности исполнения, удивительно свободно и легко написаны золотом и серебром цветы, разбросанные по всей поверхности сливочника, а также орнаментальный поясок из тончайшей золотой сетки в виде кружева, окаймленной вьющейся гирляндой, выполненной синей эмалевой краской.

К 1790-м годам плавные грушевидные и овоидные формы сменяются цилиндрическими и конусообразными. Росписи, преимущественно с использованием античных сюжетов, становятся однотонными, по манере близкими гризайльной росписи.

Около 1795 года в Готе появляются чайные сервизы, роспись которых подражает греческой краснофигурной вазовой живописи. В собрании Эрмитажа имеется чашка с высокой плоской ручкой, отличающаяся изяществом силуэта и мастерски исполненной росписью подобного типа.

XIX век представлен двумя вещами - чашкой и сливочником. Чашка цилиндрической формы, характерной для первой четверти века, отличается обильным применением золота; в центре - овальная цветная миниатюра, по всей вероятности портрет герцога Августа Гота-Альтенбургского. На небольшом сливочнике с детскими силуэтами на фоне пейзажа, который можно датировать началом 30-х годов XIX столетия, имеется печатная марка тех лет: фамилия владельца фабрики - Henneberg - дана в виде ребуса.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Фарфор заводов Тюрингии
Сообщениеlorik » 06.03.2011, 19:07 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Клостер-Фейльсдорф

Среди предприятий Тюрингии 18 века продукция фарфоровой мануфактуры Клостер-Фейльсдорфа, основанной в 1760 году, по своему художественному значению занимала особенное место.

В отличии от других фарфоровых производств Тюрингии, принадлежавших частным предпринимателям, фейльсдорфская фабрика находилась во владении основавшего ее представителя правящей династии - принца Фридриха-Вильгельма-Евгения из дома Саксен-Хильдбургхаузенов. Успеху в организации мануфактуры способствовали его предприимчивость, разносторонние знания и, по видимому, знакомство с основами фарфорового производства в Копенгагене, где он жил некоторое время, находясь на службе в датской армии.
В 1765 году принц Евгений получил большие привилегии на земельные угодья, сырье, топливо, водные ресурсы от старшего брата - владетельного герцога Эрнста-Фридриха Хильдбургхаузена, разорившего страну непомерной расточительностью и, очевидно, рассчитывавшего получить определенную долю доходов от основанной в его владениях фарфоровой мануфактуры. Несмотря на все познания, незаурядные способности и большую енергию Евгения, фарфоровая мануфактура - его любимое детище, - во всех делах которой он принимал самое деятельное участие, терпела убытки; до конца своей жизни Евгений так и не смог выплатить долги.

Высокий художественный уровень фейльсдорфских изделий и связанные с этим большие расходы в значительной степени отражались на ценах, а это, в свою очередь, снижало спрос на продукцию мануфактуры. Сохранилось множество документальных свидетельств того, что Фейльсдорфская мануфактура не могла успешно конкурировать с другими предприятиями Тюрингии, в частности с Лимбахом. В условиях постоянной борьбы за существование финансовое положение Фейльсдорфской мануфактуры все время ухудшалось. В 1791 году она была сдана в аренду, а в 1795 году умер ее основатель - принц Евгения, в 1797 году герцогская комиссия продала мануфактуру за 15000 флоринов владельцам лимбахской фабрики - сыновьям Готхельфа Грейнера и фирме Фридриха-Христиана Грейнера в Рауэнштейне.

С первых дней существования Фейльсдорфская мануфактура выпускала первоклассную пластику, посуду и множество разнообразных изделий - вазы, настольные украшения, подсвечники, чернильницы, табакерки, набалдашники для тростей и т. п. Среди живописцев, имена которых сохранились в платежных ведомостях, особо выделялся талантливый Готфрид-Теодор Делль (Gottfried Theodor Doll) - сын управляющего мануфактурой и брат скульптора Фридриха-Вильгельма-Евгения Делля. На некоторых расписанных им вещах - посуде, фигурах - имеется его инициал. С особым мастерством выполнял Делль росписи с цветами и фруктами; очень своеобразны его "благоухающие", свободно разбросанные букеты с мягко написанными, отличающимся особой бархатистостью, крупными цветами. В такой манере исполнен подносик; Деллю приписывается и роспись фигур, одежду которых украшают мелкие цветочные гирлянды. Бесспорными работами этого живописца являются разные предметы из сервиза с птицами среди цветочных гирляндщ; один такой образец имеется в собрании Эрмитажа.

Пластика Фейльсдорфа представлена весьма значительными работами. Один из первых известных нам модельеров - Венцель Ней (Wenzel Neu). Он работал на мануфактуре с 1763 по 1767 год. Ему пренадлежат: серия "Итальянская комедия", фигуры из серии "Четыре стихии", "Семь планет" и некоторые из наиболее ранних моделей Фейльсдорфа, например, пастушка, играющая на свирели.

Интересны работы ученика Венцеля Нея - Фридриха-Вильгельма-Евгения Делля (Friedrich Wilhelm Doll), впоследствии придворного скульптора в Готе. По его моделям исполнены некоторые фигуры из серии "Народы Леванта" (Турецкий двор), уникальной по количеству имеющихся в Эрмитаже фигур.

Из мастеров тюрингской фарфоровой пластики наиболее известен скульптор и живописец Франц Котта (Franz Kotta), работавший в Фейльсдорфе, Фолькштедте, Гроссбрейтенбахе. В собрании Эрмитажа хранятся выполненные по его моделям фигуры - персидский царь Кир из серии "Четыре монархии", маленькая фигурка Помоны - "Осень" и другие.

Все образцы пластики, одни - экспрессивные и динамичные, другие - более статичные, при всем разнообразии тематики отличаются замкнутостью силуэта и лаконичностью плавных линий, составляющих особенность изделий Фейльсдорфа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Фарфор заводов Тюрингии
Сообщениеlorik » 07.03.2011, 19:17 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фолькштедт


Мануфактура Фолькштедта в княжестве Шварцбург-Рудольштадт основана в 1760 году одним из изобретателей фарфора Георгом-Генрихом Махелейдом. Первоначально мануфактура располагалась в Зитцендорфе, в 1762 году была переведена в Фолькштедт, близ Рудольштадта. Она достигла расцвета между 1767 и 1800 годами, когда находилась в аренде у предприимчивого эрфуртского купца Христиана Нонне.

В Фолькштедте некоторое время работал один из ведущих мастеров - скульптор и живописец по фарфору Франц Котта,незадолго перед тем покинувший Фейльсдорф и после непродолжительного пребывания в Гроссбрейтенбахе на длительное время обосновавшийся на Фолькштедтской мануфактуре.

Несмотря на несовершенство массы, которая в первые десятилетия была сероватой, впадающей в синеву, и глазури, недостаточно чистой, подчас рваной и пузырящейся, изделия Фолькштедта обладают определенными художественными достоинствами.Формы и мотивы рококо, господствовавшие здесь на протяжении весьма продолжительного времени, во многом определяли своеобразие изделий Фолькштедтской мануфактуры - обилие всевозможных лепных и рельфных украшений хорошо маскировало несовершенство материала.

В собрании Эрмитажа преобладает посуда, но имеющиеся отдельные фигуры все же дают некоторое представление об собенностях пластики Фолькштедта. Уникальные экземпляры больших фигур пленников свидетельствуют о высоком уровне изделий фолькштедтских скульпторов. Заслуживают внимания и произведения раннего периода, такие, как группа "Собаки и кабан", фигуры "Зима" и "Лето" из серии "Времена года".

Посуда, при всей необузданности форм и орнаментики фолькштедтского рококо, привлекает своеобразной изысканностью. Характерны в этом отношении миска и большие блюда производства первых лет, когда заимствованный в Мейсене мотив рельефного декора "Altbrandenstein" был еще свеж; позднее его применяли без меры и , как всякий шаблон, он стал навязчивым и скучным.

Интересен по своим контурам и несколько преувеличенным декоративным формам соусник с двумя рыльцами в виде стилизованных дельфиньих голов и с лепной цветочной гирляндой на крышке.

В росписях преобладают так называемые немецкие цветы, впервые появившиеся в Мейсене; позднее встречаются мелкие цветочные гирлянды в сочетании с цветным чешуйчатым узором. Кроме цветов для украшения изделий использовали пейзажи и фигурные композиции.

Формы и мотивы классицистическоготстиля не миновали в свое время и Фолькштедт, хотя внедрялись здесь довольно медленно. Черты нового стиля проявились не только в формах и характере декора, но также в тематике и мотивах росписей. Цилиндрические кофейники, чайники и чашки с прямоугольными ручками пришли на смену вычурным формам предшествующего периода.

В пластике этого времени чаще всего встречаются жанровые фигуры в современных костюмах, расписанных узорами, модными в тканях того времени; нередки мифологические и аллегорические фигуры - Аполлон, Диана, Урания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Фарфор заводов Тюрингии
Сообщениеlorik » 08.03.2011, 14:10 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Валлендорф


Мануфактура Валлендорфа, одна из наиболее ранних в Тюрингии, возникла в 1764 году по инициативе состоятельного предпринимателя Иоганна-Вольфганга Хаманна, который объединился с Готхельфом и Готфридом Грейнерами - изобретателями фарфора из Катцхютте; к ним присоединился также мастер гончарного производства Иоганн-Георг Дюммлер. После того как в Катцхютте запретили обжиг фарфора, Хаманну пришлось приобрести поместье в Валлендорфе, где и была основана мануфактура. Через семь лет Готхельф Грейнер покинул Валлендорф и в 1772 году открыл собственное предприятие в Лимбахе.

Фарфор Валлендорфа отличался относительной белизной, хотя в нем и были некоторые изъяны, особенно глазури. Наряду с художественными изделиями здесь вырабатывались дешевые предметы обихода.

В собрании Эрмитажа имеются только три фигуры производства Валлендорфа: две парные - мужская и женская, олицетворяющие "Зиму", третья - женская фигурка "Зима", выполненная по той же модели, но отличающаяся росписью. Выбор красок, очевидно, был невелик - красная, пурпурная, светло-зеленая - и раскраска варьировалась в пределах этих цветов. Все три фигурки обладают несомненной привлекательностью и, по-видимому, принадлежат к числу лучших образцов фарфоровой пластики Валлендорфа.

Посуда мануфактуры Валлендорфа из эрмитажного собрания относится к разным периодам, начиная с 1770-х годов и кончая первым десятилетием XIX века. Формы и росписи этих предметов обнаруживают и стилистические различия. В росписях XVIII века преобладают цветы, вензеля и мотив синего сухоцвета; для вещей XIX века характерны архитектурные пейзажи, выполненные пурпуром, а также антикизирующая роспись, иногда носящая несколько лубочный характер.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Фарфор заводов Тюрингии
Сообщениеlorik » 09.03.2011, 19:04 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Лимбах

Фарфоровую мануфактуру Лимбаха основал в 1772 году Готхельф Грейнер, которого называли "отцом фарфоровой индустрии Тюрингии". Как уже было сказано, вместе с двоюродным братом Готфридом он начинал свою деятельность на мануфактуре Валлендорфа.

Через семь лет Готхельф Грейнер, отделившись от своих компаньонов, основал собственную мануфактуру в Лимбахе, где упорно работал над усовершенствованием фарфоровой массы и глазури. Деятельность его увенчалась успехом. Он приобрел и наладил клонившееся к упадку производство в Гроссбрейтенбахе, а в 1786 году взял в аренду мануфактуру Ильменау.

Разнообразные изделия мануфактуры Лимбаха, в первую очередь его фарфоровая пластика, получила широкое распространение. Пластика Лимбаха, с достаточной полнотой представленная в собрании Эрмитажа, отражает наиболее характерные особенности этого производства.

Произведения, созданные лимбахскими скульпторами и живописцами, свидетельствуют о свежести и непосредственности восприятия, о своеобразной, несколько наивной трактовке жанровой тематики. Фигурки городских и деревенских жителей, а также представителей экзотических стран подкупают своей жизнерадостностью и необыкновенной праздничностью. Красочностью костюмов особенно выделяются произведения 1770 - начала 1780-х годов.

Фигурки пастуха и пастушки, жнеца и жницы, садовника, олицетворяющие времена года, расписаны ярко и, вместе с тем, гармонично; в еще большей степени это относится к фигурам представителей экзотических стран, символизирующим части света (возможно, это образы волхвов). Исключительной красочностью отличаются "Африка" и "Америка" в роскошных мантиях, и пышных головных уборах с пестрыми перьями.

Среди фигур встречаются изображения жителей маленьких провинциальных городков: мелких бюргеров, музыкантоа (флейтист, кларнетист), кавалера с муфтой, отправляющегося на прогулку (аллегория Зимы). Редкий и, вместе с тем, характерный образец лимбахской пластики - фигура нарядной дамы. перебирающей струны гитары, на столике возле нее - нотные тетради, на одной из которых имеется надпись Choral Buch 1871, чашка с блюдцем и кофейник.

Все эти образы наделены той живостью и непосредственностью, которая обеспечивала им широкую популярность. Вероятно, не только коммерческие способности Грейнера содействовали распространению пластики Лимбаха. Его успехи определялись еще и тем, что он умел находить способных скульпторов и живописцев. Располагая ограниченными красками, художники подбирали чистые, звучные тона и умело их сочетали. И вот уже двести лет краски лимбахского фарфора не перестают восхищать своей первоначальной свежестью.

Несмотря на то, что имена некоторых скульпторов и живописцев Лимбаха известны по архивным документам, установить принадлежность тех или других работ определенному мастеру пока не удалось.

В 1770 - 1780-е годы, когда создавались лучшие произведения лимбахской пластики, мануфактура изготовляла и посуду, но удельный вес ее был относительно невелик, поэтому и в собрании Эрмитаж имеется лишь несколько предметоа. Среди них обращает на себя внимание чайник, поверхность которого покрывают косые ребра и роспись - идущие по диагонали цветочные гирлянды; краски такого же высокого качества и тех же тонов, что и в росписи фигур (с характерным именно для Лимбаха бирюзовым цветом). Оригинален рельефный декор чайника, а также его носик, разделанный в виде оперения и заканчивающийся головой хищной птицы с раскрытым клювом.
Особенно привлекателен кофейник, форма которого необычайно гармонична по своим пропорциям: скругленное тулово, расписанное яркими букетами, превосходно сочетается с ручкой из крупных завитков. Своеобразен и носик кофейника в виде женского маскарона, обрамленного венчиком из листьев, расписанных сочными, глубоких тонов, зеленой и лиловой красками.

Остальные предметы эрмитажного собрания - обиходная, преимущественно чайная посуда, характерная для Тюрингии конца XVIII века, с рифленой поверхностью, расписанная розово-пурпурной краской. Преобладает мотив японского декора - стилизованные хризантемы. Посуда эта имела хождение главным образом среди мелких бюргеров и зажиточных крестьян.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Фарфор заводов Тюрингии
Сообщениеlorik » 10.03.2011, 19:38 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Гроссбрейтенбах

Мануфактура Гроссбрейтенбаха, основанная в 1777 году майором Эрнстом Хопфгартеном, уже в 1782 году перешла в собственность Готхельфа Грейнера - владельца мануфактуры в Лимбахе и стала ее филиалом; на изделиях Гроссбрейтенбаха начали ставить лимбахскую марку, введеную в 1788 году, - листик клевера. Поэтому трудно отличить изделия Лимбаха от изделий Гроссбрейтенбаха того периода. Тем не менее мы сочли возможным выделить три предмета, принадлежащие, как нам кажется, Гроссбрейтенбаху. В отличие от лимбахской теплой, чуть желтоватой массы, фарфор этих вещей имеет темный, почти серый оттенок; кроме того, в росписи двух из этих предметов использован мотивт синего подглазурного сухоцвета, который являлся преобладающим в Гроссбрейтенбахе. По некоторым сведениям, уже в начале XIX века здесь полностью перешли к подглазурной синей росписи.

Ильменау

Фарфоровая мануфактура в Ильменау, герцогство Веймар-Эйзенах (основатель - Христиан-Захариас Гребнер), возникла в 1777 году на правах концессии. После нескольких лет застоя она была продана с торгов в казну и тогда же, в 1786 году, отдана в аренду владельцу Лимбахской мануфактуры - Готхельфу Грейнеру. С 1792 года ее арендатором становится Христиан Нонне, возглавлявший одновременно и фолькштедтское производство. При нем начинается расцвет мануфактуры Ильменау, впоследствии перешедшей в полную собственность Нонне.
Очевидно, в Ильменау лишь со второй половины 1780-х годов стали изготовлять фарфор удовлетворительного качества. В списках товаров того времени упоминаются и фигуры, но выявить их до сих пор не удалось. Около 1800 года в Ильменау начали выпускать плакетки с белыми рельефами на голубом фоне, в подражание изделиям из яшмовой массы производства Веджвуда.
Восемь предметов посуды из собрания Эрмитажа относятся к 1790-м годам. Среди них выделяется кофейник, расписанный крупными букетами разнообразных цветов, отличающимися неожиданной для конца века многокрасочностью и мастерством исполнения не лишенного, впрочем, известной сухости, которая вообще была свойственна этому периоду.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Фарфор заводов Тюрингии
Сообщениеlorik » 11.03.2011, 18:08 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Гера

Год основания мануфактуры Геры - 1780. Здесь, по-видимому, производился различный по качеству фарфор. Немногие образцы посуды Геры, имеющиеся в Эрмитаже, весьма оригинальны. Интересна роспись сахарницы с мужским силуэтом и вензелем на желтом фоне, среди сиреневого червчатого узора, а также тазика для бритья, дно которого украшает зеленый вензель, окруженный венком из цветов, написанных зеленой люстрирующей краской. Что касается пластики производства Геры, то хранящиеся в Эрмитаже две фигуры и группа - среднего качества, в то время как в других собраниях известны более высокохудожественные вещи, исполненные на этой мануфактуре.

Рауэнштейн

Фарфоровая мануфактура, основанная в 1783 году в старом замке Рауэнштейн, в юго-западной части Тюрингского леса, своим появлением обязана инициативе трех представителей фамилии Грейнер. Один из них - Иоганн-Георг был поставщиком при Шварцбургском дворе, а также совладельцем стеклянного производства в Глюкстале, два других - Иоганн-Фридрих и Христиан-Даниэль-Зигмунд Грейнеры были стеклоделами.
Фарфоровая мануфактура быстро достигла расцвета, в 1794 году ее персонал насчитывал уже 124 человека. Изготовлялась здесь в основном чайная и кофейная посуда и чашечки для турецкого кофе, но встречались и другие предметы. К их числу принадлежит чернильница сложной конфигурации, с двойной стенкой и фигурками амуров. Чернильница расписана темным пурпуром, что особенно характерно для Рауэнштейна, но кроме однотонной здесь применялась и разнообразная многокрасочная роспись. Таковы, например, чашки с блюдцами, где на кобальтово-синем фоне с золотом или с золотыми звездочками по синему фону в резервах красками изображены фигуры кавалеров и дам в модных костюмах и прическах, букеты, натюрморты, ребусы с надписями и т. д.
В Рауэнштейне в значительном количестве выпускалась и посуда для обихода с пестрыми цветами в народном вкусе, а также распространенная в это время чайная посуда с дальневосточными мотивами росписей - стилизованными пурпурными хризантемами и синими подглазурными цветочками сухоцвета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.