Сейчас: 30.05.2017, 11:10





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Топографическая живопись в декоре фарфора XIX века
Сообщениеlorik » 18.02.2011, 14:24 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Топографическая живопись в декоре русского и западноевропейского фарфора первой трети XIX века.


Урбанистическая живопись как отдельное направление стала развиваться с середины XVIII века. В живописном декоре фарфоровых изделий европейских мануфактур городской пейзаж появился достаточно рано. Уже в 1720-х годах майсенские мастера исполняли тончайшие миниатюры портовых сцен, при этом вводили в изображение вполне реалистично написанные современные им архитектурные мотивы. Несколько позже они в той же виртуозной манере изображали галантные сцены на фоне неких абстрактных европейских пейзажей с замками и городками на заднем плане. Однако архитектура на этих миниатюрах была просто фоном. Изображенные строения
невозможно идентифицировать: это не конкретные замки, соборы, площади, а некие обобщенные примеры европейского архитектурного пейзажа XVIII века.

Комментарий к файлу: Терина с крышкой. Майсен. 1744–1755. Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва). В резервах — жанровые сцены на фоне архитектурных пейзажей
1.jpg


Комментарий к файлу: Чайная пара с видами Ляйпцига и его окрестностей. Майсен. 1780. Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва)
2.jpg


«Первые ласточки» документального живописного реализма на фарфоровых изделиях появились в 1760-х годах. В росписях начали завоевывать свое место полихромные пейзажи. Главное внимание уделялось точному воспроизведению элементов городской застройки, а галантные и жанровые сценки были низведены до роли стаффажа. Как правило, на оборотной стороне дна предметов делались пояснительные надписи, например «Ansicht * * *», «Vue de* * *». За образец брались гравированные изображения из книг, альбомов и атласов.
Даже если живописец изображал свой родной город, колористическая достоверность пейзажа была весьма условна. Стоит упомянуть Карла Шюца, создавшего в 1780-х годах серию листов с видами Вены, которые стали образцами для декорирования изделий Венской фарфоровой мануфактуры. Судя по сохранившимся до наших дней
многочисленным чашкам litron и более крупным чайным парам, украшенным прекрасно исполненными видами Вены и ее окрестностей, этот жанр живописи на фарфоре был необычайно популярен.

Комментарий к файлу: Чайная пара. Императорский фарфоровый завод. Петербург. 1820-е. Коллекция
М. Кораблева и М. Соколенко (Москва). На тулове чашки — миниатюра
с надписью «Видъ Павильона съ Пристанью на Елагиномъ Острову»

3.jpg


Комментарий к файлу: Сахарница с крышкой, украшенная миниатюрами с сельским пейзажем. Севр.
1820-е. Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва)

4.jpg


Живописцы ведущих фарфоровых заводов к концу XVIII века подняли свой профессиональный уровень до таких высот, что оказались в одном ряду с художниками традиционных направлений. Они научились решать любые живописные задачи, виртуозность владения кистью, глазомер и ощущение целостности изображения на выпуклой поверхности просто поражают! Рубеж XVIII и XIX веков стал периодом расцвета для Майсена, Вены, Севра, Берлина, Императорского фарфорового завода в Петербурге. Их изделия остаются непревзойденными образцами
сочетания роскоши отделки, строгой лаконичности форм, технического совершенства живописи и пластики, утонченного художественного вкуса. Многочисленные европейские и русские предприятия стремились равняться на ведущие центры фарфорового производства. Тем не менее общей для всех основой живописного декора изделий оставалась в ту пору гравюра во всем разнообразии ее техник.

Комментарий к файлу: Чайная пара с итальянскими видами. Завод Попова. Россия. 1830–1840.
Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва)

5.jpg


Комментарий к файлу: Парные тарелки с миниатюрами «Вид маяка» и «Вид замка в горах» (на зеркале).
Завод Гарднера. Россия. 1830–1840. Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва)

6.jpg


Прекрасными образцами воспроизведения реальных дворцово-парковых и городских ландшафтов являются виды загородных резиденций Петербурга, запечатленные на сервизной посуде, вазах, столешницах, изготовленных на ИФЗ в эпоху Павла I. За основу были взяты серии гравюр по акварелям таких выдающихся мастеров, как
Семен Щедрин, Алексеев, Матвеев, Корнеев. Традиции архитектурно-пейзажной живописи, заложенные в то время, были сохранены и приумножены в царствования Александра I и Николая I. Следует отметить использование техники печати, с последующей тонировкой или без нее, ставшей популярной в 1810–1820-е годы под влиянием европейской, прежде всего французской моды. В этой манере на ИФЗ были изготовлены серии тарелок с видами Санкт-Петербурга и его окрестностей, в которых связь декора на архитектурные темы
с гравюрой проявляется предельно откровенно.
На изделиях многочисленных русских частных заводов архитектурная тематика также нашла свое место. Однако, в большинстве своем, до уровня ИФЗ их вещи, мягко говоря, не дотягивали. Эти предприятия, в первую очередь, были коммерческими, поэтому их продукция варьировалась как в художественном, так и в стоимостном плане.
Как правило, различные строения изображались крайне условно и схематично, в примитивной чертежной манере. Их контуры, колонны, портики и прочие элементы прорисовывались коричневой или черной краской по линейке. Тени практически отсутствовали. Окна были исполнены вольными мазками кисти. Стены и крыши закрашивались каким-нибудь веселеньким локальным цветом без оттенков и полутонов, а фигурки людей представляли собой разноцветные «палочки». Излюбленными сюжетами с видами Петербурга стали стрелка Васильевского острова с Биржей и ростральными колоннами, Дворцовая площадь с Александровской колонной, Казанский собор, вид на Дворцовую набережную от Петропавловской крепости (по известной гравюре Б. Патерсена), а из видов Москвы — Красная площадь с памятником Минину и Пожарскому. Часто встречаются и усадьбы, как известные, например аракчеевское Грузино, так и просто «дома с мезонинами».
Было еще одно направление — виды западных, в основном итальянских, реже французских, городов и руины, списанные с не очень качественных книжных гравюр. По манере исполнения они мало отличались от российских архитектурных пейзажей, но иногда имели пояснительные надписи на разных языках, помещенные в специальном картуше под картинкой: «Palais Farnese», «Palais Royale», «Колисеумъ римской», «палаты Васпасиановы» и другие.
В Европе в борьбе за клиента производители фарфора шли на всякого рода технические и дизайнерские ухищрения. С конца первой четверти XIX века за дело взялись немцы, чье искусство находилось в ту пору на подъеме, с которым связан и «немецкий романтизм». А где «немецкий романтизм», там и готика, превалирующая в немецких городах.

Комментарий к файлу: Чашка с видом Поссенхофена. Венская королевская мануфактура. 1854.
Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва). В картуше с золотым
обрамлением надпись «Possenhofen»

7.jpg


Комментарий к файлу: Чайный сервиз с видами Берлина. Берлинская королевская мануфактура.
1830–1840. Виды на оборотных сторонах предметов подписаны от руки черной
краской (всего 12 подписей)

8.jpg


Панорамные виды городов и их окрестностей в окружении буйной зелени, на фоне гор, среди озер и водопадов шагнули с холстов на тулова разнообразных фарфоровых предметов, главным образом чашек. Сложился классический тип чашки — бидермейер, довольно большого размера, цилиндрической формы с отогнутым краем, как правило, с лепной ручкой, очень часто на трех ножках в виде лап. Чашку украшала крупного размера миниатюра — панорамный вид города или архитектурный пейзаж, исполненные очень тщательно, с проработкой мельчайших деталей, нередко с надписью с названием города по нижней стороне рамки. Учитывая размеры и тщательность проработки живописного изображения, лаконизм остальных частей вполне оправдан. В данном случае акцент сделан именно на миниатюру, которую можно рассматривать в лупу. Выработанный в 1830-е годы
стандарт благополучно дожил до наших дней. В тот период топографическая живопись была очень популярна. Она
украшала зеркала тарелок, тулова ваз, даже целые сервизы. В ряде европейских стран предприятия выпускали определенный процент продукции, которую можно иногда смело, иногда с некоторыми оговорками отнести к рассматриваемому нами направлению. Во Франции опыты в печати по фарфору и фаянсу позволили в результате французским мастерам использовать идентичные книжным иллюстрациям сюжеты и композиции, что сделало их продукцию легко узнаваемой и востребованной у просвещенной публики. Особенно популярными стали античные сюжеты и архитектурные пейзажи. Живописная составляющая французских работ на урбанистическую, садово парковую и архитектурную темы варьировалась и эволюционировала на протяжении первой половины XIX века в зависимости от объективных исторических процессов.
Топографическая живопись на фарфоре, так стремительно развивавшаяся в конце XVIII века, достигла расцвета на рубеже XVIII и XIX веков. Были созданы региональные школы, предоставившие нам возможность увидеть краешек городской и усадебной жизни прошедших эпох глазами современников. К середине XIX века это
направление постепенно исчерпало себя. Широкое применение декалькированной литографии в декоре фарфора, ставшей к началу ХХ века основным видом художественного оформления продукции, сделало городской пейзаж на изделиях почти не отличимым от фотографии, которую и брали за основу. Фотографическая достоверность
перевела посуду с архитектурно-городской тематикой в разряд исключительно сувенирной продукции.
В заключение хотелось бы отметить, что упомянутые нами хрупкие по своей природе памятники одного из направлений живописи малых форм весьма интересны в художественно-историческом, музейном и в чисто коллекционном аспекте.

Михаил Кораблев, член GKF,
коллекционер-исследователь
Журнал "Антик.Инфо" № 75, Апрель 2009


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.