Сейчас: 11.12.2016, 00:20





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Топографическая живопись в декоре фарфора XIX века
Сообщениеlorik » 18.02.2011, 14:24 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Топографическая живопись в декоре русского и западноевропейского фарфора первой трети XIX века.


Урбанистическая живопись как отдельное направление стала развиваться с середины XVIII века. В живописном декоре фарфоровых изделий европейских мануфактур городской пейзаж появился достаточно рано. Уже в 1720-х годах майсенские мастера исполняли тончайшие миниатюры портовых сцен, при этом вводили в изображение вполне реалистично написанные современные им архитектурные мотивы. Несколько позже они в той же виртуозной манере изображали галантные сцены на фоне неких абстрактных европейских пейзажей с замками и городками на заднем плане. Однако архитектура на этих миниатюрах была просто фоном. Изображенные строения
невозможно идентифицировать: это не конкретные замки, соборы, площади, а некие обобщенные примеры европейского архитектурного пейзажа XVIII века.

Комментарий к файлу: Терина с крышкой. Майсен. 1744–1755. Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва). В резервах — жанровые сцены на фоне архитектурных пейзажей
1.jpg


Комментарий к файлу: Чайная пара с видами Ляйпцига и его окрестностей. Майсен. 1780. Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва)
2.jpg


«Первые ласточки» документального живописного реализма на фарфоровых изделиях появились в 1760-х годах. В росписях начали завоевывать свое место полихромные пейзажи. Главное внимание уделялось точному воспроизведению элементов городской застройки, а галантные и жанровые сценки были низведены до роли стаффажа. Как правило, на оборотной стороне дна предметов делались пояснительные надписи, например «Ansicht * * *», «Vue de* * *». За образец брались гравированные изображения из книг, альбомов и атласов.
Даже если живописец изображал свой родной город, колористическая достоверность пейзажа была весьма условна. Стоит упомянуть Карла Шюца, создавшего в 1780-х годах серию листов с видами Вены, которые стали образцами для декорирования изделий Венской фарфоровой мануфактуры. Судя по сохранившимся до наших дней
многочисленным чашкам litron и более крупным чайным парам, украшенным прекрасно исполненными видами Вены и ее окрестностей, этот жанр живописи на фарфоре был необычайно популярен.

Комментарий к файлу: Чайная пара. Императорский фарфоровый завод. Петербург. 1820-е. Коллекция
М. Кораблева и М. Соколенко (Москва). На тулове чашки — миниатюра
с надписью «Видъ Павильона съ Пристанью на Елагиномъ Острову»

3.jpg


Комментарий к файлу: Сахарница с крышкой, украшенная миниатюрами с сельским пейзажем. Севр.
1820-е. Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва)

4.jpg


Живописцы ведущих фарфоровых заводов к концу XVIII века подняли свой профессиональный уровень до таких высот, что оказались в одном ряду с художниками традиционных направлений. Они научились решать любые живописные задачи, виртуозность владения кистью, глазомер и ощущение целостности изображения на выпуклой поверхности просто поражают! Рубеж XVIII и XIX веков стал периодом расцвета для Майсена, Вены, Севра, Берлина, Императорского фарфорового завода в Петербурге. Их изделия остаются непревзойденными образцами
сочетания роскоши отделки, строгой лаконичности форм, технического совершенства живописи и пластики, утонченного художественного вкуса. Многочисленные европейские и русские предприятия стремились равняться на ведущие центры фарфорового производства. Тем не менее общей для всех основой живописного декора изделий оставалась в ту пору гравюра во всем разнообразии ее техник.

Комментарий к файлу: Чайная пара с итальянскими видами. Завод Попова. Россия. 1830–1840.
Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва)

5.jpg


Комментарий к файлу: Парные тарелки с миниатюрами «Вид маяка» и «Вид замка в горах» (на зеркале).
Завод Гарднера. Россия. 1830–1840. Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва)

6.jpg


Прекрасными образцами воспроизведения реальных дворцово-парковых и городских ландшафтов являются виды загородных резиденций Петербурга, запечатленные на сервизной посуде, вазах, столешницах, изготовленных на ИФЗ в эпоху Павла I. За основу были взяты серии гравюр по акварелям таких выдающихся мастеров, как
Семен Щедрин, Алексеев, Матвеев, Корнеев. Традиции архитектурно-пейзажной живописи, заложенные в то время, были сохранены и приумножены в царствования Александра I и Николая I. Следует отметить использование техники печати, с последующей тонировкой или без нее, ставшей популярной в 1810–1820-е годы под влиянием европейской, прежде всего французской моды. В этой манере на ИФЗ были изготовлены серии тарелок с видами Санкт-Петербурга и его окрестностей, в которых связь декора на архитектурные темы
с гравюрой проявляется предельно откровенно.
На изделиях многочисленных русских частных заводов архитектурная тематика также нашла свое место. Однако, в большинстве своем, до уровня ИФЗ их вещи, мягко говоря, не дотягивали. Эти предприятия, в первую очередь, были коммерческими, поэтому их продукция варьировалась как в художественном, так и в стоимостном плане.
Как правило, различные строения изображались крайне условно и схематично, в примитивной чертежной манере. Их контуры, колонны, портики и прочие элементы прорисовывались коричневой или черной краской по линейке. Тени практически отсутствовали. Окна были исполнены вольными мазками кисти. Стены и крыши закрашивались каким-нибудь веселеньким локальным цветом без оттенков и полутонов, а фигурки людей представляли собой разноцветные «палочки». Излюбленными сюжетами с видами Петербурга стали стрелка Васильевского острова с Биржей и ростральными колоннами, Дворцовая площадь с Александровской колонной, Казанский собор, вид на Дворцовую набережную от Петропавловской крепости (по известной гравюре Б. Патерсена), а из видов Москвы — Красная площадь с памятником Минину и Пожарскому. Часто встречаются и усадьбы, как известные, например аракчеевское Грузино, так и просто «дома с мезонинами».
Было еще одно направление — виды западных, в основном итальянских, реже французских, городов и руины, списанные с не очень качественных книжных гравюр. По манере исполнения они мало отличались от российских архитектурных пейзажей, но иногда имели пояснительные надписи на разных языках, помещенные в специальном картуше под картинкой: «Palais Farnese», «Palais Royale», «Колисеумъ римской», «палаты Васпасиановы» и другие.
В Европе в борьбе за клиента производители фарфора шли на всякого рода технические и дизайнерские ухищрения. С конца первой четверти XIX века за дело взялись немцы, чье искусство находилось в ту пору на подъеме, с которым связан и «немецкий романтизм». А где «немецкий романтизм», там и готика, превалирующая в немецких городах.

Комментарий к файлу: Чашка с видом Поссенхофена. Венская королевская мануфактура. 1854.
Коллекция М. Кораблева и М. Соколенко (Москва). В картуше с золотым
обрамлением надпись «Possenhofen»

7.jpg


Комментарий к файлу: Чайный сервиз с видами Берлина. Берлинская королевская мануфактура.
1830–1840. Виды на оборотных сторонах предметов подписаны от руки черной
краской (всего 12 подписей)

8.jpg


Панорамные виды городов и их окрестностей в окружении буйной зелени, на фоне гор, среди озер и водопадов шагнули с холстов на тулова разнообразных фарфоровых предметов, главным образом чашек. Сложился классический тип чашки — бидермейер, довольно большого размера, цилиндрической формы с отогнутым краем, как правило, с лепной ручкой, очень часто на трех ножках в виде лап. Чашку украшала крупного размера миниатюра — панорамный вид города или архитектурный пейзаж, исполненные очень тщательно, с проработкой мельчайших деталей, нередко с надписью с названием города по нижней стороне рамки. Учитывая размеры и тщательность проработки живописного изображения, лаконизм остальных частей вполне оправдан. В данном случае акцент сделан именно на миниатюру, которую можно рассматривать в лупу. Выработанный в 1830-е годы
стандарт благополучно дожил до наших дней. В тот период топографическая живопись была очень популярна. Она
украшала зеркала тарелок, тулова ваз, даже целые сервизы. В ряде европейских стран предприятия выпускали определенный процент продукции, которую можно иногда смело, иногда с некоторыми оговорками отнести к рассматриваемому нами направлению. Во Франции опыты в печати по фарфору и фаянсу позволили в результате французским мастерам использовать идентичные книжным иллюстрациям сюжеты и композиции, что сделало их продукцию легко узнаваемой и востребованной у просвещенной публики. Особенно популярными стали античные сюжеты и архитектурные пейзажи. Живописная составляющая французских работ на урбанистическую, садово парковую и архитектурную темы варьировалась и эволюционировала на протяжении первой половины XIX века в зависимости от объективных исторических процессов.
Топографическая живопись на фарфоре, так стремительно развивавшаяся в конце XVIII века, достигла расцвета на рубеже XVIII и XIX веков. Были созданы региональные школы, предоставившие нам возможность увидеть краешек городской и усадебной жизни прошедших эпох глазами современников. К середине XIX века это
направление постепенно исчерпало себя. Широкое применение декалькированной литографии в декоре фарфора, ставшей к началу ХХ века основным видом художественного оформления продукции, сделало городской пейзаж на изделиях почти не отличимым от фотографии, которую и брали за основу. Фотографическая достоверность
перевела посуду с архитектурно-городской тематикой в разряд исключительно сувенирной продукции.
В заключение хотелось бы отметить, что упомянутые нами хрупкие по своей природе памятники одного из направлений живописи малых форм весьма интересны в художественно-историческом, музейном и в чисто коллекционном аспекте.

Михаил Кораблев, член GKF,
коллекционер-исследователь
Журнал "Антик.Инфо" № 75, Апрель 2009


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.