Сейчас: 11.12.2016, 00:19





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Латгальская керамика
Сообщениеlorik » 16.02.2011, 17:56 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Латгальская керамика - ведущее направление латышского народного гончарства - распространена в восточных районах Латвийской ССР. Ее истоки восходят к культуре шнуровой керамики позднего неолита, развивавшейся в первой половине второго тысячелетия до нашей эры, этнически связанной с приходом на тереторию Латвии балтийских племен. Уже в этот период сформировались некоторые характерные для латгальской керамики прототипы хозяйственной посуды, и особенно орнаментальные элементы художественной обработки - "елочка", "зигзаг", "солнышко", "кровелька". Гончарство позднего неолита в Латгалии родственно фатьяновской керамике того же времени, распростроненной в бассейнах Волги и Оки.

Значительные изменения в развитии латгальской керамики происходили в десятом веке нашей эры, когда появился гончарный круг. Стабилизировались формы различных сосудов, практически оставшиеся неизмененными вплоть до наших дней. Гончарство становилось профессиональным ремеслом. В пятнадцатом веке в латгальскую керамику начали вводить глазури, менялся ее цвет. В девятнадцатом веке стали шире применять ангобы, глазури сделались более яркими. Наряду с пластическими и живописными средствами художественной обработки использовался и графический орнамент.

О глубоких народных корнях керамики свидетельствуют многие топонимические наименования, связанные с гончарством, а также богатая терминология керамики - названия типов сосудов, инструментов и гончарных материалов.

Система феодальных цехов, чуждая народному искусству, не затронула керамику Латгалии. Не было там и гончарных предприятий капиталистического характера. Керамика развивалась как подлинно народное искусство.
Для латгальской керамики характерны древние глубоко своеобразные традиции и в области технологии. Гончары используют местную глину и песок. Работают на ножном гончарном круге. Применяют прозрачные нефритированные глазури сухой консистенции, которые распыляясь на поверхности сосуда, создают богатую живописную структуру. Работы обжигаются в открытых печах ямного типа. Четырехугольное вместилище для посуды обкладывается черепками, сквозь которые проходит пламя.После обжига иногда возникают подлинные чудеса колорита. Известна в Латгалии и черная задымленная керамика, но в первой половине двадцатого века ее производство почти прекратилось.


Комментарий к файлу: Гончар Ю. А. Загорский
DSC04319.JPG


Комментарий к файлу: Гончарный род Ушпелей
DSC04320.JPG



Исторически сложившиеся типы сосудов, графические, пластические и живописные орнаменты, лепные декоративные фигурки, а также вибрации цвета свинцовых глазурей определяют стиль латгальской керамики. Каждое поколение керамистов, следуя общему стилю, вносит нечто свое, неповторимое.

Стиль керамики Латгалии складывается в определившихся центрах народного творчества. Самые древние традиции сохранились в северолатгальской керамике, особенно из окрестностей Виляки, где работают старые гончарные роды Луоцанов, Новицанов, Арманов . Второй очаг находится в районе Лудзы около Пушмуцавы ( роды Рускулей, Диеглей, Шмуланов). В их гончарных изделиях крестьянская тяжеловесность и основательность сочетаются с тонким чувством керамической культуры. Ангобы и поливы почти не применяются. Художественная обработка сдержана. Ритмично чередуются на поверхности изделия вдавленности и зигзаги - главные средства декорирования сосудов, выполненные на гончарном круге одновременно с вытяжкой формы. Для украшения лудзенские керамисты часто применяют пластические орнаменты и фигуративные мотивы.Декоративные качества керамики особенно проявились здесь в 60-е годы.


Комментарий к файлу: Э. Ч. Василевский
DSC04317.JPG


Комментарий к файлу: Г. А. Крон Ваза
DSC04318.JPG



Крупнейший очаг латгальской керамики был расположен в Прейльском районе - отсюда происходит так называемая силаяньская керамика. Ее самые выдающиеся мастера - Андрей Паулан, Поликарп Вылцан, братья Станислав и Ян Кальва, Поликарп Чернявский, семья Ушпелей, из которых пять художников принимают участие в настоящей выставке. Уже в 20-е годы двадцатого столетия силаяньские мастера наряду с хозяйственной посудой начали делать декоративеые изделия. Они подняди латгальскую керамику на высшую ступень художественных достижений. Именно отсюда для нее открылся путь на выставки, в отечественные и зарубежные музеи.


Комментарий к файлу: В. К. Вогул Вазы
DSC04321.JPG



В последние годы интенсивно развивается гончарство в окрестностях Резекне - оно и образует ядро этой экспозиции. Здесь представлены также и работы даугавпилсских мастеров.

На выставке можно познакомиться с творчеством трех поколеней керамистов, отличающихся друг от друга и по происхождению, и по сложившимся условиям работы, и ее конечным результатам. Но их объеденяют традиции народного гончарства. тщательно хранимые и оберегаемые , их используют не как застывший канон, а как мудрый совет старших, дополненый опытом собственного труда, своей жизни. Старейшими мастерами народной керамики являютя Адам Капостынь и Антон Мелдер. Они принадлежат к тому поколению гончаров, которое формировалось в среде, не затронутой влиянием города. Они учились по старым обычаям у лучших окрестных мастеров, и другие образцы керамики были им неизвестны. Их не коснулась активная выставочная деятельность и связанные с ней постоянные поиски декоративной выразительности форм.Эта керамика связана с землей и людьми, заботами и нуждами их жизни, их пониманием красоты.Именно поэтому она исполнена функциональной логики, пронизана поэзией и сердечностью.Мастера прекрасно знают материал, его природные и эстетические качества.С помощью минимальных средств выражения они достигают максимального результата.

Красноватый тон глины просвечивается сквозь легкий слой белого ангоба. Ее мелкозернистая, бархатистая поверхность словно расцветает под сдержаным блеском тонкого слоя глазури. Часто встречаются лепные фигурки животных, которые, как бы "сползая" с кувшинов, превращаются в традиционные свистульки. Поэтически приподнято ведется рассказ о людях, о мире домашних животных и лесных зверей. Нередко встречаются поцарапанные орнаменты и надписи, графически-декоративных ритмах передающие народные песни, сказания, поговорки, иногда истории жизни самого мастера. Второе поколение керамистов представляет крупнейший мастер Андрей Паулан (медаль его имени и дипломежегодно присуждаются лучшему керамисту Латгалии), силаяньские мастера Антон Ушпель, Станислав Вылцан, самый значительный художник наших дней - Поликарп Чернявский, Ян Бацкан, Ян Ривор. В самом начале их деятельности окна крестьянских домов стали шире, потолки - выше.

Появилась сельская интеллегенция, горожане. Кроме хозяйственной посуды теперь стали нужны более красивые изделия: вазы для цветов, подсвечники, настенные тарелки, цветочные горшки, посуда для сервировки праздничного стола. Используя лучшие традиции крестьянского гончарства, это поколение керамистов нашло в керамике выход скрытым в ней огромным эстетическим ценностям. Варьируя наиболее выразительные формы хозяйственной посуды, мастера создавали типы латгальских ваз. Их дополняют вазы с формой, происходящей от орнаментальных мотивов " солнечного столба" ( "дерево солнца" ) и " кровельки" .Подобным образом формировались и основные типы подсвечников. В них в основном повторяются мотивы "кровельки", " древа жизни", "лунули".


Комментарий к файлу: Л. Б. Винцевич Блюдо
DSC04322.JPG


Комментарий к файлу: П. Ц. Ирук Ваза
DSC04323.JPG



Преображался и колорит керамики Латгалии. Работы, задуманные в светлых тонах, керамисты начинают полностью покрывать ангобом, так как цветные прозрачные глазури на такой основе заставляют латгальскую керамику сиять солнечными, звучными, богатыми тонами. В декоративных вещах широко распространяется древнейший узор, свободно геометризированный, богатый вариантами. В орнаментальных формах он выражает гелиоцентрические представления о мире. Земля и вода изображаются горизонтальными линиями и зигзагами. Над ними вытягиваются изогнутые и ломаные формы небесной сферы - "кровельки", на которой красуются солнце и звездочки. Все это главные приметы жизни крестьянина, а для гончара - испоненные поэзии мотивы для украшения сосудов.

Солнце - источник и хранитель жизни, как припев , проходит через многие орнаменты. "Древо жизни", или "древо рассвета" - это изображения солнца, от которого расходятся в центре сосуда пышные лучи; "солнечный столб" , или " древо солнца" - солнце в центре с лучами, направленными вверх и вниз. Свободная текучесть пульсирующей линии создается графически решенным узором, выполненым в технике неглубокого процарапывания.

Лицо выставки определяют керамисты младшего поколения, выросшие в семьях гончаров или прошедшие профессиональную стажировку у лучших окрестных мастеров. Они стремятся постичь суть крестьянской керамики, изучить богатое наследие, оставленное А. Пауланом и его окружением. Но их взоры устремляются также и к еще более глубокому слою традиции народной керамики - к археологическим материалам. Речь идет о черных задымленных горшках, художественная обработка которых выполнялась непосредственно в процессе работы на гончарном круге.


Комментарий к файлу: Г. А. Крон Блюдо
DSC04324.JPG


Комментарий к файлу: А. А. Ушпель(младший) Блюдо
DSC04325.JPG



Молодых керамистов объеденяет глубокая вера в силу народного искусства и его будущее. Стиль, который формировался тысячелетиями, они считают для себя самой главной ценностью. Однако молодежь понимает задачи, которые выдвигает перед ними современная жизнь. Не без успехов работают они над эмоциональной выразительностью монументальных блюд, крупноформатных подсвечников, больших напольных ламп, которые выполняются для просторных общественных интерьеров, организуя их пространство.

Более звучным становится у них колорит. На смену графическим узорам приходит насыщенная декоративная роспись или пластические мотивы. Подчеркиваются природные эстетические качества глины, достоинства глазурей. Наблюдается общая тенденция к лаконичности формы. Молодые керамисты представили на выставке и напряженно-драматические, и торжественно-праздничные вещи.

В настоящее время творческую деятельность народных керамистов организует и направляет Студия латгальской керамики, работающая под руководством Союза художников Латвийской ССР.

Характер керамики Латгалии определяет творчество тех мастеров, которые имеют собственные мастерские и печи для обжига. Но наряду с ними развивается промысловая ветвь. Производственное объеденение " Латвияс керамика" получило звание народного керамического промысла. В резекненском цехе все активнее начинают работать молодые керамисты, строго соблюдающие требования стиля латгальской керамики. Вместо тиражирования прийшла творческая импровизация в создании типов сосудов, ваз, подсвечников.
Промыслы народной керамики - кооперированная форма деятельности народного искусства - имеют хорошее техническое оснащение. Но механизации подчинена лишь часть процессов, например, подготовка материалов, обжиг. В неприкосновенности сохранилось главное - творческий подход и принцип рукотворности в выполнении того или иного предмета.

На этой выставке впервые на суд зрителя представил большое собрание своих работ коллектив народных керамистов резекненского цеха производственного объединения " Латвияс керамика".

В современные квартиры и общественные интерьеры, где преобладают стандартизированные и обезличенные вещи, народная керамика вносит произведения, излучающие свет, насыщенные цветом, хранящие прикосновение рук мастера, как бы передающие биение его сердца. Проверенная временем неповторимость народного стиля противостоит здесь капризам моды.

В изделиях народных гончаров как бы отражаются и весна родной земли, и щедрая красочность осени. Блестит в глазурях золото колосьев ржи, ощущаются рыжеватость глиняных холмов и синева озер прекрасной Латгалии. Эта керамика отражает дух народа, многоцветье его чувств, в ней - здоровье, сила земли и солнечное тепло. Искусство латгальской керамики успешно развивается. Ежегодно "Дни латгальской керамики", проводящиеся в конце апреля, и осенние горшечные базары в Резекне превратились в подлинные праздники, в торжественное утверждение творческих сил народа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.