Сейчас: 10.12.2016, 16:37





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Забавные мелочи ушедшего быта
Сообщениеlorik » 15.02.2011, 12:34 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Забавные мелочи ушедшего быта

4 февраля начала работу выставка «Галантерея и багатель. Забавные мелочи и забытые предметы обихода» (Художественный фаянс рубежа XIX-XX вв. из собрания Тверской областной картинной галереи). Она продолжает цикл выставок, знакомящих посетителей галереи с обширным собранием художественного фаянса бывшего Кузнецовского (впоследствии Конаковского) фаянсового завода, в том числе - коллекции кабинета ассортиментных образцов завода, недавно пополнившей собрание галереи.


1.jpg


Произведения, представленные на выставке, были созданы в конце XIX-начале XX века и представляют собой художественно исполненные предметы личного обихода, а также занимательные милые безделушки, имеющие не только развлекательное, но и утилитарное назначение. Все эти предметы объединились здесь под общим кратким названием «галантерея и багатель». Галантерея (от французского galanterie – буквально: вежливость, обходительность) – общее название предметов туалета и личного обихода.

Багатель (от французского bagatelle - безделушка) – безделица, пустяк, мелочь. Багателью также называют небольшую несложную музыкальную пьесу (в конце XVII века французский композитор Франсуа Купере впервые назвал так одну из своих клавесинных пьес). В России XVIII-XIX веков это слово употреблялось для обозначения маленьких подарков, которые люди дарили друг другу по разным случаям и даже без случая, из приязни, доверия и дружбы.

Не следует путать багатель с сувениром. Понятие «сувенир» (от французского souvenir – память, воспоминание) распространилось с середины XIX века в связи с всеобщим увлечением путешествиями и означало чаще всего вещь, привезённую из дальних стран «на память». Сувенирами не пользовались ежедневно, их хранили, ими время от времени любовались. Багатель же была призвана сопутствовать своему владельцу, помогать ему в обычной жизни, заодно при этом развлекая его, украшая его быт.

Затейливость, развлекательность являются отличительными чертами кузнецовского фаянса рубежа XIX-XX веков. Они выражаются, во-первых, в соединении в вещах утилитарного назначения с причудливой декоративностью. Во-вторых – в стремлении замаскировать подлинный материал, фаянс, превратить его в «дерево», «ткань», «металл», «драгоценный камень»… Из этого стремления родились представленные на выставке вазы-«свёртки», сухарница в виде салфетки, конфетница «Полено с цветами».

Мастера, изготавливавшие кузнецовский фаянс, безусловно, преследовали цель удивить, поразить воображение разнообразием техник и художественных приёмов, затейливыми формами и богатой колористической палитрой.
В этом проявлялась своеобразная трактовка кузнецовскими мастерами стиля «модерн».

К сожалению, такое яркое и самостоятельное явление в истории русского декоративно-прикладного искусства, как «кузнецовский модерн», долгое время не получало достойной оценки. Советское искусствознание, по понятным причинам, или игнорировало, или жёстко критиковало художественный фаянс кузнецовских фабрик за «потакание мещанским вкусам», «неуклюжесть», «перегруженность», «безвкусицу». Таким образом, глубокое изучение этой темы ведётся лишь в последние два десятилетия.


Комментарий к файлу: Оправа для зеркала «Грезы». Фабрика М.С. Кузнецова в Тверской губернии. Рубеж XIX-XX вв.
2.jpg


Отдельного изучения заслуживают предметы, вышедшие в настоящее время из обихода, смысл и назначение которых мы, к сожалению, постепенно утрачиваем. Наши современники не пользуются чернильными приборами, спичечницами, табачницами, полоскательницами, кувшинами для умывания, рюмочными и бутылочными передачами; не знают, что такое, например, «конфектура» (ваза для конфет) или «сонетка» (колокольчик, звонок для вызывания горничной).

В современных прихожих не стоят фаянсовые вазы для зонтов, для современных магазинов и рынков не изготавливаются специальные фаянсовые лотки-холодильники для «икры зернистой» или «керченских сельдей». Сегодня не встретишь фаянсовых дверных ручек и фаянсовых настольных календарей. Посетителям Тверской областной картинной галереи предоставляется уникальная возможность увидеть эти и многие другие забытые предметы обихода на выставке.

Центральное место в экспозиции выставки занимает оправа для зеркала «Грёзы». Мастеру удалось создать великолепное художественное произведение, которое мы по праву можем причислить к лучшим образцам декоративно-прикладного искусства стиля «модерн». Прихотливо извивающиеся линии, в сочетании со сдержанной коричнево-серой цветовой гаммой, создают удивительный по силе эмоционального воздействия мистический образ, возвышающий этот утилитарный предмет до уровня произведения высокого искусства.
Дополняют выставку живопись, предметы обихода рубежа XIX-XX веков из частных собраний, созданные из других материалов, а также книги, альбомы и журналы этого времени из фонда редких изданий Тверской областной картинной галереи.

Анна Моторнова, куратор выставки
Источник http://gallery.tver.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Yahoo [Bot], Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.