Сейчас: 04.12.2016, 01:48




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Продукция майсенской мануфактуры 1800–1830 годов
Сообщениеlorik » 14.02.2011, 14:26 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Продукция Майсенской мануфактуры 1800–1830 годов. Создание и воссоздание.

Политико-экономическая ситуация

В конце XVIII века стало очевидным уменьшение роли аристократии как потенциального заказчика и повышение влияния постоянно обновлявшейся Севрской мануфактуры. Начались поставки более дешевого английского фаянса, возросла роль продукции фарфоровых предприятий Тюрингии. Во время Наполеоновских войн Саксония воевала на стороне Франции, и в знак благодарности в 1806 году саксонский курфюрст Фридрих Август III был провозглашен королем Саксонии Фридрихом Августом I. В этом же году Россия ввела эмбарго на ввоз продукции, немецкие княжества подняли ввозные пошлины для защиты собственных фарфоровых производств.


1.jpg


В 1813 году после поражения Саксонии в битве под Ляйпцигом король оказался в плену, во дворе замка Альбрехтсбург разместили 1500 раненых солдат. Производство фарфора на Майсенской мануфактуре почти прекратилось, и 1 января 1814 года ее директор граф Камилло Марколини (Camillo Marcolini, 1739–1814), прорабо-тавший на предприятии сорок лет, ушел в отставку. В том же 1813 году российский генерал-губернатор Саксонии граф Репнин вступил в управление мануфактурой. Он упразднил Arcanum и распорядился провести тщательную проверку финансового положения предприятия с целью обеспечения его дальнейшей производственной деятельности без финансовых дотаций. Дело в том, что в течение 1807–1813 годов мануфактура получила от короля огромную сумму — 410 000 талеров, и поэтому королевский дом Веттинов рассматривал вопрос о закрытии предприятия.


2.jpg


После ухода российских войск в 1814 году директором Майсенской мануфактуры был назначен советник по горному делу Карл Вильгельм фон Оппель (Carl Wilhelm von Oppel), который вместе с техническим директором руководил предприятием до своей кончины в 1833 году. Экономическое возрождение предприятия стало возможным только после того, как его новым техническим директором был утвержден Генрих Кюн (Heinrich G. Kuehn, 1788–1870), ставший также инспектором и членом правления. Своей главной задачей Кюн считал техническое, технологическое и организационное обновление предприятия. Благодаря множеству инноваций к середине XIX века Майсенская мануфактура смогла возродиться как ведущее фарфоровое предприятие Центральной Европы.

Фарфоровая пластика

Новое развитие фарфоровой скульптуры в стиле пострококо началось не на переломе веков, а еще при французском модельере Мишеле Викторе Асье (Michel Victor Aciers, 1736–1795). Материалом для создания скульптуры стал бисквит (неглазурованный фарфор), открытый в 1751 году директором Севрской мануфактуры Жан-Жаком Башелье (Jean-Jacques Bachelier, 1724–1806). В результате промышленного шпионажа рецепт бисквита оказался у модельера Майссенской мануфактуры Й.-Д. Элзэссера (J.D. Elsässer) и художника Гуммича (Hummitzsch).

Образцами для неоклассических моделей, созданных ведущими мастерами Майсенской мануфактуры Х. Г. Юхцером (Ch. G. Jüchtzer, 1752–1822), Иоганном Шене (Joh. D. Schöne, 1767 – ок. 1833), Иоганном Шенхайтом (Joh. C. Schönheit, 1730–1805) и Францем Вегером (Franz. A. Weger, 1767 – ок. 1832), послужили гипсовые формы классических скульптур из дрезденской коллекции Адольфа Менгса (Adolph Mengs).

Большинство моделей было создано упомянутыми мастерами до 1800 года. Они продолжали работать в этом же стиле, но в несколько более мягких формах, до начала 1820-х годов. Только введение в 1823 году так называемого «Английского порядка» (Englische Bestellung), когда вновь обратились к ранним моделям Иоганна Иоахима Кендлера (J.J. Kaendler, 1706–1775), привело к переменам в производстве фарфоровой скульптуры.

Рельефы по античным образцам и подражание Джозайе Веджвуду

В Майсене копирование античных образцов и традиции европейского медальерного искусства получили свое развитие в выполненных из бисквита рельефах и памятных медалях. Этой традиции следовал в своих ранних работах И.-Ф. Беттгер (J.F. Boettger), создававший из красной каменной массы рельефы, которые Август Сильный использовал в качестве подарков. К столетию изобретения фарфора И.F. Беттгером выпустили памятную медаль, автором которой был известный модельер Франц Антон Вегер, по моделям которого в то время создавались фарфоровые бюсты наиболее важных персон.

С начала 1790-х годов в Майсене из твердой массы различного цвета («яшмовой») стали создавать произведения в стиле Веджвуда (Joshua Wedgwood, 1730–1795), которые пользовались необычайной популярностью во всей Европе.

С 1810 года в Майсене изготавливалось множество ваз, блюд и чайных сервизов из цветного и золоченого бисквита с различным рельефным декором. На вазе, выпущенной в 1818 году в честь 50-летия вступления на престол короля Фридриха Августа I, монарх изображен в соответствии со сложившейся традицией и символикой: в центре сам король, по краям — богини Минерва и Юстиция, а на другой стороне — склонившаяся к жертвеннику весталка. В основе орнаментальной композиции — листья дуба и лавра.

Роспись фарфора

Школа живописи на Майсенской мануфактуре всегда играла огромную роль в обеспечении качества росписи фарфора. После смерти Иоганна Грегора Херольда (J.G. Hоеroldt, 1696–1775) его мастерская стала частью Королевской академии искусств в Дрездене, — не считая небольшого перерыва в 1832–1834 годах, такая ситуация сохраняется до сих пор. Сегодня обучение художников-керамистов продолжается четыре года.


3.jpg


Коммерческий успех английского «фаянса цвета сливок» с декором, выполненным в технике печати, привел к тому, что в Майсене тоже стали проводить исследования в этом направлении. К 1815 году с помощью дрезденского художника по стеклу Самюэля Мона (Samuel Mohn, 1762 – ок. 1815) удалось разработать технику печати. В этой технике на фарфор смогли копировать не только сюжеты живописных полотен, но и, в значительно большем количестве, рисунки, графические композиции, пейзажи и орнаменты. Благодаря этой технике удалось значительно сократить затраты времени на создание декора сервизов и сделать его более унифицированным.


4.jpg


Когда в 1814 году Генрих Г. Кюн возглавил технический отдел, цветные эмали производились в четырех разных лабораториях. Несмотря на указ 1774 года, в соответствии с которым рецепт изготовления различных красок следовало заносить в специальную книгу, мастера часто сохраняли его в тайне. В декоре одного изделия могло использоваться до 150 различных оттенков цвета, поэтому потребовалось обширное хранилище для красок. В 1825 году Кюн произвел полную реорганизацию производства красок. Химическая лаборатория была размещена в одном большом помещении, краски изготавливались по определенному рецепту, температурная точка их плавления была снижена до минимума. Каждый художник пользовался отныне одинаковым набором основных цветов, которые он мог смешивать по своему усмотрению.

С 1843 года, чтобы заработать хоть сколько-нибудь денег, предприятие стало продавать свои краски многим существовавшим в то время частным художественным мастерским. Поскольку в течение длительного времени Майсенская мануфактура продавала им также фарфоровое белье, то сегодня очень сложно отличить ее собствен-ные изделия от продукции различных художественных мастерских.

В целом, качество росписи майсенского фарфора того времени было хуже, чем на предприятиях в Севре, Вене и Берлине. В отличие от этих мануфактур в Майсене в эти годы не было особо одаренных и новаторских художников. Сложившееся положение в течение нескольких лет обсуждалось членами правления завода. Аристократия и крупная буржуазия, занятые решением политических и экономических проблем, не могли делать больших заказов. Единственным исключением стал «Веллингтонский сервиз», заказанный королем в качестве подарка для герцога Веллингтона.

Генрих Кюн делал все возможное для снижения стоимости выпускавшихся предприятием изделий. Важнейшим с точки зрения новых подходов к производству продукции стал 1817 год. Для снижения себестоимости Кюн предложил использовать два вида фарфоровой массы разного качества, и на изделиях соответственно ставить подглазурные синие метки I (масса хорошего качества) и II (масса более низкого качества). Менее качественный фарфор не нашел спроса у покупателей, и инновационная идея провалилась. Эксперимент был прекращен в 1824 году. Сегодня эти подглазурные синие метки помогают специалистам более точно датировать майсенский фарфор.

Для снижения расходов на топливо при обжиге стали использовать новые высокие печи с несколькими уровнями — модификацию оригинальных печей Берлинской королевской мануфактуры (KРМ).

В том же году была открыта окись хрома. Эта краска зеленого цвета не только имела более низкую точку плавления, нежели использовавшаяся ранее окись меди, но и хорошо смешивалась с глазурью. Окись хрома была впервые использована в сентябре 1817 года, а к 1823 году полностью заменила медную зелень. Эта деталь очень важна для того, чтобы различать ранние и поздние образцы росписи в стиле шинуазри. Хромовая зелень успешно использовалась для подглазурной росписи в ставшем популярным в это время мотиве виноградной лозы.

Получение в 1823 году новой синей краски из окиси кобальта позволило наконец дать современный ответ возросшему спросу на продукцию с подглазурной синей росписью. Представленная фарфоровая чашка с кобальтовым крытьем (форма № 800, инв. № 88922) была выполнена из фарфоровой массы с меткой «I» в период
с 1817 по 1824 год. Она может рассматриваться как первый успешный пример применения кобальта. На оборотной стороне блюдца видна надпись: «Decor. Durch Kob:ox KOHa – vom Blayt:WK:Zwchoponthal auf der k.Porzell:Manufact zu Meißen d.25.Septr:1822».

Техника позолоты в XIX веке менялась дважды. В 1814 году арканист Х.-Г.-Л. Хольцвиг (Ch.G.L. Holzwig) обнаружил, что добавление красной окиси ртути делает золото более текучим, что облегчало его нанесение на фарфоровую поверхность. К сожалению, новый сплав местами отслаивался и покрывался трещинами. Только изобретение в 1830 году Г. Кюном так называемого «блестящего золота» (глянцгольд) разрешило эту проблему и облегчило нанесение позолоты на большие поверхности.

Так называемый «английский порядок»

Когда в начале 1820-х годов англичане ослабили таможенный контроль, английские торговцы предметами роскоши и антиквариата стали заказывать в Майсене фарфор в «старофранцузском стиле» (alt-französischer Stil). Они предложили возобновить производство изделий по старым моделям, роспись в стиле шинуазри и старые сюжеты 1720-х и 1730-х годов. Некоторые торговцы даже готовы были сами искать старые формы на чердаке замка Альбрехтсбург. Их заказы не только сыграли важную роль для коммерческого процветания предприятия, но и, к сожалению, внесли путаницу в датировку майсенского фарфора, которая наблюдается и в наши дни. Чаще всего дату производства можно определить только по технике позолоты или по использованию зелени на основе окиси хрома.


5.jpg


Таким образом, с 1823 года наряду с новой продукции в Майсене начали выпускать свои старые модели и создали для этого специальный цех. Модели Кендлера либо воссоздавались со скрупулезной точностью, либо несколько видоизменялись для упрощения их изготовления.

Во второй половине XIX века некоторые из них устанавливались на постаменты в стиле рококо, чтобы удовлетворить свойственному этому времени вкусу к роскоши, а некоторые были еще раз модифицированы в начале ХХ века, чтобы удешевить производство. Имена художников, которые после 1823 года работали в стиле старых мастеров — И.-Г. Херольда, И.-Э. Штадлера (J.E. Stadler), Готтлиба Хойера (Gottlieb Heuer), Адама Фридриха фон Левенфинка (Adam Friedrich von Löwenfinck), — неизвестны до сих пор. Только тщательный стилистический и лабораторный анализ качества массы и красок с использованием рентгеноскопии позволяет специалистам различить периоды выпуска этой копийной продукции и уточнить датировки. Объем производства копийной продукции ежегодно возрастал.

В период с 1823 по 1836 год торговый оборот составил 32 253 талера.

Эта продукция была важна и для получения дальнейших заказов. Когда заводу потребовалось 56 000 талеров для финансирования его деятельности в 1814–1832 годах (передача в собственность государства), его оборот составил 223 000 талеров, а чистая прибыль только в 1867 году — 40 000 талеров. Большая часть этой продукции экспортировалась в Англию и Америку, в то время как ни KРМ в Берлине, ни Севрская мануфактура ничего в эти страны не вывозили.

Международный рынок в период с 1823 по 1914 год был заинтересован в майсенской продукции в стиле рококо. Большое количество выпущенных в это время изделий непременно станет объектом исследования искусствоведов в ближайшие годы.

Графиня Анжела фон ВАЛЬВИТЦ международный эксперт, Мюнхен
Журнал "Антик.Инфо" № 76, май, 2009


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Yahoo [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.