Сейчас: 11.12.2016, 13:54





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Живая слава кузнецовского фянса
Сообщениеlorik » 12.02.2011, 21:48 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Живая слава кузнецовского фянса


1.jpg


В 2009 году исполняется 200 лет прославленному российскому предприятию – фаянсовому заводу Ауэрбаха – Кузнецова, который на протяжении двух столетий был одним из самых известных центров фарфорово-фаянсовой промышленности России. В советские времена он стал именоваться Конаковским фаянсовым заводом им. М. И. Калинина. Слава кузнецовского и конаковского фаянса гремела по всей России и за ее пределами.


2.jpg

На протяжении всего своего существования – и в условиях серьезной конкуренции, и в нелегкие экономические времена завод всегда занимал особое место и умел сохранить свое «лицо», успешно развивая исторические традиции и художественные особенности продукции. Первоначально завод принадлежал Андрею Яковлевичу Ауэрбаху, аптекарю и землевладельцу, который основал его в 1809 году в селе Домкино Корчевского уезда Тверской губернии. Ассортимент продукции периода Ауэрбаха был разнообразным и востребованным на внутреннем рынке. Иногда завод получал крупные заказы от Императорского двора (в частности, знаменитый сервиз для Тверского Императорского дворца). Именно в середине XIX столетия были заложены основы традиций, которые развивались в последующие периоды жизни этого предприятия.

К таковым можно отнести стремление к выработке чистого и качественного материала, освоение сложных техник декорирования, большей частью скульптурных, к тонкостям создания подглазурной и надглазурной росписей, разнообразного золочения. Использование элементов народного искусства в сочетании с модными столичными идеями для изготовления различных фаянсовых предметов, давали, порой, очень интересный результат и способствовали развитию собственного своеобразного стиля…


3.jpg


В 1870 году завод был приобретен выдающимся русским предпринимателем, владеющим большей частью фарфорово-фаянсовой промышленности России, Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. В 1899 году им было основано, ставшее известным на всю Россию, "Товарищество Кузнецовых", пайщиками которого стали его сыновья. Матвей Кузнецов обучался управлению фарфоровым производством в Риге еще в юности. Энергичный и предприимчивый человек, он принадлежал к новой формации русских промышленников и обладал деловой хваткой и знанием своего дела. Кузнецов легко и свободно ориентировался в потребностях внутреннего рынка, учитывая интересы, запросы и эстетические вкусы покупателей самых разных категорий.

Стоимость его изделий тоже была разной – заказные, именные, парадные вещи, подарки для дипломатических миссий из высококачественного фаянса с изысканной росписью и золочением были дороги; фаянсовая, полуфаянсовая и опаковая посуда, незатейливая и удобная в пользовании, была по карману и небогатому купцу, и крестьянину. Она охотно раскупалась в торговых рядах ярмарок и деревенских лавок. Кузнецов имел собственные фирменные магазины в Москве, Петербурге, Твери и других городах России.


4.jpg


К концу XIX столетия он владел практически всеми фарфорово-фаянсовыми центрами (за пределами его владения оставались только Императорский фарфоровый завод, а также предприятия братьев Корниловых и А. Миклашевского). За свою продукцию Кузнецов получил высокое звание “Поставщик Двора Его Императорского Величества”, был кавалером русских и французских орденов. Его фирма имела право особой маркировки – Государственного герба.

В циркуляре одного из московских генерал-губернаторов говорится: "… изображение Государственного герба является самою высокою наградою, которая имеет особую ценность не только в глазах фабрикантов и торговцев, но и в глазах громадной массы потребителей, весьма часто по своей неосведомленности судящих о качестве изделий не по внутреннему их достоинству, а по внешним знакам их отличий на вывесках, этикетках и проч."

Изделия Кузнецова награждались золотыми и бронзовыми медалями на Всемирных выставках в Париже (1889, 1900), Чикаго (1893) и в других странах. Примечательно то, что часть продукции кузнецовских фабрик экспортировалась на Восток - в Иран, Турцию, Афганистан, а также в европейские страны, где очень ценилась, несмотря на то, что там выделывался собственный фаянс и фарфор превосходного качества.


5.jpg


Ассортимент кузнецовской продукции был огромен – одних чашек выделывалось 380 фасонов, а также посуда "сервизная" и "штучная", декоративная скульптура, флаконы, чернильные приборы, шкатулки, часы, предметы для аптекарских и бакалейных лавок, рамы для зеркал, каминные украшения и сами камины и даже предметы мебели. (Размах производства коснулся не только жилого интерьера, но и церковного – в Преображенской церкви села Саввино московской губернии из кузнецовского фаянса выполнены центральный и два придельных иконостаса).

В ассортимент выпускаемых товаров входили посудные предметы, к сожалению практически исчезнувшие из нашей сегодняшней жизни и быта, назначение которых нам непонятно. А это многочисленные вариации на тему форм и емкостей для десерта, коробочки для таблеток, настольные холодильники, экзотические ароматницы, винные и бутылочные передачи, сонетки, кольца для салфеток, паштетницы, простоквашницы, подставки для книг (букенды) и декоративная скульптура, органично включенная в состав сервизных ансамблей, призванная оживлять парадный стол.


6.jpg


Матвей Кузнецов экспортировал сырье для своих изделий из-за границы – глину из Англии, полевой шпат из Норвегии, золото и кобальт из африканских стран, деколи выполняли на немецкой фирме “Нистер”. В 1903 году на фабрике был поставлен туннельный горн системы Фужера. Мастера, работающие у Кузнецова, были русскими, передававшими свои секреты работы с материалом по наследству.

На протяжении всей истории завода Кузнецов постоянно совершенствовал свое предприятие, поэтому технологическая сторона исполнения из хорошей белой глины оставалась очень высокой. К тому же, визитной карточкой кузнецовских изделий была широкая палитра декоративных приемов, делающих их неповторимыми: использование различных видов глазурной, надглазурной и подглазурной росписей, золочение, деколь, печать, трафарет, шелкография, скульптурные детали, рельефы и ажурные прорези, которые делались вручную.

Все это было бережно сохранено в памяти кузнецовских мастеров, многие их которых продолжили работать на предприятии после Октябрьской революции. Знаменитая художественная лаборатория, организованная в 1934 году, дала заводу новое дыхание. Бывший Кузнецовский, впоследствии Конаковский фаянсовый завод, обрел сильный творческий коллектив, сыгравший огромную роль в упрочении отечественной школы художественного фаянса. Здесь работали замечательные художники: В. Фаворский, И. Ефимов, С. Лебедева, И, Чайков, Г. Кепинов, И. Слоним, А. Зеленский, М. Холодная, во главе которых стоял И. Фрих-Хар. Их задачей было направить производство в новое русло промышленной керамики, отразив в своих работах новое мировосприятие, сохранив при этом славные традиции кузнецовской школы.

Жизнь художественной лаборатории оживилась в послевоенное время. На Конаковском фаянсовом заводе работали такие мастера декоративно-прикладного искусства, как В. Филянская, Т. Подрябинников, Н. Литвиненко, А. Хихеева, И. Васильев, Г. Альтерман. Однако истинный расцвет предприятия в советский период произошел в 1960 - 1970-е годы, когда слава конаковского фаянса перешла рубежи нашей страны. На крупнейших отечественных и международных выставках стали известны имена таких художников. как Е. Гуревич, В. Сергеев, О. Гагнидзе, Н. Коковихин, В. Шинкаренко, Г. Вебер, Л. Солодков, Г. Садиков, Н. Гаврилов, братья Беляковы. Все эти художники разрабатывали образцы для массового тиражирования и создавали выставочные уникальные произведения, неоднократно награждаемые отечественными дипломами и высокими наградами на международных биеналле и конкурсах керамики.


7.jpg


В нынешнем юбилейном году Тверская картинная галерея проводит цикл выставок, в состав которых включены произведения этого предприятия, которые никогда ранее не экспонировались. Из всех российских музеев наша галерея владеет наиболее полной, обширной и качественной в художественном отношении коллекцией памятников этого предприятия, многие из которых сохранились в единственном экземпляре. (В 2006 – 2007 годах в фонды галереи было приобретено более 7000 произведений фаянса “кузнецовского” и “конаковского” периодов в дополнение к уже имеющейся собственной значительной коллекции). Вещи поступили из Кабинета ассортиментных образцов при Конаковском заводе, где хранились в течение двух столетий.

Дальнейшее введение этих памятников в научный оборот, их изучение и экспонирование может быть важно и интересно специалистам-историкам декоративно-прикладного искусства. Но, прежде всего, задачей юбилейных выставок, которые проходят в течение этого года в Тверском императорском дворце является то, что нашим зрителям предоставлена уникальная возможность познакомиться с превосходными образцами, выполненными на одном из старейших фарфорово-фаянсовых предприятий России.

Ольга Пиотровская, искусствовед
Источник http://gallery.tver.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google Adsense [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.