Сейчас: 29.04.2017, 21:20





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Фарфоровый дар Александра II музею Строгановского училища
Сообщениеlorik » 10.02.2011, 16:42 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фарфоровый дар императора Александра II музею Строгановского училища

Художественно-промышленный музей Строгановского училища был основан в 1864 году в царствование императора Александра II «на счет сумм, собранных по добровольной подписке ревнителей
отечественной мануфактурной промышленности». Важную роль в организации музея сыграл Виктор Иванович Бутовский — известный историк и педагог, прекрасный организатор, способствовавший международному признанию Строгановского училища. В 1868 году музей открылся для занятий и посещений, в нынешнем 2008 году мы отметили его 140-летие.


1.jpg



Александр II всячески содействовал созданию музея. Именно благодаря его покровительству музейное собрание пополнилось новыми экспонатами, а с 1899 года Художественно-промышленный музеум (как его называли тогда) стал носить имя императора. «Присвоение имени Александра II тем дороже нашему Музею, что в Бозе почивающий Государь был особенно щедрым благотворителем и, не забывая о нем среди великих государственных забот, не раз приказывал препровождать в оный ценные коллекции, особенно фарфора Севрского, Берлинского и Императорских Русских Заводов».

Специалистам почти ничего не известно о крупном «фарфоровом даре» императора Александра II нашему музею. Между тем переданная коллекция включала 140 фарфоровых предметов русского и западноевропейского производства XVIII–XIX веков. Полученный фарфор происходил «из Гатчинских и Петербургских сервизных кладовых и Монплезира». Именно под таким грифом эти экспонаты перечислены в «Указателе художественно-промышленного Музеума при Строгановском Центральном училище технического рисования», изданном в 1881 году в Москве (далее — Указатель).

К тому времени первое здание музея, располагавшееся в доме № 24 по Мясницкой улице, было разрушено, и началось строительство нового. Вся экспозиция размещалась в четырех комнатах. Некоторые экспонаты (гипсовые слепки) хранились в ящиках «за неимением достаточного места для выставки их в ожидании сооружения специального здания» (см. Указатель). Фарфор был размещен довольно скученно, однако предметы из царского дара экспонировались в двух отдельных шкафах в третьей комнате, посвященной русской и иностранной старине.


2.jpg



Помимо Указателя, в архиве нашего музея сохранился фотоальбом, в котором зафиксирована старая экспозиция, что позволяет существенно уточнить состав императорского дара, так как Указатель не имеет иллюстраций и не может дать полной информации о предметах. В нем также отсутствует четкое распределение предметов по прина-
длежности к тому или иному сервизу. Западноевропейские и русские вещи записаны (как и экспонировались) вперемешку. Обычно дата их изготовления не упоминается. В тех случаях, когда есть указание на марку, изделия Императорского фарфорового завода определить легче: маркировка, как известно, связана с конкретным царствованием и позволяет уточнить время производства изделия.

На основании Указателя и фотоальбома мы можем выделить предметы из нескольких известных европейских фарфоровых ансамблей, выполненных для русского двора, а также дополнения к ним, изготовленные на ИФЗ в разное время. Например, предметы из «Охотничьего сервиза» (Мейсен, 1760-е), из Кобальтового сервиза
(Вена, 1785–1786) и из двух Берлинских сервизов (1776 и 1778).

Факт передачи предметов из фарфора в Художественно-промышленный музеум Строгановского училища, а также их экспонирования здесь в течение почти 50 лет (вплоть до 1918) не был зафиксирован в документах и, соответственно, не был известен широкому кругу специалистов. Что касается непосредственно самого фарфора, то из оригинального состава изготовленного в Мейсене «Охотничьего сервиза» в Музеуме Строгановского училища находились 3 предмета. Еще 9 изделий были дополнениями, «доделками» к нему, изготовленными на ИФЗ в разное время: в царствование Екатерины II — 5, Николая I — 2 и Александра II — 2. Интересно, что одно из блюд «Охотничьего сервиза» воспроизведено на учебной работе — акварельном обмере учащейся III класса Императорского Строгановского училища К.В. Прохоровой. Здесь довольно точно передан и характер росписи,
и цвет фарфорового блюда, и, что очень важно, его размер (диаметр 42,0). Такое учебное задание, как и сегодня, требовало точного соблюдения масштаба. Изображенный предмет, по всей видимости, соответствует упомянутому в указателе «Большому круглому блюду», изготовленному на ИФЗ в царствование Екатерины II.
В музее Строгановского училища также экспонировались предметы, входившие в Кобальтовый сервиз, выполненный в 1785–1786 годы в Вене при посредничестве австрийского посланника графа Л. Кобенцля для поднесения наследнику русского престола великому князю Павлу Петровичу. Сервиз долгое время находился в Гатчине в Приоратском дворце.


3.jpg



Эрмитажный исследователь Н. Казакевич обратила внимание, что в реестре фарфора Гатчинского дворца за 1853
год фигурируют «чаши большие продолговатые с крышками» (terrine ovales), которые не встречаются в более поздних реестрах сервиза и, по ее мнению, не сохранились до наших дней, как и бутылочные и рюмочные ликерные передачи. Между тем в нашем Указателе значатся две «чаши суповых на ножках, продолговатые, с крышкою и двумя ручками», расписанные золотом по темно-синему фону и живописью цветов по белому фону, «венской работы». На фотографиях хорошо видны эти предметы — пара больших суповых чаш с крышками, что
позволяет сделать предположение: «утраченные» предметы на самом деле были переданы в наш музей, как и внесенные в Указатель «передача полубутылочная» и «передача рюмочная» (обе Венской фабрики). Всего же в музее Строгановского училища находилось 15 предметов Кобальтового сервиза, из них оригинальных венских — 11, один эпохи Екатерины II («Ставка на масло, с поддоном, круглая») и три — Николая I.
В нашем музее когда-то экспонировались 7 образцов севрского фарфора XVIII века с «бирюзовым фоном, с позолотой и живописью цветов по белому фону». В России предметы с таким же крытьем оказались в составе загадочного Зеленого сервиза, изготовленного в Севре в 1756 году и преподнесенного в 1758 году Людовиком XV
королю Дании и Норвегии Фредерику V. История нахождения указанного фарфора в России, как и история Зеленого сервиза в целом, пока до конца не выяснена. Однако известно, что он, вплоть до 1890
года, хранился в Гатчине, и что в его состав при поступлении в 1910 году в эрмитажную Галерею фарфора входили несколько севрских образцов. Они отличались от фарфора основного состава временем изготовления (1760) и цветом фоновой краски (не «vert», а «petit vert», как ее называли в Севре). Можно предположить, что и севрский фарфор из Музеума Строгановского училища когда-то хранился вместе с Зеленым сервизом. В нашем Указателе обозначены «чаша суповая, на ножках, круглая с крышкой» (ее аналог есть в Эрмитаже) и «чаша
студеная, большая — обе с бирюзовым (не зеленым. — А. Т.) фоном». Оригинальный сервиз в XIX веке был дополнен выполненными на ИФЗ глубокими и мелкими тарелками. В нашем музее находился только один предмет — «салатник круглый» производства ИФЗ (без указания марки).


4.jpg



Благодаря императорскому дару в музее Строгановского училища был представлен и Берлинский завод, в частности образцы Столового сервиза 1778 года, изготовленного по заказу Фридриха II для великого князя Павла Петровича. Все предметы были декорированы государственным российским гербом и гербом герцогства
Голштейн-Готторпского по белому фону. Всего в музее находилось 6 оригинальных берлинских предметов и по одному образцу выполненных на ИФЗ доделок времен Николая I и Александра II. В 1884 году части этого сервиза находились как в кладовых Зимнего дворца, так и в гатчинских сервизных кладовых, так что они могли поступить
к нам двумя путями. Любопытно, что, судя по старым документам, у нас в музее находилась одна из десертных тарелок, полученных в подарок великим князем Павлом Петровичем в Берлине в 1776 году в составе великолепного столового сервиза. На тарелке изображен план Чесменской баталии.

Такие тарелки с прорезным бортом (модель Antikzierat) были очень оригинально декорированы живописцем К.В. Бёме географическими картами и планами мест, где происходили основные баталии русско-турецкой войны 1770–1771 годов. В основе этих необычных росписей — цветные гравюры и карты, изготовленные по распоряжению командира русской эскадры графа Алексея Орлова.


Комментарий к файлу: Тарелка с цветочным букетом и прорезным бортом. ИФЗ. 1855–1881.
Дар императора Александра II. Фото старой экспозиции музея.
Конец XIX – начало XX. Архив Музея МГХПУ им. С.Г. Строганова

5.jpg



В Эрмитаже в настоящее время находится 9 таких тарелок, и образец из нашего бывшего собрания можно считать десятым экземпляром. Ныне эта тарелка находится в Государственном музее керамики в Кусково (ГМК «Кусково»).

Не меньший интерес представляют и русские вещи. Здесь стоит упомянуть несколько предметов из сервиза ИФЗ, обозначенного в нашем Указателе как «с позолотою и розовыми цветами». Всего отмечено 6 образцов фарфора с таким декором. Из них без марок — 4 (вероятно, эпоха Александра I) и 2 — эпохи Николая I.

Важно отметить, что почти все перечисленные сервизы в какое-то время находились либо в Гатчинском дворце, входя в его историческое убранство, либо в Сервизной кладовой Зимнего дворца, откуда они, скорее всего, и поступили к нам. Пока не ясно, какой именно фарфор поступил из петергофского Монплезира. Не удалось уста-
новить и точную дату передачи «фарфорового» дара императора Александра II. Однако мы можем ограничить ее хронологическими рамками: между 1868 и 1881 годами. В 1868 году музей был открыт для посетителей и вышел первый «Указатель», составленный Д.В. Григоровичем, в котором царский фарфоровый дар еще не зафиксирован. В 1881 году вышел второй Указатель. В этом же году скончался Александр II.

К сожалению, после революции при реорганизации Строгановского училища в Свободные государственные художественные мастерские, а затем ВХУТЕМАС Художественно-промышленный музей был ликвидирован, а его коллекции распределены по разным музеям страны. Тогда же затерялись и следы «фарфорового дара»
Александра II. Пока можно только предполагать, что большая часть его фарфора поступила в организованный в 1918 году ГМК «Кусково»: именно там находятся многие известные произведения из нашего музея, экспонировавшиеся в его залах и зафиксированные на старых фотографиях и в архивных документах. Так, со
всей определенностью можно утверждать, что в Кусково находятся некоторые предметы «Охотничьего сервиза» и берлинская тарелка с планом Чесменской баталии. Они не раз публиковались, и их легко узнать по старым фотодокументам.


6.jpg



Возможно, со временем мы сможем выявить среди мейсенского фарфора с цветочной росписью в собрании нашего музея еще некоторые произведения из царского дара. Но для этого необходимо точно проследить пути возвращения этих изделий к нам, доказать их принадлежность дореволюционному собранию музея Строгановского училища и тщательно сравнить их с фотографиями старой экспозиции. Сегодня с определенностью можно говорить только об одном сохранившемся у нас фарфоровом предмете из царского дара
императора — тарелке ИФЗ с букетом цветов и прорезным бортом, с маркой времени Александра II. Этот образец вернулся в музей в 1946 году из ГМК «Кусково» после воссоздания Строгановского училища в послевоенные годы в составе 48 других русских и зарубежных фарфоровых изделий.

Несмотря на еще недостаточную изученность вопроса, введение в научный оборот этой информации важно и актуально, поскольку изучение «жизни» музейных экспонатов в разные периоды представляет несомненный интерес. Надеюсь, что выявленные и собранные в Музее МГХПУ архивные и документальные свидетельства об этом малоизвестном «фарфоровом даре» Александра II будут полезны специалистам и исследователям, в особенности Петербурга и его пригородов, и помогут вновь «обнаружить» императорский фарфор сегодня.

Александра ТРОЩИНСКАЯ
кандидат искусствоведения,
главный хранитель Музея декоративно-прикладного и промышленного
искусства при МГХПУ им. С.Г. Строганова.

Журнал "Антик.Инфо" № 72/73, январь - февраль 2009


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.