Сейчас: 03.12.2016, 08:45




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Пролетарский фарфор
Сообщениеlorik » 07.02.2011, 19:05 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Пролетарский фарфор.

Забытые слова и старинные вещи – далекое эхо былого. В движении слов нам слышится отзвук минувших эпох, каждая из которых пристрастна к именам и названиям, рожденным ею. Ценинна – Порцелин – Фарфор. В первом – безымянность, затерянность белоснежного и хрупкого «китайского товара» среди сокровищ царских кладовых.
Porcelaine – порцелин – грассирующая изысканность речи русских европейцев екатерининского века и первая отечественная порцелиновая мануфактура на болотистых берегах Невы, пряный аромат драгоценных табакерок, и «восточная» роскошь дворцовых елизаветинских сервизов.

Персидское слово «фарфор» давно стало привычным для нашего слуха, и требуется некоторое усилие воли и воображение, чтобы отстраниться от образа обычного, бытового фарфора и уловить в нем былое обаяние раритета, высокого искусства-ремесла.

И вдруг диссонансом – агитационный фарфор! И еще резче – «пролетарский стиль в фарфоре».


001.jpg


Бурное послереволюционное пятилетие. Революция «учит» фарфор азбуке новой, неведомой для него ранее речи. «Кто помнит Петроград тех лет – выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безлюдные дома… – тот помнит фарфор на проспекте 25 Октября. Там, на белых блестящих блюдах горели красным звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие красногвардейцы, матросы, партизаны и шахматы. На большом блюде надпись в венке из цветов: «Мы превратим весь мир в цветущий сад». Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась советская страна», – таким помнится это время художнику и летописцу Государственного фарфорового завода Елене Данько.


002.jpg


На этих фотографиях можно увидеть коллекцию актеров А.С. Менакера и М.В, Мироновой, которая стала складываться в конце 1930-х – начале 1940-х годов.

В 20-х годах в фарфоре стал приобретать огромное значение текст и лозунги: «Кто не работает, тот не ест!», «Царству рабочих и крестьян не будет конца», «Не то важно, что есть, а то с кем есть», «Дети трудящихся спаивают труд и науку», «Пропади буржуазия, сгинь капитал».


003.jpg



Иногда пролетарский контекст, соединяясь со старой фарфоровой темой, порождает весьма курьезные художественные «находки». Фривольная полуобнаженная восточная красавица, именуемая теперь не турчанкой, а «Освобожденный Восток», взяла в руку газету с лозунгом – «Мой девиз – защита угнетенной личности» и с портретом Зиновьева.

Постепенно к концу 1930-х годов фарфоровая скульптура утрачивает свою «природную» декоративность и тематическую непринужденность и вступает в царство унылого натурализма и ложно-академической патетики.


004.jpg


Статья Ольги Сосниной из журнала «Наше Наследие VI1991″.


Источник: http://www.arhinovosti.ru.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.