Сейчас: 23.04.2017, 10:08





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Пролетарский фарфор
Сообщениеlorik » 07.02.2011, 19:05 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Пролетарский фарфор.

Забытые слова и старинные вещи – далекое эхо былого. В движении слов нам слышится отзвук минувших эпох, каждая из которых пристрастна к именам и названиям, рожденным ею. Ценинна – Порцелин – Фарфор. В первом – безымянность, затерянность белоснежного и хрупкого «китайского товара» среди сокровищ царских кладовых.
Porcelaine – порцелин – грассирующая изысканность речи русских европейцев екатерининского века и первая отечественная порцелиновая мануфактура на болотистых берегах Невы, пряный аромат драгоценных табакерок, и «восточная» роскошь дворцовых елизаветинских сервизов.

Персидское слово «фарфор» давно стало привычным для нашего слуха, и требуется некоторое усилие воли и воображение, чтобы отстраниться от образа обычного, бытового фарфора и уловить в нем былое обаяние раритета, высокого искусства-ремесла.

И вдруг диссонансом – агитационный фарфор! И еще резче – «пролетарский стиль в фарфоре».


001.jpg


Бурное послереволюционное пятилетие. Революция «учит» фарфор азбуке новой, неведомой для него ранее речи. «Кто помнит Петроград тех лет – выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безлюдные дома… – тот помнит фарфор на проспекте 25 Октября. Там, на белых блестящих блюдах горели красным звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие красногвардейцы, матросы, партизаны и шахматы. На большом блюде надпись в венке из цветов: «Мы превратим весь мир в цветущий сад». Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась советская страна», – таким помнится это время художнику и летописцу Государственного фарфорового завода Елене Данько.


002.jpg


На этих фотографиях можно увидеть коллекцию актеров А.С. Менакера и М.В, Мироновой, которая стала складываться в конце 1930-х – начале 1940-х годов.

В 20-х годах в фарфоре стал приобретать огромное значение текст и лозунги: «Кто не работает, тот не ест!», «Царству рабочих и крестьян не будет конца», «Не то важно, что есть, а то с кем есть», «Дети трудящихся спаивают труд и науку», «Пропади буржуазия, сгинь капитал».


003.jpg



Иногда пролетарский контекст, соединяясь со старой фарфоровой темой, порождает весьма курьезные художественные «находки». Фривольная полуобнаженная восточная красавица, именуемая теперь не турчанкой, а «Освобожденный Восток», взяла в руку газету с лозунгом – «Мой девиз – защита угнетенной личности» и с портретом Зиновьева.

Постепенно к концу 1930-х годов фарфоровая скульптура утрачивает свою «природную» декоративность и тематическую непринужденность и вступает в царство унылого натурализма и ложно-академической патетики.


004.jpg


Статья Ольги Сосниной из журнала «Наше Наследие VI1991″.


Источник: http://www.arhinovosti.ru.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.