Сейчас: 04.12.2016, 01:48




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Фарфоровых дел мастер
Сообщениеlorik » 07.02.2011, 18:35 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фарфоровых дел мастер

Сегодня в нашей исторической рубрике рассказ еще об одном иркутском предпринимателе, около 130 лет назад создавшем настоящую легенду, которая весьма успешно конкурировала с продукцией "поставщиков двора его императорского величества". Это история купца Перевалова и его хайтинского фарфора.


24_istor4.jpg


В былые года едва ли не в каждой семье иркутян и жителей области где-нибудь на тумбочке или трюмо стояла фарфоровая безделушка, а, может быть, тарелочка, произведенные на Хайтинском фарфоровом заводе. Тогда наш местный фарфор был доступен всем, и весть о нем гремела по всей России. Успех купцов Переваловых был оглушительным и ни с чем не сравнимым «блиц-криком» сибирской фарфоровой промышленности.

В конце XIX века лидером производства керамических иконостасов и одновременно Поставщиком двора его императорского величества являлось Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий

М.С.Кузнецова, учрежденное в 1889 году. Объединение включало 18 предприятий. Сам Матвей Кузнецов, внук основателя династии Терентия Кузнецова, открывшего в 1832 году первый завод в Гжели, являлся монополистом на российском рынке фарфоровофаянсовых изделий. С 1872 года на изделиях заводов Кузнецовых ставился государственный герб Российской империи, что являлось в тот период неким знаком качества.

Незадачи посудного рынка

Производство посуды в Иркутске имеет давнюю историю. Еще в 1747 году иркутский посадский человек Прокопьев запустил небольшой стеклоделательный завод. Лет сорок спустя после этого в двадцати верстах от Лиственичного мыса на притоке Ангары речке Тальцинке был основан второй в Восточной Сибири стекольный завод. Оба предприятия выпускали стеклянную посуду, оконное и зеркальное стекло.

После войны 1812 года новый владелец завода в Тальцах запустил цех фарфоровой посуды. Эти изделия имели очень низкое качество и спросом не пользовались.

Аналогичная ситуация сложилась с продукцией еще одной – Тельминской фабрики. Однако ее владельцы существенно увеличили номенклатуру выпускаемой продукции, пригласили мастеров с императорского стекольного завода и поставили новое по тем временам оборудование – гранильные машины и четыре плавильные печи.

Глиняная гора

В 1868 году в Иркутской губернии в районе речки Хайтинки, впадающей в Белую, впервые были обнаружены залежи каолиновой глины. Отсюда глину, добываемую на Голубичной горе, два брата-крестьянина Даниил и Филипп Переваловы из села Узкий Луг возили купцу Сыропятову, который выпускал горшки в предместье Иркутска на реке Ушаковке. Но горшки успехом не пользовались, и через год купец в качестве оплаты долгов продал Переваловым свою фабрику.

Предприимчивые братья на базе каолинового месторождения основали в 120 километрах от Иркутска Хайтинскую фарфорофаянсовую фабрику. Они купили у Сыропятова частично устаревшее оборудование и с помощью местных умельцев его усовершенствовали. Кроме того, построили большую водяную мельницу, вырыли пруд и запустили заволокуши – механический станок для разламывания руды. На фабрике заволокуши использовались для разрыхления глины. Обжиг первоначально делали прямо во дворе фабрики.

Несмотря на высокое качества сырья, в течение первых десяти лет фабрика выпускала грубую посуду. Дела не всегда шли ладно, и Филипп Перевалов в какой-то момент разочаровался в предприятии, отошел от дел и уехал. Правда, через несколько лет он вернулся, но заниматься фарфором отказался и перешел в более доходное по тем временам дело – мукомольное производство.


24_istor2.jpg



Таланты сибирской каторги

На выбор места строительства фабрики, находившегося в трех верстах от деревни Узкий Луг, повлияли исключительные свойства местной глины. По качеству она была сравнима со знаменитыми бельгийскими каолинами. Впоследствие переваловский фарфор ценился за особую прозрачность и тонкость.

Интересный факт. Вода в месте, где стояла фабрика, всегда была белой от концентрации каолина, и это позволяло рыбакам приносить хороший улов, так как в мутной воде ловить было легче.

При заводе возник поселок Мишелевка, получивший свое название по имени одного из первых на заводе искусных печников и горновых мастеров Николая Мишелёва.

Славу хайтинского фарфора в первые годы существования фабрики составили искусные мастера Барабанов, Еремин, Зубарев, Флеров, Борисов. Первую художественную роспись на фарфор наносили художники Т. С. Макаров и Ф. И. Неворотов.

Каолиновую глину из карьеров горы Голубичной, находившейся приблизительно в четырех километрах от завода, Даниил Перевалов возил теперь с сыном Иваном. В этих поездках они часто обращали внимание на каторжных, которых вели этапом. Поскольку в первые годы развития собственного дела у Переваловых средств было недостаточно для привлечения квалифицированных работников, они решили принимать на работу тех, у кого срок каторжных работ подходил к концу. К тому же сразу по освобождению большой оплаты такие люди требовать не могли. Это тоже играло в пользу Переваловых – они экономили каждую лишнюю копейку для бесконечной и непрекращающейся модернизации фабрики.

Это потом они позволяли себе приглашать мастеров из Москвы, но пока Переваловы дисциплинированно приезжали на станцию Половина и набирали себе в работники бывших каторжан.

Порой отец и сын в качестве специалистов по обжигу в Александровском централе брали на поруки тех, кому оставалось сидеть несколько лет. Кстати, как выяснилось позже, в царских тюрьмах готовили неплохих специалистов по многим отраслям отечественной промышленности. Например, у Переваловых появился человек по прозвищу Чай-Бай, он мог определить качество продукции еще до производства посуды «взяв» глиняную массу «на зуб».

Из Александровского централа к Переваловым попал горновой мастер и специалист обжига черкес Гоненко. Черкесов боялись, поэтому вариантов с трудоустройством у Гоненко вообще не было. Как оказалось позже, это было не единственное положительное в характере нового мастера. Гоненко мог определить степень обжига по дыму, идущему из печи.


24_istor3.jpg



Путь к золотой медали

После переоборудования фабрики и установки паровых машин, фильтпрессов, постройки обжигательных горен и приезда квалифицированных рабочих из европейской России завод начал выпускать высококачественную посуду. А уже в 1873 году на Иркутской промышленной выставке изделия из Хайты отметили большой серебренной медалью «За полезное».

Теперь фарфоровая посуда Переваловых своим качеством свободно конкурировала с фарфором, привозимым из центральной части России. Это был настоящий прорыв, оглушивший всю Восточную Сибирь своим успехом. Но эта особая страница в истории предприятия связывается уже с именем именно Ивана Даниловича Перевалова, который возглавил фабрику в 1880 году.

Молодой купец реорганизовал не только производство, но всю систему реализации товаров. Он создал «Сибирское Товарищество для производства фарфоровых, фаянсовых, хрустальных и гончарных изделий Ивана Даниловича Перевалова». Называние соответствало новому статусу: теперь фабрика была акционерным обществом. Было выпущено пять тысяч акций по 300 рублей каждая. Привлеченные средства помогли преодолеть технологические трудности.

По отзывам рабочих Иван Перевалов был душой фабрики. Он платил за дело и не скупился, если считал, что дело того стоит. Именно при Иване фамилию Переваловых в иркутских разговорах прочно связали с купеческим делом.

Он организовал Торговый дом Переваловых, который выпускал высококачественную продукцию для самых широких слоев населения. С того момента хайтинский фарфор полностью вытеснил с сибирского рынка продукцию западных заводов.

На ярмарках изделия Хайтинской фабрики продолжали получать медали. В 1887 году в Екатеринбурге фарфору Переваловых присудили серебрянную медаль «За трудолюбие и искусство», затем последовала награда в Нижнем Новгороде «За хорошее качество при значительных в Сибири размерах производства». Наконец в 1905 году на Всемирной выставке в Антверпене хайтинский фарфор удостоен высшей награды – Золотой медали.


24_istor1.jpg



Рецепт делового успеха

Ивану Перевалову принадлежит знаменитая формула успеха. Вот ее краткое содержание.

1. Все участники дела являются конкурентами.

2. Ежедневно необходимо доказывать свое превосходство и завоевывать авторитет среди профессионального окружения.

3. В своей деятельности предприниматели обязаны учитывать этические и правовые нормы, которые существуют в обществе.

4. Всегда признавайте во всем равноправие.

5. Деловые переговоры – это продуктивная дискуссия.

В свое время такой рецепт бизнеса у Ивана Перевалова заимствовали отечественные промысловики и организовали несколько охотоведческих хозяйств.

Рука социал-демократов?

23 августа 1907 года на купца Перевалова было совершено нападение.

Уже ночью Иван Данилович возвращался из Иркутска, где получил деньги за реализованную продукцию и бутыль жидкого золота, необходимого для нанесения специального рисунка на фарфоровой посуде. Поскольку бутыль доставляли по железной дороге из санкт-Петербурга, о факте возвращения купца в деревню было известно очень хорошо.

В нескольких километрах от дома пятеро злоумышленников подкараулили экипаж Перевалова и попытались захватить добычу, но лишь тяжело ранили купца. Иван Перевалов скончался у себя дома.

По одной из наиболее распространенных версий нападение устроил сын Ивана Даниловича, который приревновал отца к молодой мачехе – второй жене отца. Он и подговорил членов РСДРП, работавших в Хайте, на совершение нападения. Тогда это у них называлось экспроприация – ограбление богатеев с целью пополнения партийной казны.

Переваловская память

Теперь об Иване Перевалове осталась только память, увековеченная им самим в музее фарфора, который он основал при фабрике в 1880 году. К 1917 году собрание промышленника насчитывало более одиннадцати тысяч единиц хранения. Оно включало в себя великолепные образцы изделий завода Перевалова. Для любителей фарфора по музею и мастерским завода проводились экскурсии.

Фарфорово-фаянсовая продукция дома Переваловых отличалась необыкновенной белизной, чистотой и хорошим качеством. Благодаря Перевалову фарфор постепенно вошел в городской и сельский быт сибиряков.

Наилучшие образцы Хайтинского фарфора являются национальными сокровищами и по сей день. Очень много было выпущено супниц и тарелок, что входили в обязательный столовый набор XIX века. Они выполнены в виде круглых глубоких чаш, сужающихся к основанию. По сторонам прикреплялись фигурные ручки – валюты. Такие предметы расписывались вручную и украшались штампом «Фабрика И.Д.Перевалова в Иркутске». Штамп имел вид гнезда с птицей среди веток цветущего дерева. По краям штамп украшали изящные золотые линии.

В 1897 году при фабрике был построен храм Николая Чудотворца. Эта была одноэтажная деревянная церковь, но славилась она на всю Россию своим неповторимым фарфоровым иконостасом, изготовленным местными хайтинскими умельцами.

Продолжение истории фарфора

После смерти купца его капитал поделили наследники. Сын Ивана балагурил, промотал отцовские деньги в иркутских кабаках и еще до революции спился. Молодая, а лучше сказать – веселая вдова уехала в центральную Россию. Кто-то из родственников Перевалова осел под Москвой и попытался там организовать фарфоровое производство. А Хайтинскую фабрику после долгих склок родственников купил черемховский купец Щелкунов.

Гибель купца Перевалова не ухудшила работу Хайтинской фабрики. В 1911 году на выставке в Омске фарфоровые изделия получили еще одну золотую медаль.

В 1920 году фабрику национализировали и реконструировали, в частности, переведя формовочные станки на электроэнергию. Однако теперь она перешла на изготовление хозяйственной посуды, а с 1938 года – технического фарфора и электрофарфора для нужд области.

Марка «Сибфарфор» становится визитной карточкой Восточной Сибири – от Перми до Владивостока, в Монголии и Китае. В годы Великой Отечественной войны фабрика производила абразивные круги для отточки стволов орудий. После 1945 года хайтинцы выпускали столовый фарфор. Но традиция оказалась прерваной в постперестроечные годы, когда предприятие закрыли.

Сохранившаяся часть переваловского музея фарфора (около четырех с половиной тысяч изделий) хранится сейчас в Иркутске в областном художественном музее им. В.П.Сукачева.

Владимир Титов, кандидат исторических наук.
"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (24) Апрель - Май 2008 года
http://www.kapitalpress.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Yahoo [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.