Сейчас: 04.12.2016, 01:51




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Художники ЛФЗ с 1929 года
Сообщениеlorik » 17.01.2011, 15:31 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Художники ЛФЗ с 1929 года

Автор - Б.Н. Эмме, 1950 г.

С 1929 года на заводе им. Ломоносова стали работать и другие художники: Л. К. Блак, Т. Н. Беспалова-Михалева, М. Н. Мох и Л. В. Протопопова. М. Н. Мох специализировался на темах, взятых из жизни Ближнего Востока. В 1930 году им был расписан сервиз «Кустари на Востоке», трактованный в духе восточной миниатюры. Но наиболее типичным для него является исполненный в 1936 году сервиз формы «Тюльпан» с подносом на тему «Бахчисарайский фонтан».

В шестичастном делении круглого подноса, на фоне белых резервов развертываются эпизоды пушкинской поэмы; другие эпизоды этой же поэмы даны и на остальных вещах, входящих в сервиз. Неяркие, в слегка притушенной гамме цветовые сочетания, графически проработанный рисунок орнамента — таковы внешние признаки этой работы М. Н. Моха. И хотя прототипом здесь является миниатюра восточных народностей Союза, тем не менее в трактовке ее сказывается большая самостоятельность и своеобразие. Много мелких, украшенных миниатюрной росписью вещиц (пудрениц, брошек, флаконов и т. и.) было сделано Мохом помимо основных, крупных работ.

За последнее время художник внимательно изучал миниатюру Армении и, перерабатывая ее, сделал ряд очень интересных росписей: иллюстрации к поэме Шота Руставели и к произведениям армянского эпоса. Будучи призван в 1941 году в армию, художник после войны, к сожалению, не вернулся на завод для продолжения своей работы; однако он не прекратил вообще своей художественной деятельности, выступая как иллюстратор-график и с отдельными произведениями по росписи фарфора.

Одним из старейших художников завода является А. В. Щекатихина. На заводе она работает с 1918 года.

Особенностями своего творческого метода Щекатихина очень отличается от всех других живописцев художественной мастерской завода. Работает она и в скульптуре, и в области театра.

Тематика ее произведений очень разнообразна, но больше всего увлекают ее сюжеты русской народной сказки. Одаренность художника чувствуется как в композиционном замысле, так и в живописном его воспроизведении на фарфоре. За последние годы А. В. Щекатихина создала ряд росписей больших ваз на темы героического прошлого русского народа: «Александр Невский» («Ледовое побоище»), «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий».

Надо, однако, отметить, что Щекатихина не освободилась еще полностью от элементов импрессионистического восприятия. Это явление упадочного порядка, и хочется надеяться, что художник, одаренный, обладающий большой культурой, даст в дальнейшем более полноценные произведения. Наиболее слабым местом в творчестве Щекатихиной являются опыты ее в скульптуре, пластический материал воспринимается ею без учета его специфики, таковы кружки «Головы витязей», иллюстрации к басням Крылова «Кот и повар», «Слон и моська». Гораздо удачнее сделаны пепельница «Голубь» и миска «Рыба».

Из числа мастеров-живописцев еще дореволюционной заводской школы до сих пор работает на заводе А. А. Скворцов. Воспроизведение в живописи по фарфору любого произведения станкового искусства, в частности портретной живописи, — его специальность.

Портрет вождя народов И. В. Сталина на вазе «Победа» принадлежит к числу наиболее выдающихся его произведений. До этой работы им был написан также на вазах ряд портретов руководителей большевистской партии и советского государства (как, например, Серго Орджоникидзе и А. А. Жданов).

Большой коллектив художников-ломоносовцев, кроме перечисленных уже нами, располагает еще рядом квалифицированных и одаренных мастеров, каждый из которых обладает индивидуальными творческими особенностями. Таковы— Л. В. Протопопова, расписавшая сервизы «От тайги до новостройки", "Метро", "Поход Челюскина", "Челюскинцы" и давшая большое количество цветочных росписей орнаментального характера; Т. Н. Беспалова-Михалева, давшая роспись сервизов «Кировски, "Петроград" и самые разнообразные в декоративном отношении вещи, орнаментальные построения которых свидетельствуют о богатой фантазии художника.

Ранние сервизы художницы А. А. Яцкевич—"Комсод", "Московское метро" — близки к работам первых двух авторов^ но в последующих вещах индивидуальные качества Яцкевич дают себя чувствовать значительно ярче. К ее удачным произведениям следует отнести декоративные чайные сервизы "Золотая сеточка" (1945) и "Кобальтовая сеточка" (1946).

Сервиз "Кобальтовая сеточка" дает интересный и мало известный в прошлом технический прием, открывающий неограниченные возможности Для художественного оформления посуды: рисунок наносится на фарфор не кистью, как это бывает обычно, а специальным "кобальтовым карандашом", изготовленным химической лабораторией завода. Пока что это только один из первых удачных опытов применения цветного карандаша особого состава. В дальнейшем при изготовлении карандашей различных цветов (что вполне возможно) перед художником встанет задача овладения новым декоративным материалом.

Сервизы «Гипюровый», "Февральский" и чашка "9 Мая", работы этого же автора, соединяют лаконизм и сдержанность рисунка с определенным декоративным эффектом. Большим композиционным разнообразием отмечены работы Л. И. Лебединской. Ее сервиз «Золотая осень», повторяемый в массовом производстве, пользуется большой популярностью. Из числа художников, лишь недавно оставивших завод, необходимо отметить В. П. Фрезе, декора-тивные вазы которой, представляющие соединение двух техник — подглазурной и надглазурной живописи, неоднократно экспонировались на выставках.

В 1936—1937 годах художники завода исполнили ряд архитектурных деталей для подземных станций московского метрополитена: фарфоровые капители для станции "Киевская". Декоративные рельефы для станции "Площадь Свердлова" на тему "музыка и танцы народов СССР" исполнила Н. Данько.

Применение фарфора как декоративно-архитектурного материала было известно уже в глубокой древности на родине фарфора — в Китае. Последнее вооружение этого рода — фарфоровая башня — было разрушено во время так зазываемого боксерского восстания. Возрождение способов применения фарфора в строительстве — достижение советской архитектуры.

В 1937 году фарфор был применен для внешней облицовки фасада Химкинского вокзала канала «Волга — Москва» в виде барельефов, исполненных юд руководством Н. Я. Данько: И. И. Ризничем, М. Н. Мохом, Н. А. Кольцовым, А. В. Воробьевским., Т. С. Кучкиной, К. С. Рыжовым, М. Кирилловой, М. И. Лебединской, А. А. Скворцовым, А. А. Яцкевич, Е. П. Кубарской и Г. Н. Беспаловой. Большие фарфоровые пласты размером около полутора метров посвящены советской тематике и расписаны красками и золотом.

Применение архитектурно-декоративной керамики было распространено в русской архитектуре XVII — начала XVIII века. Это были большею частью облицовочные, поливные глиняные изразцы, дающие большой декоративный эффект. Употребление же для этой цели фарфора является пока лишь частным мучаем современной строительной техники.

Во время Великой Отечественной войны завод им. Ломоносова был эвакуирован в глубокий тыл; производство было переведено на удовлетворение нужд обороны страны. Многие художники вступили в ряды Советской Армии. Погибли сестры Данько, одна из которых была старейшим скульптором завода, а другая — тонким художником-живописцем, талантливым литератором и историографом завода. Безвременно ушли из жизни Т. С. Кучкина и Н. А. Кольцов., наиболее интересные и многообещающие из молодых мастеров.

После окончания войны многие старые мастера вернулись на завод. В настоящее время каждый из ведущих мастеров имеет свою индивидуальную мастерскую, в которой под непосредственным его руководством работают ученики, приобретающие навыки и художественную культуру в процессе самого производства. Значительно больший размах получили живописный и скульптурный цехи, занятые репродуцированием серийных и массовых вещей. Восстанавливается значительно пополненный музей завода.

На заводе, кроме художников старшего поколения — Скворцова, Ризнича, Щекатихиной, Воробьевского, Суетина и других, — работают скульпторы Воробьев, Семенов, Яковлева и другие. Важно отметить индивидуальные заказы, выполняемые для завода выдающимися современными мастерами советского искусства. Так, например, лауреаты Сталинской премии скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал исполнили в фарфоре бюст И. В. Сталина; скульптор В. Б. Пинчук исполнил для фарфора бюст А. А. Жданова, лауреат Сталинской премии А. Ф. Пахомов — скульптуры «С противогазом» и "Школьница"; А. А. Стрекавин — вазу "Физкультурный приз", В. Я. Боголюбов — фигуру "Джигит". Продолжается экспериментальная работа по поискам новых форм сервизов. Наиболее удачными следует признать опыты А. А. Лепорской — сервиз "Конусный" и С. Е. Яковлевой — сервиз "Рифленый".

Скульптор В. Л. Семенов дал несколько вещей: "Чашка с розой", "Флакон с розой", "Штоф", удачных по скульптурному оформлению. Особенно следует остановиться на скульптурах, исполненных для массового воспроизведения на заводе ленинградским художником Е. И. Чарушиным в послевоенные годы. Это фигуры животных: "Соболек", "Куница" и "Козленок", отличающиеся необычайно меткими характеристиками. Скульптуры Чарушина, по мысли автора, предназначались для детей, но по своему характеру далеко вышли за пределы так называемого детского жанра.

Трудно перечислить все работы, исполненные коллективом талантливых художников завода им. Ломоносова после войны. Наиболее значительная из них — гигантская ваза "Победа", преподнесенная заводом И. В. Сталину и находящаяся ныне в Третьяковской галлерее.

Центральное место в росписи вазы занимает портрет И. В. Сталина, написанный на фарфоре художником Скворцовым (по известному портрету художника Б. Н. Карпова). На противоположной портрету стороне вазы изображен салют победы — работа художницы Л. И. Лебединской, которая сделала для этой цели ряд предварительных зарисовок с натуры и, не ограничиваясь эскизами, написала законченное станковое произведение на данную тему. Золоченые орнаментальные украшения с цировкой, лозунги, эмблемы, живопись в медальонах и орденские знаки — также работы Лебединской. Это грандиозное и ответственное произведение, выполненное художниками-ломоносовцами, показывает большое профессиональное мастерство коллектива работников завода.

Многие художники завода награждены орденами и медалями СССР и являются признанными мастерами советского искусства—искусства социалистического реализма.

Нет сомнения в том, что успехи и достижения художников-керамистов не являются пределом их возможностей. Нашим художникам дано то, чем не располагает искусство других стран, — база социалистического общественного устройства, социалистической экономики, социалистической культуры. Именно благодаря этому советское искусство крепнет, растет и развивается беспредельно.

В нашем изложении мы все время следовали порядку сравнения производства Казенного и частных заводов, так как государственный завод, как первый по времени основания и высоким традициям мастерства, являлся ведущим предприятием художественной промышленности. Достижения его находились всегда в определенном взаимодействии с достижениями русских частных заводов.

Следуя этому порядку, необходимо будет сказать в заключение, к каким результатам пришли в настоящее время бывшие частные, а ныне национализированные государственные фарфоровые заводы. Как уже отмечалось выше, почти вся керамическая промышленность, сосредоточенная в дореволюционные годы в руках Т-ва М. С. Кузнецова, давала антихудожественные произведения и преследовала лишь узко коммерческие цели.

После Великой Октябрьской социалистической революции заводы Кузнецова поступили в ведение Народного Комиссариата местной промышленности и были совершенно перестроены в связи с задачами, поставленными перед ними партией и правительством. Самые крупные из них, находящиеся в Московской области, приобрели гигантский размах в смысле расширения производства и возможностей экспериментальной работы. На базе Дулевского завода (б. Гарднера) выросли по существу два предприятия:
Дмитровский фарфоровый завод по выпуску массовой, обиходной (но высокого художественного качества) посуды и Дулевская фабрика по изготовлению фарфоровых красок, ранее ввозившихся из-за границы.

В сравнительно короткий срок технология керамических красителей была освоена в Дулеве под руководством инженера Туманова. В настоящее время все русские фарфоровые заводы работают отечественными красками, превосходящими по качеству заграничные. Этой же красочной Дулевской фабрикой изобретены цветные фарфоровые массы. Из них одна (розовая) была весьма удачно применена в довоенное время в массовом производстве. Подобного метода сквозного окрашивания черепка фарфора западноевропейская техника не знает вовсе.

К работам на этих двух заводах (Дулевском и Дмитровском), а также и на Волховском привлечены крупнейшие московские художники-керамисты: Ефимов, Ватагин, Орлов, Сотников, Кожин, Бржезицкая и другие.
Волховский завод, сильно разрушенный фашистами во время войны, в настоящее время восстанавливается, остальные же работают на полную довоенную мощность.

Наибольшим успехом из работ Дмитровского завода пользуются сейчас скульптуры московского художника-скульптора лауреата Сталинской премии С. М. Орлова. Его предвоенная сюита «Цирк» имела большой успех благодаря своей жизнерадостности и нарядной красочной оцветке.

В последующих своих работах — «Конек-Горбунок» и «Сказка о рыбаке и рыбке» — художник более строг в пластике, неизменно изобретателен в композиции масс и их цветовой характеристике. Особенно ярко это сказалось в его последней скульптуре «Александр Невский». В настоящее время скульптор Орлов является бесспорно одним из ведущих мастеров керамической скульптуры.

Из живописцев этого же предприятия можно отметить Б. А. Педдера, давшего роспись сервизов «Оборонный» (1947) и «Оборона Севастополя» (1947), затем Тихонова, Смирнова и Федулова, исполнивших коллективно сервиз «Искусство народов СССР» (1940). Тихонов расписал сервиз «Коралловый)) (1947), Смирнов — сервиз «Китайский», и он же совместно с Федулевым — сервиз «Стилизованные птицы».

Тихонов и Смирнов работали также и по росписи ваз: «Русский орнамент» (1947), «Ваза с птицами» и «Кобальтовая с птицами» (1947). Из художников Дулевского завода особенно известны своими композиционными возможностями Леонов, скульптор Кожин, давший ряд превосходных вещей с подглазурной росписью, Сотников и другие. Почти как правило, изделия Дулевского и Дмитровского заводов по качеству черепка выше Ломоносовского завода в Ленинграде, но по форме изделий и их росписи Ломоносовский завод превосходит их.

Общий характер всего советского фарфора—радостный, красочный. Традиции высокого художественного мастерства продолжаются мастерами современности. Но тематика фарфора стала принципиально иной, чем в прошлом. Советский фарфор отличается своей актуальной тематикой и новой трактовкой сюжетов.

Искусство художников-фарфористов, направляемое руководящими указаниями партии, четко ставит задачи создания произведений, имеющих идейно-политическое и воспитательное значение. Массовые произведения наших фарфоровых заводов должны быть понятными по содержанию и доходчивыми по своим формам. Они должны воспитывать художественные вкусы потребителя. Надо не забывать, что фарфор, имеющий широкое распространение, во многих случаях является одним из первичных проводников художественной культуры в быту.
Фарфоровое производство растет и будет расти в дальнейшем.

Художественная продукция увеличивается; воспиталось новое поколение художников и мастеров; освоены отечественные материалы; устранена зависимость от западноевропейских красочных заводов; в связи с использованием фарфора в строительстве перед работниками открываются новые горизонты.

Все это показывает, что искусство художественного фарфора стоит на правильном пути и будет расти в соответствии с запросами нашей культуры и быта. Дальнейшее развитие этой отрасли художественной промышленности, а вернее — искусства, находится в прямом соответствии с теми решениями, с которыми неразрывно связана история и развитие всего советского искусства. Мы имеем в виду здесь те указания по вопросам искусства, которые давались неоднократно ЦК ВКП(б) и которые определили и сформулировали основные положения и задачи советского искусства. Они напоминают художникам, что произведения искусства не могут быть аполитичными, ибо у советского искусства нет и не может быть других интересов кроме интересов народа, интересов государства.

Все прикладное искусство в целом, художественный фарфор в частности, и художники, работающие в этой области, не могут остаться и не остались в стороне от общих задач, поставленных перед искусством партией и правительством. Порука тому — наличие объективных предпосылок и хорошо подготовленных художественных кадров. Как справятся с высокими, предъявляемыми к ним требованиями работники в области русского художественного фарфора, имеющего двухстолетнее славное прошлое, покажет ближайшее же время.

Источник http://keramika.peterlife.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.