Сейчас: 03.12.2016, 08:44




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Забытая мелодия для фарфорового «оркестра»
Сообщениеvillar » 06.01.2011, 16:04 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Забытая мелодия для фарфорового «оркестра»

Далеко не каждому художнику выпадает честь еще при жизни попасть на страницы энциклопедического издания. Жителям нашего города, супругам Василенко, в этом отношении повезло: в 2009 году статья об их творчестве была опубликована на страницах «Современной украинской энциклопедии».

Творчество Нины Ивановны и Юрия Ермолаевича Василенко хорошо известно многим дружковчанам: эти художники, по сути, явили собой целую эпоху в развитии «фарфорового дизайна». Их творчество совпало с периодом расцвета Дружковского фарфорового завода, и можно без преувеличения сказать, что престиж и конкурентоспособность этого предприятия во многом зависели от того вклада, который внесли в его развитие художники-фарфористы Василенко.

Сегодня Нина Ивановна и Юрий Ермолаевич находятся на заслуженном отдыхе: они пенсионеры. Впрочем, этот отдых во многом является вынужденным: если бы фарфоровое производство в нашем городе продолжало развиваться теми же темпами, что и при Союзе, художники-фарфористы наверняка нашли бы применение своему таланту. Сегодня же эти люди, имеющие огромный творческий потенциал, оказались не у дел. Между тем до сих пор их авторские изделия остаются непревзойденными: их фарфоровые сервизы, чайники и блюда привлекают ценителей совершенством форм, оригинальностью дизайна, плавными изгибами и затейливой росписью.

В Дружковском историко-художественном музее развернута выставка работ местных художников по фарфору. Гордостью музея являются работы Василия Ефремовича Ковальчука, который в течение 20 лет был главным художником фарфорового завода. Много здесь и других авторских изделий, каждое из которых — уже раритет. Достойное место среди музейных экспонатов занимает коллекция фарфоровых изделий, созданных Юрием и Ниной Василенко. Как складывалась жизнь этих художников? Почему они избрали именно такой вид творчества? Предлагаем вашему вниманию отрывок интервью с Ниной Ивановной и Юрием Ермолаевичем Василенко.


1001.jpg



- Скажите, пожалуйста, каким было ваше детство? Когда начали рисовать? Где и как познакомились друг с другом?

Н. И.: - Родилась я в городе Златополе на Кировоградщине. До шестого класса имела двойки по рисованию, но жизнь свела меня с замечательным педагогом, который привил любовь к живописи. У него был серьезный подход к делу: он ставил нам натуру, умел увлечь рисованием. Очень большую роль сыграл и мой отец, который смог в тяжелые послевоенные годы создать для меня все условия для серьезных занятий рисованием. Кроме того, я посещала художественную студию при дворце пионеров. Окончив школу, поступила во Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Там и познакомилась со своим будущим мужем.

Ю. Е.: - А я родом из России. Потом родители переехали в Украину, в Полтавскую область. Рисовать начал очень рано: сколько себя помню, на каждом клочке бумаги постоянно что-то пытался изобразить. Первый серьезный опыт в живописи я получил в народной художественной студии города Лубны под руководством члена союза художников СССР Василия Ивановича Семенюты. Именно он дал мне основу рисования. После службы в армии я стал студентом Львовского института декоративно-прикладного искусства, где и познакомился с Ниной. Мы учились в одной группе, и это были прекрасные годы нашей жизни.

- Помните ли своих преподавателей?

Ю. Е.: - Конечно, это были учителя высокого уровня. Они учили нас не только рисовать, но и самостоятельно мыслить. Это очень помогло нам в жизни. Когда мы после окончания вуза попали на Городницкий фарфоровый завод (старейший фарфоровый завод в Украине), мы были полностью готовы к работе. Наши чайные сервизы на первом же художественном совете в Киеве были отмечены с отличием. Ну, а потом мы приехали в Дружковку, стали работать на нашем заводе.

- Как рождается художественное изделие из фарфора? В чем трудность и своеобразие этой работы?

Н. И.: - Сначала рождается идея. Потом ходишь, думаешь, как претворить ее в жизнь, учитывая технические возможности (лепка, формовка, обжиг и так далее). Все начинается с нуля: делаешь модель, отливаешь собственными руками, смотришь, как это будет выглядеть, каков будет расход глины, а также каков расход времени при массовом производстве. Был жесткий план, и все учитывалось буквально до мелочей. Но я часто и план выполняла, и делала изделия сверх плана — для души. Такая творческая работа очень радовала. Однажды нам пришлось выполнять заказ по оформлению фойе библиотеки имени Леси Украинки. Было, конечно, трудно, но очень интересно. Муж выполнил эскиз люстры, нарисовал портрет Леси. Я работала над лепными украшениями (блюда и композиции на фольклорные темы и многое другое). Мы работали в течение девяти месяцев: успевали и на основной работе, и в библиотеке. И сегодня лепные украшения, выполненные нашими руками, радуют всех посетителей библиотеки, и это очень приятно.

Ю. Е. : - Физически было очень трудно, мы ведь вдвоем все обжигали. Арматуру нам делали на машзаводе. И в то же время мы успевали на основной работе делать сервизы, - в частности, сервиз «Ранок», который известен далеко за пределами Дружковки.

- У Дружковского фарфорового завода были и взлеты, и падения. Несмотря на всевозможные трудности, которые пришлось пережить вам (как, впрочем, и всему коллективу предприятия), вы, наверное, с теплотой вспоминаете людей, которые работали с вами рядом, вспоминаете весь рабочий процесс...

Н. И.: - Безусловно, было очень много светлых мгновений. Свою работу мы очень любили, ведь она так нужна людям. В каждый сервиз («Анна», «Иванна», «Ранок» и многие другие) я вкладывала всю душу. Запомнилась работа по оформлению фойе детской музыкальной школы: мы смонтировали стену из фарфоровых блюд на музыкальные темы.

Ю. Е.:- Мне очень нравится керамика. Могу также работать на гончарном круге, точить из гипса, делать модели из шамота. Нина Ивановна тоже очень многое умеет. Мы всегда старались вкладывать в работу всю свою душу, а иначе ничего не получится.

- Сегодня, к сожалению, ваше творчество не востребовано. Почему? Ведь в Дружковке немало частных фирм по производству фарфоровой посуды!

Н. И.: - Этим фирмам не нужны художники. Они сейчас используют все то, что было наработано в прежние годы. Тех образцов, которые ранее были созданы художниками-фарфористами (и, в частности, нами), хватит еще на долгие годы. Мне жаль, что мой опыт, знания, творческий потенциал фактически уходят «в никуда». А ведь у меня так много идей!..

- Какие человеческие качества вы цените выше всего?

Н. И.: - Порядочность и честность, — как в большом, так и в малом. Без этих качеств художник не может состояться. Да и человек, по большому счету, тоже не состоится.

Ирина Лубенченко
Источник http://dnl.dn.ua


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.