Сейчас: 08.12.2016, 13:55





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение Совфарфор
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 14.03.2011, 15:45 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Государственный Дмитровский фарфоровый завод.

Дмитровский фарфоровый завод (бывший завод Гарднера, а затем М.С. Кузнецова) был национализирован в 1917 году, но вначале испытывал большие экономические трудности. Поэтому в первый послереволюционный период деятельности завод изготовлял изделия по моделям Гарднера ("Старик на завалинке", "Сеятель", "Кормящая мать", "Гармонист", "Поваренок") и фигуры из серии "Народы мира" ("Киргизы", ""Болгарка", "Колош").

В 30-х годах начался самостоятельный поиск новых форм, новых сюжетов и образов. Скульптуры "Партизан", "Грузчик", "Матрос с подзорной трубой" композиционно выполнены удачно, но плохая роспись снижает художественную ценность изделий.

В 1953 году скульптор А.П. Завьялов создал для экспонирования на Международной выставке в Брюсселе скульптурную группу "Балда обыгрывает черта" по мотивам сказки А.С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде". Композиция тщательно продумана и талантливо выполнена. Автору удалось развернуть сюжетную ситуацию и передать с большим юмором и выразительностью характеристику персонажей Балды и черта.

Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда."

Возникший до революции Дулевский завод среди заводов Гжели был одним из самых крупных фарфоровых предприятий. Завод имел хорошее техническое оборудование. В советское время на Дулевском заводе имени газеты "Правда" дальнейшее техническое усовершенствование и поиски новых форм создаваемых предметов способствовали качественному улучшению изделий и увеличению объемов выпускаемой продукции.

Дулевский фарфор получил признание не только на внутреннем рынке, но и за рубежом, где он пользуется большим успехом. Для Дулевского завода характерна яркая жизнерадостная роспись по народным мотивам с щедрым дополнением позолоты. Дулевский фарфор не случайно называют "звонким чудом".

В области пластики творчество керамистов и художников завода отличается широким диапазоном тематики и разнообразием творческих манер.

В коллекции экспонируется работа П.Д. Кожина "Пробуждение Снегурочки", изображающая Снегурочку в момент пробуждения, - оригинальная самобытная статуэтка.

Скульптор О.М. Богданова - автор многих работ жанрового характера. ООтличительные свойства ее творчества - психологическое решение образа, поиск декоративного стиля при реалистической трактовке сюжета. В скульптуре "Маленькая хозяйка" автор с большой теплотой рисует образ девочки-узбечки, искренний, проникновенный, наполненный лирическим чувством.

Художники Дулевского завода часто обращаются к миниатюрным формам пластики, создают различные по темам композиции. В скульптуре "Борьба" удачное пластическое решение передает азарт и динамику спортивных состязаний. В работах, посвященных искусству танца, авторы стремятся выявить ритм и пластику. Национальное своеобразие в трехфигурной скульптурной группе "Русский перепляс",выполненной А.Д. Бржезицкой, чувствуются задорные, игривые интонации веселого народного танца. В композиции "Узбекский танец" передан плавный, проникнутый музыкальным ритмом танец узбекской девушки, грациозная замедленность движений ее гибкого тела.

В фигурках "Женщина с хлебом-солью" и "Женщина с самоваром" затронута тема русских национальных обычаев. Очаровательная маленькая скульптура "На качелях" выполнена в стиле лубка. Тарелка с лозунгом "Мир хижинам, война дворцам" (1958) расписана яркими "звонкими" красками Дулевского завода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 16.03.2011, 16:04 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Украинские фарфоровые заводы


Производство фарфора на Украине существует более 150 лет и занимает значительное место в развитии художественной культуры страны.

Мастера фарфоровых заводов в прошлом создавали образцы художественного фарфора высокого качества. Они использовали в своих работах богатые традиции украинского народного искусства. Но в конце XIX и начале XX веков творчество мастеров завода испытало отрицательное влияние модернистских течений, что выразилось в подражании западноевропейским образцам. В результате этого выполняемые изделия утратили чистоту стиля, национальные черты, снизился художественный уровень произведений.

После революции по-новому начала развиваться фарфоровая промышленность на Украине. События этого времени диктовали новые сюжеты, новые образцы, отражающие актуальную тематику.

Война 1941-45 годов приостановила развитие фарфоровой промышленности на Украине, многие заводы были разрушены, потребовалось длительное время на их восстановление.

Лишь в 50 - 60-х годах начался быстрый подъем деятельности фарфоровых заводов и улучшение качества выпускаемых изделий. Работы этого периода свидетельствуют о растущем мастерстве украинских керамистов и художников. Творчество украинских фарфоровых заводов созвучно эпохе своей жизнерадостностью и оптимизмом. Мотивы, в основном, черпаются из богатой сокровищницы украинского народного искусства и из наблюдений окружающей жизни.

Наряду с выпускаемой бытовой продукцией прочное место в творчестве керамистов заняла пластика.

Городницкий фарфоровый завод

Городницкий фарфоровый завод, основанный в 1799 г. в г. Городницы, - наиболее старый из всех фарфоровых предприятий на Украине. В 1882 году он перешел в аренду предпринимателю Зусману. Стремясь к наживе, Зусман пользовался выгодными для производства западноевропейскими образцами. Выпускаемые эаводом изделия были невысокого качества. В коллекции имеется соусник с маркой того времени, который свидетельствует о низком художественном уровне продукции.

После революции мастера завода живо откликнулись на текущие события злободневной тематикой, тщательно разрабатывая ее.

Скульптура "Урок стрельбы" (автор В. Трофимов, 30-е годы) изображает девушку, обучающуюся стрельбе из ружья. Удачно схвачена поза: весь облик говорит об эмоциональном накале, решительности. Лицо выражает непреклонную волю к достижению цели.

Жизненно правдиво выполнена композиция "Свинарка". Цветущая, веселая работница окружена своими питомцами. Работающий в области миниатюрной пластики скульптор А. В. Крыжановский создал парные фигуры "Гопак", которые пронизаны ритмом стремительной пляски. Хорошо передан силуэт и поза в фигурке "Боксер".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 18.03.2011, 16:17 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Барановский фарфоровый завод имени В. И. Ленина


Барановский фарфоровый завод был основан в 1803 году в с. Барановка. В конце XIX и начале XX веков его владельцем был Грипари и этот период характеризуется резким ухудшением выпускаемой заводом продукции, испытывающей влияние модернистских течений.

Барановский завод раньше других украинских фарфоровых заводов нашел путь к новым решениям, в особенности в области росписи. В 1920 году был открыт заводской музей, цель которого заключалась в собирании и сохранении старых образцов украинской культуры. Сейчас на Барановском заводе работает сильный творческий коллектив. При этом скульпторы и художники уделяют большое внимание созданию небольших статуэток, в которых звучит украинская тема.

Серия таких миниатюрных фигурок выполнена скульптором В. А. Сергеевым. Статуэтка "Пляшущая пара", несмотря на очень малые размеры, ярко передает темпераментный украинский танец.

Большой интерес представляет многофигурная композиция "Клоунада", созданная по моделям С. М. Орлова (1953), - набор вспомогательных предметов к столовому сервизу. Главную часть каждого предмета представляет фигура клоуна. В основу этой работы положена мысль создать такие утилитарные предметы, в которых человеческая фигура играет не второстепенную декоративную роль, а участвует в качестве конструктивного элемента. Каждый предмет набора (горчичница, солонка, подставка для яйца) изображает забавную сцену выступления клоуна. Эти фигурки могут служить остроумным художественным дополнением к сервировке стола.

Украинский сувенир "Матрешка" - маленькая грациозная фигурка танцующей девочки - работа неизвестного автора.

В коллекции экспонируется лоток с росписью, имитирующей украинскую вышивку крестом. Она выполнена в мягкой, сдержанной цветовой гамме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 19.03.2011, 14:09 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Коростенский завод им. Ф. Э. Дзержинского.


Коростенский завод, основанный в 1909 году, активно развернул свою деятельность в советское время.
Работающие на заводе одаренные скульпторы и художники нашли свой творческий путь, свое решение поставленных задач.

Большой вклад в творчество завода внесла талантливый скульптор В. М. Трегубова, обладающая индивидуальным творческим почерком, основанным на чуткой наблюдательности, изобретательности, фантазии и тонком юморе. Она умело создает яркие характерные образы и в особенности многофигурные композиции, убедительно передающие тематический сюжет. Уменье объединить отдельные фигуры в общую композицию - талант, искусство, которым В. М. Трегубова владеет в совершенстве.

Привлекает внимание созданная В. Трегубовой группа "Субботник", состоящая из десяти фигурок. В этой работе проявились не только талант скульптора в создании многофигурной динамичной композиции, но и стремление быть активным идейным пропагандистом. Эта композиция вводит нас в атмосферу праздничности, передает увлеченность и энтузиазм коллектива, идущего на коммунистический субботник. Каждая фигура проникнута энергией, бодростью, веселым настроением.

В выполненной В. М. Трегубовой многофигурной композиции на тему "Наталка Полтавка" (1967) по пьесе того же названия И. П. Котляревского, скульптор показывает традиции украинского свадебного торжества. В коллекции экспонируется только одна из фигурок этой группы "Сват" - обязательное лицо на свадебном празднике.

Подвыпивший, веселый он воспринимается как один из центральных персонажей в веселящейся толпе.

Очень колоритна фигура "Черевик" из многофигурной сюиты "Сорочинская ярмарка" по повести Н. В. Гоголя.
Не менее успешно и много работает В. М. Трегубова в области миниатюрной пластики. Темы ее произведений - окружающая жизнь. Жанровые сценки и отдельные фигурки достоверно жизненны и естественны. Весельем, жизнерадостностью отличается озорная жанровая сценка "На санках" (1956). Парная композиция "Частушки" (1956) передана с мягким юмором. С теплотой и поэтичностью выполнены детские фигурки-сувениры - "Сидящая украинская девочка" и "Сидящий украинский мальчик".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 21.03.2011, 14:12 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Киевский экспериментальный керамико-художественный завод

Завод основан в 1924 году, как экспериментальные керамические мастерские, к 1933 году он вырос в большое керамическое предприятие, которое приобрело важное значение в развитии украинского художественного фарфора. На Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе создаются типовые формы посуды, рисунки росписи и модели пластики, поступающие на другие заводы для массового производства. Эта работа выполняется видными скульпторами и художниками.

К лучшим работам, созданным на заводе, следует отнести произведения скульптора В. И. Щербины, мастера широкого творческого диапазона. Большое место в его творчестве занимают произведения по мотивам классических произведений русской и украинской литературы. При этом он стремится наиболее полно раскрыть в пластике литературный образ.

В. И. Щербина красочно, образно и с тонким юмором воссоздает в фарфоре отдельные сцены из произведений Н. В. Гоголя. Скульптуры: "Вакула и черт", "Майская ночь", "Заколдованное место", "Иван Иванович и Иван Никифорович" - переносят в своеобразный мир гоголевских творений.

Обращаясь к любимому сюжету - сказке, скульптор образно передает очарование сказочной фантазии. Мы встречаемся с любимым героем сказки "Конек-Горбунок" в его скульптуре "Иванушка с ларцем".

В. И. Щербина показал себя и как мастер больших развернутых композиций. Смело решена модель скульптуры "Садко", изображающая героя русских былин в сверкающем сказочном подводном царстве. В этом выразилась еще одна грань его таланта - способность к монументальному обобщению. И наряду с этим его увлечение миниатюрной пластикой позволяет любоваться симпатичными фигурками "Мальвина" и "Пьеро" из сказки "Золотой ключик", строгим четким силуэтом фигурки "Трубач".

Другой большой мастер завода, скульптор О. Л. Жникруп в ряде произведений часто обращается к бытовым темам. В композиции "Гармонь" скульптор отказывается от детализации. Ее пластическая манера проста и выразительна, образы глубоко правдивы.

В 1967 году Н. Г. Гонсалес-Воронежская выполнила ряд моделей сувениров. В коллекции представлены три миниатюрные фигуры сидящих девушек.

Полонский завод художественной керамики.

Полонский завод художественной керамики представлен на выставке рядом изделий: "Девушка с грибами" (автор Н. Ф. Бабик, 1965), "Девочка с санками" (автор С. В. Голембовская, 1955), "Зима" (автор К. К. Быстрицкая, 1968).
Скульптура "Тарас Бульба" К. А. Кузнецова представляет особый интерес: скульптору удалось создать выразительный образ сильного волевого запорожского казака. Хорошо разработана вся композиция и отдельные детали.

В заключении следует отметить, что представленная на выставке коллекция советской фарфоровой пластики знакомит с творческой деятельностью основных советских фарфоровых заводов. Она дает представление о высоком художественном уровне, творческом многообразии и сюжетной направленности фарфоровой пластики советского периода.

Из путеводителя выставки коллекции Е. М. Шпектор
Харьковский художественный музей 1978 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу Пред.  1, 2


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.