Сейчас: 07.12.2016, 12:28





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение Совфарфор
 Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном музее
Сообщениеvillar » 30.12.2010, 16:10 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.

0005.jpg


коллекции Екатерины Шпектор.jpg


Е. М. Шпектор

В Харьковском художественном музее экспонируется постоянно действующая выставка мелкой фарфоровой пластики, собранная одним из старейших харьковских коллекционеров Екатериной Михайловной Шпектор.
Е.М. Шпектор – врач по профессии, ветеран войны и труда, участница Великой Отечественной войны, и ее муж В. И. Блох, профессор Харьковского автодорожного института, автор ряда научных трудов, еще до войны увлеклись коллекционированием.

Вот как вспоминает об этом сама Екатерина Михайловна: «Другая сторона моей жизни была связана с увлечением волшебным миром искусства. Когда создалась материальная база (я работала врачом, муж - профессор института), я и муж смогли удовлетворить свою страсть к коллекционированию: я приобретала антикварные предметы, муж – картины. Но наша ценная коллекция пропала, когда я в 1941 году ушла в действующую армию, а муж был эвакуирован с институтом на север. По возвращении мы вновь обратились к прежнему увлечению: муж продолжал собирать картины, а я поставила перед собой большую цель – создать коллекцию, которая могла бы отразить историю развития фарфоровой пластики. Собрав 600 предметов, я и поняла, что такая ценная коллекция должна быть достоянием народа, и передала ее для экспонирования Харьковскому Художественному музею».

Это уникальное собрание зарубежной и отечественной фарфоровой пластики 18 – 20 веков экспонируется в музее на выставке, открывшейся 7 марта 1978 года. В последующие годы коллекция дважды пополнялась новыми произведениями, приобретенными Е. М. Шпектор, и в настоящее время на выставке представлено свыше 900 экспонатов.

Более трехсот образцов фарфоровой пластики советского периода из своей коллекции Е. М. Шпектор передала в дар Харьковскому художественному музею. Пополнение коллекции продолжается.
Поставив перед собой задачу – «осветить в коллекции историю развития фарфоровой пластики». – Е. М. Шпектор занялась доскональным изучением истории развития фарфоровых заводов, их деятельности и творчества отдельных мастеров.

Это помогло ей действительно придать своей коллекции строго продуманную направленность, содержательность и своеобразие. Е. М. Шпектор стала настоящим знатоком и ценителем этих уникальных образцов декоративно-прикладного искусства.

Большой фактический материал, накопленный ею в процессе собирательства и атрибутирования произведений своей коллекции, лег в основу путеводителя. Он написан популярно, живым образным языком, и может служить базой для учебных и научных целей, вспомогательным материалом для экскурсионной работы и для индивидуальных посетителей выставки.

Из путеводителя выставки коллекции Е. М. Шпектор
Харьковский художественный музей 1978 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 15.02.2011, 16:15 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Западноевропейская фарфоровая пластика.

Фарфор – удивительный материал, дающий возможность создавать волшебные произведения керамического искусства, в особенности в области пластики. Это – минеральная масса, основной частью которой является белая высококачественная глина. Впервые она была обнаружена в Китае близ города Чинг-те-чен, на горе Гаолин(Высокий холм), откуда произошло название глины – каолин. Для формовки и уплотнения этой мягкой, пластичной глины прибавляется полевой шпат и кварц (или алебастр). После соответствующей обработки, выдержки в определенных условиях и обжига получается фарфор. Фарфоровые изделия обладают весьма ценными свойствами: водонепроницаемостью, воздухонепроницаемостью, устойчивостью в отношении кислот и щелочей.

Особую красоту фарфору придает яркий белый мерцающий цвет. При легком щелчке предметы из фарфора издают мелодичный, поющий звук – «дзень». Поэтому китайцы называют свой фарфор «ТСЕНИ».
Обычно фарфор покрыт глазурью – глазурованный фарфор; изделия с матовой (неглазурованной) поверхностью называют «бисквитом».

Благодаря восприимчивости фарфора к цвету, краскам, живописная роспись, которой украшают изделия, подчеркивает индивидуальные черты создаваемого образа. При этом фарфор расписывается надглазурно и подглазурно.

Тайна, окружавшая секрет изготовления фарфора, давала пищу для разных предположений о способах его получения. Путешественник Марко Поло, который прожил в Китае 15 лет, привез в Италию китайскую посуду и ракушки, и итальянцы решили, что исходным материалом для получения фарфора служат ракушки, по-итальянски –порцелла (свинушка). Поэтому эти изделия получили название порцелин. Так назывался и первый русский фарфор. Персидские купцы, вывозившие фарфор в Европу, называли его «фахфур». Отсюда утвердилось окончательное его название – фарфор.

Несколько сот лет изделия из фарфора изготовлялись только в Китае, и их привозили в Европу по очень высокой цене для знатных и богатых покупателей. Большой поклонник китайского фарфора курфюрст Саксонский Август Сильный собрал огромную коллекцию этих изделий. По преданию, он однажды заплатил за несколько китайских ваз ротой своих солдат.

Многие европейские керамические заводы безуспешно пытались разработать способ изготовления фарфора. Все уловки предпринимателей получить китайский рецепт фарфора заканчивались неудачей. Китай ревностно хранил свой секрет под угрозой смерти тем, кто выдаст тайну изготовления фарфора.

Только в начале 18 века в Саксонии был основан первый европейский фарфоровый завод. История его такова: химик Иоганн Фридрих Бетгер, безуспешно работая по заданию курфюрста Саксонского Августа Сильного над способом получения золота из дешевых металлов – свинца и олова, открыл при содействии ученого Вальтера Эринфрида Чирнгауза другой источник «золота» - рецепт получения фарфора. Таким образом в Саксонии, в Мейсене был основан первый европейский фарфоровый завод. Дата его «рождения» - 1710 год – знаменательная дата , т. К. этому заводу суждено было сыграть огромную роль в развитии всей европейской фарфоровой мануфактуры.

Вначале продукция завода не отличалась хорошими качествами. Высокого уровня в техническом отношении и художественном оформлении достигли выполнявшиеся на заводе изделия с приходом в 1731 году талантливого скульптора Иоганна Кендлера, который проработал на заводе 43 года. С его именем связан «скульптурный период» и развитие стиля рококо, причудливого, нарядного вида оформления с извилистыми рельефными линиями, раковинами и иногда с ярко раскрашенными детальными украшениями в виде цветов и плодов. Кендлер добивался тонкого пластического решения в создании самых сложных композиций и отдельных образцов, в особенности в области миниатюрной пластики. Гармоническим дополнением к искусству пластики служила живопись талантливого художника Иоганна Герольда, создавшего свои замечательные краски и свой метод росписи. В угоду богатых потребителей продукции завод ставил целью выпускать изделия пышно декорированные, с нарядным художественным оформлением. Излюбленными сюжетами были аллегории , мифологические темы, частым персонажем которых был амур. («Резвящиеся амуры», «Переодетые амуры», «Наказанный амур»).

Завод выпускал серии фигурок очаровательных детей, «пути». Например: «Дети-садовники», «Дети-комедианты». На заводе создавалось большое количество скульптурок дам и кавалеров в пышных нарядах: изящны две фигурки «Охотница» и «Охотник», колокольчик «Дама в кринолине», относящийся к «Кринолиновой серии». Влияние Китая отражено в композиции «Приготовление чая» и двух чернильницах «Китаец» и «Китаянка».
В заключении следует отметить, что изделия мейсенского завода отличались высокими и художественными достоинствами. Они служили предметами подражания, их копировали на многих западных и некоторых русских заводах.

Мейсенский завод старался сохранить свой секрет изготовления фарфора, но в 1717 г. с завода бежал в Вену Самуэль Штельтцель, работавший с Бетгером 10 лет. Его опыт и знания содействовали тому, что в 1717 году был основан второй европейский фарфоровый завод в Вене. Вслед за этим в 18 веке в Европе возникли один за другим фарфоровые предприятия, причем секрет изготовления фарфора добывался любыми способами: переманиванием мастеров, промышленным шпионажем и т. п.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 16.02.2011, 15:59 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Но в Тюрингии изобретатель Георг Махейлед открыл необходимый материал и разработал самостоятельно рецепт изготовления фарфора. В 1760 году в Фолькштедте – провинции Тюрингии Рудольфштадт , был основан фарфоровый завод. Качество фарфоровой массы было несовершенным, иногда серого цвета, глазурь пузырилась, но хорошая художественная обработка, применение в декоре стиля рококо, придававшего изделиям своеобразие, и роспись сглаживали технические недостатки фарфоровой массы, и завод создавал прекрасные произведения искусства. Например: «Амуры на дереве» и «Амуры за трапезой», образцы 18 века, выполненные в стиле рококо, с рокайльными линиями, цветами, плодами. Две фигурки: «Ребенок с птичкой» и «Ребенок с шмелем» отличаются пластической выразительностью. Прекрасно выполнены три белые глазурованные скульптурки – персонажи сказок. Миниатюрные композиции на детские темы – «Дерущиеся дети», «Дети, распиливающие дерево» и др. изделия относятся к концу 19 века.

Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине, основанная в 1751 году, обладала высококачественной блестящей белой пластичной фарфоровой массой. Изделиям этого завода присуща тонкая разработка моделей и изящная художественная их отделка. Об этом свидетельствуют белые глазурованные аллегорические фигуры из серии «Месяцы года» (со знаками Зодиака) - «Август», «Ноябрь», «Февраль» (18 век); белая глазурованная фигурка «Мальчик с козликом» (18 век); цветная аллегорическая фигурка из серии «Времена года» - «Сеятель» («Весна», 18 век).

Во Франции многие керамические предприятия еще в 17 веке пытались разработать способ изготовления твердого полупрозрачного фарфора. Но только в 1738 году был основан первый французский завод в Венсенне. В 1756 году он получил название «Королевская мануфактура», а в 1759 году завод стал королевской собственностью. В 1768 году были открыты залежи каолина в Ламузине. По приказу короля Людовика ХV была сооружено большое здание фарфоровой мануфактуры в Севре, близ Парижа. В 1876 году Севрская мануфактура была перенесена на берег Сены, где находится и сейчас. Парижа. В 1876 году Севрская мануфактура была перенесена на берег Сены, где находится и сейчас. На заводе модели создавались талантливыми скульпторами: Клодионом, Фальконе и др. Изделия расписывались известными живописцами. Поэтому продукция завода была поднята до высокого профессионального и художественного уровня. Она обладала индивидуальными чертами, отличавшими ее от изделий других заводов.

Стиль рококо не получил здесь широкого развития. В конце 18 – начале 19 веков преобладал классицизм, который оказал влияние на характер изделий и др. фарфоровых заводов. В частности на Императорском фарфоровом заводе в России выполнялись изделия в стиле классицизма с конца 18 века до 30-х годов 19 века.
Первый период творчества завода характеризовался созданием крупных многофигурных сюжетных композиций, а также отдельных скульптур из белого матового бисквита. Строгие классические линии способствовали тонкому пластическому решению. Фигурка Севрского завода «Вакх-младенец» покрыта знаменитой, характерной для этого завода, густой бирюзовой глазурью и расписана золотом, что придает фигурке своеобразную прелесть.

Следует остановиться на миниатюрной композиции «Леда и Лебедь» - поэтической целомудренной любовной сцене. Поражает завершенность форм при столь малых размерах изделия, сдержанная роспись гармонирует со всей композицией. Три крошечных фигурки: «Придворный кавалер», «Придворная дама», «Барабанщик» чаруют своей четкой моделировкой и прелестью росписи. Бисквитные фигуры»Девушка с петухом», «Юноша с собакой», «Нищенка с ребенком», «Продавец газет» - изделия более позднего периода деятельности завода выполнены в реалистической манере. Высокое мастерство росписи можно отметить в фигуре «Дама в кринолине» (работа Дюзоля). Скульптуре «Флейтист» (работа Ричарда) четкий кружевной узор на белом фоне придает нарядность.
Изделия Севрского завода по изяществу и тонкости исполнения не имели равных среди продукции других заводов. И сейчас Севрская мануфактура отличается совершенством исполнения.

Венский фарфоровый завод, основанный в 1717 году, прошел через несколько периодов своей деятельности. Клавдий дю Пакье вместе с тремя компаньонами получил от императора Карла VI привилегию для открытия завода. Развитию производства фарфора способствовал бежавший с Мейсенского завода Самюэль Штельтцель. После возвращения Штельтцеля через год в Мейсен талантливый химик дю Пакье, освоивший технологию получения фарфора, продолжал руководить и совершенствовать производство, достигая хороших результатов.

Однако материальные затруднения заставили дю Пакье в 1744 году продать свое фарфоровое предприятие казне. Таким образом завод перешел к государству под именем Венской Императорской и Королевской фарфоровой мануфактуры. Были проведены мероприятия по улучшению технологии, расширению палитры красок. Периода расцвета Венская мануфактура достигла в два первых десятилетия 19 века. Талантливые мастера разных специальностей способствовали достижению изящной моделировки и ювелирно-тонкой росписи своеобразными красками венской палитры. Но политические события: захват Вены наполеоновскими войсками, временный переход венского завода в ведение графа Дару, интенданта Севрского завода, длительные материальные затруднения привели к ликвидации завода в 1866 году.

Образцы Венского завода: два маленьких фарфоровых флакончика в виде деревьев, вокруг которых играют дети, характерны для начального периода, когда фарфоровая пластика имела функциональное назначение. Позднее скульптура приобрела самостоятельный характер. Создавались яркие декоративные скульптуры, часто в стиле рококо. Образцы этого периода представляют «Любовная пара» и «Дама в бальном туалете» - нарядные фигуры, расписанные характерными красками завода. Маленькая вазочка иллюстрирует своеобразную форму и манеру письма талантливых венских мастеров.

Датский фарфор Копенгагенского завода представлен фигурками животных и птиц, которые позволяют познакомиться с интересной, приближающейся к натуре росписью, благодаря разработанному заводом методу подглазурной живописи. Этот метод получил большое распространение и был применен на разных заводах и, в частности, на Императорском заводе в России. Здесь в разработке этого метода удалось достигнуть прекрасных результатов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 24.02.2011, 19:58 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Русская фарфоровая пластика.


Русская фарфоровая скульптура возвращает нас к периоду зарождения фарфора в Росии, повествует о жизни страны, русского народа на протяжении более 200 лет существования фарфорофой мануфактуры, помогает воочию увидеть былое. Она знакомит нас с русскими национальными традициями, откликается на исторические, пережитые страной события. В ней можно проследить влияние литературных и художественных течений своего времени, стремленние затронуть злободневные темы в композициях, бичующих социальное зло. А после Октябрьской революции советская скульптура отражает ряд этапов революционной борьбы и становления советского хозяйства.

При этом каждое фарфоровое предприятие шло своим путем. Даже заимствуя образцы зарубежных заводов, русские мастера творчески перерабатывали их, соответственно своему художественному восприятию и стилю.
Т.о. русскую фарфоровую пластику следует рассматривать в целом как летопись страны, народа, рисующую разные стороны его жизни.

Истоками утверждения русской народной фарфоровой пластики можно считать творчество маленьких керамических мастерских Гжельского района. Создававшиеся ими скульптуры были несовершенными, анатомически неправильными, требующими иногда обработки изделий сплошной цветной глазурью для сглаживания технических дефектов. Они отличались простотой, часто казались наивными, но подкупали своей самобытностью, искренностью, правдивостью сюжета и выразительностью образов. Гжельские мастера никому не подражали, черпая свои сюжеты из окружающей жизни, они создавали своеобразные композиции, которые свидетельствовали о наблюдательности, юморе и таланте их авторов. Однако основные этапы развития русской фарфоровой пластики связаны с деятельностью крупных фарфоровых заводов.


Императорский фарфоровый завод

Первый русский фарфоровый завод - Императорский - был основан в 1744 году под Петербургом.
Русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов разработал рецептуру фарфоровой массы. Это плоды огромного длительного труда. Он дал теоретическое обоснование технологии производства фарфора.

Завод был основан по заданию царского двора, полностью подчинялся ему и почти вся его продукция предназначалась для замкнутого придворного круга. Задачей завода было удовлетворять эстетические вкусы заказчиков, диктовавших форму и содержание изделий. Выполнявшиеся произведения отличались безукоризненными художественными и техническими достоинствами, тонкой изящной отделкой. Излюбленной тематикой были сюжеты на мифологические темы, аллегории и "галантные" сцены. Это обедняло тематику создаваемых произведений и ограничивало творческие возможности мастеров.

Виноградов и его ученики, работая на заводе, изучали западные образцы, в особенности завода Мейсен, но они не копировали их, не подражали им. Русским мастерам была более близка простота гончарных изделий, чем модный в Евопе стиль рококо, с его вычурными линиями, массой лепных украшений и яркой росписью. Они самостоятельно искали свой художественный язык в фарфоре. Поэтому стиль рококо, перенесенный на русскую почву, приобретает новые черты, соответственно национальному восприятию и отличается большей простотой и более сдержанной росписью. Примером является фигура "Дама с амуром на коленях".

События в России конца 18 - начала 19 веков, победоносные войны, величие царского двора требовали другого стиля, отвечающего духу времени. Таким официальным направлением в деятельности завода стал классицизм.

Эстетика этого стиля не допускала бытовых прозаических деталей, нарушающих величие формы. Натуру надо идеалезировать - таков канон этого стиля. Величавость , парадность, строгие чистые линии,, сочетание матового белого фарфора с полированным и матовым золотом или сдержанной росписью неяркими красками - характерные черты классицизма, которые присущи ряду отдельных фигур и композиций. В этом стиле выполнена фигура "Спящий амур" - на прямоугольном основании - изящная белая фигура амура, расписанная золотом.

Выполненные в это время фигуры народных типов также подчинялись общему требованию - удовлетворять эстетические вкусы дворцовой и высшей знати. Приукрашенные, они не были ни национальными, ни народными. Фигура "Мальчик с тачкой" (С маркой "ПК" - " Придвоная канцелярия") иллюстрирует эти черты классицизма - строгое прямоугольное подножие, сочетание белого с матовым и полированным золотом. Это не крестьянский мальчик, а скорей античная фигура.

Особенно ярко выражен характер классицизма в скульптуре "Водоноска". Автор ее неизвестен, но, очевидно, ее следует отнести к началу девятнадцатого века. Удлиненные пропорции, строгий контур линий, четкий силуэт, величавость осанки, очарование, изысканная красота - все это создает идеальный образ (а не простую крестьянскую девушку), назначение которого создать возвышенное впечатление, не допуская ничего прозаического.

К 30-м годам девятнадцатого века стиль классицизма с его пластической строгостью. каноничностью и помпезностью декора исчерпал свои возможности и утратил роль доминирующего стиля завода. Появился интерес к более живым формам и сложному многоцветному декору. Традиции классицизма уступили место эклектизму. Вторую четверть 19 века можно считать началом упадка в творчестве завода. Этот период характеризуется отсутствием единого стиля. Наряду с возвратом к рококо - "второе рококо", на заводе выполнялись произведения в готическом, древнерусском и др. стилях прошлых эпох. Добившись виртуозного технического мастерства, завод значительно снизил художественное качество выпускаемых изделий.

Лучшими образцами этого периода является серия фигур народных типов, выпущенная в 1840 году. Особое внимание привлекает маленькая редкая фигурка "Уличный продавец галантереи", которая несмотря на малые размеры (высота 7 см), отличается законченностью формы, мастерской передачей деталей и гармоничной росписью. Так же хорошо моделирована и расписана другая фигурка этой серии "Уличный продавец обуви".

Интересны редкие статуэтки "Женщина с хворостом" и "Дама в маске". Фигура "Грек", возможно, является откликом на события того времени - борьбу греческого народа против турецких завоевателей.

Во второй половине 19 века на Императорском заводе художественной частью руководил немецкий модельмейстер Август Шпис.
Работы этого скульптора определили новое направление в творчестве завода. Внешне красивые, мастерски пластически разработанные и художественно расписанные его модели носили черты немецкой сентиментальности и отличались банальным содержанием. Но они отвечали вкусам придворной знати. Этот "немецкий стиль" в работах Шписа иллюстрируют композиции "Охотник с дочкой" и "Наставление" - сцены из жизни дворянства.
Особенно фальшиво звучали в моделях Шписа сцены из жизни русского народа. Они показали полное непонимание русских народных традиций. Композиция "Возвращение рыбака" - слащавая сцена в немецком стиле. Она далека от жизненной русской действительности, не рисует русского быта , не изображает подлинные черты русского человека.

В таком же стиле выполнена фигура танцующего мужика, наружность которого типична для изображения дворян в работах Шписа. Колористически сочно решена роспись фигуры "Мушкетер" работы скульптора Даладугина, но она является данью увлечения западной экзотикой.

Конец 19 и начало 20 веков - период полного упадка в деятельности завода. Творческое бесплодие, отсутствие самостоятельного стиля, подражание Западу, косность - характерные черты работы завода в начале 20 века.

Скульптура - редкий экземпляр в ассортименте создававшейся продукции. Эта рутина, царившая на заводе, вызвала протест талантливых скульпторов - керамистов и художников , работавших на заводе. Они стремились поднять творческий уровень завода, искать новые художественные пути и создавать оригинальные произведения.

Именно в этот период в создании моделей и образцов завода принимают участие не только керамисты, но художники-живописцы, в основном представители художественного объединения "Мир искусства". Многие художники-мирискуссники в своем творчестве обращались к традициям искусства 18 века, в частности к темам и образам искусства рококо. Пышная декоративность, изысканный колорит, утонченность форм, присущие рококо, подсказали им возможность расширить круг своей художественной деятельности и применить живописные поиски в области фарфоровой пластики.

Одним из первых художников-мирискуссников, который ощутил пластические достоинства фарфора , был живописец К. А. Сомов.

Сомов был виртуозом-колористом, постоянно работал над созданием своей неповторимой палитры красок. Сомовский колорит дает деликатнейшие комбинации сопоставляемых тонов. В своем творчестве Сомов проявил талант рассказчика, в совершенстве владея искусством передачи чувств. Каждая деталь выпоняемых им произведений служила общей задаче - рождению живого образа. Мастерски передавая неуловимые оттенки движения, Сомов в динамике раскрывал внутренний мир своей модели, а мимика, грация, жест допоняли впечатление.

Сомовым были созданы для Императорского завода три модели. Лучшая из них - "Дама, снимающая маску", выполненная в 1906 году, отражает все черты сомовского стиля. Дама одета в пышный костюм 18 века, волшебные сочетания красок которого характерны для сомовского колорита. Динамика, переданная в развивающемся плаще и в стремительности движения вперед, убедительно передает ощущение внутреннего импульса, а выражение очаровательного личика и жест дополняют общее впечатление. Но все же, это работа живописца: тщательно разработана передняя поверхность фигуры и нет скульптурной отделки тыльной ее части.

Большой интерес представляет редкое произведение - фигура "Пьяный Вакх". Она снабжена надписью " Блюменфельдт 1914". Автор работал на Императорском фарфоровом заводе, но своеобразие этого произведения дает основание предположить, что он входил в художественную группу нового направления, быть может "Мир искусства, т. к. его работа резко отличается по характеру и стилю от банальных изделий завода 20 века. Вся композиция, яркие декоративные сочетания красок, пластическая выразительность фигуры создают цельный художественный образ.

На протяжении многих лет существования, Императорский завод выпускал серии фигур "Народности России". В 1779 году они изготавливались по моделям Ж. Д. Рашетта и гравюрам в книге И. Л. Георги, где дано описание всех народностей, обитавших в России, но эти фигуры не были копиями с гравюр, а образно передавали типаж с изменением поз и деталий. В коллекции представлены более поздние образцы этой серии конца 19 - начала 20 веков, выполненные по моделям скульптура П. Каменского . Это фигуры грузные, мертвые, в застывших позах, с протокольной передачей этнографических особенностей костюмов. Они лишены чувства материала, не передают красоты и особенностей фарфора.

Только в скульптуре "Женщина Саратовской губернии" (1913 г.) преодолена застылость форм и она словно оживает в плавном неспешном танце: ритмические движения, наклон головы и шаг оказываются созвучны лиричности русского характера. Это позволяет считать, что не только этнография, но иногда и живые наблюдения служили скульптору материалом при работе над серией.

Заканчивая рассказ об Императорском фарфоровом заводе сыгравшем большую роль в развитии русской фарфоровой пластики, следует отметить две стороны его деятельности. С одной стороны на заводе издавались изделия высокого художественного и технического уровня, изыскивались технологические приемы и новые рецепты, совершенствовались, рафинировалась сама форма изделий и ее обработка. Имераторский завод являлся экспериментальной базой, готовил кадры квалифицированных мастеров. И в то же время изделия завода, при их внешней красоте, были лишены тематической содержательности, завод не выявил живой связи с народом, не отвечал его запросам, замкнулся в своем узком кругу. Это отличало деятельность Императорского завода от творчества частных заводов, которое корректировалось постоянноя связью с жизнью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 25.02.2011, 19:11 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Частные фарфоровые заводы

Завод Ф. Гарднера

Первый частный фарфоровый завод, основанный в 1766 году в с. Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии обрусевшим английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером , был ведущим предприятием наравне с Императорским заводом. Он оказал огромное влияние на частную фарфоровую русскую мануфактуру , способствовал пговышению художественного уровня других частных заводов.

Уступая Императорскому заводу в художественном отношении, завод Гарднера превосходил его в многообразии выпускаемой продукции и в разностороннем реалистическом отражении жизни русского народа.

Коллекция изделия завода Гарднера - наглядная его история, где можно проследить изменения стиля и содержания его произведений в разные периоды его деятельности. А сюжетная линия пластики дает возможность познакомиться с прошлым России, национальными ее традициями, историческими событиями, пережитыми страной, и разными направлениями в ее культурной жизни.

Гарднер был независим от правительства, самостоятелен в своей деятельности, но он выполнял заказы для царского двора и это наложило отпечаток на характер выпускавшихся заводом изделий, в особенности в первый период работы - в 18 веке. В угоду влиятельным великосветским заказчикам, поклонникам западного искусствва, завод выполнял фигуры согласно их вкусу , но подвергал их дополнительной переработки в соответствие с национальными традициями: скульптуры "Мальчик с клеткой", "Мальчик-садовник", "Мальчик с цветами" - не мейсенские жеманные, изящные дети, а крепкие, коренастые большеглазые ребятишки гарднеровского завода, напоминающие деревенскую русскою детвору.

На выставке представлена серия фигур девушек ("Девушка с бадейкой", "Ягодница", "Девушка , продающая ленты") сильно приукрашенные, согласно моде.

Гарднер был умным, талантливым предпринимателем, понимал, что , живя в России, он должен исходить из реальной жизни русского народа. Он изучал его быт, традиции, обращался к живой действительности. Он брал сюжеты непосредственно из жизни, был пионером в области реалистического отражения жизни русского народа.
Еще в 18 веке завод создал подлинный шедевр - чернильницу "Мужик, везущий на тачке связку дров".

Национальные традиции завода иллюстрируют фигура уличного борца и лихая традиционная пляска крестьян и крестьянок. Отдельные скульптуры отражают быт и труд русского человека: "Крестьянин, отбивающий косу", "Крестьянин, закусывающий в пути", "Продавец овощей" и др. жанровые сценки.

Особенно ярко зазвучала русская тема в серии фигур "Волшебный фонарь". События 1812 года вызвали подъем патриотических чувств народа, сыгравшего огромную роль в освобождении родины от врага. Это пробудило интерес к народу, и в 1817 году К. А. Зеленцов опубликовал серию брошюр под названием "Волшебный фонарь" с гравюрами, изображающими русские народные типы: селян, горожан, ремесленников, торговцев.

По этим рисункам завод выполнил серию скульптур "Волшебный фонарь". В коллекции имеется большая серия (кучер, вестовой, поваренок, странник) и серия малой формы (кучер, крестьнин, стекольщик).

Большое воздействие на характер продукции завода оказало прогрессивно-демократическое направление в живописи, школа передвижников, затрагивающая актуальные социальные темы. На заводе выполнялись скульптурные композиции в духе передвижников.

В 1857 году художник В. Г. Перов выставил картину "Прием станового на следствии", изобличающую взяточничество царских чиновников. Эта тема полужили источником для создания талантливыми мастерами завода интересной сатирической композиции "Суд станового", рисующей картину осуждения обманутого бедняка становым, подкупленным купцом. Выразительно выполнена фигура грозного надменно-чванливого станового, вершащего "правый суд". Основной "закон", которым он руководствуется - кулек с припасами у его кресла - дар купца. Бедняк стоит понурив голову - ему остается покориться несправедливости. В этом же духе правдиво отражен один из пороков русской жизни 19 века - алкоголизм. Ряд фарфоровых групп посвящен этой теме, обличая алкоголизм, как социальное зло. Скульптурная композиция "Женщина, поднимающая пьяного мужа" - картина горькой судьбы семьи алкоголика. Другую печальную картину рисует скульптурная группа "Трое пьяных", пляшущих под звуки гармошки. Выразительно правдиво переданы фигуры пьяных мужиков.

Еще одна язва русского общества царского времени - нищета - громко заявляет о себе в фигуре "Нищий инвалид". В ней достигается глубокое раскрытие образа: общий вид, поза, выражение лицаговорят о страданиях нищего, больного, молящего о помощи.

Наряду с крестьянскими типами завод выпускал в 70 - 80-х годах серию этнографических статуэток украинцев, великороссов и др. Хорошо, декоративно выполнена нарядная скульптура "Две украинские девушки".
Завод черпал также темы из литературных источников. Группа "Прощание Андрея с Мариной" - скульптурная иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Тарас Бульба". Затронута и театральная тема - в серии фигурок актера М. Щепкина в разных ролях.

К числу оригинальных, небольших размеров изделий относятся пробки для бутылок в виде голов литературных персонажей ( Плюшкин, Чичиков ), представителей разных национальностей (украинец, великорос, еврей), литературных деятелей. Особенно интересна редко встречающаяся пробка - сатира на реакционного журналиста Фаддея Булгарина, исполненная по рисунку карикатуриста Б. Степанова. Хороши миниатюрные жанровые сценки: "Помещица, передающая письмо лакею", "Две спорящие женщины" и другие.

Особую область деятельности завода представляет серия фигурок "блохоловок", а также серия обнаженных женщин, совершающих туалет, в которых удачно передана пластичность линий женского тела. Особый интерес представляет выполненная с юмором фигура обнаженной женщины с муфтой.
Большая группа композиций посвящена детской теме - лиричны, часто забавны и всегда трогательны сценки из жизни детей.

В коллекции можно проследить изменение стиля в творчестве завода в разные периоды его деятельности. Фигуры начала 19 века отличались строгими формами, сдержанной росписью.Позднее стиль приобретает черты рококо (подножие с рельефными рокайлями, пестрая раскраска).

В 60 - 70-х годах появляется тенденция приближения к натуре - выполняются фигуры из бисквита с блеклой росписью; достигается более реалистический образ, но художественная сторона изделия снижается.
При наследниках Гарднера постепенно падает качество выпускаемой продукции, и в 1891 году завод был продан М. С. Кузнецову.

Завод А. Попова

Другим ведущим предприятием , сыгравшим большую роль в развитии русской фарфоровой мануфактуры, был завод А. Г. Попова. Он оказал большое влияние на творчество частных русских фарфоровых заводов.

В 1806 году в с. Горбуново, Дмитровского уезда, Московской губернии купеец К.Милли основал фарфоровый завод, который приобрел в 1811 году А. Г. Попов.

Завод обладал большим запасом сырья фарфоровой массы превосходного качества. Лаборатория под руководством Попова разработала палитру красивых насыщенных красок, отличавшихся тональной чистотой и сочностью. На завод приглашали талантливых мастеров, творчеством которых руководил владелец. Благодаря этому выполнялись с большим мастерством высокохудожественные произведения, которые поражали прекрасной разработкой форм, сочностью колористического решения, что отличала индивидуальный почерк мастеров завода Попова. Что касаетс сюжетного содержания, то в практике завода можно отметить два периода его деятельности.

Первые два десятилетия - период увлечения западноевропейским искусством, когда стремление к общему художественному решению сочеталось с тщательной разработкой деталей даже в костюмах по рисункам модных журналов. Ряд скульптур жеманных дам и кавалеров, прекрасно художественно оформленных, но лишенных внутреннего содержания, - плоды первого периода его деятельности.

Завод копировал западные образцы и модели ведущих русских предприятий. В коллекции представлена композиция "Коломбина и Панталоне" и фигура "Дровосек" - копии моделей Кендлера (Мейсен), а также фигура "Водонос" - копия скульптуры, изготовленной на Императорским фарфоровом заводе.

К этому же периоду в работе завода относится тенденция отобразить в пластике персонажи зарубежной и русской литературы. Например: фигура "Негр Доминг" - один из персонажей романа "Поль и Виргиния" Бернардена де Сен Пьера.

В конце третьего десятилетия завод постепенно освободился от иноземного влияния. Изменился профиль творчества. Были созданы самобытные оригинальные национальные скульптуры на русские сюжеты, достигающие покоряющей художественной силы, благодаря тонкой моделировке и выразительности создаваемых образов.Завод сыграл большую роль в развитии национального декоративного русского фарфора. Особенно хороша его серия пляшущих мужиков, предающая свободные, полные жизни и огня движения. В коллекции представлен мужик, пляшущий под звуки балалайки. Очень большое впечатление производит редкая скульптурная группа "Пьяные, глумящиеся над стариком". она ярко рисует трагическую стадию проявления алкоголизма, когда потеря контроля над собой приводит к хулиганству. Ряд композиций на бытовые темы выполнены в реалистическом духе. Правдиво трактуется процесс труда в фигуре "Колесник", где удачно подан образ русского мастера, поглощенного работой. Эти реалистические черты особенно отчетливо видны в сравнении с фигурой "Садовник", выполненной на заводе в период увлечения западноевропейскими образцами, о чем свидетельствуют его костюм и манерная поза.

Исключительной тонкостью мастерства, безукоризненного в отношении пластики, четкостью, совершенством моделировки даже в разработке деталей, отличалась знаменитая миниатюрная пластика завода Попова. Фигурка "Пряха" лаконично рисует образ русской крестьянки за работой. В коллекции представлены и другие образцы миниатюрных изделий: "Военный и девушка на скамейке", "Охотник " и другие.

Завод выпустил большое число изделий на детские сюжеты. Коллекция дает возможность сравнить творчество завода в оба периода его деятельности на примерах этой тематики, выделить две характеризующих их группы скульптур. Фигурки детей в костюмах европейского образца: "Мальчик, стригущий овцу" , "Мальчик с ягненком на плечах", "Мальчик верхом на палочке", "Мальчик, кормящий собаку" - модели первого периода.

Другая группа - композиции, выполненные в русском национальном духе. Они отличались интересным сюжетным содержанием и правдивостью жанровых сценок. Группы "Дети, играющие в бабки", "Дети, собирающие ягоды", "Бабушка и внучка, собирающие грибы" - модели второго периода, для которого характерно стремление отразить подлинную жизнь русского народа. С юмором выполнены группы "Дети, рядящиеся в костюмы взрослых" и "Мальчик, собирающийся напугать спящего товарища".

Следует упомянуть имеющиеся в коллекции редкие экземпляры: статуэтка "Маймистиха" - фигура сестры милосердия,награжденной золотым крестом за помощь раненым во время боя; фигуре "Венецианский дож" благородная простота форм, строгая роспись золотом по черному фону придают величие. Менее удачна группа "Собака и заяц", в которой сцена охоты передана неубедительно и производит впечатление мирной игры собаки и зайца.

Завод был ликвидирован в 1879 году. Гипсовые модели перешли на завод Иконникова, а затем были проданы М. С. Кузнецову. Рецепты красок приобрел завод бр. Корниловых


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 26.02.2011, 20:28 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Завод А. Миклашевского

Богатый помещик Андрей Михайлович Миклашевский основал в 1839 году фарфоровый завод в с. Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии. Несмотря на короткий период его деятельности (22 года), Волокитинский завод оставил значительный след в развитии украинской фарфоровой мануфактуры, создал большое количество изделий разной формы и различного назначения. Они выполнялись на очень высоком художественном уровне, с большим профессиональным мастерством. Миклашевский был поклонником европейской культуры, в особенности французкой, в искусстве предпочитал стиль рококо.

Местность расположения завода была богата глиной прекрасного качества; для завода краски выписывались из-за рубежа. Под руководством приглашенного французского специалиста Дарта работали талантливые крепостные мастера. Изготовлявшиеся на заводе образцы отличались законченностью форм моделей, тонкой лепной отделкой и яркой декоративной росписью, часто в духе украинской народной живописи. Эти качества удовлетворяли вкусы основных богатых потребителей.

Коллекция представляет возможность знакомства с разными особенностями многостороннего творчества завода.Ряд фигурок манерных девушек и кавалеров в изящных туалетах в стиле рококо отражает влияние Запада. Эту часть продукции особенно ярко представляет скульптурка "Кавалер с цветком",детали которого тщательно разработаны. Это - одна из серии скульптур, оставляющих большое эстетическое впечатление, несмотря на отсутствие сюжетного содержания. Хороша миниатюрная композиция "Птичница" - изящная тонкая женская фигурка с группой кур.

Одна из областей творчества завода - выполнение скульптурных портретов видных русских и французских деятелей (Петр 1, Жанна Д' Арк и др.). В коллекции представлен скульптурный портрет Генриха 4 в доспехах, безукоризненно выполненный пластически и прекрасно расписанный. Наряду с этими реалистическими портретами на заводе создавались скульптурные шаржи и сатиры на исторических лиц. Коллекция обладает редкой парной скульптурой-сатирой "Кентавры"; нижняя часть фигур вместо традиционного туловища лошади изображает туловище леопарда, верхняя половина этих скульптур выполнена в виде бюстов дамы и кавалера в изящных костюмах 18 века - маркизы Дюбарри и короля Людовика 15, двух хищников, разорявших народ.

Неудачную попытку передать в пластике народные образы демонстрируют две фигуры-пепельницы "Украинка" и "Уральский казак". Безжизненность и скованность позы придают им вид кукол в маскарадных костюмах, художественно расписаных. Неудачно также композиционное решение этих скульптурок - приставленная сзади пепельница-раковина на вычурной подставке деформирует силуэт.

Волокитинский завод часто повторял модели других фарфоровых предприятий. Фигура "Мужик, плетущий лапти" воспроизводит модель завода Попова. Завод выпускал также большое количество предметов утилитарного назначения. Некоторые из них изготавливались в стиле рококо. Консольная полочка отличается сдержанным рисунком рельефных линий и скромной росписью. Более характерной для твочества завода является нарядная деталь (быть может, рамы для зеркала), эффектная в декоративном отношении с изысканным рокайльным рисунком лепки и с большим букетом в центре, расписанным в стиле народной украинской росписи. На заводе было выполнено монументальное произведение - иконостас для Волокитинской церкви. Отдельные его детали хранятся в разных музеях. В коллекции имеется фрагмет иконостаса, фарфоровый горельефи "Херувим" - прекрасная выразительная модель. Хорошо выполнена объемная пластика головы. Теплота и сочность цветового решения способствуют завершенности образа.

Завод выпускал изделия массового назначения - более скромные, но все же носящие черты стиля волокитинского завода. Образец этого вида изделей - вазочка. Ярко. достоверно выполнена композиция "Охота на оленя", в которой особенно выразительна фигура загнанного оленя. В 1861 году завод был закрыт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 27.02.2011, 17:28 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Завод братьев Корниловых

Это один из больших заводов, выдержавший конкуренцию и просуществовавший до революции, был основан в 1835 году в Петербурге. Благодаря хорошей технической оснащенности и механизации, а также привлечению больших специалистов (среди них с 1844 г. - француз Дарт) и квалифицированных рабочих завод опередил в техническом отношении другие фарфоровые предприятия, не исключая Императорский завод. За высокое техническое качество завод неоднократно награждался золотыми медалями на международных выставках. Большое внимание уделялось декоративному оформлению, которое особенно повысилось после приобретения рецепта красок Попова. Но фарфоровые изделия завода Корниловых были дороже продукции других фарфоровых предприятий и были доступны только крупной буржуазии, чиновникам, аристократам, вкусы которых учитывались при выполнении изделий. Прекрасные в техническом и эстетическом отношении, они были мало интересны по содержанию. Это такие образцы: "Девочка с птичкой", "Обезьяна с саксофоном", "Танцующий мальчик". Завод копировал изделия ведущих предприятий: фигура "Уличный продавец лубочных картинок" - модель Императорского завода из серии уличных продавцов (1840 г.), "Мужик с кувшином" - образец завода Попова, скульптура "Водонос с ведрами", возможно, также не является самостоятельной моделью.

Завод П. Козлова

По качеству и разнообразию продукции завод стоит впереди других Гжельских предприятий. Модели этого завода хорошо выполнены, отличаются выразительностью, отражая правдиво жизнь и типы простых русских людей. Повторяя темы Гарднера и Попова, завод трактовал их в соответствии с народными традициями. Это особенно можно отметить при сравнении выполненной им фигуры "Сбитенщик" - образ простого русского мужика - с одноименной моделью Гарднера из серии "Волшебный фонарь" - приукрашенной фигурой уличного торговца. Точно также фигура Доминга завода Козлова более проста, демократична, чем изящная фигура этой модели, выполненная на заводе Попова. Интересны другие народные сюжеты Козлова: "Крестьянин с вязанкой дров на спине", "Коробейник", "Крестьянин с лопатой".

Завод Терехова и Киселева

Завод в с. Речицы Бронницкого уезда Московской губернии основан в 20-х годах 19 века. Завод был одним из крупных русских фарфоровых предприятий. Выпускавшиеся изделия отличались большим разнообразием и хорошими техническими достоинствами. Например: "Мальчик с собакой на коленях", скульптура "Актер М. С. Щепкин".
Завод бр. Новых
Завод был основан в начале 19 века в с. Кузяево Богородского уезда Московской губернии. Этот завод представлен образцами: "Продавец рыбы", кружка "Голова гусара" (1810 - 1820 гг.)

Завод Сафронова

Завод Сафронова (дер. Короткая Богородского уезда Московской губернии) основан в 1830 г. Присоединен в 50-х годах к заводу в Дулево. Для изделий завода Сафронова характерны сочные цветочные росписи в народном духе и оригинальные орнаментальные мотивы в оформлении посуды. Эти черты выполняемой продукции сближают ее со стилем завода Попова.
Скульптура завода отличалась большим многообразием. Фигура "Щеголиха" выполнена в виде шаржа с нарушением пропорций, обобщением силуэта и яркой раскраской. Она отражает ироническое отношение к типу модницы. Другая модель "Дама в кресле", наоборот, создана в реалистической манере, тонко передает лирическое настроение женщины, погруженной в раздумье.

Завод Никиты Храпунова

Завод Никиты Храпунова (д. Кузяево Богородского уезда Московской губернии) создан в начале 19 века. Сатирическое изображение служителей культа в русском народном искусстве всегда отличалось правдивостью и остроумием: высмеивались попы, монахи, с задорной издевкой обличались пороки духовенства - жадность, пьянство, разврат. Такое направление в искусстве всегда преследовалось царским правительством. "Монах, несущий девочку в снопе" - антирелигиозная статуэтка, за которую Храпунов был наказан, а модели этой фигуры были уничтожены на заводе.

Завод В. Сабанина

Завод В. Сабанини (д. Власово Покровского уезда Владимирской губернии) существовал с 1848 по 1875 годы. Сабанин был родственником Попова, работал у него, и позднее на своем заводе копировал образцы завода Попова ("Девушка с вазой").

Завод И. Иконникова

Образцами завода И. Иконникова являются миниатюрные фигурки "Пряха", "Мужик плетущий лапти", выполненные по моделям завода Попова, приобретенными Иконниковым после ликвидации этого завода. Отсутствие росписи прекрасными "поповскими" красками снижают художественные достоинства фигурок.

В 1870 году в Париже известные русские художники основали керамическую мастерскую, изделия которой они сами расписывали. Сведения об этой мастерской опубликованы в журнале "Художник" (№ 10 за 1966 год) в статье И. Бродского "Найдено в Париже". Интересный образец работы этой мастерской представляет блюдо, на зеркале которого выполнен морской пейзаж, подписаннй художником А. Боголюбовым. По борту блюда имеется надпись славянским шрифтом: "1719 - 1879 Невское петербургское взморье. Какъ на матушке на Васильевскомъ острове молодой матрозъ корабли снастилъ о двенадцати парусахъ"

Большой интерес представляет также майоликовая скульптура "Сидящий слон", выполненная выдающимся художником-живописцем Михаилом Александровичем Врубелем.
М. А. Врубель, подобно К. А. Сомову и многим другим мастерам рубежа 19 - 20 веков, был художником с широким кругом интересов, работал в области монументальной и театрально-декорационной живописи, а также декоративной керамики. Свой керамические произведения Врубель создавал в частной керамической мастерской, находившейся в имении С. И. Мамонтова Абрамцево в Подмосковье. Многосторонний талант Врубеля проявился не только в пластической выразительности и цветовой изысканности его керамики. Художник обладал редким даром проникать в самую природу разных материалов, открывать и творчески использовать их новые технические возможности.
Он обратился к технике восстановительной майолики в скульптуре и монументальной керамической живописи. Используя в майоликовой скульптуре восстановительные глазури и люстры, Врубель добился богатства перламутровых и металлических переливов и отблесков. Этот своеобразный декоративный эффект достигается путем обжига изделий сначала в окислительной (с повышенным содержанием кислорода), а затем в восстановительной (с повышением содержания углекислого газа) среде.
Скульптура "Сидящий слон" в полной мере демонстрирует эти особенности майолики Врубеля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 28.02.2011, 13:06 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Заводы "Товарищества М. С. Кузнецова"

Основатель фирмы Кузнецовых - крестьянин Яков Васильевич Кузнецов открыл в 1810 году в Ново-Харитонове Гжельского района кустарное фаянсовое производство. Его сын Терентий построил в 1832 году в пустоши Дулево Владимирской губернии фарфоровый завод - основное предприятие Кузнецовых, которое развивалось и раширялось. Сюда был переведен в 50-х годах приобретенный у Сафронова фарфоровый завод. Но особенно в широких масштабах развернулась фарфорово-фаянсовая мануфактура при Матвее Сидоровиче Кузнецове. Он был талантливым коммерсантом и предпринимателем, учитывал требования рынка и соответственно направлял свою деятельность. Стремясь к получению больших прибылей, Кузнецов ориентировался на массовую продукцию, в основном посуду, механизировал производство и этим обеспечил хорошие технические качества изделий и их дешевизну. Применяя механический способ и в художественном оформлении изделий - трафарет, деколь, печать и т. д. - он добился еще большего их удешевления, рыночной рентабельности и хорошего сбыта у мещан и купцов. Но пошлое содержание и безвкусица в оформлении укрепило за продукцией завода Кузнецова нарицательное название "кузнецовщина".

Особенно плохо было поставлено дело изготовления пластики. Завод обладал прекрасными моделями заводов Сафронова, Гарднера, Попова, но изделия, выполнявшиеся по этим образцам не подвергались дополнительной обработке и для сглаживания технических недостатков покрывались глазурью невыразительных цветов, что резко снижало художественное качество выпускаемых фигур.

Образцами таких скульптур, изготовленных по моделям других заводов, являются: "Женщина, сбивающая масло", "Женщина, отжимающая лен".

Очень интересна композиция "Купеческая семья", подчеркивающая доминирующую роль купчихи в семье, а также выразительна скульптура "Пьяные на мостовой".

В этом потоке безвкусицы, однако, иногда выполнялись по особому заказу художественные произведения в духе старых гарднеровских традиций.

Благодаря обеспечению сбыта товара Кузнецов упрочил материальную базу и приобрел новые фарфорово-фаянсовые предприятия, владельцы которых, не выдерживая жесткой конкуренции и лишившись дарового труда крепостных после отмены крепостного права, были вынуждены либо ликвидировать свои заводы, либо продавать их Кузнецову.

Так в 1870 году был приобретен фаянсовый завод Авербаха, в 1891 году - завод Гарднера со всем оборудованием, и ряд других более мелких заводов. Таким образом Кузнецов расширил поле своей деятельности, основал ряд новых предприятий, открыл магазины и раскинул их сеть по всей стране. Захватив рынки фарфорово-фаянсовой промышленности в стране, он вынес свою коммерческую деятельность на Восток, вытеснив западных конкурентов. В 1889 году Кузнецов основал "Товарищество М. С. Кузнецова", а в 1902 году он получил звание придворного поставщика. К 1917 году Кузнецов владел 18 предприятиями фарфорово-фаянсовой мануфактуры. Из них 10 действует и в настоящее время.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 01.03.2011, 22:22 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Фарфоровая пластика советского периода.

Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова

После Октябрьской революции все частные фарфоровые заводы были национализированы. Императорский фарфорвый завод первое время почти бездействовал: старые сюжеты и формы не отвечали революционному духу этого периода и выпуск скульптур ограничивался только серией фигур "Народы России"с маркой без короны, с датой "1917". Фигура "Сайонская женщина" - образец этого выпуска.

Только в марте 1918 года завод был передан в ведомство Наркомпроса, и первый русский фарфоровый завод вступил в новую эру своей творческой деятельности. Он получил название "Государственный фарфоровый завод" и новую марку с изображением серпа и молота с фрагментом шестеренки. В 1925 году завод был переименован в Ленинградский фарфоровый завод с маркой "ЛФЗ" (впоследствии им. Ломоносова).

Резко изменились характер, направление и содержание продукции завода. Она была призвана отражать события текущего момента в жизни страны, призывать к революционной борьбе; при этом одна из задач заключалась в том, чтобы приблизить искусство к народу.

Сотрудники завода, талантливые художники и скульпторы, работали с огромным подъемом. Получив возможность свободного творчества, они могли воплотить новые идеи в своих произведениях, выявить свой индивидуальный почерк. На заводе было создано много прекрасных, талантливых произведений.

Художественное руководство на заводе осуществлял Сергей Васильевич Чехонин, талантливый художник-график. С его именем связано рождение агитационного фарфора - значительного явления в области декоративно-прикладного искусства.

Агитационный фарфор - один из ярчайших документов эпохи. Он донес до нас настроение революционного времени в высоко художественной форме. Выполнявшаяся на заводе посуда, чаще всего тарелки, снабжалась текстом лозунгов и эмблемами, призывающими к борьбе. В таком духе создана тарелка Чехонина "Борьба родит героев" - яркая надпись вплетена в растительный орнамент. На другой тарелке Чехонина изображены эмблемы Советской власти - серп, молот и шестеренка - на фоне скромного букета полевых цветов.

В создании композиции с лозунгами и эмблемами приняли участие художники, творчество которых характеризуется патетическим восприятием революции, попытками передать характером живописного решения дух революционной романтики. Эти настроения нашли отражение в своеобразных, оригинальных работах одной из наиболее талантливых фарфористок А. В. Щекатихиной-Потоцкой. Она приняла революцию как праздник, как радостное обновление и это сказалось на ее живописи, стремительной, озаренной радостью. Она ведет рассказ весело, непринужденно. Стилю Щекатихиной-Потоцкой свойственны острое чувство декоративности, сложные динамичные композиции, яркая красочность буйной зелени и цветов, пробивающихся всюду в стихийном беспорядке. Ее живопись заражена оптимизмом. В таком стиле выполнена ее работа - тарелка "Гармонист" (1920). В коллекции имеется ранняя работа Щекатихиной-Потоцкой - тарелка "Солнце" (1918).

Художник М. М. Адамович пришел на завод в 1918 году. Он расписывал тарелки видами старого Петербурга в духе романтизма. Эта тема получила у Адамовича своеобразное решение. Тарелки "Биржа" и "Ростральные колонны" - образцы этого вида его творчества. В монохромных неярких, серых, бледно-зеленых тонах росписей звучит романтическая героизация архитектуры на фоне разрухи. Она подчеркивает в первые годы после Октября незыблемость ценностей искусства для нового общественного строя.

Под влиянием Чехонина в 1919 году появилась новая тема в работах М. М. Адамовича - агитационное направление в его живописи. Его работы отличались высоким композиционным мастерством. В отличие от непосредственной, динамичной живописи Щекатихиной-Потоцкой, в которой рисунки росписи слагались стихийно, Адамович очень обдуманно строил свои композиции. В его живописи чувствовались бодрая энергия, уверенная воля, энтузиазм. Такова тарелка "Доброволец" с изображением героизированного образа воина-красноармейца с винтовкой в руках, наставленной на символически изображенных побежденных врагов; красные звезды и надпись "Октябрь. Красная Армия" утверждают общую идею.

Революция открыла новый этап и в истории развития фарфоровой пластики. Большая роль в этом направлении принадлежит скульпторам-фарфористам В. В. Кузнецову и Н. Я. Данько.

Скульптор В. В. Кузнецов за короткий период творчества (он умер в 1923 г.) оставил яркий след в деятельности завода. В фарфоре он первый создал скульптурный портрет Карла Маркса, он первый воспроизвел образ солдата революции в скульптуре "Красногвардеец": фигура юноши с винтовкой, который с уверенностью смотрит вперед и ощущает силу победителя - символ молодого государства, за которое борется рабочий.

Интересна серия кузнецовских аллегорических фигур, посвященных месяцам года - попытка воссоздать образ русского народа в его непреходящей силе. Особенно это ощущается в скульптуре "Дровосек" (Апрель), изображающей былинного богатыря в состоянии напряженного движения. Белый сверкающий цвет фарфора подчеркивает впечатление мощи образа.

Особенно большое место в деле пропаганды революционных идей и отражении в пластике революционных событий принадлежит ученице В. В. Кузнецова, талантливому скульптору-фарфористу, Наталье Яковлевне Данько. Каждое значительное событие этой эпохи находило отражение в ее произведениях. Очевидец великих событий, она передала революционный пафос в серии ярких, выразительных образов своих современниц, активных борцов революционной эпохи.

В скульптуре "Работница, вышивающая знамя" подчеркнута решимость женщины бороться за новую жизнь. Образ "Работницы, произносящей речь" рожден революционной эпохой, в нем читается характер активного агитатора, правдивый, безыскусный, глубоко раскрывающий духовный мир борца, полного горячих революционных стремлени.
Одна из лучших работ Данько "Матрос с цветком" - выразительный образ матроса, отражение живой действительности. Сегодня он беззаботен с цветком в зубах, но во всей фигуре чувствуется воля борца, готового сражаться насмерть за идеи революции.

Сестра Н. Я. Данько, талантливый живописец Елена Яковлевна Данько, расписывая изделия сестры, мастерским оформлением подчеркивала их художественную ценность.

Кроме того ей принадлежит самостоятельная скульптурная работа - фигура "Пробуждающийся Восток", образ восточной женщины, еще не порвавшей со старыми традициями, о чем свидетельствует чадра, закрывающая лицо, но уже захваченная новыми веяниями: она с жадностью читает газету с красной звездой.

Композиция "Буржуйка, продающая вещи" - работа А. Я. Брускетти-Митрохиной, яркая бытовая сценка, точно вписывающаяся в эпоху первых послереволюционных лет.

Гражданская война закончилась победой, накал борьбы сменился мирной жизнью, и перед страной возникли новые задачи практической творческой деятельности - ликвидация разрухи, восстановление промышленности.
Эта новая эра в жизни страны нашла отражение в творчестве Государственного фарфорового завода, определила новый период в его деятельности. Вместо строгих агитационных лозунгов, сыгравших ранее свою роль, на тарелках появляются сцены мирной жизни и труда. Тарелка ""Сеятель", тарелки с изображением фабрик и заводов - сюжетные композиции - образцы творчества художников завода того времени. Изменилось также декоративное решение. Появились яркие радужные краски и символические сюжеты и в тарелках С. В. Чехонина. Юбилейные тарелки, посвященные датам победы революции в работах Е. Б. Розендорф и Р. Ф. Вильде решены в виде красочных декоративных композиций. Тарелка, посвященная Третьему конгрессу Коминтерна, работы О. К. Татевосьяна, стилизована под старинную восточную миниатюру.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Коллекция Е. М. Шпектор в Харьковском художественном муз
Сообщениеvillar » 02.03.2011, 21:18 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Меняется также внешний вид и содержание фарфоровой пластики. Радость жизни, оптимизм, обращение к литературным сюжетам характеризуют творчество мастеров завода этоготпериода.

Очень большую работу проделала Н. Я. Данько, которая стремилась воплотить в пластике разнообразные явления окружающей жизни. Одно из лучших ее произведений этого периода группа "Гадалка" - жанровая сцена, которая дает глубокое раскрытие характеров персонажей: кокетливость девушки и хищный облик цыганки. Еще одна жанровая картинка "Ликбез по радио" отражает одну из сторон советской жизни - широко развернувшиеся мероприятия по борьбе с неграмотностью. Интересна фигурка "Бюрократ" - острая злободневная сатира.

Н. Я. Данько уделяла большое внимание скульптурным портретам современников. В созданном ею прекрасном портрете актрисы Зинаиды Рейх, исполняющей роль Эмилии в спектакле "Дама с камелиями", автору удалось подчеркнуть талант актрисы, добившейся полного раскрытия художественного образа героини. Композиция "Пушкин за работой" (чернильница) рисует облик поэта в момент творческого вдохновенного труда.

Одухотворенный образ сочетается с окружающими деталями благодаря удивительному пластическому решению, усиливающему впечатление. В скульптуре Анны Павловой в роли "Умирающего лебедя" строгая лаконичность пластических средств подчеркивает отточенность движения, упругую гибкость фигуры балерины.

В другой своей работе, посвященной теме танцы, Данько выразила формулу "жизнь - всегда движение" в трехфигурной композиции "Три плясуньи". Помимо мастерской передачи динамики, работу отличает глубокая психологическая трактовка образов. Триженщины, три характера, три танца. Одна величаво плывет словно пава, стыдливо опустив глаза, другая игриво зазывает партнера в круг, третья - огонь-девка, изогнувшись гибким телом, пляшет лихо, самозабвенно.

Очарованная поэмой Пушкина "Бахчисарайский фонтан" Данько выполнила на эту тему триптих: Гирей, Зарема, Мария.

Многофигурная композиция - шахматы "Красные и белые" интересна остроумным, образным решением каждой фигуры.

Ряд произведений Н. Я. Данько посвящен восточным темам. Скульптурная группа "За шахматами" правдиво передает настроение игроков: глубоко задумавшегося старого узбека и лукаво глядящей на него девочки. Другие работы на темы Востока - жанровые фигуры "Узбек за едой", "Молящийся мусульманин".

В созданных Данько бытовых фигурках открывается панорама картин из повседневной жизни: "Женщина с капустой", "Украинка с помидорами", "Женщина с серпом". Значительное число небольших фигурок относится к утилитарной пластике в творчестве Н. Данько: горчичница "Старуха", чернильница "Спящая женщина", пепельница "Сидящая крестьянка", колокольчик "Зубы болят", пудреница "Купчиха". В них чувствуется рука большого мастера. Они привлекают высокими художественными достоинствами, в них проявляется фантазия и изобретательность в выполнении сюжета. Эти вещи перестают служить только утилитарным целям, а доставляют эстетическое удовольствие.

Все эти и многие другие работы Н. Я. Данько характеризуют широкий охват явлений окружающей жизни, освещенных в ее творчестве с огромным дарованием.

Большой интерес к скульптурным портретам проявили и другие фарфористы завода.

Увлекаясь пленительными образами народной сказки, а затем обратившись к театральным образам Д. И. Иванов создал портреты Т. Карсавиной в роли Жар-Птицы и М. Фокина в роли Ивана-Царевича в балете "Жар-Птица" И. Ф. Стравинского.

Скульптурный портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова создан в 1922 году Я. А. Троупянским. Автор скульптурного портрета актрисы В. Н. Рыжовой в пьесе "Правда хорошо, а счастье лучше" А. Н. Островского, скульптор В. Ф. Рукавишникова, мастерски передала тонкое исполнение актрисой роли.

Интерес к творчеству завода проявил художник Б. М. Кустодиев. По его моделям выполнены в 1923 году фигуры "Гармонист" и "Плясунья", образы близкие героям его живописных произведений, - русские крестьяне, охваченные бурным весельем, радостью жизни.

Литература также нашла свое отражение в творчестве фарфорового завода этого периода. Интересны группы "Иванушка-дурачок и Конек-горбунок" - герой сказки П. П. Ершова и "Кумушки" (Ткачиха, Повариха и Бабариха, 1921) - персонажи "Сказки о Царе Салтане" А. С. Пушкина работы В. В. Кузнецова.

Своеобразные, интересные скульптуры были созданы А. В. Щекатихиной-Потоцкой - персонажи пьесы А. Н. Островского "Снегурочка" выполнена в характерном для автора стиле.

Скульптор А. Т. Матвеев представлен в коллекции двумя фигурами обнаженных женщин: "Женщина с туфлей" и "Женщина с тазом". Для его произведений характерна мягкая моделировка форм. Мерцающий блеск фарфора и прозрачные тени передают чарующую прелесть и нежность женского тела. Фигура "Женщина с туфлей" - поэтический образ женщины, погруженной в раздумье.

Интерес представляет фигурка "Псиша". Ее автор - Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина, художница и актриса.
Обладая природным вкусом и тонкой впечатлительностью О. А. Глебова создавала яркие, оригинальные произведения искусства. Ее талант художника-кукольника получил признание в Париже. Глебова выполнила три оригинальные фарфоровые скульптурки. Лучшая из них - "Псиша" - вариация образа, созданного художником С. Ю. Судейкиным в картине "Русская Венера". "Псиша" - героиня пьесы Ю. Беляева того же названия. Эту роль играла сама О. А. Глебова в Суворинском театре. Скульптура "Псиша" отличается причудливым изящным силуэтом, дающим возможность раскрыть особую красоту фарфора.

В коллекции представлены три фигуры Т. О. Давтяна из его серии "Восточные типы": "Перс с книгой", "Перс с трубкой", "Перс с блюдцем".

Выпущенные в середине 30-х годов по моделям Кукрыниксов бюсты К. С. Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова, В. Э. Мейерхольда, С. С. Прокофьева - дружеские шаржи, которые с тонким юмором рисуют портреты выдающихся деятелей культуры.

К 30-м годам относятся также выполненные на заводе следующие скульптуры: "Девочка с мячом" (автор О. Н. Мануйлова), "Туркменка, стирающая белье" (автор Н. Е. Муратов), "Афганка" (автор Е. И. Трипольская), "Тревожное донесение" и "Летчик с планшетом" (автор К. С. Рыжов).

Для творчества Ломоносовского завода 50-х годов характерны разнообразные по сюжетам скульптуры авторов Г. С. Столбовой и С. Б. Велиховой, создавших много моделей для производства. Оба мастера работали в одном жанре. Их творчество характеризует одна манера трактовки скульптурных форм. Они строили свои модели правильно анатомически, фиксировали внимание на деталях. Но в их работах не выявлялись красота и своеобразие фарфора, что обедняло скульптуры в декоративном отношении. Статичность фигур лишала их выразительности. Эти черты отмечаются в скульптурах Г. С. Столбовой "Негр-разносчик", "Узбечка с корзиной".

Те же черты характерны и для С. Б. Велиховой. В ее трехфигурной танцевальной группе плясуньи не воспроизводят ритма танца, и изображают только позу.

К 50-60 годам относятся выпуск следующих изделий: "Декрет о мире" (1957), работы Н. Я. Теплова, и "Матрос и девушка", выполненные З. Т. Якимовой.

Следует остановиться на работе Е. А. Янсон-Манизер. Ее излюбленная тема - классический балет. Свои работы она выполняла без росписи. В скульптурном портрете "Балерина Г. С. Уланова в роли умирающего лебедя" художница передала пластическую красоту и очарование созданного балериной образа.

Анималистическая скульптура - один из любимых жанров скульпторов Ломоносовского завода. Для скульптора Б. Я. Воробьева изображение животных - любимая тема. Он хорошо знаком с характерными особенностями разных животных, с их повадками и умело переводит свои наблюдения на язык пластики, делая фигуры живыми, естественными. Лишенные подножий фигурки зверей естественно и живо смотрятся на любой поверхности (полка, стол). Творчество Воробьева отличается большим разнообразием. В статуэтке "Тигр с мясом" скульптор нашел выразительный силуэт красивого гибкого сильного тела хищника, пожирающего мясо.

Частицу своего щедрого таланта уделил фарфоровой анималистической скульптуре художник В. А. Ватагин. В работе "Кошка" он мастерски изобразил животное, его характерную позу, пластичность, гибкость тела.
В коллекции отражено творчество другого анималиста В. Блохина, представленного скульптурами "Песец" и "Болонка".

Ленинградский фарфоровый завод выполняет большое количество прекрасных изделий для экспорта со штампами "Сделано в России", "Сделано в СССР".

Высокий художественный и технический уровень изделий завода обеспечил большой успех и спрос их за рубежом. Неоднократно на международных выставках и ярмарках они получали высокие оценки и награды.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.