Сейчас: 24.04.2017, 13:09





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Русский фарфор в собрании Ростово-Ярославского музея-заповед
Сообщениеvillar » 26.12.2010, 20:46 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Русский фарфор 18 – начала 20 века в собрании Ростово-Ярославского музея-заповедника



Вот уже пол века в Ростове Великом действует музей, основанный жителями города А. А. Титовым и И. Шляковым. В собрании музея коллекция русского фарфора насчитывает около тысячи экспонатов. Это изделия, выполненные на Императорском фарфоровом заводе, на заводах Гарднера, Попова, братьев Корниловых, Батенина, Товарищества М. С. Кузнецова, Гжели.
В результате развития торговых отношений с зарубежными странами. А также путешествий, совершаемых частными лицами, в России издавна были известны фарфоровые предметы из Китая и Германии. Производство же отечественного фарфора стало возможным лишь в 40-е годы 18 века благодаря трудам талантливого русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. С его именем связано начало истории Императорского фарфорового завода. Ученому удалось открыть секрет производства фарфора и наладить выпуск фарфоровых изделий. Кроме того он создал первый в Европе теоретический труд по производству фарфора.
Продукция Императорского завода предназначалась для дворцов. Модели раннего периода русского фарфора ориентировались в основном на саксонские образцы: белая посуда была украшена небольшими букетами цветов, изображениями птиц и орнаментальными лентами. Копией сервизной тарелки Мейсенской фарфоровой мануфактуры является тарелка с восточными мотивами, выполненная на Императорском заводе во времена Екатерины II: на белом фоне изображены дракон. Аист, ветка с цветами и жук, а по борту на рельефе в виде плетенки – ветки с цветами и бабочки.

DSC04155.JPG


В первой трети 19 века на Императорском фарфоровом заводе был изготовлен знаменитый Гурьевский сервиз. Его скульптурная часть выполнена по проекту профессора Академии художеств С. С. Пименова. Сервиз был заказан для Александра I в 1809 году, закончен в 1817-м. Однако на протяжении всех последующих лет 19 столетия к нему добавляли отдельные предметы. В общей сложности их в сервизе было около тысячи. Во многих музеях нашей страны можно встретить изделия из этого сервиза. Их украшают изображения фигур народов России, ремесленников и торговцев, пейзажи, выполненные по гравюрам Х.-Г. Гейслера, Е. М. Корнеева, Д.-А. Аткинсона и других художников. Большую часть сервиза составляли тарелки. Их темно-вишневые борта украшены антикизированным золотым орнаментом, различным для каждого изделия, изображены разносчик с корзинами и обручник, о чем свидетельствует соответствующая надпись на оборотной стороне изделия. Гурьевский сервиз – уникальное произведение русского классицизма в области фарфора.

DSC04156.JPG


С 1814 года на заводе стали применять редкий для фарфора вид декора – печатный рисунок. В этом отношении представляет интерес тарелка с изображением Триумфальных ворот города Гатчины. Оттиск выполнен с гравюры И. В. Чекского по оригиналу
С. Ф. Щедрина.

DSC04158.JPG


В 1828 году на Императорском фарфоровом заводе был создан «Золотой» сервиз в стиле ампир. Его предметы отличаются обилием позолоты и детально проработанным орнаментом на тулове чашек и блюдцах.

DSC04157.JPG


С конца 1830-х годов и в архитектуре, и в монументальной декоративной скульптуре, и в фарфоре прослеживается влияние историзма. Предметы быта отличаются сложными формами и богатым декором. Сервиз великого князя Константина Николаевича, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в 1848 году, украшен сложным орнаментом в русско-византийском стиле. Автором проекта этого сервиза, а также чашки с монограммой «ВККН» был художник и археолог Ф. Г. Солнцев. В росписи предметов преобладают красный и зеленый цвет, позолота. В Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее находятся четыре изделия из этого сервиза: две тарелки, овальное блюдо и ваза сложной формы.

DSC04159.JPG


DSC04160.JPG


В конце 19 столетия завод продолжал выпускать копии и варианты сервизов 18 века. В публикуемых предметах – тарелка, розеточка и чашка с блюдцем – использована система декора знаменитого сервиза Севрской фарфоровой мануфактуры 1780-х годов. На изделиях стоит марка завода времен Александра II. Предметы изящно орнаментированы тонкими золотыми линиями и завитками, по борту тарелок в картушах, украшенных рокайльными завитками, на фоне пейзажа изображены птицы.
В 1913 году по модели художника К. А. Сомова, разработанной в 1905 году была выполнена скульптура «Дама с маской». Она известна без росписи и в разных вариантах росписи, выпускалась небольшими тиражами, повторялась на заводе и в последующие годы.

DSC04161.JPG


Императорский фарфоровый завод не мог полностью обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка. Значительных успехов фарфоровое производство в России достигло благодаря деятельности частных фарфоровых предприятий. В 1766 году открылся первый частный фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера в Вербилках (ныне Государственный Дмитровский фарфоровый завод), который выпускал продукцию, отличавшуюся изяществом формы и высокой техникой рисунка. На нем по заказу императорского двора было выполнено четыре «орденских» сервиза, которые предназначались для торжеств в честь награжденных орденами св. Георгия, Владимира, Александра Невского и Андрея Первозванного. На предметах сервиза изображены ордена и орденские ленты.
Завод Гарднера выпускал также бытовую посуду. На тарелках с прорезными ажурными бортами, кофейниках, десертной корзиночке, которые находятся в Ростово-Ярославском музее, мы видим букеты с крупными цветами и пейзажи. Сложной формой и богатым декором отличаются предметы чайно-кофейного сервиза. Кофейник и чайник рокайльной формы, чашки и блюдца покрыты кобальтом, на темно-синем фоне сверкает золотой орнамент, а в медальонах на сером фоне написаны букеты и отдельные цветочки. Полихромная роспись подчеркивает изящество изделий.

DSC04164.JPG


DSC04165.JPG


DSC04166.JPG


На заводе Гарднера изготовлялись и предметы мелкой пластики. В экспозиции музея находятся статуэтки «Индюк» и «Козел с собакой», скульптуры из бисквита «Слепой нищий», «Игра в репку», «Сбитенщик», изображающие представителей простого народа.

DSC04169.JPG


DSC04168.JPG


Среди частных предприятий по производству фарфора широко известен был завод Попова, основанный еще в 1804 году К. Мелли в селе Горбунове Дмитровского уезда Московской губернии. Приобретя его в 1811 году, А. Г. Попов наладил выпуск изделий превосходных технических и художественных качеств. Их ассортимент был самым разнообразным: сервизы, чайная и столовая посуда, так называемая трактирная посуда и статуэтки, пользовавшиеся в 19 веке большим спросом. Среди статуэток отдельные фигуры охотников, крестьянок, есть и сюжетные композиции, например, скульптура «Азия» в виде сидящей на верблюде женщины в длинном платье с короной на голове и скипетром в руке. Это произведение является вариантом модели Мейсенской мануфактуры, как и скульптурная композиция «Венера с Бахусом». На заводе Попова изготовлялись также предметы мелкой пластики, изображающие животных.

DSC04171.JPG


DSC04174.JPG


DSC04175.JPG


В коллекции музея представлен сервиз с так называемыми романтическими пейзажами – на тулове чайника, чашки и блюдца изображен пейзаж с архитектурными постройками. Интересен по своей композиции заварной чайник на подставке-грелке, украшенный готическими мотивами и пейзажами, его рельефные детали подчеркнуты позолотой. В виде раковины на заводе Попова были выполнены чашка и нижняя часть кувшина, на темно-вишневом тулове которого выделяются светлые цветы. Ручки у чашки и кувшина исполнены в причудливой форме красных кораллов.

DSC04172.JPG


DSC04173.JPG


Небольшим числом экспонатов в музее представлены заводы Батенина и братьев Корниловых в конце 19 века был изготовлен заказной сервиз, на белом фоне каждого предмета выделяется герб ростовских дворян Леонтьевых. Причудливой сложной формой отличается чайный сервиз с голубым крытьем, цветочной росписью в резервах, позолотой и ручками, напоминающими кораллы.

DSC04181.JPG


Гжельский керамический район, где существовало множество мелких предприятий, изготавливающих посуду и предметы мелкой пластики, с 19 века тоже начал выпускать фарфоровую посуду. На небольших заводиках работали всего несколько человек, например, до десяти, которые занимались формовкой посуды, ее обжигом и росписью. Фарфор Гжели, известный и в наше время, несет на себе отпечаток народной керамики.
Излюбленным украшением посуды были букеты из мелких цветов с крупными розанами на белом фоне.

DSC04177.JPG


Примечательны и статуэтки, отражающие жизнь и нравы разных слоев населения России. Немного упрощенная, грубоватая трактовка фигур сглаживается яркой росписью, напоминая тем самым лубочные картинки, как например, статуэтки «Женщина у надгробного памятника», «Плясун», «Женщина с павлином», «Дворник».

DSC04179.JPG


DSC04178.JPG


Рисунки и сюжетные композиции часто заимствовались с крупных фарфоровых предприятий страны, но у народных мастеров Гжели они принимали совсем иной вид. В тридцати деревнях и селах производили предметы быта из прославленных гжельских глин. Известны заводы братьев Новых и Фомина в деревне Кузяево, завод Храпунова-Нового, предприятие Тереховых и Кисилевых, а также заводы в деревнях Жирово, Турыгино, Бехтеево и других. На заводе Храпунова-Нового изготовлен чайный сервиз, на предметах которого изображен рог изобилия с цветами. Большая часть этих изделий покрыта позолотой и расписана золотым орнаментом.

DSC04182.JPG


19 век в России отличался быстрым развитием капиталистических отношений, интенсивным ростом заводов и фабрик. Перешли на новые формы работы и фарфоровые предприятия. Когда речь идет о конце 19 – начале 20 века, нельзя забывать о деятельности М. С. Кузнецова, сумевшего завладеть почти всеми фарфоровыми заводами страны: в Вербилках, Гжельском районе, Дулеве, в деревне Песочное Ярославской губернии и в других местах. Объединенные им предприятия стали выпускать посуду высокого качества и в больших количествах. Продукция заводов хорошо раскупалась, что способствовало расширению предприятий Товарищества М. С. Кузнецова.
Ловкие предприниматели сумели так поставить дело, что с ними уже не могли соперничать мелкие заводы. В коллекции музея находится несколько предметов, изготовленных в конце 19 века на предприятиях Товарищества М. С. Кузнецова для массового потребителя. Чайник, чашка с блюдцем, сливочник и перечница украшены рельефными деталями и золотыми отводками.

DSC04185.JPG


Скульптура «Крестьянка, сбивающая масло» выполнена из бисквита (неглазурованный фарфор).

DSC04184.JPG


Бокал с крышкой и блюдце украшены цветочной росписью по нежному розовому и голубому фону, ручки позолочены.

DSC04183.JPG


Коллекция русского фарфора Ростово-Ярославского музея дает наглядное представление о развитии этого вида декоративно-прикладного искусства в художественной жизни России.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.