Сейчас: 04.12.2016, 12:10




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Русский фарфор в собрании Ростово-Ярославского музея-заповед
Сообщениеvillar » 26.12.2010, 20:46 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Русский фарфор 18 – начала 20 века в собрании Ростово-Ярославского музея-заповедника



Вот уже пол века в Ростове Великом действует музей, основанный жителями города А. А. Титовым и И. Шляковым. В собрании музея коллекция русского фарфора насчитывает около тысячи экспонатов. Это изделия, выполненные на Императорском фарфоровом заводе, на заводах Гарднера, Попова, братьев Корниловых, Батенина, Товарищества М. С. Кузнецова, Гжели.
В результате развития торговых отношений с зарубежными странами. А также путешествий, совершаемых частными лицами, в России издавна были известны фарфоровые предметы из Китая и Германии. Производство же отечественного фарфора стало возможным лишь в 40-е годы 18 века благодаря трудам талантливого русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. С его именем связано начало истории Императорского фарфорового завода. Ученому удалось открыть секрет производства фарфора и наладить выпуск фарфоровых изделий. Кроме того он создал первый в Европе теоретический труд по производству фарфора.
Продукция Императорского завода предназначалась для дворцов. Модели раннего периода русского фарфора ориентировались в основном на саксонские образцы: белая посуда была украшена небольшими букетами цветов, изображениями птиц и орнаментальными лентами. Копией сервизной тарелки Мейсенской фарфоровой мануфактуры является тарелка с восточными мотивами, выполненная на Императорском заводе во времена Екатерины II: на белом фоне изображены дракон. Аист, ветка с цветами и жук, а по борту на рельефе в виде плетенки – ветки с цветами и бабочки.

DSC04155.JPG


В первой трети 19 века на Императорском фарфоровом заводе был изготовлен знаменитый Гурьевский сервиз. Его скульптурная часть выполнена по проекту профессора Академии художеств С. С. Пименова. Сервиз был заказан для Александра I в 1809 году, закончен в 1817-м. Однако на протяжении всех последующих лет 19 столетия к нему добавляли отдельные предметы. В общей сложности их в сервизе было около тысячи. Во многих музеях нашей страны можно встретить изделия из этого сервиза. Их украшают изображения фигур народов России, ремесленников и торговцев, пейзажи, выполненные по гравюрам Х.-Г. Гейслера, Е. М. Корнеева, Д.-А. Аткинсона и других художников. Большую часть сервиза составляли тарелки. Их темно-вишневые борта украшены антикизированным золотым орнаментом, различным для каждого изделия, изображены разносчик с корзинами и обручник, о чем свидетельствует соответствующая надпись на оборотной стороне изделия. Гурьевский сервиз – уникальное произведение русского классицизма в области фарфора.

DSC04156.JPG


С 1814 года на заводе стали применять редкий для фарфора вид декора – печатный рисунок. В этом отношении представляет интерес тарелка с изображением Триумфальных ворот города Гатчины. Оттиск выполнен с гравюры И. В. Чекского по оригиналу
С. Ф. Щедрина.

DSC04158.JPG


В 1828 году на Императорском фарфоровом заводе был создан «Золотой» сервиз в стиле ампир. Его предметы отличаются обилием позолоты и детально проработанным орнаментом на тулове чашек и блюдцах.

DSC04157.JPG


С конца 1830-х годов и в архитектуре, и в монументальной декоративной скульптуре, и в фарфоре прослеживается влияние историзма. Предметы быта отличаются сложными формами и богатым декором. Сервиз великого князя Константина Николаевича, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в 1848 году, украшен сложным орнаментом в русско-византийском стиле. Автором проекта этого сервиза, а также чашки с монограммой «ВККН» был художник и археолог Ф. Г. Солнцев. В росписи предметов преобладают красный и зеленый цвет, позолота. В Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее находятся четыре изделия из этого сервиза: две тарелки, овальное блюдо и ваза сложной формы.

DSC04159.JPG


DSC04160.JPG


В конце 19 столетия завод продолжал выпускать копии и варианты сервизов 18 века. В публикуемых предметах – тарелка, розеточка и чашка с блюдцем – использована система декора знаменитого сервиза Севрской фарфоровой мануфактуры 1780-х годов. На изделиях стоит марка завода времен Александра II. Предметы изящно орнаментированы тонкими золотыми линиями и завитками, по борту тарелок в картушах, украшенных рокайльными завитками, на фоне пейзажа изображены птицы.
В 1913 году по модели художника К. А. Сомова, разработанной в 1905 году была выполнена скульптура «Дама с маской». Она известна без росписи и в разных вариантах росписи, выпускалась небольшими тиражами, повторялась на заводе и в последующие годы.

DSC04161.JPG


Императорский фарфоровый завод не мог полностью обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка. Значительных успехов фарфоровое производство в России достигло благодаря деятельности частных фарфоровых предприятий. В 1766 году открылся первый частный фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера в Вербилках (ныне Государственный Дмитровский фарфоровый завод), который выпускал продукцию, отличавшуюся изяществом формы и высокой техникой рисунка. На нем по заказу императорского двора было выполнено четыре «орденских» сервиза, которые предназначались для торжеств в честь награжденных орденами св. Георгия, Владимира, Александра Невского и Андрея Первозванного. На предметах сервиза изображены ордена и орденские ленты.
Завод Гарднера выпускал также бытовую посуду. На тарелках с прорезными ажурными бортами, кофейниках, десертной корзиночке, которые находятся в Ростово-Ярославском музее, мы видим букеты с крупными цветами и пейзажи. Сложной формой и богатым декором отличаются предметы чайно-кофейного сервиза. Кофейник и чайник рокайльной формы, чашки и блюдца покрыты кобальтом, на темно-синем фоне сверкает золотой орнамент, а в медальонах на сером фоне написаны букеты и отдельные цветочки. Полихромная роспись подчеркивает изящество изделий.

DSC04164.JPG


DSC04165.JPG


DSC04166.JPG


На заводе Гарднера изготовлялись и предметы мелкой пластики. В экспозиции музея находятся статуэтки «Индюк» и «Козел с собакой», скульптуры из бисквита «Слепой нищий», «Игра в репку», «Сбитенщик», изображающие представителей простого народа.

DSC04169.JPG


DSC04168.JPG


Среди частных предприятий по производству фарфора широко известен был завод Попова, основанный еще в 1804 году К. Мелли в селе Горбунове Дмитровского уезда Московской губернии. Приобретя его в 1811 году, А. Г. Попов наладил выпуск изделий превосходных технических и художественных качеств. Их ассортимент был самым разнообразным: сервизы, чайная и столовая посуда, так называемая трактирная посуда и статуэтки, пользовавшиеся в 19 веке большим спросом. Среди статуэток отдельные фигуры охотников, крестьянок, есть и сюжетные композиции, например, скульптура «Азия» в виде сидящей на верблюде женщины в длинном платье с короной на голове и скипетром в руке. Это произведение является вариантом модели Мейсенской мануфактуры, как и скульптурная композиция «Венера с Бахусом». На заводе Попова изготовлялись также предметы мелкой пластики, изображающие животных.

DSC04171.JPG


DSC04174.JPG


DSC04175.JPG


В коллекции музея представлен сервиз с так называемыми романтическими пейзажами – на тулове чайника, чашки и блюдца изображен пейзаж с архитектурными постройками. Интересен по своей композиции заварной чайник на подставке-грелке, украшенный готическими мотивами и пейзажами, его рельефные детали подчеркнуты позолотой. В виде раковины на заводе Попова были выполнены чашка и нижняя часть кувшина, на темно-вишневом тулове которого выделяются светлые цветы. Ручки у чашки и кувшина исполнены в причудливой форме красных кораллов.

DSC04172.JPG


DSC04173.JPG


Небольшим числом экспонатов в музее представлены заводы Батенина и братьев Корниловых в конце 19 века был изготовлен заказной сервиз, на белом фоне каждого предмета выделяется герб ростовских дворян Леонтьевых. Причудливой сложной формой отличается чайный сервиз с голубым крытьем, цветочной росписью в резервах, позолотой и ручками, напоминающими кораллы.

DSC04181.JPG


Гжельский керамический район, где существовало множество мелких предприятий, изготавливающих посуду и предметы мелкой пластики, с 19 века тоже начал выпускать фарфоровую посуду. На небольших заводиках работали всего несколько человек, например, до десяти, которые занимались формовкой посуды, ее обжигом и росписью. Фарфор Гжели, известный и в наше время, несет на себе отпечаток народной керамики.
Излюбленным украшением посуды были букеты из мелких цветов с крупными розанами на белом фоне.

DSC04177.JPG


Примечательны и статуэтки, отражающие жизнь и нравы разных слоев населения России. Немного упрощенная, грубоватая трактовка фигур сглаживается яркой росписью, напоминая тем самым лубочные картинки, как например, статуэтки «Женщина у надгробного памятника», «Плясун», «Женщина с павлином», «Дворник».

DSC04179.JPG


DSC04178.JPG


Рисунки и сюжетные композиции часто заимствовались с крупных фарфоровых предприятий страны, но у народных мастеров Гжели они принимали совсем иной вид. В тридцати деревнях и селах производили предметы быта из прославленных гжельских глин. Известны заводы братьев Новых и Фомина в деревне Кузяево, завод Храпунова-Нового, предприятие Тереховых и Кисилевых, а также заводы в деревнях Жирово, Турыгино, Бехтеево и других. На заводе Храпунова-Нового изготовлен чайный сервиз, на предметах которого изображен рог изобилия с цветами. Большая часть этих изделий покрыта позолотой и расписана золотым орнаментом.

DSC04182.JPG


19 век в России отличался быстрым развитием капиталистических отношений, интенсивным ростом заводов и фабрик. Перешли на новые формы работы и фарфоровые предприятия. Когда речь идет о конце 19 – начале 20 века, нельзя забывать о деятельности М. С. Кузнецова, сумевшего завладеть почти всеми фарфоровыми заводами страны: в Вербилках, Гжельском районе, Дулеве, в деревне Песочное Ярославской губернии и в других местах. Объединенные им предприятия стали выпускать посуду высокого качества и в больших количествах. Продукция заводов хорошо раскупалась, что способствовало расширению предприятий Товарищества М. С. Кузнецова.
Ловкие предприниматели сумели так поставить дело, что с ними уже не могли соперничать мелкие заводы. В коллекции музея находится несколько предметов, изготовленных в конце 19 века на предприятиях Товарищества М. С. Кузнецова для массового потребителя. Чайник, чашка с блюдцем, сливочник и перечница украшены рельефными деталями и золотыми отводками.

DSC04185.JPG


Скульптура «Крестьянка, сбивающая масло» выполнена из бисквита (неглазурованный фарфор).

DSC04184.JPG


Бокал с крышкой и блюдце украшены цветочной росписью по нежному розовому и голубому фону, ручки позолочены.

DSC04183.JPG


Коллекция русского фарфора Ростово-Ярославского музея дает наглядное представление о развитии этого вида декоративно-прикладного искусства в художественной жизни России.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.