Сейчас: 27.05.2017, 13:58





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Валерий и Надежда Проторьевы
Сообщениеvillar » 10.12.2010, 12:06 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Валерий и Надежда Проторьевы(1924 и 1926 г. р.). Художники Васильковского майоликового завода.

Валерий и Надежда встретились на отделении керамики Киевского училища прикладного искусства и с тех пор они вместе.

После учебы Проторьевы пришли на Васильковский майоликовый завод и уже через два года молодые художники подали в художественный совет свои первые произведения.

New0660.JPG



Произведения В. и Н. Проторьевых не имеют аналогий в украинской керамике. Однако подобные фантастические образы можно видеть в других видах украинского декоративного искусства, например, в народном рисовании и в частности в произведениях народной художницы лауреата Государственной премии имени Т. Г. Шевченко Марии Приймаченко. Глубокое знание Проторьевых искусства своего народа подсказало им мотивы для воплощения новых образов в майолике, а совершенное владение многочисленными народными приемами создания образа в керамике, богатый практический опыт, острое чувство эстетических запросов современника - все это помогло художникам подобрать в каждом конкретном случае наиболее соответствующие художественно-выразительные средства. Поэтому и их скульптурные произведения отмечены чертами традиционного и современного.

Интересным является сервиз для блинов «Праздничный» (1967) В. и Н. Проторьевых. Состоит он из большой миски-вазы, мисок, сметанника и вазочки для сахара или повидла. Все предметы комплекта извне и изнутри покрыты глазурью приятного охристо-молочного оттенка. На каждом изделии с помощью круга нарисована неширокая бело-коричневая орнаментальная полоса, которая оббегает предмет вокруг.

В мисочках орнамент расположен вверху, на бортиках, не розходятся наружу, как в обычной глиняной миске, а наоборот, наклонены под небольшим углом к ​​середине - такая конструкция удобна для посуды именно под блины. На других предметах (сметанник, сахарницы) орнаментальная полоса расположена чуть выше середины.

Поскольку миски широко открыты, они имеют декор и внутри. Концентрическими кругами белого и коричневого цвета расписано дно и коричневым «ползунком» подведены венцы. Края бортиков - белые.

В декоре использованы только три цвета - белый, охровый и коричневый. Но благодаря мастерскому оперированию ими, умению безошибочно, с точки зрения закономерностей колористики, их сопоставлять авторы достигли в росписи комплекта, как и в других работах, высокого художественного эффекта. Сервиз отмечается мягкой мелодичностью колорита, обостренно специфическим звучанием майолики.

Интересны и чисто декоративные произведения художников. Рассмотрим одну из декоративных ваз Валерия и Надежды Проторьевых, изготовленную в 1963 году. Средняя по размеру (высота 40 см), она имеет художественно совершенную эллипсовидную по силуэту форму с низенькой, точно угаданной в пропорциях горловиной-ободком.

Оригинально решен мажорный по общему звучанию колорит. Фон сосуда - чисто желтый. На нем медово-охристым тоном нанесены по вертикали большие овалоподобные декоративные пятна и коричневые поперечные штрихи на всю высоту изделия. Таким образом предварительно обработанная поверхность является фоном для орнаментальной росписи, отдельные цветочные мотивы будто вырастают от дна сосуда и свободно, согласованно со сферической поверхностью стелются на всю высоту вазы. Орнамент нарисован темно-зеленым цветом с медово-охристыми сердечниками цветков и темно-коричневыми контурами и стеблями.

Эта ваза Проторьевых - одно из высокохудожественных, действительно новаторских декоративных произведений. Здесь все сделано с большим мастерством и по-современному. Пластически выразительная форма дополняется и оживляется живописным декором. Насыщенные выразительные тона создают звонкий гармоничный колорит с динамически-уравновешенной орнаментальной ритмикой и особыми цветовыми эффектами. На чистом желтом фоне четко читаются густо-зеленые с коричневым цветочные орнаментальные мотивы. Медово-охристые пятна мягко вырисовываются на желтом фоне и несколько смягчают яркий орнамент, т.е. играют уравновешивающую роль и одновременно оживляющего компонента колористического строя. А коричневые круговые штрихи подчеркивают и обостряют красоту архитектонического строения вазы, также способствуют гармоничному объединению всех цветов декора.

Оригинальной является сосуд Проторьевых в виде петуха. Декоративно-энергичная пластика этого изделия усилена цветными поливами - золотисто-желтой, коричневой и зеленой, которые декоративно заплывают друг на друга, создавая интересные ритмико-цветные аккорды. Петух задорный, красочный. Таким его сделали с помощью средств пластики и цвета умелые руки художников.

Декоративно-скульптурная посуда, напоминающая человеческие фигуры по своему образно-эмоциональному содержанию значительно отличается от подобной посуды львовских мастеров. Васильковские художники Валерий и Надежда Проторьевы создают такую ​​посуду в юмористическом ключе. Действительно, нельзя не улыбнуться, когда рассматриваешь майоликовых супругов под названием «Киевляне».

Относительно формы и цветовой росписи комплект простой и выразительный, характерный по эмоционально-образному содержанию, хотя и решен очень условно. Оба сосуда имеют почти одинаковую форму, но мужская фигура крупнее. Основу сосуда составляет шаровидная, полная, едва заметная вытянутая и зауженная кверху форма резервуара. Корпус дополняют также полные, округлые головы и руки мягкими изгибами поставлены в стороны. Все максимально обобщенное, условное, но пластически интересное и убедительное. Это прежде декоративные сосуды с двумя ручками, которые к тому же с оттенком юмора напоминают человеческие фигуры - приземистые, набитые, «толще, нежели длиннее».

Оба сосуды сплошь покрыты тепло-розовым по цвету ангобом, по которому в графической манере выполнена роспись блестящей коричневой глазурью. Декор - предельно условный и минимальный, сделанный буквально несколькими штрихами. На светлом матовом фоне блестящая темная роспись выступает ажурными орнаментальными ритмами, создавая выразительные декоративные образы юмористического характера. Такая посуда привлекает внимание, вызывает хорошее настроение. А если так, то цель достигнута.

Менее удался Проторьевым комплект фигурной посуды («он» и «она»), который называется «Гуцулы». Выполненный в типично Васильковских, мягко закругленных формах (основа корпуса - грушевидная) и расписан в местной стилевой манере, сосуды-скульптуры не воспроизводят образа гуцулов, мало ассоциируются с гуцульским искусством, для которого свойственны более стройные, геометризируемые формы и ритмы.


DSC04070.JPG


Композиция Валерия и Надежды Проторьевых «Лошадь с жеребенком» имеет одно принципиальное решение декора. Обе фигурки покрыты однотонной глазурью. Темным цветом окрашены грива и хвост. С обеих сторон на статуэтках выполнена роспись цветочными мотивами. Но благодаря многочисленным тоновым вариантам основных цветов эта скульптурная композиция существует во многих колористических разновидностях от светло-коричневого до темно-зеленого. Причем все варианты цветового решения отличаются изысканной гармонией красок, точно найденной масштабностью цветочных мотивов и согласованности их ритмического построения с характером пластики скульптурных форм.

В. Щербак, перевод с укр. мой


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.