Сейчас: 07.12.2016, 12:31





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Валерий и Надежда Проторьевы
Сообщениеvillar » 10.12.2010, 12:06 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Валерий и Надежда Проторьевы(1924 и 1926 г. р.). Художники Васильковского майоликового завода.

Валерий и Надежда встретились на отделении керамики Киевского училища прикладного искусства и с тех пор они вместе.

После учебы Проторьевы пришли на Васильковский майоликовый завод и уже через два года молодые художники подали в художественный совет свои первые произведения.

New0660.JPG



Произведения В. и Н. Проторьевых не имеют аналогий в украинской керамике. Однако подобные фантастические образы можно видеть в других видах украинского декоративного искусства, например, в народном рисовании и в частности в произведениях народной художницы лауреата Государственной премии имени Т. Г. Шевченко Марии Приймаченко. Глубокое знание Проторьевых искусства своего народа подсказало им мотивы для воплощения новых образов в майолике, а совершенное владение многочисленными народными приемами создания образа в керамике, богатый практический опыт, острое чувство эстетических запросов современника - все это помогло художникам подобрать в каждом конкретном случае наиболее соответствующие художественно-выразительные средства. Поэтому и их скульптурные произведения отмечены чертами традиционного и современного.

Интересным является сервиз для блинов «Праздничный» (1967) В. и Н. Проторьевых. Состоит он из большой миски-вазы, мисок, сметанника и вазочки для сахара или повидла. Все предметы комплекта извне и изнутри покрыты глазурью приятного охристо-молочного оттенка. На каждом изделии с помощью круга нарисована неширокая бело-коричневая орнаментальная полоса, которая оббегает предмет вокруг.

В мисочках орнамент расположен вверху, на бортиках, не розходятся наружу, как в обычной глиняной миске, а наоборот, наклонены под небольшим углом к ​​середине - такая конструкция удобна для посуды именно под блины. На других предметах (сметанник, сахарницы) орнаментальная полоса расположена чуть выше середины.

Поскольку миски широко открыты, они имеют декор и внутри. Концентрическими кругами белого и коричневого цвета расписано дно и коричневым «ползунком» подведены венцы. Края бортиков - белые.

В декоре использованы только три цвета - белый, охровый и коричневый. Но благодаря мастерскому оперированию ими, умению безошибочно, с точки зрения закономерностей колористики, их сопоставлять авторы достигли в росписи комплекта, как и в других работах, высокого художественного эффекта. Сервиз отмечается мягкой мелодичностью колорита, обостренно специфическим звучанием майолики.

Интересны и чисто декоративные произведения художников. Рассмотрим одну из декоративных ваз Валерия и Надежды Проторьевых, изготовленную в 1963 году. Средняя по размеру (высота 40 см), она имеет художественно совершенную эллипсовидную по силуэту форму с низенькой, точно угаданной в пропорциях горловиной-ободком.

Оригинально решен мажорный по общему звучанию колорит. Фон сосуда - чисто желтый. На нем медово-охристым тоном нанесены по вертикали большие овалоподобные декоративные пятна и коричневые поперечные штрихи на всю высоту изделия. Таким образом предварительно обработанная поверхность является фоном для орнаментальной росписи, отдельные цветочные мотивы будто вырастают от дна сосуда и свободно, согласованно со сферической поверхностью стелются на всю высоту вазы. Орнамент нарисован темно-зеленым цветом с медово-охристыми сердечниками цветков и темно-коричневыми контурами и стеблями.

Эта ваза Проторьевых - одно из высокохудожественных, действительно новаторских декоративных произведений. Здесь все сделано с большим мастерством и по-современному. Пластически выразительная форма дополняется и оживляется живописным декором. Насыщенные выразительные тона создают звонкий гармоничный колорит с динамически-уравновешенной орнаментальной ритмикой и особыми цветовыми эффектами. На чистом желтом фоне четко читаются густо-зеленые с коричневым цветочные орнаментальные мотивы. Медово-охристые пятна мягко вырисовываются на желтом фоне и несколько смягчают яркий орнамент, т.е. играют уравновешивающую роль и одновременно оживляющего компонента колористического строя. А коричневые круговые штрихи подчеркивают и обостряют красоту архитектонического строения вазы, также способствуют гармоничному объединению всех цветов декора.

Оригинальной является сосуд Проторьевых в виде петуха. Декоративно-энергичная пластика этого изделия усилена цветными поливами - золотисто-желтой, коричневой и зеленой, которые декоративно заплывают друг на друга, создавая интересные ритмико-цветные аккорды. Петух задорный, красочный. Таким его сделали с помощью средств пластики и цвета умелые руки художников.

Декоративно-скульптурная посуда, напоминающая человеческие фигуры по своему образно-эмоциональному содержанию значительно отличается от подобной посуды львовских мастеров. Васильковские художники Валерий и Надежда Проторьевы создают такую ​​посуду в юмористическом ключе. Действительно, нельзя не улыбнуться, когда рассматриваешь майоликовых супругов под названием «Киевляне».

Относительно формы и цветовой росписи комплект простой и выразительный, характерный по эмоционально-образному содержанию, хотя и решен очень условно. Оба сосуда имеют почти одинаковую форму, но мужская фигура крупнее. Основу сосуда составляет шаровидная, полная, едва заметная вытянутая и зауженная кверху форма резервуара. Корпус дополняют также полные, округлые головы и руки мягкими изгибами поставлены в стороны. Все максимально обобщенное, условное, но пластически интересное и убедительное. Это прежде декоративные сосуды с двумя ручками, которые к тому же с оттенком юмора напоминают человеческие фигуры - приземистые, набитые, «толще, нежели длиннее».

Оба сосуды сплошь покрыты тепло-розовым по цвету ангобом, по которому в графической манере выполнена роспись блестящей коричневой глазурью. Декор - предельно условный и минимальный, сделанный буквально несколькими штрихами. На светлом матовом фоне блестящая темная роспись выступает ажурными орнаментальными ритмами, создавая выразительные декоративные образы юмористического характера. Такая посуда привлекает внимание, вызывает хорошее настроение. А если так, то цель достигнута.

Менее удался Проторьевым комплект фигурной посуды («он» и «она»), который называется «Гуцулы». Выполненный в типично Васильковских, мягко закругленных формах (основа корпуса - грушевидная) и расписан в местной стилевой манере, сосуды-скульптуры не воспроизводят образа гуцулов, мало ассоциируются с гуцульским искусством, для которого свойственны более стройные, геометризируемые формы и ритмы.


DSC04070.JPG


Композиция Валерия и Надежды Проторьевых «Лошадь с жеребенком» имеет одно принципиальное решение декора. Обе фигурки покрыты однотонной глазурью. Темным цветом окрашены грива и хвост. С обеих сторон на статуэтках выполнена роспись цветочными мотивами. Но благодаря многочисленным тоновым вариантам основных цветов эта скульптурная композиция существует во многих колористических разновидностях от светло-коричневого до темно-зеленого. Причем все варианты цветового решения отличаются изысканной гармонией красок, точно найденной масштабностью цветочных мотивов и согласованности их ритмического построения с характером пластики скульптурных форм.

В. Щербак, перевод с укр. мой


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot] Соответствие агенту: Yandex


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.