Сейчас: 05.12.2016, 16:31




Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Федчун Нелли Степановна
Сообщениеvillar » 12.08.2012, 22:59 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Федчун Нелли Степановна родилась в 1937 г. в Красноармейске, Донецкой области.

В 1968 г. окончила ЛГИПДИ — Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства.
Персональная выставка во Львовской картинной галерее в 1985 г.

Член Союза художников с 1986 г.

Участница республиканских, всесоюзных и международных выставок.

Награждена почетным дипломом и специальной премией - Фаэнца, 1986.


В творчестве Нелли Федчун связь с народными традициями не столь непосредственная и внешне практически не ощутима. Ее композиции выражают личные размышления о ходе времени, об изменениях, происходящих вокруг, о судьбе человека. На основе владения технологическими возможностями современной декоративной керамики автор широко применяет выразительные средства, заимствованные у станковой скульптуры. В керамической пластике почти всегда присутствует изображение человека - фигуры, торса, лица. При доминирующем значении тонко моделируемой формы цвета обычно отводится вспомогательная роль.

Художница воплощает свои замыслы в керамических пластах, тарелках и объемно-пространственных композициях. Целый ряд произведений посвящается одной теме - жизни женщины, ее высокому назначению в продолжении человеческого рода (декоративные пласты «Девчата», 1970; «Женщины и деревья», 1970; «Материнство», 1970; «Женщины», 1971; декоративная пластика «Три женщины », 1970, и др.).. Подобные произведения исполняются в каменной массе или шамоте.

Пластическое решение немногословное, формы обобщены, движения продуманы и выразительны. Цвет играет роль общей окраски керамической массы, из которой формируется композиция. Значительное внимание при этом уделяется фактурной обработке поверхности. Многочисленные выступления, трещины создают иллюзию внутреннего напряжения пластических наполненных форм.

Автор часто применяет своеобразный композиционный прием - в нескольких составных частях произведения тема раскрывается постепенно. Характерным примером служит декоративная группа «Три женщины» (1970). Фигуры пластически обобщенные, представленные условно, лишены излишней конкретизации. Одна из женщин держит в руках небольшое дерево - вечный символ жизни, другая - в ожидании материнства, в тревожном покое. Третья, с ребенком на руках, - воплощение материнской радости.

Подобное развитие темы наблюдаем в серии пластов «Утро, день, вечер ...» (1977). Центральное место в каждой из частей триптиха занимает изображение торса, представленное в разных положениях и ракурсах. Отдельные части композиции символизируют пробуждение, подъем и затухание жизненной активности в течение суток. Однако спектр ассоциативного действия значительно шире: изображение торса навевает размышления об эволюции античной культуры, о цикличности времени. Пласты мягкие по очертаниям, невысокий рельеф на их поверхности тонко моделируемый, очерченный изысканной контурной линией. Цветные градации подчеркивают выразительность пластики.

Ассоциативную связь с древним миром, стремление к осмыслению судьбы человечества ощущается во многих работах Нелли Степановны Федчун. Лучшим таким произведением является декоративная композиция «Памяти предков» (1986). Формальное ее решение поражает простотой и целесообразностью. Три сидящие фигуры, мужская, женская и детская, напоминают закутанные в ткань мумии или каменную скульптуру. Пластические ходы в разработке объема выразительные и уверены. Тонко найденные пропорциональные соотношения в расстановке основных масс в каждом фрагменте в частности и в ансамбле целом. С помощью минимальных средств составным частям произведения предоставляется определенная индивидуальная характеристика. Мужская фигура - массивная, мощная, женская мягче очертаниями, детская меньше, хрупкая.

Использование цвета сдержанное, связанное с применением специфического технологического приема: в окрашенную темно-серую фарфоровую массу включены тонкие белые, серо-синие и серо-зеленые прожилки. Причудливый красочный их рисунок воспринимается как остатки уничтоженного временем декора на тканях. В общем контексте удачно звучит матовая, бархатистая, слегка блестящая поверхность черепка. Искусно используя естественные свойства материала, автор создает оригинальное, глубоко содержательное произведение, которое поражает высоко эмоциональным напряжением, внутренним драматизмом.

По характеру пластической концепции произведения Нелли Степановны приближаются к декоративной скульптуре, хотя в любом случае применения определенных керамических материалов всегда целесообразно. Композиции художницы всегда оригинальны, направленные на активный контакт со зрителем. Ярко проявляется это, в частности, в декоративном рельефе «Пейзаж» (1978).

Композиция разворачивается в прямоугольнике, который напоминает оконную раму. Тонкая пластинка внутри его заканчивается волнистыми краями и воспринимается, как легкая занавеска, что трепещет от ветра. Рельефное изображение деревьев на ней будто просматривается сквозь прозрачную ткань. На подоконнике лежит яблоко. Достижению ощущения пространственности, созданию спокойного, лирического настроения способствуют тонкие градации пастельных оттенков голубого, зеленого, розового и серого цветов. Основу образного решения составляет своеобразный художественный синтез выразительных средств керамики, скульптуры и живописи.

Размышления художника над проблемой обострения конфликта между природной средой и искусственным, созданным человеком миром нашли оригинальное воплощение в произведениях «Интерьер яйца» (1980) и «Кристалл» (1982). В обоих случаях в основе композиционного решения - большой яйцевидный объем, который символизирует начало жизни. Однако в одной работе он прорывается иллюзорным пространством, воспроизведенным средствами графического рисунка, в другом - пронизывается граненым, холодным геометрическим объемом. Акцентированный контраст пластических компонентов, неожиданные пространственные метаморфозы вносят в композицию беспокойство, драматическое напряжение.

Произведениям Н. Федчун свойственна нестандартность композиционного решения, широкое использование тонкого скульптурного моделирования формы, серьезность и значимость тематики. В ее творчестве ярко проявляется современная тенденция применения в керамике не свойственных ей ранее выразительных средств.

О. М. Голубец. Перевод с укр. мой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.